КАЛОШИНА Г. Религиозно-философская символика в симфониях Рахманинова и его современников

Г. КАЛОШИНА Религиозно-философская символика в симфониях Рахманинова и его современников (16.64 Kb) [102] «Я видел Вашу душу обнаженной, совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной как дикий, таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как стихийную бурю с ее ужасами и бедами и с… Читать далее »

ЗЕМЦОВСКИЙ И.И. Человек музицирующий – Человек интонирующий – Человек артикулирующий

И.И. ЗЕМЦОВСКИЙ. Человек музицирующий – Человек интонирующий – Человек артикулирующий (20.9 Kb) [97] Название статьи призвано обратить внимание сразу на два су­щественных обстоятельства. Во-первых, рассматриваемая в настоя­щем сборнике проблема музыкальной коммуникации переакценти­руется с музыкального языка на Человека музицирующего. Во-вторых, вопрос ставится в рамках более общей авторской концепции о сущ­ности музыкального искусства в его реальной бытийности.… Читать далее »

МАРТЫНОВ В.И. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности (Введение, Глава II)

В.И.МАРТЫНОВ. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности (Введение, Глава II) (149.16 Kb) ВВЕДЕНИЕ [5] Бывает, что в самом обычном слове или привычном понятии вдруг начинает высвечиваться скрытое, непривычное значение, как бы дремлющее под поверхностью обыденного смысла и пробуждающееся под воздействием обстоятельств, сложившихся неожиданным образом. «Я верю, — писал Хлебников, — что перед очень большой… Читать далее »

АРНОНКУР Николаус Музыка языком звуков. Главы из книги

Николаус АРНОНКУР. Музыка языком звуков. Главы из книги (47.58 Kb) МУЗЫКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ [4] От средневековья до Французской революции музыка была одной из важнейших основ нашей культуры и жизни. Ее знание считалось обязательной частью общего образования. Теперь же музыка является разве что украшением, позволяющим заполнить пустые вечера посещением оперы или филармонии, украсить официальные торжества,… Читать далее »

ТЕПЛОВ Н. Акробатство в музыке

Н. ТЕПЛОВ Акробатство в музыке (22.39 Kb) [215] Николай Теплов Акробатство в музыке[1] Как часто приходится читать музыкальные рецензии приблизительно такого содержания: «молодой скрипач на бис сыграл с удивительною легкостью и brio «Capriccio» Паганини, одно из труднейших произведений великого маэстро». Или недавно в «Новом Времени» читаем отзыв об игре фон Вечей: «Ф. В. показал изумительную… Читать далее »

ДУКОВ Е. Концерт в истории западноевропейской культуры (Фрагменты из книги) (60.42 Kb)

Е. ДУКОВ. Концерт в истории западноевропейской культуры (Фрагменты из книги) (60.42 Kb) [5] ВВЕДЕНИЕ Мало, наверное, можно найти столь неопределенных и странных тем, как теория концерта. Само слово “концерт” провоцирует постановку огромного количества вопросов: о каком концерте идет речь — эстрадном, филармоническом, сольном, ансамблевом? Что вообще можно назвать концертом — ведь вряд ли в истории… Читать далее »

ЗАХАРОВА О. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы

О. ЗАХАРОВА Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы, приемы (54.78 Kb) Введение [4] В сравнении с другими аспектами боль­шой проблемы «музыка и язык» (звук и слово) «риторический» аспект обладает специфическими преимуществами, выявляющи­мися наиболее полно в исследовании музыкального искусства XVII— первой половины XVIII в. Ведь риторика и ораторское искусство были для… Читать далее »

СЕЛИЦКИЙ А. Парадоксы бытовой музыки

А. СЕЛИЦКИЙ Парадоксы бытовой музыки (42.76 Kb) [19] Музыка быта сопутствует человеку постоянно, привычно и порой незаметно. С детства беспрепятственно, не требуя от нас усилий, входит она в сознание, становится частью нашего существования, кажется даже – частью нас самих. Стоит ли удивляться, что в глазах музыкантов-профессионалов бытовая музыка окружена своеобразным ореолом, имя которому – иллюзия… Читать далее »

АРАНОВСКИЙ М. Психическое и историческое

М. АРАНОВСКИЙ Психическое и историческое (31.83 Kb) [7] Пытаясь определить те психические силы, которые обеспечивают творческий процесс музыканта (композитора или исполнителя – безразлично), мы неизбежно сталкиваемся с конфликтом наблюдаемого и ненаблюдаемого, познаваемого и принципиально не поддающегося познанию. Первое получает экспликацию в теории музыки, о работе же второго приходится только догадываться. Описать любую систему техники композиции… Читать далее »

ТАРАКАНОВ М.Е. Замысел композитора и пути его воплощения

М.Е. ТАРАКАНОВ Замысел композитора и пути его воплощения (33.17 Kb) [127] Определение путей воплощения композиторского замысла — едва ли не самая сложная задача, которая стоит перед наукой в искусстве. В самом деле, на каких основаниях мы вообще можем судить о том, как протекает творческий процесс в музыке, какие стадии проходит создатель художественной ценности на пути… Читать далее »