Усачев А.С. О дате смерти Козьмы Яхромского (11.64 Kb) Заинтересовавшись вопросом о хронологии жизни основателя владимирского Космина монастыря Успения Богородицы – Козьмы Яхромского, мы столкнулись с противоречиями данных источников на этот счет. В целом ряде работ 1492 г. представлен как дата смерти Козьмы. Эта дата, однако, отсутствует в ранних источниках – в известных нам актах… Читать далее »
Усачев А.С. Книга «владыки Офонасиа»: О владельце сборника сочинений Дионисия Ареопагита РНБ. Соф. № 1188 (37.88 Kb) В Софийском собрании Отдела рукописей Российской национальной библиотеки под № 1188 хранится сборник сочинений Дионисия Ареопагита XVI в. (данный сборник сочинений Дионисия представляет славяно-русский перевод Исайи, опубликованный в Великих Минеях Четьих под 3 октября[1]). Рукопись уже неоднократно привлекала внимание… Читать далее »
Усачев А.С. Сборник житий из собрания В.М. Ундольского: опыт реконструкции (167.12 Kb) Личные коллекции собирателей XIX – ХХ вв. для исследователя книжной культуры эпохи русского средневековья представляют особый интерес. Если в собраниях крупных монастырей (например, Троицкого, Волоцкого и Чудовского) хранятся созданные либо бытовавшие в этих центрах рукописи, то время, место создания и историю бытования… Читать далее »
Усачев А.С. Летописец начала царства и митрополичья кафедра в середине XVI в. (66.2 Kb) Летописец начала царства, созданный в 50-е гг. XVI в., относится к числу крупнейших памятников русского летописания. Период создания Летописца в литературе нередко определяют как эпоху митрополита Макария в истории русской культуры и, в частности, книжности[1]. В историографии середины XX в. было высказано закрепившееся… Читать далее »
Опубл.: Волынский Э.И. Дж. Гершвин. Л.:Музыка, 1980. С. 73-86. “…Как-то ночью Джорджа мучила бессонница, и он решил немного почитать. Раскрыл роман Хэйворда и с первых страниц ощутил удивительную силу его поэтических образов. Читал, а в голове помимо воли возникали мелодии, аккордовые созвучия…, а потом написал Хэйворду о намерении сочинить оперу на этот сюжет”
[11] Принимая во внимание все, что происходило в области европейской оперы в первые десятилетия XIX века и что было сделано в данном отношении в России, очень нетрудно взвесить и оценить историческое значение Глинки[1], не преувеличивая его [12] заслуг и не пытаясь снизить их до степени заурядного явления, В Глинке прежде всего бросается в глаза рациональная… Читать далее »
Борис Асафьев РУССКИЙ РОМАНС XIX ВЕКА (1928) [55] Истоки русского романса до сих пор не изучены и с трудом поддаются изучению. Во второй трети XVIII века их надо искать в зарождавшемся музицировании в придворных и барских петербургских кругах. Здесь сплетаются сложные влияния: с одной стороны, великорусская и украинская песня соперничают друг с другом, с другой… Читать далее »
Г.А.Ларош Н. Г. РУБИНШТЕЙН [87] Из множества знаменитых деятелей, унесенных смертью в течение последнего года, ни один, я думаю, не заботился так мало о своей будущей биографии, как Николай Рубинштейн. Это отчасти обусловливалось его специальностью. Образ великого музыканта для грядущих поколений всегда бледнее и неопределеннее, чем – на том же расстоянии – образ поэта, живописца,… Читать далее »
IV. Музыкант-просветитель [200] В начале 1800-х годов Бортнянский широко проявил себя в музыкально-общественной деятельности. Он ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы (еженедельно, по субботам) и в течение многих лет сохранял эту традицию. Концертами всегда дирижировал сам, даже в последние свои годы, несмотря на преклонный возраст. По свидетельству современников, эти концерты пользовались неизменным успехом у… Читать далее »
I. Былины о Садко купце, богатом госте [319] Новгородские былины о Садко купце, богатом госте — одни из наиболее поэтических созданий древнего творчества русского народа — неоднократно привлекали внимание русских композиторов. Еще в начале 1861 года В. В. Стасов пытался заинтересовать сюжетом былин о Садко М. А. Балакирева. Несколько позже М. П. Мусоргский посоветовал Н. А.… Читать далее »