history/familisarchives/\"
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ Электронное периодическое издание Сайт "Открытый текст" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Обновление материалов сайта

17 января 2019 г. опубликованы материалы: девятый открытый "Показательный" урок для поисковиков-копателей, биографические справки о дореволюционных цензорах С.И. Плаксине, графе Л.К. Платере, А.П. Плетневе.


   Главная страница  /  Текст истории  /  Семейные архивы

 Семейные архивы
Размер шрифта: распечатать




Воспоминания и дневники ветеранов Великой отечественной войны
Исторический исследовательский конкурс "Моя семья в истории страны"
Воспоминания
Дневники
Генеалогические разыскания
Материалы конференции 2007 "«Семейные архивы и семейная память в жизни современного общества"
Пол Томпсон "Голос прошлого"
Памятные записки Общества старых нижегородцев (аннотации)
Памятные записки (тексты сборников)
Автобиографии и письма
Архив семьи Тимофеевых 1882-2012
Е.Н.Виноградова. Живая связь поколений


В.А. Бебихов. Заслуженная учительница Людмила Аверина (23.15 Kb)

 
Начало
Мой дед по матери Фёдор Фёдорович Кириллов, год рожд. 1864, сын выкупившегося крепостного,  -  с 1891 г. фельдшер  Нижегородской бесплатной лечебницы для бедных со скромной зарплатой. Он работает, как врач. Супруга Мария Алексеевна Кириллова (Голованова), год рожд. 1863,  из  ремесленников. На ней почти непосильные заботы о семье при восьми детях и о домашнем хозяйстве. Если у мужа бисерный и изящный почерк, то у супруги почерк неустановившийся, пишет она с ошибками. Она окончила два класса приходской школы.
Фельдшера любили. Уже после ВОВ меня на улице  останавливали пожилые  люди и спрашивали, не внук ли я лекаря Фёдора Фёдоровича. По-видимому, я очень на него похож. Они расспрашивали меня о семье. Жалели о смерти супругов. А мне дарили (из корзинки, кармана), время было голодное,  морковку, яблоко…
Супруг, имея либеральные взгляды,  старался дать всем детям хорошее образование – не ниже среднего. Уже в Гражданскую войну он купил для детей  кабинетный немецкий рояль! В свои 70 лет тётя Людмила при мне играла на нём и приятным низким голосом пела арию графини из оперы П. Чайковского Пиковая дама. Образование  помогло детям в тяжёлое время перемен.
Моя тётя Людмила - старший ребёнок. Таинство её крещения (забытое в советское время) отражено в  «Метрической выписке, данной Священно - церковно служителями села Ветошкина о рождении и крещении, за 1887 год». В ней  отмечено:
Родители – «коллежский регистратор Фёдор Федоров Кириллов и законная жена его Мария Алексеева, оба православного вероисповедания». 
Восприемники – «села Юрьева П. П. Грауюсов  и учительница Ветошкинской  г. Пашкова школы (он её владелец) девица (незамужняя) М. Г. Сурникова».
«Совершили таинство крещения»  «села Ветошкина Священник Алексей Вознесенский с диаконом Андреем Юрьевым и псаломщиком Фёдором Виноградовым».
Коллежский регистратор – чиновник низшего класса. Этот чин присваивался людям, вступившим из «низов» на государственную службу. Условия присвоения  чина  – сдача специального экзамена  (см. рассказ Чехова Экзамен на чин) или наличие среднего образования. Например, гимназии или фельдшерской школы, которую подростком, в числе первых, окончил Фёдор Фёдорович.
Все дети в семье красивые. Исключение – Людмила с неправильными чертами лица. Но она обаятельная и привлекательная – особенно в общении. И когда улыбается, а это случается часто, – она всегда весёлая и ко всем доброжелательная.
Как старшая из детей, она обо всех  заботится (они её беспрекословно слушаются), принимая на себя всё больше и больше  материнских забот, особенно при частом нездоровье матери.  С началом её работы она семью поддерживает и денежно.  На её деньги талантливый брат Фёдор учится в Казанской частной художественной школе. Её же деньги посылаются ему, когда он учится перед 1-й мировой войной в главном учебном заведении художников - Санкт-Петербургской академии художеств.
Вокруг неё всегда всё кипит, такая она прирождённая заводила. Из-за неё, девочки! совместной стала жизнь её семьи и родственных многодетных семей Головановых и Успенских. Она организует общие игры, также общий домашний театр, вовлекая в него сначала только детей, а потом и взрослых.  От обычных тогда живых картин (театрализованных  сцен) произошёл переход к театральным постановкам, самодельным или по пьесам.
 
Учёба и начало работы
Людмила окончила в 1904 г. Нижегородскую 2-ю женскую гимназию. Как сказано в её  Аттестате, «кроме обязательных предметов,   она обучилась французскому языку с удовлетворительными, педагогике,  латинскому с хорошими, рисованию и бухгалтерии с отличными успехами». Вот какое основательное обучение тогда было в женских гимназиях!
В следующем году Людмила, целеустремлённо следуя к цели стать профессиональным педагогом,  окончила дополнительный 8-й класс гимназии «для специального изучения математики… По  сему на основании установленных правил…  приобретает звание домашней учительницы по математике». Домашняя учительница имеет право давать частные уроки.
13 сент. 1905 г. «Инспектор народных училищ г. Нижнего Новгорода» отправил (ещё девушке!) такое уважительное  письмо (в ответ на её Прошение):
«Имеющей звание учительницы Л. Ф. Кирилловой.
Имею честь сообщить, что Вы допущены (это исключение из правил)  к занятиям учительницы Георгиевского 2-х классного   городского начального училища. Вопрос об утверждении Вас в должности учительницы будет разрешён Училищным Советом по  удостоверении успешности Ваших занятий».
Через год Нижегородский Городской Училищный Совет утвердил М. Ф. Кириллову:
в должности учителя. 
«С 1905 г. я работаю учительницей в Нижегородском Георгиевском училище, даю частные уроки и коплю деньги для продолжения образования». И чтобы поддержать семью. Здесь и ниже -  без упоминания цитируется Автобиография Л.Ф. Кирилловой 1948 г.   В цитатах иногда даются минимальные пояснения – в скобках.
В 1915 г. Людмила окончила, получив «диплом 1-й степени, Математическое отделение Московских Высших женских курсов», став высококвалифицированным специалистом. Она получила основательное университетское образование.
Читателя может смутить то, что в наше время курсы совсем другие.  Могут быть, например,  двухмесячные для обучения парикмахерскому делу.
Перечень предметов курсов (я сопоставил)  практически  совпадает с перечнем  предметов для математиков 1-4 курсов моего физико-математического факультета Горьковского госуниверситета 1955 г., то есть через 40 лет!  Во втором перечне, в отличие от первого,  нет гидростатики и гидродинамики и неорганической химии и метеорологии! 
 «В 1916-17 гг. я работаю в Нижегородской частной гимназии и Высшем начальном училище преподавателем математики и физики».
         
Муж Михаил Аверин
Людмила Кириллова вышла замуж за донского казачьего офицера Михаила  Аверина. Приведены только такие эпизоды его жизни, которые отражают обстановку в стране, и в армии.
Он учительствовал. Храбро воевал в казачьих войсках в 1-ю мировую войну.
В «Послужном списке состоящего в комплекте Донских казачьих полков прапорщика Аверина Михаила Прокофьевича» от 1 февраля 1916 г., обстоятельно характеризующего Аверина и его жизнь в армии, говорится, в частности,  следующее:
Родился 8.11.1893., «из казаков Усть-Медведицкого округа Распопинской станицы».
Образование имеет «Общее: окончил Учительскую семинарию» и «Военное: в Новочеркасском казачьем училище окончил курс по 1 разряду».  В семинарии, не многие это знают, обучение было насыщенным – один учебный год семинарии считался за два гимназических.
 «16 апреля вступил в Первый законный брак с Людмилой Фёдоровной Кирилловой (приказ по полку от 27.04.1917. № 59)»; 
При «прохождение службы» имели место:
- «Зачислен в число юнкеров Новочеркасского казачьего училища на 4-х месячный ускоренный курс 1 окт. 915 г.»;
- «постановлением учебного комитета… от 23 января 916 г. признан окончившим курс в училище по 1-му разряду»;
 - «ВЫСОЧАЙШИМ приказом (т. е., от лица императора, а не им лично, как часто считают), состоявшимся в 1-й день февраля месяца 1916 г., произведён в прапорщики с зачислением в комплект Донских казачьих полков»;
 - «ВЫСОЧАЙШИМ приказом, состоявшимся в 22-й день декабря месяца1916 г., произведён в Хорунжие»;
Прапорщик – низший офицерский чин (употреблялся только в военное время). Следующий чин – подпоручик, или хорунжий в казачьих войсках.
О негодности к военной службе свидетельствует «Временное удостоверении», подписанное «Нижегородским уездным воинским начальником» 17 февр. 1918 г.:
«…солдат 31-го  Донского казачьего полка Аверин Михаил Прокопьевич срока службы 1913 г., происходящий из граждан хутора Головного Рамонинской станицы Усть Медведевского округа, по переосвидетельствовании в Харьковском местном военном лазарете признан к военной службе негодным…».
Имея «белый билет», с сентября 1918 г. Аверин – чёрнорабочий, а с 1-го октября  сотрудник Нижегородской Конторы Центрального Закупочного Бюро при Наркомпроде (Народном комиссариате продовольствия).
Он хотел возвратиться на родину, чтобы воевать за  белых.   За это – отсутствие конкретных данных в приведённом Временном свидетельстве. И то, что в нём, как вы заметили,  хорунжий назван солдатом, станица Распопинская – Рамонинской!
 В выданном ему Центрозакупом Удостоверении говорится:
«…состоял на службе по 5 марта 1919 г…, 
службу оставил по собственному желанию вследствие возвращения на родину…,
за всё время своей службы… при хорошем поведении всегда отличался добросовестным исполнением возложенных на него обязанностей.
При этом Центрозакуп просит все советские учреждения, общественные организации и железнодорожные власти, о коих сие может относиться, оказывать названному Аверину всемерное содействие беспрепятственному проезду…».
Даже трогательна выраженная казённым языком просьба Центрозакупа содействовать Аверину. Его производственная характеристика похожа на нынешние характеристики. Правда, теперь пишут о моральной устойчивости, а не о хорошем поведении.
Также было выдано Аверину Удостоверение, подписанное комендантом Нижнего Новгорода,  «на предмет беспрепятственного и свободного проезда до ст. Балашова». В условиях Гражданской войны без  такого Удостоверения проезд был бы невозможен.
11.03.19. во 2-ю Верхне - Базарную Городскую Лечебницу пришла Почтовая карточка с тревожным сообщением:
«Ваш зять просит сообщить, что он ранен при крушении поезда у ст. Лукоянов (Нижегородской губернии). Находится в Земской Больнице. Просит приехать, перелом правой ноги». 
Людмила приехала к мужу с запиской отца – от медика к медикам:
«Прошу медицинских работников помочь дочери моей и зятю Л. Ф. и М. П. Авериным, в чём они будут нуждаться, у Вас в Лукоянове.  Фельдшер Городской лечебницы в Нижнем Ф. Ф. Кириллов 13.03.19.»
Аверин умер «от воспаления брюшины» 24 марта 1919 г.
 «В 1919 г. умирают муж и отец (от сыпного тифа). У меня на руках остаётся 6-тимесячный сын, мать и маленькие сёстры. С 1918 г. я непрерывно работаю преподавателем физики».
  
Преподавание в первые годы советской власти
Ниже – сокращённый пересказ  очерка  Л.Ф. Авериной «Занятия в школе в начале после революции». Он написан очень  сдержанно, но и по нему видно, как было трудно преподавать в школах из-за тяжёлого положения в стране и из-за того, что это было начало противоречивого становления советского образования. Молодая учительница блестяще справилась со всеми трудностями. И широко распространяла свой опыт.
- Заниматься было трудно из-за отмены отметок. Я вышла из этого положения. Разделила материал на части; каждый ученик должен был ответить все части, и я отмечала, как и кто отвечал.
Другая трудность – отсутствие приборов. Пришлось, организовав кружок,  самим их изготавливать.
Ещё трудность – плохая дисциплина. Первый шаг к её улучшению – втягивание ребят в такой кружок. Ребята очень любят сами делать приборы, и дисциплина налаживалась.
Я следила, чтобы на приборе ученик всё самостоятельно делал от начала до конца. Дополнительно организовала самостоятельное выполнение домашних лабораторных работ.
От введённого сверху деления класса на группы и проверки знания группы как целого я быстро отказалась из-за отсутствия результатов.
В школе я организовывала постановку пьес учениками.
Уроков приходилось брать много из-за низкой зарплаты. В дополнение к урокам я распространяла по школам опыт организации лабораторных работ, делая доклады на собраниях физиков. Ходила с докладами и на заводы.
Я ходила на заводы и с учениками – на  те работы, к которым их привлекали. Участвовала в строительстве Автозавода. –
С этого времени она всегда организует предметный  кружок: Физический, Радио,…    На основе кружка создаётся актив класса, поддерживающий учительницу. Формированию коллектива способствуют постановки пьес и другие мероприятия. Обычно театральный кружок разрастается до школьного.
 
Преподавание по 1957 г.
«Несколько лет была активным преподавателем Государственного НИИ школ НКП (просвещения) РСФСР» – позднее ГНИИУУ (усовершенствования учителей).
Только преподаванием Людмила Фёдоровна никогда не ограничивалась. Всегда велась большая общественная работа.
 «За свою работу два раза работала заведующей учебной частью. В 4-х школах работала председателем местного комитета. В 2-х выборах была членом райкома союза (профсоюза)».
Вот типичные для того времени, а сейчас странно звучащие  названия некоторых из её школ:
«Средняя школа имени Сталина», «Нижегородская 5-я Советская школа 1 и 2 ступени имени Ломоносова», «1-я Нижегородская Советская школа 1-2 ступени памяти событий «9-го Января 1905 года», «Образцовая Средняя Школа имени И.  УЛЬЯНОВА». 1-я ступень вбирает начальные классы. И. Ульянов – отец В. Ленина.
Подобные названия надо было заслужить. И в этом проявлялся энтузиазм народа, обретшего свободу.
Ниже приведены фрагменты  Приветственного адреса от месткома шк. им. Ломоносова в 1930 году, содержащего конкретную деловую характеристику:
«Местком знает Л.Ф. Аверину, как деятельную, аккуратную, работоспособную производственницу, любящую своё дело, как энергичную, настойчивую общественницу, хорошего организатора и товарища.
В школе она в течение двух выборов была ответственным секретарём месткома (М.К. впервые был тогда организован при школе). По её инициативе была организована при М.К. касса взаимопомощи.
Она была организатором и деятельным членом учительского драмкружка в школе, который делал постановки и в пользу школьной бедноты, и в пользу подшефной деревни, и на усиление средств кассы взаимопомощи, выступала на вечерах отдыха.
Её почин был в ряде мероприятий, улучшающих условия работы и отдыха членов школьного коллектива». 
Во время ВОВ Людмила Фёдоровна согласно «Денежного аттестата на семью начальствующего состава ВМФ СССР» ежемесячно как мать военнослужащего получала 400 руб. из 1050 руб. зарплаты сына. Это существенно облегчало жизнь в войну - её и семьи сестры Риммы,  живущей в той же квартире.
По 1946 г. она  преподаёт в г. Горьком, позднее, по 1957 г., чтобы выращивать внучку, - и в школах тех мест, где служил её сын, инженер-капитан 1 ранга.
Во всех военных гарнизонах она поправляет школьные дела (во всё вмешиваясь), а также привлекает многих родителей в школу. Например, умельцев к ремонту школы, знающих к занятиям с учащимися. Обязательным было создание театра из учащихся и родителей.  Это и забота о родительницах, нередко изнывающих от отсутствия работы в военном посёлке.
Аверина -  донор в годы ВОВ. Член КПСС (Компартии Советского Союза) с 1945 г. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».  Кавалер ордена Ленина с 1949 г.
Она  многолетний активный член как Общества старых нижегородцев -  горьковчан, так и Детского клуба им. А.Гагарина и ЖЭУ № 5. О её плодотворной работе свидетельствуют    многочисленные Почётные грамоты и Почётные листы от ГК и РК ВЛКСМ, Городского и Районного советов юных пионеров и от ЖЭКа. Конечно, её благодарят и «как руководителя драмкружка… за большую воспитательную работу с детьми и подростками».
Огромная полезность такой работы особенно ясно видна сегодня, когда в стране столько беспризорников и малолетних преступников, сколько бывает только во время больших войн.
На замечательном парадном портрете кисти брата Федора  она сидит в строгом платье с орденом на груди. Скромно и с достоинством улыбается. Но приглядишься – она волевая и  властная. Так сложены  губы, и так смотрят глаза. Такие, как она,  в ежовых рукавицах, но весело и изобретательно, держат своих учеников.
Во  время моего детства тётя Людмила  - учительница физики и астрономии. В её школьный телескоп я летней ночью  с балкона смотрел на Луну и  звёзды - и запоминал их под её показ школьной указкой с  перечислением.  И – тайком от неё, я её побаивался,  - смотрел на перевёрнутые окна соседних домов.
 
Сын Александр
Маленького сына Александра звали Асей, так как он был похож на девочку. Он вырос огромным и внушительным (при ступнях 41-го размера и небольших кистях рук),  но остался для близких Асей из-за доброты и мягкости.
   Приведены  только такие эпизоды его жизни,  которые характеризуют жизнь семьи и обстановку в стране.
Ася окончил среднюю школу им. 9-го января 1-2 ступени.
В Удостоверении, выданному Асе по окончании 1 ступени школы, он назван «гр-ном Донской обл.».  Дело в том,  что сестра Михаила Аверина в 1928 г. обратилась к Людмиле Фёдоровне с просьбой оформить её  сына гр-ном Донской обл. по месту рождения  отца. Это должно было в семье сестры хоть немного облегчить жизнь - уменьшить конфискацию казачьего имущества на долю одного едока.
Году в 1929-м тётя Людмила и Ася на лето ездили в Донскую обл. – подкормиться. Денег у хозяев совсем не было – в колхозе за трудодни платили натурой. Но, с учётом урожая  приусадебных участков, жизнь была сытной – особенно по сравнению с городской жизнью.
В вынужденно осторожной автобиографии 1939 г., так все тогда писали,  Ася сообщал:
«…Отец мой был учителем, после революции был рабочим, последнее время он служил в Центрозакупе… Родственники матери живут в Горьком, где родные отца, я не знаю. Когда умер отец, мне не было и года, и мать одна растила и воспитывала меня… 
В школе я вступил в пионерскую организацию (это существенно, тогда пионерами были далеко не все). В мае 1936 г. комсомольская организация школы приняла меня в члены ВЛКСМ…
Во время обучения в институте я был комсоргом группы на 2 курсе, работал агитатором на избирательном участке во время выборов в Верховные советы СССР и РСФСР. Сейчас комсорг группы 3 курса КС (кораблестроительного факультета).
Взысканий ни по какой линии не имел. Родных и знакомых за границей не имею».
Как видно, Ася был комсомольцем-лидером.
С 1952 г. я тоже писал подобные Автобиографии, а также ответы в пространных Анкетах (постепенно подобное ушло из жизни).  Хорошо, что моя мать, член КПСС, научила меня, о чём можно, а о чём нельзя упоминать.
Приходилось писать, что я не мог быть троцкистом, зиновьевцем, так как родился позднее, что не имел и не имею связи с заграницей (не шпион),  что из служащих (а отец – потомственный дворянин) и др. Троцкисты и зиновьевцы – сторонники бывших лидеров партии и страны Л. Троцкого и А. Зиновьева, «враги народа».
Следующее свидетельствует о тогда  обязательном активном участии студентов в учебном процессе института. Привожу выдержку из вызова «комсорга КС 3 курса тов. Аверина» на «очередной семинар комсоргов групп по вопросу о подготовке к экзаменационной сессии»:
«Вам необходимо подготовиться к семинару, выступить и рассказать о том, что уже сделано в группе по подготовке к экзаменам, что предполагается сделать, а также предъявить требования к дирекции. Явка обязательна».
Ася  с 1938 г. – член ОСОАВИАХИМА, «общества содействия обороне и авиационно – химическому строительству СССР». Это одно из свидетельств активного участия молодёжи в жизни страны.
Незадолго до ВОВ Ася перевёлся в Ленинградскую Военно-Морскую академию. Скоро академию перевели в Среднюю Азию, в г. Самарканд.  После ускоренного окончания академии Асю, он стал военным водолазом,  послали на сибирские реки на границе с Китаем.
Здесь он встретил Зину. Она  по сокращённой программе выучилась на военного хирурга. Во время войны они  иногда были вместе, чаще – в разлуке.  И стали семьёй, в которой  после ВОВ родилась дочь Людмила - Лиса за хитрость и лукавство.
Потом Дальний Восток.  Война с Японией – участие в разгроме японских войск в Манжурии. Ася – кавалер боевых двух орденов и нескольких медалей.
Побывка дома после победы. Очень небольшое количество привезённых трофеев: всем  консервы и что-то каждому из родственников.
Себе (тайком от всех, но я усмотрел) - японский кортик. Мне - военные китель и брюки. Они были впору мальчишке 11 лет из-за тогдашней  низкорослости япошек от скудного питания. В школе (мужской, девочки и мальчики тогда учились отдельно) я выделялся на фоне одних тусклых лыжных костюмов. Давал покрасоваться в кителе.
Разрешалось тогда,  я повторяю расхожее (но правдивое)  выражение,   привозить с фронта домой трофеи, убиравшиеся в вещмешок – солдату, в чемодан – офицеру, в вагон - генералу, в поезд  - маршалу.
Тётя Людмила много возилась с Лисой. Летом привозила её в Горький прогреться, нагуляться и накупаться в Оке с ещё песчаным берегом.
 
                 Октябрь 2007 г.
 
© Открытый текст
 
 
 
 
размещено 11.06.2009

(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Бебихов В.А.
  • Размер: 23.15 Kb
  • постоянный адрес:
  • © Бебихов В.А.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Смотри также:
В.Н. Нефёдов. Герои пешей разведки
Е.Н. Виноградова. История одной фотографии
Е.Н. Виноградова. Жизнь, отданная просвещению. К 155-летию со дня рождения нижегородского педагога Ивана Константиновича Мельникова (1863-1932)
Студенческий «фольклор ужасов» (составитель И.Л. Мининзон)
И.В. Нестеров. Неизвестная телеграмма писателя Н.И. Кочина
А.П. Катунова. Переломный момент истории в судьбе дворянского рода (на примере семьи Инсарских)
Е.Н. Виноградова. Чтобы помнили…
И.А. Макаров. Нижегородские ямщики Шныровы
Ольга Штерн. Ближний Дальний Восток
И.А. Макаров. Последний управляющий нижегородским филиалом «Товарищества братьев Нобель»
Т.В. Гусева. О войне, смерти и бессмертии
Е.В. Дунаева. Великая Отечественная война в творчестве А. И. Плотникова (к 95-летию арзамасского поэта)
В.Н. Нефёдов. Евдокия Павловна Васильева (Рогачева): биография советского человека
В.Н. Нефёдов. Отец и сын: две биографии номенклатурного периода
В.А. Бебихов. Художник Ф.Ф. Кириллов
И.В. Нестеров. «… звалась Татьяной» (О главной героине романа Н. И. Кочина «Нижегородский откос»)
В.Н. Нефёдов, Е.В. Нефёдова. Беднов Дмитрий Иванович – история страны и личности
В.А. Бебихов. Заслуженная учительница Людмила Аверина
В.А. Бебихов. Мария Фёдоровна Кириллова
Письма с войны Гаранина Алексея Васильевича и два письма от его товарища об обстоятельствах его гибели
В.А. Бебихов. Военные сборы
С.Л. Горяченко, М.А. Долинина. Волею судьбы...
М.В. Долинина. Волгарка
Игорь НИКОЛАЕВ. Одиссея капитана Виноградова
О.В. Ермакова. Продолжение темы (О семинаре учителей истории и руководителей школьных музеев Краснобаковского района)
Т.В. Гусева. Репортаж с конференции «Семейные архивы и семейная память в жизни современного общества»
Дневник Долли Фикельмон. Отрывки (1836-1837)
Т.В.Гусева. Представляем новогодних гостей - Светлану Балашову–Мрочковскую, опубликовавшую дневник Долли Фикельмон, и Валерию Бобылеву, выявившую генеалогические связи Канкрина, Барклая де Толли, Пушкина, Гончаровой...
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении областного исторического исследовательского конкурса «Моя семья в истории страны»
Т.В. Гусева , И.А. Егорькова. Из истории школьного областного конкурса "Моя семья в истории страны"
С.Л. Горяченко. Семейная память как составная часть историко-культурного наследия
Б.М. Пудалов. Семейные архивы на помойках

2004-2019 © Открытый текст, перепечатка материалов только с согласия редакции red@opentextnn.ru
Свидетельство о регистрации СМИ – Эл № 77-8581 от 04 февраля 2004 года (Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
Rambler's Top100