Историософский роман Д.С. Мережковского
Издательство Саратовского университета выпустило в свет монографию кандидата филологических наук Т.И. Дроновой «Историософский роман Д. С. Мережковского в перспективе ХХ века». В ней освещаются историко-литературные и теоретические аспекты жанра историософского романа, выявляются особенности метода постижения истории в творчестве Д. С. Мережковского, исследуются повествовательные стратегии автора трилогий «Христос и Антихрист», «Царство Зверя» и дилогии «Рождение богов (Тутанкамон на Крите)» –«Мессия». В ходе сопоставительного анализа наследия Мережковского с романами А. Платонова, М. Булгакова, М. Алданова осмысляется перспективность сформировавшегося в творчестве Д. Мережковского типа исторического повествования: раскрывается характер связи произведений 1920 – 1930-х годов с творчеством старшего современника, намечается динамика философско-исторического повествования. Книга предназначена для специалистов-филологов, аспирантов, а также всех интересующихся творчеством Д. С. Мережковского и историей жанра романа в русской литературе первой трети ХХ столетия.
ЭПИ «Открытый текст» публикует авторское вступление к указанной монографии, любезно предоставленное Т.И. Дроновой.
От автора
Предлагаемая вниманию читателей монография посвящена исследованию романного мышления Д.С. Мережковского – тех его особенностей, которые обнаруживают свой прогностический потенциал при включении в контекст прозы “Настоящего Двадцатого Века”.
Будучи одним из самых известных писателей рубежа ХIХ – ХХ веков, автор трилогий «Христос и Антихрист» (1895 – 1904) и «Царство Зверя» (1908 – 1918) до сих пор не обрел заслуживаемого им места в истории русской литературы завершившегося столетия. Как правило, ему отводится роль создателя предсимволистских романов и разрушителя традиций классического исторического романа. Одной из причин недостаточной исследованности его романистики в перспективе ХХ века и невыявленности ее места на координатах “большого времени” (М. Бахтин) является специфика романного мышления писателя – жанровая синтетичность его произведений, трудно поддающихся включению в тот или иной, строго отграниченный, литературный ряд: символистский , исторический, философский роман.
Жанровое определение историософский роман, закрепившееся за произведениями Д.С. Мережковского в современном литературоведении, позволяет охарактеризовать доминанту и описать созданный им тип исторического повествования, но требует дальнейшего изучения. Дискуссионным является вопрос о содержательном наполнении данного термина, о его статусе в системе литературоведческих понятий. Требует осмысления проблема перспективности жанрово-стилевых исканий художника-мыслителя (Н. Бердяев) для литературного процесса 1920 – 1930-х годов, характер востребованности романной поэтики Мережковского в отечественной литературе ХХ столетия.
Как это ни парадоксально, при всей значимости сделанных художественных открытий, автор трилогий «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя» не имеет в отечественном культурном сознании репутации романиста-новатора, мастера большой эпической формы. Ни одно из его произведений не является признанной классикой жанра: ни роман о римском императоре Юлиане Отступнике, насыщенный выразительными описаниями античной культуры (скульптуры, живописи, архитектуры); ни пользовавшийся огромной популярностью у читателей ХХ века «Леонардо да Винчи» – первый символистский роман о художнике; ни повествование о Петре и Алексее, побудившее к творческому спору о русской истории целую плеяду писателей – от А. Белого до А. Толстого; ни «Александр Первый» и «14 декабря», открывающие новые грани духовной ситуации первой четверти ХIХ века – эпохи, через призму которой в последующие десятилетия прочитывается современность в прозе Ю. Тынянова и Б. Окуджавы.
Сложившиеся еще в прижизненной критике представления о рационалистичности мышления Мережковского-романиста, о подчинении художественного начала готовым идеологическим схемам, о незаинтересованности писателя в исторической правде продолжают доминировать в ряде современных исследований, посвященных его творчеству. В большинстве работ акцент делается на анализе “нового религиозного сознания” Мережковского: выявлении его содержательного наполнения, оценке с точки зрения догматического христианского мировосприятия и определении его роли в формировании структуры романного целого.
В данном исследовании предлагается изменить фокус восприятия историософских романов писателя – перенести внимание с религиозно-философской концепции художника-мыслителя на метод познания истории и процессы, идущие на уровне поэтики повествования, а также наметить некоторые формально-содержательные связи между романами Мережковского и произведениями отечественных прозаиков 1920 – 1930-х годов.
В монографии соединяются историко-литературные и теоретические интересы ее автора: рассматриваются проблемы жанровой идентификации историософского романа, выявляются принципы познания реальности в эпоху Серебряного века и роль Д.С. Мережковского в эстетизации гносеологии; раскрывается герменевтический характер отношения художника-мыслителя к тексту истории, ведущий к формированию рецептивной «эстетики истории» и нового художественного зрения; анализируются повествовательные стратегии автора трилогий «Христос и Антихрист» и «Царство Зверя», а также созданной в эмигрантский период творчества дилогии «Рождение богов (Тутанкамон на Крите)» – «Мессия».
Выражаю сердечную признательность рецензентам данного труда – Любови Федоровне Алексеевой и Елене Генриховне Елиной, сотрудникам кафедры русской и зарубежной литературы Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и всем, кто поддерживал меня в процессе написания.