Данная статья основана на исторической записке, входящей в состав проекта реставрации Спасо-Преображенской церкви (объекта историко-культурного наследия федерального значения), расположенной в селе Вершилово Чкаловского района Нижегородской области. При ее составлении были использованы как литературные, так и архивные источники из фондов Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО, г. Нижний Новгород), Государственного архива Нижегородской области (ГАНО, г. Балахна) и Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург).
Село Вершилово по письменным источникам известно с начала XVII столетия. Тогда здесь находился погост Вершилов – административный и торговый центр дворцовой Пурецкой волости. На погосте стояла древняя деревянная клетская церковь в честь святителя и чудотворца Николая – «мирское строение» [1].
Древняя история этого села была тесно связана с именем князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Погост Вершилов, в числе других селений Пурецкой волости полководец получил в вотчину «за службу – за Московское сиденье в королевичев приход под Москву» [2]. Д.М. Пожарский сделал Вершилово своей резиденцией на Нижегородской земле, здесь находилась его усадьба.
В 1615 году в нижегородской платежнице говорится только об одной вершиловской деревянной церкви в честь Николая Чудотворца, а в писцовой и переписной книге 1621–1623 годов значится, что эта церковь в селе была уже «ветха» [3]. В этой же писцовой книге в Вершилове показана еще одна деревянная церковь – в честь праздника Воскресения Христова: «В селе церковь Воскресения Христова древяна вверх шатром, о трех верхах с папертми… А в церкве Воскресенья Христово и в переделах образы и книги и ризы, и сосуды церковные и всякое церковное строение, и церковь и на колокольнице колокола – строенье все вотчинниково, боярина Дмитрея Михайловича» [4].
Взамен ветхой Никольской церкви Д. М. Пожарский в своей вотчине в конце 20-х – начале 30-х годов XVII столетия выстроил новый храм. В описи села Вершилова 1647 года, сделанной уже после кончины князя, говориться о том, что «…церковь собор Ивана Предотечи да предел Николы Чюдотворца древяна, вверх шатром, о двух верхах <…> строение боярина Дмитрея Михайловича Пожарского» [5].
В начале 50-х годов XVII века Воскресенская церковь сгорела, о чем зафиксировал в своей переписи писец Тихон Танеев, описывая село Вершилово: «Церковь собор Ивана Предтечи да Чюдотворца Николы в Пурецкой волости в поместье боярина Василья Петровича Шереметева в селе Пурехе, Вершилово тож, а прежняя церковь Воскресение Христово згорела» [6].
На 1723 год в Вершилове по-прежнему существовала только одна церковь, названная Никольской. В состав прихода, помимо самого села, также входили соседние деревни: Коробейниково, Перехваткино, Пройма, Мясоеды, Свотиново, Конашиха, Чернцы, Урково и починок Трубников. Всего здесь числилось 226 дворов [7].
Согласно архивным документам в селе Вершилово Балахнинского уезда, начиная со второй половины XVIII столетия, вновь существовало два православных храма: каменный в честь святителя Николая и деревянный во имя святого Иоанна Предтечи, с приделом в честь праздника Успения Божией Матери. Первый – Никольский храм был построен в 1757 году (по другим данным в 1754 году) [8], второй – Предтеченский, как указано в источниках, был выстроен на средства прихожан в 1788 году [9].
Спустя полстолетия, вершиловский каменный Никольский храм с колокольней стал ветхим и малопоместительным, и «вместо него явилась надобность в построении ныне существующего храма, который и построен на месте обветшалого» [10].
Одним из первых документов, касающихся строительной истории нового вершиловского каменного храма, является прошение от священнослужителей, церковного старосты и прихожан на имя епископа Нижегородского и Арзамасского Моисея (Близнецова-Платонова), датированное маем 1817 года. В данном документе местные жители сообщали правящему архиерею, что каменная Никольская церковь и колокольня при ней, имеющая трещины начинает уже разрушаться, и поэтому они «…вознамерились оную каменную церковь и колокольню ветхие разобрать, и на том же месте пространную каменную церковь, настоящую во имя Преображения Господня, с двумя в трапезе приделами: 1) во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, 2) во имя святителя и чудотворца Николая, и при них колокольню каменную, по приложенному при сем плану, своим собственным отчетом, с употреблением на сие в случае недостатка и кошельковой церковной суммы выстроить весьма желают и обязуются» [11].
Преосвященный Моисей после ознакомления с данным прошением наложил свою резолюцию: «Благословляем по приложенному при сем плану, нами утвержденному, строить Церковь, на что и выдать Храмозданную грамоту…» [12].
11 мая 1817 года Нижегородская духовная консистория на основании этой резолюции вынесла определение о том, чтобы подготовить храмозданную грамоту и после подписания епископом отослать ее вместе с планом и фасадом вершиловскому благочинному [13].
К сожалению, в архивных документах вышеупомянутые план и фасад Спасо-Преображенской церкви обнаружить не удалось. Нижегородский исследователь и историк Н. Ф. Филатов указывает, что автором первоначального проекта церкви в селе Вершилово был губернский архитектор И. И. Межецкий [14], однако документальных подтверждений этому в своей публикации он не приводит, и в архивах таковых обнаружить так же не удалось.
Указ духовной консистории с разрешением на строительство новой церкви в Вершилове получили 27 июня 1817 года. На следующий год старый Николаевский храм разобрали, и на его месте началось строительство Спасо-Преображенской церкви под руководством каменных дел мастера, церковного старосты Василия Ивановича Лилекова (1778 – 1863) [15].
В клировой ведомости церквей Балахнинского уезда за 1819 год в Вершилове для 1080 душ мужского пола, уже показана только одна действующая деревянная Предтеченская церковь [16]. Второй храм возводился.
Первоначально, к 1822 году была построена трапезная часть каменной церкви, в которой освятили два придела (была сохранена преемственность их посвящения с прежними храмами): на правой стороне – в честь святого пророка и крестителя Иоанна Предтечи, на левой – во имя святителя и чудотворца Николая [17]. Сохранившийся до наших дней святой антиминс для Предтеченского придела священнодействовал епископ Нижегородский и Арзамасский Моисей (Близнецов-Платонов) 28 мая 1822 года [18]. Наличие приделов в трапезной части церкви было отмечено снаружи на кровле небольшими главками (см. архивные фотографии).
Спустя четыре года, в 1826 году прихожане разобрали рядом стоящую деревянную Предтеченскую церковь и начали работы по строительству основного объема каменного храма. При этом на месте двух престолов, существовавших в Предтеченском храме, были выстроены небольшие столбовые каменные часовенки, которые находились с южной стороны от Спасо-Преображенской каменной церкви в его ограде [19].
По мнению Н. Ф. Филатова В. И. Лилеков якобы сразу же «отверг ранее присланный проект и обратился к новому губернскому архитектору И. Е. Ефимову с просьбой о доработке планов-фасадов. Но и они не удовлетворили крестьянина, поэтому он начал кладку стен по своему разумению» [20].
Данная версия документально подтверждается только частично, лишь в том, что церковный староста в процессе строительства для улучшения архитектурного облика храма, с общего согласия прихожан, внес в утвержденный проект изменения. При возведении основного объема церкви, на восьмерике были устроены восемь выпущенных четырехугольных столбов со сводчатыми перемычками, над которыми помимо центрального купола с главкой, возводились еще четыре главы. Таким образом, взамен предусмотренного проектом классицистического однокупольного храма в Вершилове был построен высокий пятикупольный с барочными деталями.
3 мая 1827 года благочинный 2‑го округа священник Стефан Григорьев написал рапорт на имя епископа Афанасия (Протопопова), в котором сообщал: «В показанном нашем селе Вершилове каменной церкви строение производится под надзором того же села крестьянина и старосты церковного Василия Лилекова. И хотя сего строения план и фасад, утвержденный бывшим преосвященным Моисеем, епископом, в прошлом 1818 году и был выдан на тот конец, чтобы при сооружении оной церкви постановлено было за непременное правило соблюдать в совершенной точности все размеры оных плана и фасада, однако в противность сего упомянутый строитель Лилеков от оных плана и фасады отступил. Поелику в сочиненном Нижегородским губернским архитектором план и фасад назначены: осьмерик круглый и одна с проемною шейкою глава. Лилеков же сделав другой фасад, по оному строению производит. Около осьмерика кладет выпущенные большие четвероугольные восемь столбов с перемычками, над которыми кроме средней четыре главы быть имеются. Столбы эти многим из прихожан не нравятся. Ибо они излишнюю делают материалам трату, обременяют здание, застеняют окна, да и всю даже благовидность у строения отъемлют. За всем же тем он, Лилеков, утвержденный архитекторский план взяв своевольно из церкви еще прошлого года, на неоднократное мое требование, оного не доставляет, отзываясь тем, что якобы его он отдал на рассмотрение деревни Чертихи крестьянину Морозову. Но сие делает вероятно для того, чтобы более усилить ход своего своевольства в строении. О чем за известие Вашему Преосвященству сам всепокорнейше рапортую…» [21].
Упомянутым в этом рапорте зодчим – автором первоначального проекта Спасо-Преображенской церкви, являлся нижегородский губернский архитектор Межецкий Иван Иванович (1771 – 1838 гг.).
В дальнейшем жалоба на крестьянина В. И. Лилекова была отправлена в Нижегородское губернское правление, которое в свою очередь указом Балахнинскому земскому суду, приказало: «…Означенного старосту Лилекова от самовольного поступка удержать, и о сооружении той церкви во всем согласно зделанному Архитектором плану и фасаду без малейшего отступления обязать подпискою, с тем, чтобы, выкладенное не по плану и фасаду было исправлено…» [22].
Таким образом, дальнейшие работы по строительству и внутренней отделке храма были приостановлены, до особого распоряжения властей. Но, именно в этот год фактически завершилось строительство, о чем свидетельствуют не только приходно-расходные книги Вершиловской церкви, но и высеченная каменщиками над центральным алтарем на кирпичной кладке дата «1827 года» [23]. При обмерных работах на фасадах были выявлены закладные белокаменные и кирпичные детали с датировками. На арке ризалита восточного фасада из кирпича выложены цифры «1827», на арке ризалита северного фасада – белокаменные модильоны с надписью «Месяца октября 7-го 1826-го года». Возможно, что это дата завершения строительства четверика церкви. Обнаруженные находки позволяют сделать вывод, что в указанный период храмовая часть была практически достроена. В интерьере моленного зала обнаружены фрагменты чугунных орнаментированных плит напольного покрытия, ступени солеи и амвон вытесаны из белого камня.
По более позднему описанию вершиловская церковь имела следующие габариты: трапезная часть длиной – 8 сажен и шириной 7 сажен 8 вершков; четверик – в длину до алтаря 5 сажен и 1 аршин, а шириной 5 сажен 1 аршин; алтарь – длиной 3 сажени и шириной 3 сажени 1 аршин [24].
Защищая своего церковного старосту и каменных дел мастера В. И. Лилекова, прихожане фактически отстаивали свое право на внесение изменений в проект, мотивируя это тем, что постройка их церкви производится всеобщим приходским «иждивением и доброжелающих дателей», а не за казенный счет, и что эти изменения были направлены «к лучшему ее благолепию против изданных властию фасада в выстройке оной, с общего всех прихожан совета и согласия»[25] .
Для дальнейшего разбирательства, по данному вопросу, губернскими властями в Вершилово был направлен для освидетельствования церкви архитектор И. Е. Ефимов. После осмотра постройки в своем письменном заключении он указал на то, что при строительстве храма действительно были допущены отступления от выданного проекта, но «оное отступление безобразия не делает», и на прочность здания влияния не оказывает [26].
Несмотря на то, что разрешение на дальнейшее строительство в 1828 году было получено, процесс отделки, и обустройства церкви уже по другой причине – из-за отсутствия денежных средств, затянулся еще на несколько лет. Только спустя семь лет, к 1835 году внутренняя отделка храма и строительство высокой четырехъярусной колокольни были завершены.
Осенью 1835 года священнослужители и прихожане села Вершилова обратились к епископу Иоанну (Доброзракову), со следующим прошением: «Означенного села нашего настоящая церковь, выстроенная во имя Преображения Господня, приведшая уже в должное благолепие, и вещами к священнослужению благопотребными, как видим из приложенного за подписом местного благочинного описи, снабжена достаточно. На освящение же такового храма мы, священнослужители, обще с прихожанами, желаем иметь по близости к себе Городецкого Феодоровского монастыря священноархимандрита Петра…» [27].
Вслед за этим прошением, настоятель вершиловской церкви отец Иоанн Славницкий обратился к епископу с просьбой выдать ему для освящения своего храма антиминс: «Состоявшуюся от Вашего Преосвященства на прошении села нашего священноцерковнослужителей и прихожан, о дозволении отцу Архимандриту Петру освятить в приходской нашей церкви настоящий храм в честь Преображения Господня, резолюцией велено дозволить; но о св. антиминсе, который следует выдать вновь, ни в прошении, ни в резолюции Вашего Преосвященства неупомянуто.
По сему, Ваше Преосвященство, покорнейше прошу приказать кому следует в означенный новоустроенный храм св. антиминс на атласе под расписку мне выдать и об этом учинить милостивейшую архипастырскую резолюцию» [28].
27 ноября 1835 года, соответствующее отношение было отправлено из Нижегородской духовной консистории в Городецкий Феодоровский монастырь к строителю архимандриту Петру (Каменскому) [29]. И в этот же день со священника Славницкого была взята подписка о том, что в будущем «…иконостас в настоящей того села церкви в честь Преображения Господня будет вызолочен, через побуждение его прихожан, следующим летом непременно» [30].
Сохранившийся антиминс, переданный в дальнейшем для главного алтаря вершиловской церкви, священнодействовал Преосвященный Иоанн 5 мая 1835 года [31]. Фактическое же освящение церкви, согласно рапорту архимандрита Петра (Каменского), произошло 8 декабря этого же года. В своем рапорте в консисторию он сообщал: «…Балахнинской округи в селе Вершилове вновь выстроенную настоящую во имя Преображения Господня церковь освятить 8 декабря мною многогрешным Строителем Городецкая Феодоровская обители, тутошним благочинным, и прочими духовными лицами с подобающим благоговением, на новом святом антиминсе, и освящена. О чем Вашему Преосвященству всенежайше и рапортую…»[32]. В освящении Спасо-Преображенского храма наряду с архимандритом Петром также участвовали благочинный священник Степан Васильев Алякринский и вершиловские священнослужители: Иван Михайлов Славницкий, Петр Михайлович Никольский, Степан Михайлов Полетаев [33].
В том же 1835 году, 27 ноября, с настоятеля церкви священника Иоанна Славницкого в Нижегородской духовной консистории была взята подписка, о том, что «…иконостас в настоящее того села церкви в честь Преображения Господня будет вызолочен, через побуждение его прихожан, следующим летом непременно» [34]. Однако фактически исполнить данное предписание епархиальных властей вершиловскому священнослужителю удалось спустя несколько лет. Только весной 1842 года он в своем рапорте доносил: «Я в продолжении сего времени все меры употребил к старанию о позолоте иконостаса, и оный привел в окончание в отличном виде и в полной точности» [35].
18 августа 1848 года, в селе Вершилове случился пожар, во время которого погорели не только жилые дома жителей, но и Спасо-Преображенская церковь. В результате этого пожара на колокольне обрушился шпиль, сгорели деревянные межъярусные перекрытия, расплавились малые колокола, а большие обрушились на землю. Здание самой церкви практически не пострадало от огня, кроме трапезной части. Пострадала так же церковная ризница, где сгорело много документов и книг [36]. Во время восстановительных работ после пожара на колокольне храма, взамен классического шпиля, был устроен деревянный «фонарь» с миниатюрной главкой и крестом.
В дальнейшем, в официальном отчете благочинного за 1856 год по второму округу Балахнинского уезда про Спасо-Преображенскую церковь отмечалось, что «состояние сей церкви очень хорошее и неисправностей ни каких не найдено…» [37]. Здесь же в своем отчете благочинный священник Александр Властов сообщал: «…В церкви означенного села оказался приостановленным новый иконостас для второго придела, на сумму коию собирает староста церковный доброхотных на сие жертвователей» [38].
Таким образом, работы по благоукрашению вершиловской церкви на средства многочисленных прихожан и жертвователей велись и во второй половине XIX столетия. К сожалению, в архивах не удалось обнаружить ни одной подробной описи церковного имущества. Известно только то, что первая опись была составлена перед освящением главного алтаря церкви в 1835 году [39], а вторая – в 1887 году [40].
До 1865 года, в состав данного прихода помимо самого села Вершилово официально входило еще 28 соседних деревень. Затем жители наиболее отдаленных девяти деревень были приписаны к новому приходу, возникшему после строительства храма в селе Шеляухово [41]. Общее число прихожан в разные периоды, было значительным, и с годами согласно статистическим данным увеличивалось: на 1888 год – 996 муж. и 1237 жен. [42]; на 1904 год – 1136 муж. и 1331 жен. [43].
До революции Спасо-Преображенский храм внутри был расписан масляной живописью, которую в последний раз «поновляли» в 1902 году [44]. На сохранившейся до наших дней фотографии начала XX столетия, зафиксировано наличие росписей (очевидно по листовому железу) снаружи храма в «фальш-окнах» второго света на трапезной части церкви (архивные фотографии). Здесь же в трапезной части, на левом клиросе правого придела в честь Рождества Иоанна Предтечи, находилась местночтимая икона с изображением «явленных икон Божией Матери». В среднике данной иконы размещался серебряный ковчег, в котором находились частицы мощей, многих русских святых. Икона эта была украшена серебряным с позолотой окладом. По преданию святыня эта была пожертвована в храм в начале XIX столетия, а прежде принадлежала крестьянину из приходской деревни Бобрюхово Назару Ивановичу Шишкину, мастеру каменных дел, который получил ее от московского помещика, в уплату за свою работу. В дальнейшем, из-за нужды, Шишкин заложил икону городецкому купцу Забаранкову, который, в свою очередь, когда тяжело заболел, передал ее в вершиловскую церковь [45]. Судьба этой святыни после закрытия и разорения храма в советское время не известна.
Среди церковных древностей, в документах начала XX столетия указываются и другие предметы. В 1865 году в храм графиней Антониной Дмитриевной Блудовой был пожертвован орден святого Андрея Первозванного, оставшийся после отца ее графа Дмитрия Николаевича Блудова (часть прихожан во время крепостного права принадлежала этой семье). Дар этот украшал храмовую икону Николая Чудотворца, про которую сохранилось краткое описание: «В настоящей церкви на аналое находится икона Николая чудотворца шириной 7 вершков и длиной 8 вершков, в серебряной ризе, чеканной работы на кипарисовой доске греческого письма. Записи о ней в церковных документах также не имеется, но по преданию сия икона пожертвована прежде квартировавшим в этой местности полком [46]. В храме имелись несколько икон Божией Матери «в бисерных ризах по-видимому также древних, но записей о них также не сохранилось, и описание их происхождения фактически не возможно [47].
В церковной ризнице также хранились: Евангелие, напечатанное в 1682 году, января 18 дня, в медном окладе; Евангелия, изданные в 1717 и 1748 годах, Библия 1797 года выпуска и другие богослужебные книги XVIII – XIX веков [48].
Согласно страховой оценочной ведомости, составленной в 1910 году, здание Спасо-Преображенской церкви снаружи было побелено, покрыто железной кровлей, выкрашенной в традиционный зеленый цвет. Габариты церкви вместе с колокольней: в длину – 18 сажен, в ширину – 8 сажен. В храме насчитывалось 16 окон, было три входа: один через колокольню с западной стороны, и два в основной части (с северной и южной сторон). Церковь (трапезная часть) отапливалась двумя изразцовыми печами. Страховая стоимость храма вместе с четырехъярусной колокольней и иконостасами составляла 7500 рублей [49].
Там же в страховой ведомости указано на наличие при храме помещений сторожки и кладовой, которые были пристроены к колокольне и трапезной части церкви [50]. Точное время их возведения установить не удалось, но вероятно, что произошло это в конце XIX столетия.
После Октябрьского переворота, в 1919 году, приходской совет вершиловской церкви заключил типовое соглашение на пользование церковным имуществом с административным отделом Балахнинского уезда. Согласно прилагаемой краткой описи имущества каменная церковь с двумя приделами, колокольней и кладовой была оценена в 19413 рублей [51].
В 1935 году с колокольни Спасо-Преображенской церкви на нужды индустриализации сняли все девять колоколов, самый большой из которых весил 414 пудов и 9 фунтов [52].
Богослужения в Спасо-Преображенском храме прекратились осенью 1938 года, после того как были арестованы и репрессированы ее священнослужители иерей Лебедев Василий Федорович и иерей Романов Илья Митрофанович. На следующий год, 6 апреля 1939 года, исполком сельсовета принял решение закрыть Спасо-Преображенскую церковь, в связи с тем, «…что церковь в с. Вершилове более 1‑го года верующими не используется и, принимая во внимание, что члены колхозов «Красный Пролетарий», «Согласие», «Имени 8‑го марта», «им. Буденного» Вершиловского сельсовета на своих общих собраниях выносили решения о закрытии этой церкви, и здание переоборудовать под неполную среднюю школу» [53]. Спустя девять дней, 15 апреля 1939 года, Президиум Чкаловского районного исполкома утвердил данное решение [54]. Затем, уже в июле месяце, обсуждался вопрос о приспособлении церкви под клуб, который был вынесен на заседание Горьковского облисполкома. Последний, в свою очередь, запросил у районных властей смету и план переоборудования здания, а также сведения о количестве местных колхозников [55]. Согласно сохранившемуся схематичному плану в алтаре церкви предполагалось устроить сцену, в основном помещении – зрительный зал, в трапезной части – разместить колхозную контору, избу-читальню и библиотеку [56]. По смете на переоборудование храма под помещение клуба, избы -читальни и библиотеки необходима была сумма в 6010 рублей 80 копеек [57].
14 сентября 1939 года, Президиум Горьковского областного исполкома, рассмотрев вопрос о закрытии церкви в селе Вершилово, постановил: «Согласиться с постановлением президиума Чкаловского райисполкома от 15/IV–39 г., и церковь в с. Вершилове закрыть с последующим переоборудованием ее под школу…» [58]. Спустя тринадцать дней, 27 сентября 1939 года, данное постановление было объявлено членам приходского совета [59]. Однако, фактически после того как храм разорили и осквернили, вместо клуба в его помещении в 1940 году разместился колхозный склад, в котором хранили страховой семенной фонд и фуражное зерно.
1 июля 1967 года исполком Горьковского облисполкома, вынес распоряжение о том, чтобы «…разрешить Чкаловскому райисполкому передать аварийное здание недействующей церкви в с. Вершилове колхозу «Путь к коммунизму» для переоборудования его под деревообрабатывающую мастерскую и водонапорную башню» [60]. При этом еще 14 июня 1967 года было получено официальное разрешение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о ликвидации вершиловской церкви с последующим переоборудованием и изменением ее внешнего облика [61].
Во 1979 году во время пожара здание церкви, приспособленное под мастерскую, сильно пострадало и полностью выгорело внутри. В результате в его стенах и сводах появились трещины [62]. В дальнейшем здание церкви в селе Вершилове являлось бесхозным.
Указом Президента РФ от 20.02.1995 года Спасо-Преображенская церковь была поставлена на охрану как объект историко-культурного наследия федерального значения. В 1997 году по инициативе местных жителей началось восстановление храма, здесь была зарегистрирована приходская община, и во вновь восстановленных приделах в трапезной части возобновилось богослужение.
Спасо – Преображенская церковь построена из большемерного кирпича на известковом растворе с последующей известковой обмазкой и штукатуркой отдельных частей храмовой части. Планировка церкви типа «корабль»: на одной оси запад-восток последовательно расположены колокольня, трапезная и храмовая часть. Комплексные научные исследования церкви проводились осенью 2011 – зимой 2012 гг. Натурное обследование позволило установить, что западная паперть является более поздней по отношению к зданию храма, также позднее происхождение имели и приколоколенные палатки, утраченные на сегодняшний день. Анализ архивных фотографий привел к выводу, что купол храма был крыт «в шашку» в отличие от сегодняшнего покрытия «в стоячий фалец». Так, на архивных фото видно, что верх купола, примерно на 1/3, крыт в шашку, ниже идет покрытие «в стоячий фалец». Вероятно, кровля купола заменялась при ремонте до 1918 года.
Проект реставрации церкви в с. Вершилово. 2012 год. Архитектор В.В. Коваль, архитектор Э.Г. Титов
Спасо-Преображенский храм в с. Вершилово. Фото, 1951 год
Примечания:
- Юлин В. П. От храма деревянного – к храму каменному (история церквей села Вершилова). // Нижегородская старина. 2011. – Выпуск № 29 – 30. – С. 37.
- Там же.
- Там же.
- Цит. по указанной статье Юлина В.П. – С. 38.
5.Там же. С. 39.
- Там же.
- Тополев П., священник. Приходские церкви Нижегородской епархии в 1722 – 1723 гг.// Нижегородские епархиальные ведомости. 1903. № 5. Часть неоф. С. 203 – 204.
- ГКУ ЦАНО (далее ЦАНО). Ф. 570, оп. 556, д. 33 (1817 г.), л. 1.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 556, д. 69 (1815 г.), л. 4.
- ЦАНО. Ф. 569, оп. 1779-а, д. 7 (1904 г.), л. 77.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 556, д. 33 (1817 г.), л. 1.
- Там же, л. 2-об.
- Там же.
- Филатов Н. Ф. Веси Нижегородского края. Очерки истории сел и деревень Поволжья.
– Н. Новгород, 1999. – С. 107.
- Юлин В. П. Указ. публ. С. 40.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 556, д. 78 (1819 г.), л.18-об.
- ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 33 (1817 г.). Л. 65.
- ЦАМНЕ. Коллекция антиминсов (Балахнинский уезд).
- ЦАНО. Ф. 569, оп. 1779-а, д. 7 (1904 г.), л. 77.
- Филатов Н. Ф. Указ. соч. С. 107; ЦАНО. Ф. 671. оп. 1, д. 157.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 556, д. 33 (1817 г.), л. 5.
- Там же, л. 8.
- ЦАНО. Ф. 569, оп. 1779-а, д. 7 (1904 г.), л. 77.
- Там же.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 556, д. 229 (1828 г.), л. 51.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 556, д. 33 (1817 г.), лл. 32 – 32-об.
- Там же, л. 64.
- Там же, лл. 66 – 66-об.
- Там же, л. 74.
- Там же, л. 67.
- ЦАМНЕ. Коллекция антиминсов (Балахнинский уезд).
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 556, д. 33 (1817 г.), л. 69.
- Юлин В. П. Указ. соч. С. 41.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 556, д. 33 (1817 г.), л. 67.
- Там же, л. 70.
- ЦАНО. Ф. 569, оп. 1779-а, д. 7 (1904 г.), л. 77.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 558, д. 43 (1856 г.), л. 17-об.
- Там же, л. 18.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 556, д. 33 (1817 г.), л. 64.
- ЦАНО. Ф. 570, оп. 559, д. 102 (1916 г.), л. 29.
- Юлин В. П. Указ. соч. С. 41 – 42.
- Снежницкий А., составитель. Адрес‑календарь Нижегородской епархии. В память
исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси. – Н. Новгород, 1888. – С. 619.
- Драницын Н. И., составитель. Адрес‑календарь Нижегородской епархии на 1904 год.
– Н. Новгород, 1904. – С. 213.
- ЦАНО. Ф. 569, оп. 1779-а, д. 7 (1904 г.), л. 77.
- Там же, л. 77-об.
- Там же, л. 78.
- Там же.
- Там же.
- РГИА. Ф. 799, оп. 33, д. 976, лл. 18–18-об.
- Там же.
- ГАНО‑3 (г. Балахна). Ф. 30, оп. 1, д. 31, л. 32.
- Там же, л. 32; Юлин В.П. Указ. соч. С. 44.
- ЦАНО. Ф. 3074, оп. 1, д. 1755, л. 3.
- Там же, л. 1.
- Там же, л. 21.
- Там же, л. 22.
- Там же, л. 25.
- Там же, л. 28.
- Там же, л. 29.
- ЦАНО. Ф. 3074, оп. 1, д. 7871, л. 42.
- Там же, л. 43.
- Юлин В. П. Указ. соч. С. 45.