Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – здания земской школы (Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское, ул. Пролетарская, 38) (12.96 Kb)
Объект экспертизы:
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия – здание земской школы (Нижегородская область, Воскресенский район, село Владимирское, ул. Пролетарская, 38), далее – Объект.
Цель экспертизы:
Определение обоснованности / необоснованности включения Объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований:
Сведения о наименовании объекта:
Здание земской школы
Сведения о местонахождении объекта:
Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское, ул. Пролетарская, 38.
Сведения о категории историко-культурного значения объекта:
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия.
Сведения о современном использовании Объекта:
Используется под центр детского творчества (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр культуры «Китеж»), выставочные помещения, музей керамики.
Краткие исторические сведения:
Первое земское училище для мальчиков и девочек с трехлетним сроком обучения появилось в селе в 1882 году при содействии попечителя Никифора Осиповича Шагина. Учителем в ней был Сергей Семенович Потоцкий, один из участников народнического движения. В 1907 году в специально построенном для этого здании открылась новая земская школа с четырехлетним курсом обучения по расширенной программе. Учителями в ней являлись Николай Петрович Власов и Иван Семенович Рыньков, состоявшие в партии эсеров. В 1916 – 1920 годах здесь учился известный писатель-сказочник Сергей Васильевич Афоньшин, автор сборника сказок «Солнечное дерево» и сборника заволжских легенд «У голубого Светлояра». В советское время здание продолжало использоваться под школу.
В июне 1942 года на базе Владимирской школы был создан детский дом, первоначально для детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Его директором стала Татьяна Тимофеевна Бушевая, приехавшая сюда из белорусского города Витебска с двумя детьми. Детский дом просуществовал здесь до 1957 года.
В 1957 – 1979 годах здание использовалось под классы сельской школы, затем, до 1990 года, в нем располагались школьные мастерские. В дальнейшем, некоторое время, здание пустовало. В 1997 году в отреставрированном здании открылся детский центр творчества «Китеж» (учреждение дополнительного образования), где занимаются по настоящее время ребята после учебы в школе. В центре работают выставочные залы с экспозицией детских работ. На втором этаже здания находится музей керамики.
Описание Объекта экспертизы и его характеристика:
Здание бывшей земской школы – деревянное (фасады обшиты), расположено на западной окраине села Владимирское несколько обособленно от его основной планировочной структуры. С западной стороны здание школы выходит в сторону берегового склона реки Люнды, с южной стороны примыкает бывший школьный участок, с северной – открытая площадка (используется как спортивная), с востока расположен подъезд к северо-восточному фасаду, вдоль которого, на небольшом расстоянии от школы, вытянуто одноэтажное, также деревянное, здание Историко-художественного музея «Китеж».
При практически симметричном плане в виде буквы «Н» в основном одноэтажное здание школы имеет живописное объемное и архитектурное решение за счет двухэтажной части северо-западного крыла, где, как очевидно, находились административные и жилые помещения, а на второй этаж устроен отдельный вход с открытой лестницей и двускатными навесами над нижней лестницей и верхней площадкой. Такое решение придает особую живописность северо-восточному фасаду, по оси которого, в курдонере, расположен главный вход в школу, отмеченный двускатным навесом крыльца. От главного входа открывается просторный вестибюль, в который выходят классные комнаты. Второй вход, ведущий в административную часть, находится с противоположной стороны и ничем не выделен.
Крыша скатная, имеет со всех сторон значительный вынос, который поддерживается большими треугольными кронштейнами в виде рамы из бруса. На северо-восточный и юго-западный фасады крыльев выходят пологие треугольные фронтоны.
Все окна прямоугольной формы, вытянуты по вертикали и обрамлены простыми дощатыми наличниками с углами в виде «засечек». На дворовом юго-западном и боковом юго-восточном фасадах имеются широкие сдвоенные окна, над которыми устроены треугольные фронтоны. Скромный декор здания несколько оживлен с помощью обшивки – вертикальной и «в елочку», филенчатых «лопаток», дополнен в недавнее время фигурными ограждениями крылец и лестниц, подзорами и т.п. деталями, не нарушающими общей структуры фасадов.
Необходимо отметить, что современное использование здания находится в русле его первоначальной образовательной функции, развивая и дополняя ее. Замечательно маркируют современные функции здания украшающие главный фасад высокохудожественные изделия из керамики, а также элементы благоустройства, выполненные руками занимающихся здесь детей.
Перечень использованных документов, материалов, специальной, технической и справочной литературы:
Афоньшин С.В. Мое родное село. Сказ про лебедушку Настасью. – Н. Новгород, 2010.
История села Владимирского. Рукопись // МУК «Историко-художественный музей «Китеж». Фонды.
Кекшина Т. История села Владимирского. Рукопись // МУК «Историко-художественный музей «Китеж». Фонды.
Обоснования вывода экспертизы:
Экспертное заключение подготовлено по результатам изучения ранее выполненных проектных документов, натурного (визуального) обследования и историко-библиографических и архивных исследований, основываясь на содержании Федерального закона от 25 июня 2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Изученные материалы и проведенные исследования дают необходимую полноту и информативность для вынесения решения об историко-культурной значимости объекта, обладают объективностью в освещении истории и оценке архитектурного состояния Объекта.
В ходе экспертизы изучены выявленные в результате историко-библиографических исследований материалы, обобщена информация, полученная в ходе натурного (визуального) обследования Объекта.
В результате установлено, что Объект является подлинным источником информации об определенном периоде становления сельской культуры, представляет ценность как с точки зрения истории, говоря о развитии народного образования в дореволюционное и советское время на территории Поветлужья, так и в отношении архитектуры и градостроительства. Его типологические особенности, общий облик, объемно-планировочная структура, подлинные первоначальные архитектурные детали являются характерными для зданий подобного («казенного») назначения конца XIX – начала ХХ века, построенных из дерева – традиционного материала для провинциальной, особенно, сельской архитектуры. В градостроительном отношении здание школы вместе с примыкающей территорией представляет собой пространственную доминанту северо-западной части села Владимирское, отмечает западную оконечность села перед рекой Люндой, а двухэтажная часть здания со стороны его северо-восточного фасада является ярким архитектурным акцентом. Мемориальная значимость Объекта заключается в том, что он связан с жизнью известного писателя-сказочника С.В. Афоньшина.
Еще один аспект значимости Объекта заключается в особенности его современного использования, что отражается и на общем облике, удачно дополненном высокохудожественными изделиями из керамики, а также элементами благоустройства, выполненными руками занимающихся здесь детей.
В результате установлено, что Объект представляет значительную ценность в отношении истории, архитектуры и градостроительства, в общекультурном аспекте и имеет особое значение для истории и культуры муниципального образования.
Вывод экспертизы:
Объект – здание земской школы, расположенный по адресу: Нижегородская область, Воскресенский район, село Владимирское, улица Пролетарская, дом 38 обладает признаками объекта культурного наследия и включение его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ОБОСНОВАНО. Вид – памятник. Общая видовая (типологическая) принадлежность Объекта: памятник истории; памятник градостроительства и архитектуры.
Рекомендуемая категория историко-культурного значения – объект культурного наследия местного (муниципального) значения.
Предлагаемый предмет охраны Объекта:
К особенностям Объекта, послужившим основаниями для включения его в реестр и подлежащим обязательному сохранению (предмет охраны), относятся: местоположение в планировочной структуре села; объемно-пространственная композиция; внутренняя планировка; общее архитектурное решение фасадов; подлинные деревянные несущие конструкции; система дощатой обшивки фасадов; размеры и форма окон, их расстекловка; исторические детали фасадов (кронштейны, поддерживающие вынос кровли; конструкции из бруса и шпиль на фронтоне северо-восточного фасада двухэтажной части; наличники окон).
Подписи экспертов:
И.С. Агафонова, А.И. Давыдов
5 декабря 2012 г.
Здание бывшей Владимирской земской школы. Общий вид. Фото А.И. Давыдова
Здание бывшей Владимирской земской школы. Фрагменты. Фото И.С. Агафоновой.