Любищев А.А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры (376.84 Kb) Книга вышла в издательстве <Алетейя> в 2000 году и ее можно купить в издательстве (193171 Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д.53. www.aletheia.spb.ru ) или фирменном магазине издательства <Историческая книга>- ул. Чайковского, 55 (тел.: (812)-327-26-37). [5] ЛИНИЯ ЛЮБИЩЕВА Архив А. А. Любищева[1] превышает 2000 печатных листов[2]. Наряду с… Читать далее »
ПРОСТРАНСТВО в математике, логически мыслимая форма (или структура), служащая средой, в которой осуществляются другие формы и те или иные конструкции. Напр., в элементарной геометрии плоскость или пространство служат средой, где строятся разнообразные фигуры. В большинстве случаев в пространстве фиксируются отношения, сходные по формальным свойствам с обычными пространственными отношениями (расстояние между точками, равенство фигур и др.), так… Читать далее »
Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя (537.6 Kb) Личность и творчество Ю. М. Лотмана Он любил писателей, которые, как ему казалось, “строили” свою жизнь (Карамзин, Пушкин), которые противостояли любым попыткам вмешаться в их частное существование, мужественно и творчески боролись за намеченные цели. Потому любил, что таков был сам, – противостоял и боролся. В советское… Читать далее »
Лотман Ю. (совместно с М.Ю.Лотманом) Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского “Урания”). (120.7 Kb) Юрий Лотман, Михаил Лотман. Между вещью и пустотой (Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского “Урания”). 1. Поэзия И.Бродского органически связана с Петербургом и петербургским акмеизмом. Связь эта двойственная: связь с миром, из которого… Читать далее »
ПРОСТРАНСТВО — всеобщая форма существования материи. Пространственная протяжённость присуща всем материальным объектам; пространство обладает тремя измерениями. Пространственные координаты тела характеризуют его положение по отношению к другим одновременно сосуществующим с ним телам. Пространство отличается от другой всеобщей формы существования материи — времени, которое выражает последовательное существование сменяющих друг друга явлений, процессов. Время, в отличие от пространства, обладает… Читать далее »
ПРОСТРАНСТВО, форма существования материи. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 144). Пространство и время суть «объективно-реальные формы бытия» (Ленин, там же). Это определение пространства точно выражает материалистическое понимание пространства, как объективной реальной формы самой материи. Оно… Читать далее »
ПРОСТРАНСТВО—форма существования материи. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 144). П. и время суть «объективно – реальные формы бытия» (там же). Это определение П. со всей ясностью выражает материалистич. понимание П. как объективной реальной… Читать далее »
ПРОСТРАНСТВО, наряду с временем (см.) основная форма существования материи. Признавая существование движущейся материи независимой от нашего сознания, материализм признает объективную реальность П. и времени. В вопросе о П. находят выражение две основные линии философии. Если материализм признает П. объективной реальностью, то идеализм считает его формой сознания. Для Канта (см.) П.—априорная (данная до опыта) форма нашего чувственного воззрения. Форма… Читать далее »
Пространство, с точки зрения наук математических и физики (Пространство математико-физическое), см. геометрия. С точки зрения психологии на первом плане стоит вопрос о происхождении представления пространства, решаемый различно теориями: 1) врожденности, 2) данности в пространственном ощущении, 3) возникновения из слияния и переработки различных ощущений (в том числе особенно ощущений движения), 4) «локальных знаков», 5) интеллектуалистической. Теория… Читать далее »
Пространство (пространственное восприятие), объясняемый психологически процесс понимания пространственных отношений. Если принять во внимание, с одной стороны, что величина, вид, степени отдаленности различных объектов не могут быть ощущаемы непосредственно (ибо не действуют, подобно краскам, звукам, температуре и т.п., как специфические возбуждения, на наши органы чувств), с другой – что в каждом сознательном восприятии является уже данным в… Читать далее »