Е. Тихомирова. Традиционные святочные гадания в Нижегородской области (5.27 Kb) Информация о том, как гадали полвека и более назад хорошо сохранилась в памяти информантов. Это излюбленная тема воспоминаний у пожилых женщин, изобилующая подробностями и красочными описаниями самого процесса и последствий гаданий. Гадать, т.е. «узнавать или открывать что-либо неизвестное, наобум, или по каким-либо признакам, по… Читать далее »
А. Купцов. «Хорош ли огонёк?». Особенности традиции колядования в д. Борисовка Борского района Нижегородской области (2.1 Kb) Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой …Моя молодость проходила в 60-х годах (ХХ века – прим. ред.). Особых обрядов я, конечно, не помню. Но, в Рождественские праздники мы, деревенские дети, собирались вечером и ходили по деревне, показывали… Читать далее »
Светлана Мартоян. Святочные рассказы (3.59 Kb) Светлана Мартоян. Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой Святочные рассказы Святки во время эвакуации …Вот как-то я с мужчиной разговорилась. Спрашиваю у него: – А вы в детстве колядовали? А он отвечает: – Не, у нас в Горьком как-то не принято было. А как немцы наступать начали (в 1941г –… Читать далее »
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 2 (16.98 Kb) Гадание на полотенце. В глухую полночь вывешивают сухое полотенце за окно и говорят при этом: «Суженый-ряженый, приди и утрися!» Смысл этого призывания тот, что здесь девушка желает узнать, выйдет ли она в этот именно год замуж? Если, мол, жених моим полотенцем утрется, стало быть,… Читать далее »
Русские гадания встарь и в наше время. Часть 1 (15.79 Kb) Гадание топором Это гадание относят к древнейшим уже. Плиний еще упоминает об способе гадания на топоре, оно внесено в Грецию при Ксерксе I Останесом, а из Греции распространилось повсюду. Это гадание назначалось для узнания виновного между подозреваемыми лицами. Для процесса гадания вбивали топор в… Читать далее »
А.А Коринфский. Спас – Преображение (9.71 Kb) Яблочный Спас – по православному календарю день Преображения Господня. В относительно недалеком прошлом он был для русского крестьянина большим праздником, содержание и смысл которого гораздо шире, чем сохранившееся на сегодняшний день представление о созревании плодов, особенно яблок, и разрешении употребления их в пищу. Это был определенный рубеж в… Читать далее »
Третий Спас, «хлебный»: А.А. Коринфский “Спожинки” (11.82 Kb) Как бы ни был важен и праздничен второй, яблочный, Спас, для крестьянина гораздо существеннее любых плодов был хлеб – основа его существования, источник всех надежд и вечная причина забот и волнений. Поэтому уборочная страда была самым заметным явлением народной жизни, а сопровождавшие его обряды долгие века сохраняли… Читать далее »
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть III (Славление. Гадание. Ряжение. Крещенье) (4.36 Kb) Из личного архива Т.В. Гусаровой Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой Гадание на Святки. На Новый год запирали избы, хулиганили ( молодые парни на Святки «озорничали» так: подпирали поленом дверь снаружи, чтобы те, кто был внутри не смогли выйти из… Читать далее »
Святки в Сокольском районе Нижегородской области. Часть II (2.97 Kb) Из личного архива Т.В. Гусаровой Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой Быличка о гадании Гадать или «ворожить» («ворОжить») в зимние Святки с давних времён было традиционным занятием русских как в городе, так и в деревне. Гадать, т.е. «узнавать или открывать что-либо неизвестное,… Читать далее »