Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1 (15.79 Kb) Гадание топором Это гадание относят к древнейшим уже. Плиний еще упоминает об способе гадания на топоре, оно внесено в Грецию при Ксерксе I Останесом, а из Греции распространилось повсюду. Это гадание назначалось для узнания виновного между подозреваемыми лицами. Для процесса гадания вбивали топор в… Читать далее »
А.А Коринфский. Спас – Преображение (9.71 Kb) Яблочный Спас – по православному календарю день Преображения Господня. В относительно недалеком прошлом он был для русского крестьянина большим праздником, содержание и смысл которого гораздо шире, чем сохранившееся на сегодняшний день представление о созревании плодов, особенно яблок, и разрешении употребления их в пищу. Это был определенный рубеж в… Читать далее »
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский “Спожинки” (11.82 Kb) Как бы ни был важен и праздничен второй, яблочный, Спас, для крестьянина гораздо существеннее любых плодов был хлеб – основа его существования, источник всех надежд и вечная причина забот и волнений. Поэтому уборочная страда была самым заметным явлением народной жизни, а сопровождавшие его обряды долгие века сохраняли… Читать далее »
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье) (4.36 Kb) Из личного архива Т.В. Гусаровой Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой Гадание на Святки. На Новый год запирали избы, хулиганили ( молодые парни на Святки «озорничали» так: подпирали поленом дверь снаружи, чтобы те, кто был внутри не смогли выйти из… Читать далее »
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II (2.97 Kb) Из личного архива Т.В. Гусаровой Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой Быличка о гадании Гадать или «ворожить» («ворОжить») в зимние Святки с давних времён было традиционным занятием русских как в городе, так и в деревне. Гадать, т.е. «узнавать или открывать что-либо неизвестное,… Читать далее »
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть I (3.68 Kb) Из личного архива Т.В. Гусаровой Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой ….Гадали: под окошком бегали, кричали: «Суженого-ряженого как зовут?» Скажут там: «Алёксандром, там, Михаилом…». Подбежим к воротам, через себя кинем сапог, куда носком ляжет – туда замуж выйдешь. За чёрным камнем посылали парня с девкой.… Читать далее »
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 2 (2.66 Kb) Из личного архива Т.В. Гусаровой Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой Все до единого на улицу выходим. Семечков, орехов грызём. У кого есть конфеты – конфеты едят. В понедельник дерутся «махарка на махарку», как война. Кто победит, там четыре ведра вина ставят. Молодых в… Читать далее »
Масленица в Большеболдинском районе Нижегородской области. Часть 1 (1.85 Kb) Из личного архива Т.В. Гусаровой Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой …Как везде катаются на лошадях, пекут блины. Записано Белоус Т. И Бирюковой Т. в д. Калинино в 1968г. … Особые гулянья в «прощальное воскресенье» (в Пасху – «встречальное»). Наряжают чучело, возят его на… Читать далее »
Т.В. Гусарова. Традиционные обрядовые праздники в селе Сар-Майдан Вознесенского района Нижегородской области (Первая четверть ХХ века) (18.68 Kb) Село Сар-Майдан Вознесенского района расположено на обширных лугах высокого берега речушки Сарма, которая впадает в реку Мокша. Село в одну улицу, ориентировано на реку, избы высокие, с подклетом и подполом. Главное занятие жителей от мала до велика… Читать далее »