Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – здания земской школы (Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское, ул. Пролетарская, 38)

8 ноября, 2019

Материалы акта государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия – здания земской школы (Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское, ул. Пролетарская, 38) (12.96 Kb)

Объект экспертизы:

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия – здание земской школы (Нижегородская область, Воскресенский район, село Владимирское, ул. Пролетарская, 38), далее – Объект.

Цель экспертизы:

Определение обоснованности / необоснованности включения Объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований:

 Сведения о наименовании объекта:

Здание земской школы

Сведения о местонахождении объекта:

Нижегородская область, Воскресенский район, с. Владимирское, ул. Пролетарская, 38.

Сведения о категории историко-культурного значения объекта:

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия.

Сведения о современном использовании Объекта:

Используется под центр детского творчества (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр культуры «Китеж»), выставочные помещения, музей керамики.

 

Краткие исторические сведения:

Первое земское училище для мальчиков и девочек с трехлетним сроком обучения появилось в селе в 1882 году при содействии попечителя Никифора Осиповича Шагина. Учителем в ней был Сергей Семенович Потоцкий, один из участников народнического движения. В 1907 году в специально построенном для этого здании открылась новая земская школа с четырехлетним курсом обучения по расширенной программе. Учителями в ней являлись Николай Петрович Власов и Иван Семенович Рыньков, состоявшие в партии эсеров. В 1916 – 1920 годах здесь учился известный писатель-сказочник Сергей Васильевич Афоньшин, автор сборника сказок «Солнечное дерево» и сборника заволжских легенд «У голубого Светлояра». В советское время здание продолжало использоваться под школу.

В июне 1942 года на базе Владимирской школы был создан детский дом, первоначально для детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Его директором стала Татьяна Тимофеевна Бушевая, приехавшая сюда из белорусского города Витебска с двумя детьми. Детский дом просуществовал здесь до 1957 года.

В 1957 – 1979 годах здание использовалось под классы сельской школы, затем, до 1990 года, в нем располагались школьные мастерские. В дальнейшем, некоторое время, здание пустовало. В 1997 году в отреставрированном здании открылся детский центр творчества «Китеж» (учреждение дополнительного образования), где занимаются по настоящее время ребята после учебы в школе. В центре работают выставочные залы с экспозицией детских работ. На втором этаже здания находится музей керамики.

Описание Объекта экспертизы и его характеристика:

Здание бывшей земской школы – деревянное (фасады обшиты), расположено на западной окраине села Владимирское несколько обособленно от его основной планировочной структуры. С западной стороны здание школы выходит в сторону берегового склона реки Люнды, с южной стороны примыкает бывший школьный участок, с северной – открытая площадка (используется как спортивная), с востока расположен подъезд к северо-восточному фасаду, вдоль которого, на небольшом расстоянии от школы, вытянуто одноэтажное, также деревянное, здание Историко-художественного музея «Китеж».

При практически симметричном плане в виде буквы «Н» в основном одноэтажное здание школы имеет живописное объемное и архитектурное решение за счет двухэтажной части северо-западного крыла, где, как очевидно, находились административные и жилые помещения, а на  второй этаж устроен отдельный вход с открытой лестницей и двускатными навесами над нижней лестницей и верхней площадкой. Такое решение придает особую живописность северо-восточному фасаду, по оси которого, в курдонере, расположен главный вход в школу, отмеченный двускатным навесом крыльца. От главного входа открывается просторный вестибюль, в который выходят классные комнаты. Второй вход, ведущий в административную часть, находится с противоположной стороны и ничем не выделен.

Крыша скатная, имеет со всех сторон значительный вынос, который поддерживается большими треугольными кронштейнами в виде рамы из бруса. На северо-восточный и юго-западный фасады крыльев выходят пологие треугольные фронтоны.

Все окна прямоугольной формы, вытянуты по вертикали и обрамлены простыми дощатыми наличниками с углами в виде «засечек». На дворовом юго-западном и боковом юго-восточном фасадах имеются широкие сдвоенные окна, над которыми устроены треугольные фронтоны. Скромный декор здания несколько оживлен с помощью обшивки – вертикальной и «в елочку», филенчатых «лопаток», дополнен в недавнее время фигурными ограждениями крылец и лестниц, подзорами и т.п. деталями, не нарушающими общей структуры фасадов.

Необходимо отметить, что современное использование здания находится в русле его первоначальной образовательной функции, развивая и дополняя ее. Замечательно маркируют современные функции здания украшающие главный фасад высокохудожественные изделия из керамики, а также элементы благоустройства, выполненные руками занимающихся здесь детей.

Перечень использованных документов, материалов, специальной, технической и справочной литературы:

Афоньшин С.В. Мое родное село. Сказ про лебедушку Настасью. – Н. Новгород, 2010.

История села Владимирского. Рукопись // МУК «Историко-художественный музей «Китеж». Фонды.

Кекшина Т. История села Владимирского. Рукопись // МУК «Историко-художественный музей «Китеж». Фонды.

 

Обоснования вывода экспертизы:

Экспертное заключение подготовлено по результатам изучения ранее выполненных проектных документов, натурного (визуального) обследования и историко-библиографических и архивных исследований, основываясь на содержании Федерального закона от 25 июня 2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Изученные материалы и проведенные исследования дают необходимую полноту и информативность для вынесения решения об историко-культурной значимости объекта, обладают объективностью в освещении истории и оценке архитектурного состояния Объекта.

В ходе экспертизы изучены выявленные в результате историко-библиографических исследований материалы, обобщена информация, полученная в ходе натурного (визуального) обследования Объекта.

В результате установлено, что Объект является подлинным источником информации об определенном периоде становления сельской культуры, представляет ценность как с точки зрения истории, говоря о развитии народного образования в дореволюционное и советское время на территории Поветлужья, так и в отношении архитектуры и градостроительства. Его типологические особенности, общий облик, объемно-планировочная структура, подлинные первоначальные архитектурные детали являются характерными для зданий подобного («казенного») назначения конца XIX – начала ХХ века, построенных из дерева – традиционного материала для провинциальной, особенно, сельской архитектуры. В градостроительном отношении здание школы вместе с примыкающей территорией представляет собой пространственную доминанту северо-западной части села Владимирское, отмечает западную оконечность села перед рекой Люндой, а двухэтажная часть здания со стороны его северо-восточного фасада является ярким архитектурным акцентом. Мемориальная значимость Объекта заключается в том, что он связан с жизнью известного писателя-сказочника С.В. Афоньшина.

Еще один аспект значимости Объекта заключается в особенности его современного использования, что отражается и на общем облике, удачно дополненном высокохудожественными изделиями из керамики, а также элементами благоустройства, выполненными руками занимающихся здесь детей.

В результате установлено, что Объект представляет значительную ценность в отношении истории, архитектуры и градостроительства, в общекультурном аспекте и имеет особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Вывод экспертизы:

Объект – здание земской школы, расположенный по адресу: Нижегородская область,  Воскресенский район, село Владимирское,  улица Пролетарская, дом 38 обладает признаками объекта культурного наследия и включение его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ОБОСНОВАНО. Вид – памятник. Общая видовая (типологическая) принадлежность Объекта: памятник истории; памятник градостроительства и архитектуры.

Рекомендуемая категория историко-культурного значения – объект культурного наследия местного (муниципального) значения.

Предлагаемый предмет охраны Объекта:

К особенностям Объекта, послужившим основаниями для включения его в реестр и подлежащим обязательному сохранению (предмет охраны), относятся: местоположение в планировочной структуре села; объемно-пространственная композиция; внутренняя планировка; общее архитектурное решение фасадов; подлинные деревянные несущие конструкции; система дощатой обшивки фасадов; размеры и форма окон, их расстекловка; исторические детали фасадов (кронштейны, поддерживающие вынос кровли; конструкции из бруса и шпиль на фронтоне северо-восточного фасада двухэтажной части; наличники окон).

Подписи экспертов:

И.С. Агафонова,  А.И. Давыдов

5 декабря 2012 г.

 

Здание бывшей Владимирской земской школы. Общий вид. Фото А.И. Давыдова

Здание бывшей Владимирской земской школы. Общий вид. Фото А.И. Давыдова

 

Здание бывшей Владимирской земской школы. Фрагменты. Фото И.С. Агафоновой

Здание бывшей Владимирской земской школы. Фрагменты. Фото И.С. Агафоновой

Здание бывшей Владимирской земской школы. Фрагменты. Фото И.С. Агафоновой.

 

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции