Т.В. Гусарова. Празднование Троицы в Нижегородской области (по материалам 1960-х – 2006 гг.) (10.44 Kb) Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Замыкая период пахоты и посевной, она воспринималась народным сознанием как некий переломный момент и в состоянии природы – переход от весны к лету, к началу созревания трав и хлебов, и… Читать далее »
Е.В. Тихомирова. Троица в селе Безводное Кстовского района (13.88 Kb) Описание троицкого обряда подготовлено по записям 2004-2005 годов. Дополнительная информация получена от старожилов села Сидневой Г.Н., 1926 г.р., Хализовой Л.Ф., 1929 г.р., Ложкиной А.А., 1934 г.р., Ремениной В.А., 1928 г.р. Троица в Безводном – престольный праздник. По народной традиции в этом селе Троица… Читать далее »
Гусарова Т.В., Тихомирова Е.В. Похороны Костромы (23.98 Kb) ПОХОРОНЫ КОСТРОМЫ с. Шутилово Первомайского района Нижегородской области Неделя после Троицы, начиная с Духова дня и до Петровского заговенья, в ряде местностей юга Нижегородской области связана с обрядами проводов весны. Один из таких обрядов – Похороны Костромы – до сих пор активно бытует в с. Шутилово Первомайского… Читать далее »
Празднование Ярилы в с. Ивановское Б. Мурашкинского района (2.55 Kb) В третье воскресенье после Троицы в с. Ивановском – Ярилин день. Праздновали его здесь, на памяти жителей, всегда, даже в годы воинствующего атеизма, когда активно внедрялись новые советские праздники: вместо Масленицы – «Праздник русской зимы», вместо Троицы – «Праздник русской березки»,… «Раньше, бывало, и слово-то… Читать далее »
Н. П. Грановская, Т. В. Гусарова Празднование Ярилина дня в Нижегородской области (4.02 Kb) Ярило относится к группе божеств, связанных с плодородием. Его культ представляется культом умирающего и воскрешающего бога плодородия, весенней «ярой» плодоносящей силы. Б. Рыбаков датирует время появления обрядов, связанных с культом этого божества, «эпохой до великого расселения славян в VI в. н.э.»… Читать далее »
Е. Тихомирова. Как рядились на Святки (17.05 Kb) «Ряженым наряжались» на Святки в Нижегородской области повсеместно. Информаторы рассказывают об этом с большим оживлением и удовольствием. В разных районах говорили по-своему: «ходили ряжёные в беседку», «в Святки рядились». Часто ряженых называют «святошниками» или «святками» («рядились святками»[1]). Ряжение понималось двояко: 1) наряжаться красиво, быть нарядным; 2) рядиться животными, принимать обличие… Читать далее »
Праздник Купалы (26.14 Kb) В Нижегородской губернии на время, соответствующее празднованию Купалы (25 июня ст. ст., 7 июля н. ст.) приходились многодневные (от 2 дней до недели) ярмарки, которые могли быть стационарными или переходящими из одного села в другое, о чем свидетельствуют как материалы, собранные на территории области в XX в., так и публикации, относящиеся… Читать далее »
Т.В. Гусарова. Покровские обычаи (15.14 Kb) Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечался в селениях Нижегородского региона практически повсеместно. Старшее поколение воспринимало его как момент завершения всех сельскохозяйственных работ, перевода скота на стойловое содержание, окончательной подготовки жилья к зиме. К этому дню должен был быть произведен расчет со всеми работниками, которых нанимали «от Петрова до Покрова», т.е.… Читать далее »
Т.В.Гусарова. Начало года в народном календаре (7.02 Kb) Гусарова Т.В. Начало года в народном календаре. Для народной традиции празднование наступления нового года было по преимуществу связано с определенными циклами трудовой деятельности, её началом или завершением. Важнейшими периодами были весна, начало полевых работ, пахота и сев, т.е. конец апреля-май, и осень, время завершения уборочных работ… Читать далее »
Т.В. Гусарова. Святочные обычаи в Сосновском районе Нижегородской области (в записях 1980 – 2007 гг.) (16.13 Kb) Святочные гулянья в Сосновском районе начинались только после Рождества, никак не связываясь с новогодними праздниками. Строгого деления на Святые вечера (первая неделя Святок, с 7 по 13 января) и Страшные вечера (вторая неделя, с 14 по 18 января… Читать далее »