Три взгляда на одно направление в архитектуре

13 июля, 2024

ОТ РЕДАКЦИИ

В последнее время Строгановская церковь Собора Богоматери (Рождественская) в Нижнем Новгороде вновь привлекла внимание исследователей. На странице Отдела «Свода памятников» Государственного института искусствознания в соцсети «ВКонтакте» и частной переписке состоялся обмен мнениями о месте этого памятника и вообще строгановских храмов в русской архитектуре. Знакомим читателей с состоявшейся дискуссией, поводом для которой стали публикации Алексея Яковлева 12 ноября 2023 г. и 3 марта 2024 г., размещенные на упомянутой выше странице Интернета. В ней приняли участие:

– Алексей Яковлев, искусствовед (Государственный институт искусствознания, Москва);

–  Алексей Давыдов, историк (Научно-исследовательское предприятие «Этнос», Нижний Новгород);

– Игорь Кузнецов, экс-директор издательства «Памятники исторической мысли» (Москва).

 

АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВ. ВК. СВОД ПАМЯТНИКОВ.

12 НОЯБРЯ 2023 г.

Нижний Новгород.
Церковь Собора Пресвятой Богородицы (Рождественская).
1697–1703, освящена в 1719.
Заказчик: Г.Д. Строганов

Уникальный шедевр раннепетровской архитектуры так называемого “строгановского стиля”. Основной четверик имеет очень необычное пятиглавие, поставленное по сторонам света на ступенчатом крестчатом основании, внутри которого скрыты сложные сводчатые конструкции.

Храм имеет продольную композицию с трёхлопастной апсидой с востока и трапезной, примыкающей с запада. Фасады украшены дивным узорочьем ажурной белокаменной резьбы.

С юго-запада асимметрично расположена чуть более поздняя отдельно стоящая пятиярусная колокольня, архитектура которой навеяна голландскими башнями, которые столь нравились царю Петру.

Внутри сохранился роскошный четырёхъярусный иконостас “флемской резьбы” с позолотой и иконами “фряжского письма”.

фото

Нижний Новгород. Церковь Собора Богородицы (Строгановская Рождественская). Вид с юга. Фото А. Яковлева, 2014 г.

 

АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВ. ВК. СВОД ПАМЯТНИКОВ

 3 ФЕВРАЛЯ 2024 г.

Сольвычегодск. Архангельская область.
Введенский собор. 1688–1712.

Шедевр “строгановской школы” нарышкинского стиля. Двухэтажный бесстолпный пятиглавый собор с подклетом и крытым гульбищем выполнен из кирпича с обильным резным белокаменным узорочьем на фасадах. Особенно выразительны колонки, украшенные изображением фруктов и цветов (символы рая) и пышные наличники больших прямоугольных окон.

Внутреннее пространство перекрыто уникальным для своего времени сложным сводом на системе из четырёх перпендикулярных подпружных арок с распалубками, которые поддерживают пять световых глав.

Главным акцентом убранства интерьера является высокий семиярусный резной иконостас флемской резьбы, исполненный артелью Григория Иванова. Иконы писал крепостной иконописец Строгановых Степан Нарыков.

Фото

Архангельская область. Сольвычегодск. Введенский собор. Фото А. Яковлева, 2019 г.

АЛЕКСЕЙ ДАВЫДОВ. ВК. СВОД ПАМЯТНИКОВ.

 3 ФЕВРАЛЯ 2024 г.

Комментарий

Странное сочетание: «”строгановская школа” нарышкинского стиля» (?!). С..Л. Агафонов относил постройки Строганова к самостоятельному направлению и даже не барокко, а русской архитектуры.

 

АЛЕКСЕЙ ЯКОВЛЕВ. ВК. СВОД ПАМЯТНИКОВ

 6 ФЕВРАЛЯ 2024 г.

Ответ А. ДАВЫДОВУ

В современной науке, начиная уже с 1990-х гг., стали отказываться от терминов “московское барокко”, “нарышкинское барокко” и “строгановское барокко”, хотя в Википедии даже встречается устаревший конструкт А.И. Некрасова “голицынское барокко”))). Общепринятым считается предложенное И.Л. Бусевой-Давыдовой название “нарышкинский стиль”. От термина барокко принципиально отказались, поскольку собственно барочных черт (нарядность, декоративность) в этом стиле недостаточно. Здесь нет барочной пластики, и нет подлинного понимания ордерной структуры. Строгановская архитектурная школа, как яркое и обособленное явление, всё же является составной частью более крупного нарышкинского стиля, который господствовал по всей стране на рубеже XVII-XVIII вв.

 

АЛЕКСЕЙ ДАВЫДОВ. ВК. СВОД ПАМЯТНИКОВ.

 6 ФЕВРАЛЯ 2024 г.

Ответ А. ЯКОВЛЕВУ

Позвольте не согласиться. Ставший за 30 лет классическим учебник по истории русской архитектуры под ред. Ю. Ушакова и Т. Славиной признает неточность термина “барокко” для храмов конца XVII века и предлагает выделять их по хронологическому принципу, неудачно обезличив своеобразие школ, отразившееся в наименованиях “строгановское” или “нарышкинское”. При этом выдерживается терминологическое “равноправие” обоих терминов в иерархии. Термины эти обусловлены во многом заказчиками строительства и распространять фамилию Нарышкиных на всю архитектуру не совсем корректно, тем паче, относить “строгановские” памятники к “нарышкинским”, низводя одного заказчика под другого. Тогда уж, лучше именовать всё “московским”, подразумевая определяющее значение столичных вкусов для русской архитектуры этого времени, хотя это определение тоже “хромает”. Остаюсь при своем мнении: “шедевр строгановской школы” никак не может относиться к “нарышкинскому” стилю.

 

ИГОРЬ КУЗНЕЦОВ. ИЗ ЧАСТНОЙ ПЕРЕПИСКИ С  А. ДАВЫДОВЫМ

24 АПРЕЛЯ 2024 г.

… Насчёт стиля: конечно, никакое это не нарышкинское барокко, рядом не лежало. И. Бусева-Давыдова чует формы XVII века за версту. Строгановское – это не барокко, это рококо, в нём сила и размах сменились ковырянием в мелочах, и красивые изгибы появились там, где была величавость и соразмерность. А уж барабан и глава на апсиде свидетельствуют о полной литургической беспомощности строителя и проектанта: дьяконник и жертвенник за сплошной алтарной преградой не могут быть укрыты омофором купола. Таинство пресуществления не может быть прилюдным: или паства, прикрытая куполом, или таинства. Это разные пространства, их нельзя перепутывать только для “исправления картинки”…

  • АПРЕЛЯ 2024 г.

… Поразительно, до чего ловко я попадаю в болезненные точки. Полемика вокруг ‘барокко’в (нарышкинского и строгановского) связана более всего с общеисторическим загоном именно XVII века “за Можай”. Сам век непонятен и малоизучен, его Архитектура не снабжена определением, не подходит ничто из лежащего на поверхности: ни то или иное барокко, ни тошнотворное “узорочье” (где оно во Флорищевой пустыни?) “на высоком подклете”. Единственное – что-то вроде итальянского чинквеченто, но ведь это тоже не определение, от бедности.

    Устраивать всероссийскую конференцию по именованию века – глупо. Я уже лет пять безуспешно, но внедряю название “ликующая архитектура”. Есть же “пламенеющая готика” и даже в России – огненные кто-то…

фото

Нижний Новгород. Церковь Собора Богородицы (Строгановская Рождественская).  Вид с северо-востока. Фото А. Яковлева, 2014 г.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции