А.В. Лисицына. Судьба одного памятника: дом Белозеровых в Павлове (15.85 Kb)
А.В. Лисицына, кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектурного проектирования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» В настоящее время одним из приоритетных направлений сохранения памятников архитектуры является их приспособление для современного использования, что зафиксировано в Законе об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. Цель, безусловно, благая, и причины вполне понятны – хорошо известно, что архитектурный объект, лишенный практической функции, неминуемо погибает. Значит, «приспосабливать» необходимо, но вопрос в том, как это делать, и все ли средства здесь хороши. Всегда есть опасность разрушить хрупкое очарование старинного здания, ту ауру времени, которую хранят его древние стены. И тогда «тело» памятника, лишенное «души», превращается в муляж, в стерильный архитектурный макет, новенький, выровненный и заглаженный, словно после евроремонта. Эта тенденция сегодня, к сожалению, стала всеобъемлющей и охватывает широкий круг памятников, от самых значительных, подобных дворцово-парковому ансамблю в Царицыне, до скромных, провинциальных объектов наследия. Рассмотрим различные аспекты современного бытия памятников – смысловой, градостроительный, композиционный, архитектурно-стилевой на примере дома Белозеровых в городе Павлово Нижегородской области. Павлово – один из самых своеобразных исторических городов Нижегородского Поволжья; он располагается на высоком правом берегу реки Оки, в 80 км к юго-западу от Нижнего Новгорода. Город, выросший из крупного торгово-промышленного села, центра обширного района слесарного производства, сохранил нерегулярную планировку, обусловленную развитым рельефом, и выразительную историческую застройку конца XVIII – начала ХХ вв. Здесь уцелело около двадцати (весьма значительное для бывшего села количество) каменных жилых домов рубежа XVIII – XIX вв. в формах провинциального классицизма, построенных на основе образцовых проектов. Особое место в этом ряду принадлежит дому Белозеровых (ул. Ленина, 8), который в недавнем прошлом представлял собой один из наиболее выразительных образцов гражданской архитектуры Павлова данного периода. Здание располагается в историческом центре; в настоящее время оно занимает островное положение в северной части ул. Ленина, фиксируя историческую красную линию главным восточным фасадом. Южным и западным фасадами дом обращен к Ленинскому садику. Представители рода Белозеровых, выходцы из крепостных крестьян, уже в начале XIX в. были состоятельными скупщиками павловского слесарного товара. Дом Белозеровых стоял на главной торговой улице Павлова, Большой Никольской, в эпицентре деловой и общественной жизни села (рис. 1а). Неподалеку находилось старинное здание волостного правления. В 1889 г. на Правленской площади, с южной стороны от дома Белозеровых была построена часовня Христа Спасителя. В 1892 г. по инициативе уездного исправника М.М. Ржевского на площади был заложен первый в Павлове общественный сад. В 1912 г. здесь состоялось торжественное открытие памятника императору Александру II. С тех пор сад стали называть Александровским (в первые советские годы переименован в садик Троцкого, затем в Ленинский садик). Представление о первоначальном облике дома Белозеровых и его историческом окружении дает снимок известного нижегородского фотографа М.П. Дмитриева, сделанный в первые годы ХХ в. На его основе профессором ННГАСУ С.М. Шумилкиным выполнена графическая реконструкция главного фасада (рис. 2). Здание обладало развитой объемно-пространственной композицией, которая соответствовала его угловому расположению на перекрестке улиц. Двухэтажный объем был увенчан крестообразным в плане мезонином под скатной крышей. Фронтальная стена мезонина, завершенная пологим треугольным полуфронтоном, была расчленена четырьмя пилястрами; по центру размещалось трехчастное сегментное окно, на флангах – два прямоугольных окна [1]. Столь сложное и единственное в своем роде в Павлове композиционное и силуэтное решение было результатом глубокого осмысления градостроительной ситуации. Главный восточный фасад дома выходил на ул. Большую Никольскую, боковой южный фасад – на ул. Правленскую. Последняя имела изгиб неподалеку от дома, в силу чего верхняя часть широкого западного фасада дома замыкала ее перспективу. На первом этаже находились торговые и складские помещения с входом по оси симметрии главного фасада, на втором – жилые комнаты, вход в которые осуществлялся через деревянный лестничный блок с западной стороны здания. В начале ХХ в. владельцем дома и примыкавшего к нему одноэтажного каменного корпуса лавок, где находился магазин 1-ого Павловского общества потребителей, был Арсений Иванович Белозеров. В 1917-1918 гг. дом Белозеровых был национализирован и приспособлен под коммунальное жилье. В 1930-х гг. сложившаяся вокруг здания историко-архитектурная среда подверглась решительным преобразованиям. В результате пробивки новой прямой и широкой улицы была уничтожена планировочная структура и застройка квартала, в котором находился дом Белозеровых, а также историческая трассировка ул. Правленской. Утрачен и фрагмент застройки перед главным фасадом дома, на пересечении ул. Ленина и ул. Сенной; на этом месте сейчас находится треугольная площадь Сенная (рис. 1б). В результате было нарушено сложившееся соотношение застроенных и свободных пространств: последние оказались слишком велики по сравнению с масштабом здания. В 1960-х гг. первые существенные изменения коснулись и самого дома: при капитальном ремонте был разобран мезонин и здание получило обычную вальмовую крышу; при этом развитый силуэт дома был утрачен. Вновь поменялась функция здания: на первом этаже разместилась аптека, на втором – контора городской торговой организации (горторга). В 1983 г. дом Белозеровых получил государственный статус объекта культурного наследия регионального значения. Его облик на тот момент зафиксирован в паспорте объекта культурного наследия, выполненном С.М. Шумилкиным [2]. Прямоугольный в плане двухэтажный объем завершен вальмовой крышей. Кирпичные стены здания оштукатурены. В основании стен лежит выступающий цоколь, в завершении – неполный антаблемент с гладким фризом. Композиционное и образное решение главного (восточного) и бокового (южного) фасадов, выдержанное в едином ключе, определяют пилястровые портики. Симметричный главный фасад имеет семь осей окон. Шесть пилястр портика, опирающихся на выступы цоколя, поддерживают легкую раскреповку антаблемента с мутулами под выносной частью карниза. Массивные, сложно профилированные капители пилястр привносят в архитектуру здания пластическую выразительность. Прямоугольные окна без наличников одинаковы на обоих этажах. Фланги фасада выделены арочными нишами по первому этажу; заключенные в этих нишах окна увенчаны треугольными сандриками на кронштейнах. Боковой фасад в пять осей окон имеет четырехпилястровый портик с уширенным центральным интерколумнием. Пилястры объединены попарно двумя раскреповками антаблемента; фриз между ними отсутствует. Ось симметрии фасада выделена венецианскими окнами по обоим этажам. Окно первого этажа выполнено по типу серлианы, его боковые проемы заложены и имеют вид ниш. Центральный повышенный проем окна второго этажа дополнен треугольным сандриком с декоративными кронштейнами, над боковыми полуокнами размещены овальные медальоны. Окна второго этажа на флангах фасада подчеркнуты массивными двухчастными подоконными плитами на камешках (рис. 3). Внутренняя планировка первого этажа включает четыре разновеликих помещения, разделенных капитальными стенами и перекрытых коробовыми сводами с лотками и распалубками над окнами. Одно из этих помещений вытянуто вдоль южного фасада здания, второе – вдоль восточного. Еще два размещены с западной стороны. Комнаты второго этажа, разделенные перегородками, сгруппированы вокруг прихожей, которая ранее сообщалась с лестничным блоком. В трудные 1990-е гг., несмотря на присвоенный дому Белозеровых статус памятника, здание оказалось в критическом состоянии – оно пустовало и находилось под угрозой разрушения. Новый этап в судьбе дома начался в 2000-х гг., с размещением в нем ресторана «Династия». Примыкавший к зданию с северной стороны корпус лавок был снесен; на его месте вырос шестиугольный в плане двухэтажный объем с акцентом в виде восьмигранной двухъярусной башни, завершенной пологим куполом (архитектор Н.В. Барляева). Новая постройка зафиксировала начало ул. Ленина. Тем самым была сделана попытка градостроительного осмысления ситуации, сложившейся в результате волны сносов исторической застройки; прилегающие улицы получили новый высотный ориентир. Здание подведено под общий карниз с домом Белозеровых и выполнено в ретроспективной стилистике, в чем присутствует осознанное стремление к диалогу с памятником. Однако, большинство современных архитекторов уже не владеет языком классики, позволяющим безошибочно находить верные пропорции, соотношения объемов, метроритмические закономерности, рисунок деталей. Поэтому невысокие по художественному уровню современные ретроспекции часто выглядят пародией на подлинные исторические здания [3]. К сожалению, не является исключением и пристройка к дому Белозеровых. Чересчур плоские лопатки аппликативны, детали огрублены, профилировка карнизов схематична. Крупные окна второго этажа с лучковыми перемычками не соответствуют контексту окружения. Тройные полукруглые «кокошники» в завершении коротких диагональных стен и восьмигранный столп башни рождают неуместные ассоциации с церковным зодчеством. Ощущение диссонанса усиливают и современные отделочные материалы – цементный кирпич двух цветов и битумная черепица (рис. 4). Справедливости ради надо отметить, что новый объем ресторана «Династия» – один из наиболее приемлемых образцов современной архитектуры в историческом центре Павлова. И все же приходится констатировать, что сегодня практически любое новое строительство неадекватно историко-архитектурной среде, в особенности, в средних и малых городах. С эстетической точки зрения результаты взаимодействия «старого» и «нового» заведомо неудовлетворительны, талант и вкус архитектора могут лишь смягчить диссонансы [3]. А что же сам памятник? Его объем, наполовину поглощенный новой пристройкой, был подведен под общую с ней двускатную крышу. Это принципиально изменило объемную композицию исторического здания и полностью подчинило его (рис. 5). Поэтому, несмотря на то, что фасады дома отремонтированы, его целостный архитектурный облик потерян. Такой в данном случае оказалась цена сохранения памятника. Судьба дома Белозеровых – красноречивая метафора нашего «потребительского» отношения к своей истории, что отражает и современная охранная терминология «использования» и «приспособления». Только вот цена этого приспособления бывает очень разной. С одной стороны, можно сказать, что дому Белозеровых «повезло»: его не снесли, как все окружающие исторические постройки. Здание продолжает жить и приносить пользу людям. С другой стороны, сейчас оно мало напоминает то, чем было раньше – высокий богатый особняк, гордо возвышающийся над своими более скромными соседями. Впрочем, сегодня историко-архитектурная среда переживает и не такие метаморфозы… Подведем неутешительные итоги. Что же сохранено в итоге модернизации памятника? Его градостроительное значение утрачено вместе с историческим окружением. Архитектурно-художественная ценность снижена в связи с принципиальным изменением композиционного и объемно-пространственного решения. Да, остались подлинные стены конца XVIII в., выровненные современной излишне гладкой штукатуркой, архитектурные детали главного и бокового фасадов, сводчатые помещения первого этажа. И вместе с тем, целостного и гармоничного памятника архитектуры классицизма с выразительным силуэтом и тонко выверенными пропорциями больше не существует.
Литература и источники: 1. Шумилкин, С. М. Планировка и застройка торгового села Павлово на Оке в XVIII-XIX веках / С.М. Шумилкин. – Архитектурное наследство. – М. : КРАСАНД, 2012. – № 57. – С. 214-225. 2. Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области. Паспорт объекта культурного наследия. Нижегородская обл., г. Павлово, ул. Ленина, 8. Дом Белозеровых / сост. С.М. Шумилкин, 1987. 3. Лисицына, А.В. Сочетание исторической и современной застройки в средних и малых городах Нижегородского Поволжья / А. В. Лисицына // Интернет-вестник ВолгГАСУ. – Сер.: Политематическая. – 2014. – Вып. 3 (34). – Ст. 1. – Режим доступа: http://www.vestnik.vgasu.ru/
Рис. 1. Дом Белозеровых на схеме генерального плана центральной части Павлова: а) в начале ХХ в.; б) в начале ХХI в. Чертежи А.В. Лисицыной.
Рис. 2. Исторический облик дома Белозеровых. Графическая реконструкция С.М. Шумилкина на начало ХХ в.
Рис. 3. Общий вид дома Белозеровых в начале ХХI в. Фото А.В. Лисицыной, 2003 г.
Рис. 4. Современный облик дома Белозеровых, вид с северо-восточной стороны. Фото А.В. Лисицыной, 2005 г.
Рис. 5. Современный облик дома Белозеровых, вид с юго-восточной стороны. Фото О.Н. Чеберевой, 2014 г.
Опубл.: Архитектор. Город. Время: Материалы XVII ежегодной международной науч.-практической конф. 17-19 апр. 2014 г. (Великий Новгород – Санкт-Петербург) С.-Пб. : St. Petersburg Today, 2014. С. 69-75. |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст пространства > Малые города и другие поселения > Павлово > Лисицына А.В. Судьба одного памятника: дом Белозеровых в Павлове