Сутра помоста шестого патриарха (“Книга поучений шестого патриарха [Хой-нэна]”)

Сутра помоста шестого патриарха (“Книга поучений шестого патриарха [Хой-нэна]”) (87.16 Kb) СУТРА ПОМОСТА ШЕСТОГО ПАТРИАРХА “Книга поучений шестого патриарха [Хой-нэна]” (“Лю-цзу тань-цзин”) а перевод Е. В. Завадской Южная школа учения о внезапном просветлении, основанного на наивысшей из книг Большой колесницы “Махапраджняпарамите” – Книга поучений[1] шестого патриарха Хой-нэна, проповедовавшего учение о дхарме в обители Дафаньсы[2] в… Читать далее »

1959. Малая советская энциклопедия: в 10 т. 3-е изд. М. (18.63 Kb) 

   МУЗЫКА (от греч. μουσίxή, букв.—искусство муз)— искусство, отражающее действительность в звуковых художеств, образах. Накопленные веками сокровища классич. и народной М. принадлежат к высшим достижениям духовной культуры человечества. Подобно поэзии, живописи, скульптуре и др. видам искусства, М. является специфич. формой обществ, идеологии. Но в отличие от пластич. искусств пли от литературы и театра, М. оперирует не… Читать далее »

1954. Большая советская энциклопедия; 2-е изд. – М. Т. 28. (31.1 Kb) 

МУЗЫКА (греч. μουπχη) — искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах; одна из форм общественной идеологии (см. Искусство). Обладая огромной силой идейно-эмоционального воздействия, музыка занимает большое место в общественной и культурной жизни народов. Марксистско-ленинское понимание музыки как социального явления, как одного из способов познания жизни и воздействия на неё противостоит идеалистической трактовке музыка как замкнутой… Читать далее »

1938. Малая советская энциклопедия. 2-е изд. М. Т. 7 (13.06 Kb) 

   МУЗЫКА (греч.)—один из основных видов искусства, средством художественного выражения к-рого является логически осмысленное сочетание звуков (см. Мелодика, Гармония, Ритм). Происхождение М. связано с трудовыми процессами первобытного человеческого общества. Ритм—организующий фактор работы—является в то же время основным организующим элементом муз. искусства. Древнейшие трудовые песни были непосредственно связаны с ритмическим строем работы.    Ритм лежит в основе мелодии—простейшей и,… Читать далее »

1930. Малая советская энциклопедия. М. Т. 5 (10.48 Kb) 

МУЗЫКА (греч.—искусство муз), искусство организации звуков с целью вызвать извести, переживания у слушателя. Происхождение М. связано с процессом организации коллективного труда. Такая связь раньше всего осуществилась через ритм (см.), один из основных элементов музыки (см. соч. К. Бюхера «Работа и ритм»).    Основной материал М.—звук, т. е. колебания упругого тела в воздушной среде, может изменяться по своей длительности,… Читать далее »

1900–1909. Большая энциклопедия: словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. СПб. Т. 13. (33.19 Kb) 

Музыка (греч. μουσιχη, лат. musica), «искусство муз», по греческой мифологии – богинь, между прочим, пения и танца. Отсюда под словом М. у греков подразумевалось музыкальное искусство в смысле оценки и сочетания понимаемых нами музыкальных звуков, главные элементы М. поэтому заимствованы нами также у греков; таковы – мелодия, гармония и ритм. Точно также понятие о метре и метрике… Читать далее »

1878. Всенаучный (энциклопедический) словарь / сост. под ред. В. Клюшникова. — СПб. (4.6 Kb) 

Музыка, искусство, осуществляющее идею изящного посредством звуков (тонов и их сочетаний). Существенные элементы музыки: мелодия, гармония и ритм. Музыка распадается на: 1) Теорию музыки (акустика, каноника, грамматика и эстетика) и практику музыки (композиция и исполнение); 2) в отношении внешних средств: на вокальную и инструментальную музыку; 3) по цели ее на: церковную (или духовную), театральную, камерную,… Читать далее »

1875. Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета Н. И. Березиным. – СПб.: Т. 2. (39.08 Kb) 

Музыка. Смотря по тому, что служит орудием производимых звуков, музыка бывает или инструментальная, или вокальная. Инструментальная музыка делится на симфоническую, если она написана для большого числа инструментов (для целого оркестра); ее употребительнейшие формы: симфонии, увертюры и т.п.; и на камерную (комнатную) – если она написана для одного или немногих инструментов; ее упоребительнейшие формы: сонаты, фантазии,… Читать далее »

1863–1864. Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний. СПб. Т. 2. (6.38 Kb) 

Музыка (греч.), у греков общее назв. всех искусств, для коих средствами выражения считают вообще звуки и ритм (собственная м., поэзия и ораторск. искусство); у христ. народов озн. только искусство, коего произведения выражаются помощью звуков и коего цель – помощью соединения звуков действовать на чувство человека по законам изящного. Средства, употребляемые м., кроме звуков: мелодия, ритм и гармония. Приложения… Читать далее »

1854. Справочный энциклопедический словарь / Под ред. А. Старчевского. СПб. Т. 8 (20.22 Kb) 

Музыка. История музыки. – Вокальная музыка была естественно древнейшая; еще до всемирного потопа, Юваль играл на музыкальных инструментах, и известно, что евреи аккомпанировали своему пению арфой, цитрой, трубой и литаврами. Музыка употреблялась у этого народа при богослужении и, вместе с великолепием религиозных обрядов, получила большее развитие. В такой же глубокой древности встречаем музыкальные инструменты у египтян, именно арфу. Отсюда… Читать далее »