А.В. Лисицына Архитектурный образ исторического города Павлово Нижегородской области (16.4 Kb)
Павлово – город в 75 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, раскинувшийся на крутом правобережье Оки, занимает особое место в истории нашей области. Это столица знаменитых в XIX веке на всю Россию сталеслесарных промыслов; замечательные изделия рабочих-кустарей выдвинули павловский металлообрабатывающий район в ряд экономических центров государственного значения. Изделия павловских мастеров были хорошо известны не только в стране, где они фактически не имели конкуренции, но и за рубежом, особенно в странах Азии.
Документальная история Павлова начинается во второй половине XVI века, при Иване Грозном, когда для охраны окской переправы на древнем тракте Нижний Новгород – Муром – Москва возводится на крутой Спасской горе деревянная крепость-острог. Но уже в следующем столетии она утрачивает свою оборонительную роль и Павлово развивается в дальнейшем как промысловое село, вотчина князей Черкасских, а позднее – графов Шереметевых. И те и другие немало способствовали превращению Павлова в село кустарей-металлистов, а в XIX в. – в крупнейший в стране центр металлообработки.
Однако село славилось не только своими мастерами. Необыкновенно живописное расположение на высоком окском берегу, гармоничность и выразительность архитектурного облика издавна сделали Павлово одним из самых красивых поселений Нижегородской губернии.
(Вид на центральную часть Павлова с реки Оки. Набережная сформирована каменными двухэтажными домами; справа – Воскресенская церковь (1778 г.))
Это отмечали в своих сочинениях писатели Г. Успенский, И. Колышко, В. Короленко. П. Боборыкин оставил нам образное описание Павлова со стороны Оки: «Ярко и разноцветно блестит на солнце это село, похожее чуть не на город средней руки. Неудобно оно уместилось, но чрезвычайно живописно. По обрывам оврагов лепятся домишки и избенки, над ними высятся колокольни и главы церквей. Внизу пестреет базарная улица и тянется мост; направо и налево во всех направлениях мечутся в глазах красные и зеленые крыши купеческих домов».
К концу XIX в. в основном сформировалась архитектурная среда центральной части Павлова, и поныне определяющая его своеобразный, неповторимый облик. Характер застройки определялся сложным рельефом: крутыми окскими откосами, многочисленными оврагами, руслом реки Тарки, впадающей в Оку, которая возле Павлова делала широкий изгиб. Это увеличивало живописность окружающих панорам – из центральной части села можно было любоваться заречными лесными далями, просторами полноводной реки, высокими глинистыми кручами Троицкой горы.
(Улица Ломоносова (бывшая Большая Воскресенская). Сложный рельеф и широта водных просторов придают облику Павлова живописность и разнообразие)
Самая древняя часть Павлова – район Острожной (Спасской) горы на правом берегу Тарки. Когда-то на вершине горы стоял деревянный острог, а позднее были построены два соборных храма – Спасо-Преображенский и Троицкий. На левобережье Тарки рельеф был более спокойным. Здесь, возле переправы и пристани, рядом с Никольской церковью на месте древнего торга во второй половине XIX в. сформировался общественно-торговый центр села. Его застройка почти полностью обновилась после большого пожара 1872 г.; здесь выросли жилые дома и усадьбы состоятельных павловчан, лавки, магазины, склады, производственные предприятия, представлявшие собой отдельные вкрапления в плотной двухэтажной каменной или каменно-деревянной застройке. Здесь были сосредоточены главные общественные здания – волостное правление, купеческий клуб, казначейство, отделение банка, поверочная палатка мер и весов (одна из трех в России!), залы кинематографа, трактиры и чайные. Все это говорит о том, что сохраняя административный статус села, к концу XIX в. Павлово фактически становится городом. Этому находится подтверждение и в архитектуре: здесь можно увидеть образцы различных архитектурных стилей, самобытно интерпретированных на павловской земле – от классицизма и эклектики, включая столь любимый в провинции «кирпичный стиль», до модерна.
Возле устья Тарки, рядом с Базарной площадью в это время сложился уникальный историко-архитектурный комплекс, включающий ул. Нижегородскую (бывшую Торговую или Стоялую) и прилегающие к ней ул. Ломоносова (бывшую Большую Воскресенскую), ул. Максимову Горку и ул. Ленина (бывшую Большую Никольскую). Поскольку в Павлове не было построено самостоятельных крупных торговых зданий, ул. Нижегородская играла роль торгового центра села. Это единственная улица в Павлове, где доходные и торговые дома и лавки скупщиков образовали сплошной фронт застройки.
(Улица Нижегородская (бывшая Торговая или Стоялая). Главная торговая улица Павлова, имевшая сплошную каменную застройку. Редкий для села градостроительный комплекс конца XIX – начала ХХ вв. В настоящее время ряд исторических зданий утрачен)
К сожалению, в настоящее время целостность этого комплекса нарушена прокладкой новой магистрали и сносом ряда домов по ул. Нижегородской.
Характерной особенностью застройки Павлова являлся активный силуэт с большим количеством высотных доминант. Важные композиционные центры (на замыкании улиц, площадях, возвышенных точках рельефа) отмечены постановкой наиболее интересных по архитектуре зданий. Традиционно в селах эту роль выполняли церкви и соборы. Из десяти павловских храмов сейчас сохранились лишь два. Воскресенская церковь высится на круче над Окой, замыкая собой улицы Ломоносова и Шмидта;
(Улица Шмидта (бывшая Малая Воскресенская). Уголок старого Павлова: усадьба конца XIX в. и Воскресенская церковь)
колокольня Вознесенской церкви на косогоре Флоровской горы (на пересечении улиц Карла Маркса и Чапаева) остается одним из самых главных ориентиров в Павлове. В то же время в роли архитектурных доминант выступают и дома наиболее состоятельных жителей. Красивейшим из них несомненно является усадебный комплекс купца В.И. Гомулина (ул. Красноармейская,6), построенный на бровке окского откоса и играющий важную роль в формировании облика набережной, то есть «речного фасада» Павлова.
(Усадьба В.И. Гомулина, 1885 г. (ул. Красноармейская, 6). Уникальный по архитектуре усадебный комплекс, не имеющий аналогов не только в Павлове, но и в Нижнем Новгороде. Автор неизвестен (предположительно – московский архитектор). Объект культурного наследия регионального значения. Ныне – Павловский исторический музей)
(Фрагмент. Усадьба В.И. Гомулина, 1885 г. (ул. Красноармейская, 6). Усадьбу украшает пышное декоративное убранство; его элементы заимствованы из различных архитектурных стилей, что является признаком эклектики. Красный кирпич стен контрастирует с белыми лепными деталями, подчеркивая нарядный облик этого мини-«дворца»)
(Навес крыльца. Усадьба В.И. Гомулина, 1885 г. (ул. Красноармейская, 6). Чугунное литье козырька напоминает затейливое кружево; аналогичных примеров в Павлове не обнаружено; литье, очевидно, не местного производства)
Все постройки этой великолепной усадьбы, делавшей бы честь любому губернскому городу, выполнены из красного кирпича с белыми лепными деталями. Стилистически этот памятник можно отнести к эклектике, а точнее к ее разновидности – так называемому «кирпичному стилю». Сложный объем главного дома, увенчанный башней с пластично разработанным двухъярусным завершением и шпилем, поставлен на углу улиц Красноармейской и Ломоносова. Кованые решетки балконов, металлические гребни на коньках кровель, литые кронштейны навесов, активный характер декора подчеркивают «скульптурность» комплекса, рассчитанного на восприятие с различных точек.
Привлекает удивительная цельность историко-архитектурной среды в центре Павлова, ее слитность, непрерывность, а также строгая обусловленность облика каждого отдельного здания его местом и окружением. Например, улица Ломоносова, поднимаясь от Никольского базара, имела тройную систему акцентов – Воскресенскую часовню на пересечении с ул. Нижегородской (ныне не существует), башню усадьбы В.И. Гомулина и, на замыкании, Воскресенскую церковь. Плавный изгиб ул. Красноармейской в месте соединения с крутой Максимовой Горкой отмечен одноэтажным объемом дома П.В. Щеткина (ул. Красноармейская, 16), также выполненным в «кирпичном стиле» с изящной «висячей» башенкой-эркером, украшенной белым кружевом лепнины и высоким ажурным шпилем.
(Усадьба П.В. Щеткина, после 1899 г. (ул. Красноармейская, 16). Объект культурного наследия регионального значения. Еще один замечательный пример местной трактовки эклектики. Левая часть здания пристроена уже в ХХ в. с соблюдением всех членений и форм первоначального фасада)
(Эркер. Усадьба П.В. Щеткина, после 1899 г. (ул. Красноармейская, 16). Стройная «висячая» башенка-эркер с деревянным шпилем покрыта металлической «чешуей» и украшена в нижней части классическими растительными орнаментами)
Дом Е.Е. Алипова (ул. Нижегородская, 3) замыкал перспективу улицы Нижегородской в сторону Оки. Значимость места подчеркивалась угловой круглой башенкой с конусообразной крышей и единственным на этой улице балконом с ажурной кованой решеткой.
(Дом Е.Е. Алипова, начало ХХ в. (ул. Нижегородская, 3). Расположен на замыкании ул. Нижегородской со стороны Оки, в силу чего имеет особое объемное и силуэтное решение с угловой башенкой. Объект культурного наследия регионального значения)
Хочется отметить и своеобразие деревянного зодчества в Павлове. Здесь прослеживается то же богатство и пластичность силуэта, что и в каменных постройках. Деревянные здания также украшаются башенками и эркерами с разнообразной формой завершений и резными шпилями, придающими домам вид сказочных теремов (дом Клокова, ул. Маяковского, 25; дача И.И. Пухова, ул. Пятая Новая линия, 2).
(Дом Клокова, конец XIX – начало ХХ вв. (ул. Маяковского, 25). Объект культурного наследия регионального значения. Несколько разнообразных по форме башенок, украшающих этот дом, придают ему вид сказочного терема. Здесь прослеживается влияние русского стиля второй половины XIX в.)
(Наличник окна. Дом Клокова, конец XIX – начало ХХ вв. (ул. Маяковского, 25). Акцентными элементами фасада являются развитые наличники с характерными для Павлова перспективными килевидными арочками в очельях)
Взгляд невольно задерживается на характерных формах массивных наличников. Их богатая пластика, подчеркнутая солнечным светом, рельефно выделяется на фоне гладкой тесовой обшивки. Такие наличники часто увенчиваются двумя симметричными башенками в виде усеченных пирамидок (дом Банина, ул. Конопляная, 4; дом В.М. Теребина, ул. Крупской, 22; дом Ежикова, ул. Шмидта, 23).
(Наличник окна. Дом В.М. Теребина, начало ХХ в. (ул. Крупской, 22). Такие наличники в технике объемной резьбы собирались на единой основе из отдельных деталей и благодаря своей «скульптурности», создавали богатую светотеневую моделировку фасада)
Самобытны завершения ворот и калиток в виде перспективного портальчика килевидных очертаний с двумя ступенчатыми башенками по бокам (ворота, ул. К. Маркса, 40; калитка ворот, ул. Горького, 9).
(Деревянная калитка ворот, конец XIX в. Жилой дом (ул. Горького, 9). Самобытное решение калитки перекликается с формами наличников дома Клокова (ул. Маяковского, 25), что позволяет предположить выполнение обоих объектов одной артелью плотников)
И, наконец, в Павлове сохранились интересные образцы «деревянного модерна» начала XX века. Так, дом И.И. Пухова (ул. Речная, 26) помимо характерной для этого стиля асимметричной объемно-пространственной композиции (дом, к сожалению, искажен позднейшими перестройками) имеет замечательное резное убранство в виде сложных криволинейных накладных деталей. Обращает на себя внимание тонкая изящная прорисовка элементов декора, высокое мастерство и художественный вкус местных мастеров-строителей.
(Дом И.И. Пухова, начало ХХ в. (ул. Речная, 26). Небольшой по размеру дом отличается необычной объемной композицией с высоким щипцовым фронтоном и чешуйчатой кровлей над входом)
(Фрагмент. Дом И.И. Пухова, начало ХХ в. (ул. Речная, 26). Накладной декор изящной прорисовки является главным украшением дома. Его плавные линии указывают на влияние модерна)
(Решетка палисадника. Дом И.И. Пухова, начало ХХ в. (ул. Речная, 26). В такой же стилистике выполнена и кованная решетка палисадника, в узоре которой присутствуют растительные мотивы)
Уникальное историко-культурное наследие Павлова вместе со славной историей делают его одним из интереснейших городов нашего региона. С 1993 г. ему придан статус исторического населенного места федерального значения, определены границы охранных зон и режим их содержания и использования. В Свод памятников истории и культуры включено 56 объектов. Однако в настоящее время судьба многих из них вызывает серьезное беспокойство. Необходимы комплексные меры по ремонту, реконструкции и реставрации исторических зданий, оказавшихся сейчас под угрозой разрушения. Удручающий вид имеют фасады, изуродованные пристройками и заложенными оконными проемами. Вид некоторых современных зданий в центральной части города также диссонирует с исторической застройкой, разрушая ее целостность. А ведь это та самая среда, где выросли многие поколения наших предков, это наша история, запечатленная в дереве и камне, наше бесценное наследие. Без уважения к прошлому, как известно, не бывает достойного будущего. И хочется верить, что Павлово, эта маленькая жемчужина на карте Нижегородской области, не утратит своей самобытности, своего особого очарования, и живой ручеек памяти, бегущий из прошлого, не иссякнет.
А. В. Лисицына
Опубл.: Нижегородский проект. – 2002. – №5. – с. 14-16.
Материал размещён 17.02.2006.