1.Цель:
целью конкурса является приобщение учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу ;
2.Задачи:
воспитать бережное отношение к историческому наследию современного общества;
сконцентрировать внимание учащихся на моральных ценностях семьи, межличностных отношений;
привить навыки исследовательской работы;
укрепить межпоколенные связи.
3.Концептуальная основа:
Основополагающим принципом данного Положения является формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельного человека. Конкурс нацелен на развитие у учащихся осознания сопричастности к истории своей Родины и пробуждение социальной активности.
4.Участники конкурса:
Участниками конкурса могут быть отдельные учащиеся или коллективы школ, лицеев, колледжей, гимназий, детских домов, творческие группы и коллективы детей Дворцов творчества юных, Станций юных туристов и т.д. до 18 лет в следующих возрастных категориях: начальное и среднее звено, старшие классы.
5.Содержание:
Мы обращаем внимание конкурсантов прежде всего на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Поэтому мы ожидаем, что в работах участников конкурса эта связь будет прослежена. Это может быть история чьей-то жизни или история семьи, основанная на воспоминаниях, семейных архивах, документах, фотографиях. Источниками для написания работы должны служить: устные рассказы, воспоминания, архивы, фотоматериалы.
Участникам конкурса предлагается выбрать одну из четырех номинаций. Выбирая номинацию, участники конкурса должны тщательно продумать название своей работы.
«Я гляжу на фотокарточку» - данная тема предполагает изучение отдельной фотографии, историю ее создания, судьбы людей в тот период, когда был сделан снимок.
«Семейная реликвия» - в рамках этой номинации главным «героем» работы может стать отдельная вещь, какой-либо предмет, имеющий свою судьбу и связанный с историей семьи или жизни кого-либо из ее членов. Исследованию подлежит как сам предмет, из чего был изготовлен, для чего он и как сохранился до наших дней, так и история, с ним связанная.
Темы этих двух номинаций рекомендуются в первую очередь, для учащихся начального и среднего звена, для которых работа с большим объемом источников может оказаться непосильной.
«Мне письма рассказали»- предложенная номинация ориентирует участников на исследование семейного архива. Письма, почтовые открытки, личные дневники, как и фото, могут многое рассказать. Эпистолярный жанр может очень точно передать характер, быт исследуемого периода, поведать о настроениях, привычках, ценностях общества, т.е. рассказать обо всем том, что не вошло в учебники, официальные хроники.
«Судьба семьи в истории страны»- эта номинация рассчитана на исследование истории семьи по семейным архивам и воспоминаниям. Проследив все этапы становления и развития, взлеты и трудные периоды жизни семьи, ее членов конкурсанты смогут объективно оценить роль и место человека, каждой отдельной личности в формировании истории целого народа. Из-за разнообразия привлекаемого исторического материала данная тема может быть трудна для участников начального звена и рекомендуется для учащихся старших классов и среднего звена .
Оргкомитет конкурса сознательно не ограничивает временными рамками : ребята смогут сами выбрать интересующее их время, события, место действия. Поощряется помощь родителей, родственников в качестве консультантов.
Жюри конкурса будет оценивать:
-представленный исторический материал и его связь с историей страны в целом;
-умение участников собирать и анализировать собранный материал;
-умение формулировать свое собственное отношение к описываемым событиям и людям.
6.Сроки проведения:
1 этап – оформление работ – сентябрь - декабрь 205 года.
2 этап - районные конкурсы – декабрь 2005 - январь 2006 года.
3 этап - областной конкурс, подведение итогов - март 2006 года.
Работы на областной конкурс принимаются до 25 января 2006года.
7.Условия конкурса:
Работы на конкурс представляются в письменном виде, желательно отпечатанные. Рукописные тексты должны хорошо читаться. Работы, набранные на компьютере, должны быть продублированы на дискете в электронном варианте. Дискета должна быть подписана: район, школа, класс, фамилия, имя участника и номинация.
Работа должна иметь титульный лист с пометкой «На областной конкурс «Моя семья в истории страны»-2006» с обязательным указанием номинации ( в правом верхнем углу), названием конкурсной работы ( по центру листа),фамилии, имени конкурсанта (полностью с указанием класса и школы ( справа под названием работы); фамилии, имени, отчества руководителя ( с указанием должности) и консультантов ( родителей, родственников, помогавших в создании работы) полностью ( справа под фамилией конкурсанта); полный почтовый адрес с указанием индекса и телефона ( в левой нижней части листа). Все рисунки, копии и т. д. должны обязательно содержать подписи. В конце работы обязательно дается список источников, легших в основу исследования и перечень использованной литературы ( если таковая имелась). Страницы работы нумеруются. Приложением к работе могут служить только копии фотографий и документов. Категорически запрещается использовать в качестве иллюстраций (наклеивание, пришивание и т.д.) подлинных документов.
Работы, оформленные с нарушением перечисленных требований, не рецензируются. Работы с наклеенными подлинными фотографиями автоматически снимаются с конкурса.
Работы, созданные коллективно, должны быть снабжены кратким описанием истории их создания и степени участия каждого из участников в написании работы. Для конкурсных работ допустимы следующие формы: сочинения – для младшего звена, сочинения с элементами исследования - для среднего звена, исследовательская работа – для старшего звена.
Работы, присылаемые из районов, должны сопровождаться сведениями о том, сколько работ (по каждой номинации отдельно) было представлено на районный конкурс.
Оргкомитет оставляет за собой право вносить изменения в настоящее положение с обязательным извещением об этом участников. Планируется проведение однодневного семинара (осенью 2005 года) для руководителей участников конкурса «Моя семья в истории страны».
Присланные на конкурс работы не возвращаются. Все работы передаются на рассмотрение специалистам Центрального архива Нижегородской области и будут храниться в специально созданной коллекции. Оставляйте себе копии!
Оргкомитет оставляет за собой право публикации конкурсных работ в журнале «Педагогическое обозрение» и других изданиях, сохраняя авторство работ.
Работы высылаются по адресу:603000,ГСП-448, Нижний Новгород, ул. Алексеевская, 22а, телефон: 35-35-67- Егорькова Ирина Александровна, Крашенинникова Надежда Вячеславовна.
8.Подведение итогов:
Победители конкурсов, занявшие 1,2,3 места в четырех номинациях в трех возрастных группах будут награждены дипломами и призами. Предусмотрены также поощрительные грамоты. Авторы лучших работ будут рекомендованы для участия во всероссийских конкурсах: Человек в истории. Россия - ХХ век», и получат приглашение на научно-методический семинар для учащихся по микроистории и истории повседневности ( в сентябре 2006 г.). В апреле 2006г. планируется проведение итоговой конференции участников конкурса.
9.Кадровое обеспечение:
Организация конкурса осуществляется Центром детского и юношеского туризма и экскурсий Департамента образования Нижегородской области при участии Нижегородского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, музея А.С. Пушкина, нижегородского отделения Российского общества историков-архивистов. Информационное обеспечение - Нижегородский гуманитарный центр. В жюри конкурса входят известные нижегородские историки- краеведы, архивисты, музейные работники.
Материал размещен 15. 01. 2006