Справка о художнике Кириллове Ф. Ф., 1889 – 1978.
Окончил Казанское ХУ (1908-1912). Учился в ВХУ при АХ в Петрограде (1912-1916). Работал в области портрета и тематической картины. Член Союза художников России с 1934 года. С 1922 года - участник областных выставок. Экспонент выставки старейших художников, Москва, 1938; зональной ("Большая Волга", 1974г.) художественной выставки. Персональные выставки: Горький, 1959, 1974 г. Преподавал в ГИСИ (1934-1944) и в ГХУ (1951).
Мой дядя Фёдор Фёдорович Кириллов родился в 1889 г. в многодетной семье фельдшера Нижегородской бесплатной лечебницы для бедных. Семья жила в казённой квартире при лечебнице на пл. Новой (сейчас пл. Горького).
Он окончил Казанское художественное училище. Учился в Санкт-Петербургском Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии Художеств
Высокий, красивый. Неплохо поёт. Нравится женщинам.
Вот отрывок из письма старшей сестры Фёдора Людмилы её (молодой тогда) тёте Зое Головановой перед 1-й Мировой войной в Ригу, где она содержалась в тюрьме за революционную деятельность перед высылкой в Сибирь. В преклонном возрасте она жила в Доме политкаторжан на ул. Короленко.
«Фёдор приехал (из Петрограда, так был назван Санкт-Петербург с началом войны с Германией) только в пятницу, мешал ему ледоход, уехал на Пасху в субботу. Приезжала Валентина с мужем: ставить спектакль. Всё сделали в один день. Было очень весело».
Тогда через Оку на лето устанавливался составленный из барж с настилом мост, который разводился ночью для прохода судов. После окончания ледохода на Оке Фёдор на нанятой им лодке переправлялся с одного на другой берег реки.
Письмо перлюстрировалось. Поэтому на тексте письма есть штамп «Просмотрено Рижское испр ар отд». По-моему, «испр ар отд» - исправительное арестантское отделение.
По письмам видно, что тогда семейные события датировались по отношению к церковным торжествам.
***
Из ВХУ Фёдор был взят на 1-ю мировую войну. Воевал младшим офицером (как образованный), попал к австрийцам в плен и сидел в тюрьме до поражения Германии.
Было получено его письмо из «лагеря интернированных пленных… барак 35» - на бланке «Американского Христианского союза молодых людей». Фёдор жалуется на отсутствие писем из дома, надеется на возвращение домой в мае этого 1918 года.
Он женился на латышке Зельме Христофоровне. Она из эвакуированных в Нижний Новгород при наступлении немцев в 1-ю Мировую войну. Учительница немецкого, второго родного языка. Подрабатывает шитьём, компенсируя спонтанность дохода мужа от продажи картин. Ненадёжность доходов мужа её нервирует. Как, по её мнению, его не оперативность в писании картин.
У Кирилловых двое детей, оба со способностями к рисованию. Старшая сестра Эдда - учительница рисования и черчения, а брат Федя, работал по минимуму.
Он старался (лучше получались карандашные портреты), но не смог стать хотя бы самодеятельным художником. Их работы, явно уступая работам профессионалов, были достаточно хороши, чтобы выставляться для зрителей, например, в фойе кинотеатра, в библиотеке.
Сейчас, при возвращении к капитализму, так часто вынуждены поступать «рядовые» профессиональные художники. «Рядовые» же профессиональные поэты вынуждены публиковать сборники стихов за свой счёт – ничтожным тиражом.
Во время ВОВ дядя Фёдор 55 лет был призван в охранные войска - арсенал, мост.… Иногда отпускался домой. Был небритый. Мятая солдатская шершавая шинель. На ногах - ботинки и обмотки до колен (как в 1-ю Мировую войну).
***
До и после ВОВ Ф.Ф. Кириллов был одним из ведущих художников города. О нём пишут, например, в сборнике "Художники г. Горького".
В Горьковском Художественном музее, в центральном зале справа, долго висели две его небольшие юношеские прелестные картины-портреты девочек-сестер.
В статье Г. Н. Колоярского «Образ А. М. Горького в творчестве горьковских художников», «Записки краеведов» за 1979 г., сообщается:
«Созданию правдивого и впечатляющего образа великого пролетарского писателя… много труда отдал и Ф. Ф. Кириллов. Эта тема стала, пожалуй, главной в его творчестве… Горьковчане знают Ф. Ф. Кириллова как великолепного портретиста... Из его больших полотен: «А. М. Горький среди грузчиков», «Горький и Короленко», «Ленин и Горький», «А. М. Горький в гостях у Л. Н. Толстого» и др».
***
Картины тогда в салонах и на улице Большой Покровской (тогда ул. Свердлова) не продавались. Лучшие картины закупали музеи. По близости к виду деятельности организаций, предприятий панно украшали цеха, актовые залы, коридоры… Надёжным было увеличение с фото портретов людей, именем которых названа организация.
В спорттехникуме им. В. П. Чкалова, где работала моя мать, я видел кисти дяди Фёдора портрет «сталинского сокола», а также копию картины академика Б. Иогансона "Клим Ворошилов (нарком обороны) на лыжной прогулке".
Заказ картин делался обычно в конце финансового года. Бухгалтеру надо было выбрать неизрасходованные «излишки», чтобы на их величину не уменьшили бюджет следующего года. Он «проводил» картину по статье с «излишками», например - простейший случай, "на оборудование интерьера".
***
Дядя был из немногих художников, имеющих право срисовывать с фотографий членов Политбюро и даже самого "вождя всех времён и народов", а также копировать картины художников-академиков с изображением членов Политбюро.
Срисовывать Сталина было опасным делом. И фото, и картина разбивались на клетки, так как не допускалась малейшая неточность. Попадись эти клетки кому на глаза, обеспечена тюрьма за "Сталина за решёткой".
Поэтому художник срисовывал Сталина, запершись в мастерской. Фото прятал, а неоконченный портрет завешивал чем-либо (если не забывал).
***
Летом 1949-го года, при Сталине, дядя Фёдор с сыном и мною был на пл. 1-го мая (с 1953 г. пл. Горького). Он расставил мольберт и уселся на раскладном стульчике.
К нам подошли два представителя "органов" (НКВД - народный комиссариат внутренних дел и др.). Один - «интеллигентного» вида, вежливый в обращении, второй - «рабочего» вида, грубоватый. Второй резко спросил: - Что здесь делаешь, кто такой?
Недоуменный ответ вставшего художника: - Рисую красивое здание. Художник.
Вопрос ещё более резкий - Для кого фиксируется спецобъект?
Ещё большее недоумение, и лёгкий испуг: - Какой это спецобъект? Красивый особняк 18-го века. Памятник культуры!
Вопросы кончились, следует команда - ко всем: - Пройдём.
Мы прошли в спецобъект в особняке. Это, оказывается, райотдел милиции Свердловского р-на г. Горького. Сели за деревянный барьер – поднимающуюся длинную перекладину на деревянную скамью для задержанных.
Новый приказ: - Документы!
После их просмотра нагнетание: - А, художник. Как смеешь нарушать! Придётся сообщить!
Дядя Фёдор сначала растерялся. Но вскакивает: - Да вы знаете кто я? Я член Правления Союза художников! Вот удостоверение!
Рассмотрели его, но стало ещё хуже: - Знаешь, что не положено, а нарушаешь!
Дядя Фёдор вдруг опять вскакивает, вынимает из кармана и машет высоко в воздухе какой-то развёрнутой бумажкой и почти кричит тенорком: - Да я! Да я! Да я имею право самого товарища Сталина рисовать! Вот справка!
Последовал счастливый конец – посмотрели на справку, прониклись некоторым уважением. Первый сказал: - Ну, идите.
А второй добавил: - И чтобы больше не было!
Особняк давно застроен, как не было его.
***
В 85 лет - последняя персональная выставка. В её организации деятельно участвовал заслуженный художник России В.В. Любимов.
Сбор для неё картин по знакомым и родственникам. ФФ свои картины не берёг - раздаривал. Рисовал их иногда не очень хорошими красками. Они, случалось, портились.
К старости зрение искажается. Известный пример - с художником Е. Репиным. Его картину "Иван Грозный убивает своего сына" (название народное) изрезал ножом посетитель выставки. Полотно зашили. Старцу Репину (ему было за 70) не удалось (он полагал, что удалось) восстановить картину. Тайком от него реставратор смыл свежие краски и сделал, как надо.
ФФ, восстанавливая, иногда изменял колорит – в голубизну. Он сам разместил свои картины в двух небольших залах. При торжественном открытии были приветствия, грамоты и подарки бодрому юбиляру. Он, старея, светлел и утончался.
Из немногих оставшихся картин, я их недавно видел у сына художника, выделяются портреты молодых жены Зельмы и зятя Михаила, Дети ФФ-ча и его жена не обеспокоились о возврате картин с выставки.
Май. 2012 г.
Ф.Ф. Кириллов. Автопортрет 1908 - 1921
Ф.Ф. Кириллов. Автопортрет 1908 - 1921
Ф.Ф. Кириллов. Фото в возрасте около 80 лет
Портрет Ф.Ф. Кириллова кисти В.В. Любимова