Благотворители и меценаты

28 декабря, 2019

Благотворители и меценаты (28.26 Kb)

Бурные процессы, происходившие в области культуры на рубеже XIX – XX веков, не могли не затронуть набиравших силу купцов, предпринимателей, промышленников, многие из которых были истинными ценителями прекрасного. Как и люди творческих профессий, они горячо переживали за судьбу литературы, искусства и других сфер культуры, стараясь поддержать те из направлений развития общества, которые считали наиболее значимыми. Одни ратовали за сохранение национальной самобытности, другие поддерживали курс на европеизацию, третьи придерживались идеи «японская душа – европейские знания».

Интересен сам дух благотворительности и меценатства в Японии, значительно отличавшийся от такового на Западе. После открытия страны и активного проникновения Западной культуры в Японию, применительно к благотворителям и меценатам всё чаще стал использоваться термин «патрон» (англ. patron),  который означает «покровитель», «глава», «руководитель», то есть человек, стоящий выше того, которому он покровительствует. Однако существует собственно японский, куда более древний термин – «коэнся», имеющий совершенно иной акцент. Он состоит из трёх иероглифов: ко – сзади, позади, эн – помогать, поддерживать и ся – человек, «тот, кто..». Таким образом, коэнся – это не покровитель и руководитель, а помощник, тот, кто стоит сзади и поддерживает.

Одним из тех, кто приложил огромные усилия для сохранения и развития национального искусства был барон Кавасаки Сёдзо.

Кавасаки Сёдзо (1836 – 1912)

Кавасаки Сёдзо

Илл. 188. Кавасаки Сёдзо

Кавасаки Сёдзо – бизнесмен, политический деятель, член Верхней палаты парламента, основатель одного из крупнейших в мире промышленных концернов Kawasaki Heavy Industries, изначально занимавшихся судостроением.

Отойдя в 1896 году от активной профессиональной и политической деятельности, Кавасаки завоевал известность как крупный коллекционер произведений искусства. Он стремился приобрести как можно больше всего, что имело художественную, культурную или историческую ценность, начиная от домов и садов, кончая свитками для токонома и безделушками. Им руководила не только любовь к искусству, но и любовь к своей стране, стремительно терявшей национальные сокровища, вывозимые в Европу и Америку. В конце XIX – начале XX веков Запад переживал бурное увлечение всем японским, граничащее с одержимостью. Из Японии были вывезены десятки тысяч гравюр укиё-э, огромное количество изделий прикладного искусства, прекрасные ширмы школ Кано и Корина, иллюстрированные книги. Среди них были и старинные,  антикварные произведения искусства.

К слову заметим, что нечто подобное, хотя и обусловленное иными причинами,  происходило и в послереволюционной России 1917 – 1918 годов. «Иностранные агенты по купле-продаже шныряли по квартирам и особнякам Москвы и Петрограда» (Коненков С. Достояние народа // Правда, 1969, № 220).  «В это время с молотка шло всё, что имело художественную ценность: отдельные картины и целые коллекции, хрусталь, серебро, мебель – разрозненными предметами и полной обстановкой». (Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983).

Борясь против перетекания шедевров японского искусства за рубеж, Кавасаки занялся коллекционированием ещё в 1878 году. В 1890 году завершилось строительство в г. Кобэ его великолепного особняка, в котором был организован открытый для посетителей музей. В этом музее разместилось около 2000 собранных Кавасаки экспонатов.

Не ограничиваясь собиранием коллекции, Кавасаки сам решил заняться созданием художественных изделий.  Пригласив в 1896 году мастера перегородчатой эмали Кадзи Сатаро для обучения этому искусству, через три года он достиг прекрасных результатов. В 1900 году его работы завоевали первый приз на международной выставке в Париже. После этой выставки Кавасаки отправился со всей семьёй из семи человек в поездку по Европе и Англии, знакомясь с судостроительной промышленностью и художественной жизнью стран. Это была его последняя крупная поездка, связанная с бизнесом. Через 12 лет Кавасаки Сёдзо скончался после тяжёлой болезни. Он был похоронен в семейном храме Токкоин, основанным самим Кавасаки в 1906 году у подножья горы Маруяма.

Другой меценат, Мацуката Кодзиро, пошёл другим путём, прилагая много усилий для просвещения японцев в области европейского искусства, но не только.

 

Мацуката Кодзиро (1865 – 1959)

Мацуката Кодзиро

Илл. 189. Мацуката Кодзиро

Мацуката Кадзиро – промышленник и политический деятель, президент компании  Kawasaki Dockyard Co., Ltd, член нижней палаты парламента, коллекционер произведений искусства.

Кадзиро родился в семье князя Мацуката Масаёси, премьер-министра Японии с 1896 по 1898 годы. Начал высшее образование с Токийского императорского университета, но в 1884 году бросил его и в том же году отправился в Америку, где поступил в Йельский университет. Получив диплом и вернувшись на родину, Кадзиро в 1891 году вступил в должность секретаря премьер-министра. В 1896 году Мацуката Кадзиро был назначен президентом компании Kawasaki Dockyard Co., Ltd, став преемником ушедшего от дел Кавасаки Сёдзо.

С 1936 года Кадзиро в течение трёх сроков избирался членом нижней палаты парламента, по долгу службы часто бывая в Америке.

Ещё в десятые годы, будучи президентом компании Кавасаки и посещая Европу, Кадзиро начал приобретать там картины, скульптуру, а также гравюры укиё-э, оказавшиеся за рубежом, мечтая о создании в Токио музея искусств, доступного всем желающим. Ему удалось вернуть на родину 1925 гравюр, всего же в коллекцию Кадзиро входило около 8000 укиё-э. В процессе поисков произведений искусства он тесно познакомился с Клодом Монэ, оказавшем ему немалое содействие в этом деле.

Мечта Кадзиро не была реализована при его жизни, но часть его европейской коллекции послужила основой для создания фондов Национального музея западного искусства, открытого в токийском округе Тайто в 1959 году. Скульптура Огюста Родена «Мыслитель», установленная перед входом в музей, также принадлежала коллекции Мацуката Кадзиро. Гравюры же укиё-э были переданы Национальному музею современного искусства, расположенном в районе Тиёда г. Токио.

 

Охара Магосабуро (1880 – 1943)

Охара Магосабуро

Илл. 190. Охара Магосабуро

Крупный предприниматель, президент текстильной корпорации  г. Курасики (преф. Окаяма), активно занимавшийся благотворительной деятельностью. Он основал Центральную больницу Курасики, Институт биоресурсов университета Окаяма, Институт труда Курасики, Институт социальных исследований Охара, Художественный музей Охара.

Охара Магосабуро родился в г. Курасики преф. Окаяма в семье крупного помещика Охара Косиро, владельца текстильной фабрики Курабо, выросшей ныне в крупное предприятие Kuraray Co. В 17 лет Магосабуро поступил в Токийское высшее специальное училище (ныне – Университет Васэда), но поскольку предавался больше развлечениям, чем учёбе, был отправлен обратно домой. Чувствуя раскаяние, он активно включился в семейный бизнес. Вскоре, познакомившись с промышленником Исии Дзюдзи, занимавшимся благотворительностью, Магосабуро пошёл по его стопам, начав с поддержки сиротского приюта, организованного Исии в Окаяма.

Увлёкшись европейской живописью, Магосабуро начал собирать коллекцию японских художников школы ёга, а затем и европейских художников, послужившей основой для создания Художественного музея Охара. Этим увлечением Магосабуро обязан своему близкому другу и верному соратнику, художнику западной школы Кодзима Тодзиро. Именно Тодзиро помогал ему в приобретении картин зарубежных художников, совершая поездки в Европу и поддерживая связь с европейскими коллекционерами. Впоследствии Тодзиро принимал самое активное участие в разработке проекта музея.

В 1905 году Магосабуро принял крещение, а через год отец Магосабуро ушёл в отставку, и управляющим фабрикой стал Магосабуро, который с первых же дней приступил к мерам по улучшению условий труда и быта рабочих.

В 1930 году стараниями Магосабуро открылся первый в Японии музей современного изобразительного и прикладного искусства, «Художественный музей Охара».  В нём наряду с японскими художниками представлены полотна Эль Греко, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Ренуара, Моне, Пикассо и других. Здание музея было возведено в стиле неоклассицизма по проекту известного архитектора Ито Тюта.

Сад Синкэйэн, расположенный в настоящее время за зданием музея, как и находящийся за ним комплекс строений в японском стиле, входил ранее в состав усадьбы Охара Косиро, отца Магосабуро, построенной в 1893 году. Чудесный сад в природном стиле, полный зелени, воды и цветов, шелеста листвы и журчания ручьёв, в которых живут карпы /191, 192/. Среди деревьев скрывается беседка /193/. Есть и чайный павильон /194/.

В 1910 году Охара Касиро скончался, и усадьба перешла во владение Магосабуро. В 1922 году она была передана семьёй Охара в дар посёлку, ныне – городу Курасики, и открыта для посещения. Под строительства музея была выделена часть её территории.

Свою усадьбу «Юринсо» площадью около 3000 кв. м Магосабуро построил в 1928 году, заботясь о любимой жене, которая была слаба здоровьем. Нужен был тихий уголок природы, полный зелени, воды и цветов, шелеста листвы и журчания ручьёв, врачующий тело и душу. В доме усадьбы имеются помещения как в японском, так и в европейском стилях /195, 196/.

Сад усадьбы создал выдающийся мастер садов Огава Дзихэй. К сожалению, сад усадьбы «Юринсо» закрыт для посещения.

Охара Магосабуро. Ручей
191. Охара Магосабуро. Ручей
Охара Магосабуро. Ручей
192. Охара Магосабуро. Ручей 2
Охара Магосабуро. Беседка
193. Охара Магосабуро. Беседка
Охара Магосабуро. Чайный павильон
194. Охара Магосабуро. Чайный павильон
Охара Магосабуро. Интерьер
195. Охара Магосабуро. Интерьер
Охара Магосабуро. Интерьер
196. Охара Магосабуро. Интерьер 2

Сацума Дзирохати (1901 – 1976)

 

http://image.space.rakuten.co.jp/d/strg/ctrl/9/cdf4fcd9f92b8302fa23d5d929f695d25587e91c.02.2.9.2.jpeg .

Сацума Дзирохати – преуспевающий бизнесмен и писатель, внук богатого купца Сацума Дзихэя, один из богатейших людей Японии начала ХХ века. В Европе его называли Бароном Сацума, Восточным Рокфеллером, Тихоокеанским аристократом.

В 19 лет Дзирохати поступил в Оксфордский университет, где изучал историю греческого театра, и через некоторое время завёл много интересных знакомств. В числе его товарищей оказались такие известные люди, как британский офицер и путешественник Томас Эдвард Лоуренс, певец и актёр  Фудзивара Ёсиэ. В 1922 году Дзирохати отправился в Париж. Он вёл там «красивую» жизнь, не стесняясь в средствах, которые регулярно поступали из Японии, познакомился с Айсидорой Дункан и Жаном Кокто. Дзирохати провёл в Париже 10 лет, истратив сумму, сравнимую с затратами на строительство Золотого храма в Киото. Обладая весёлым и лёгким характером, он нравился всем.

Однако деньги он тратил не только на приятное времяпровождение. «Японский дом», ныне «Дом японской культуры» в Париже, построен в 1929 году на его средства. Этот Дом называют также «Дом Сацума». Кроме того, Дзирохати оказывал щедрую финансовую поддержку  всему, что было связано с японским искусством, музыкой, театром. Он проявил горячее участие в судьбе работавших в Париже японских художников, таких, как Коно Мисао, Такасаки Такэси, Фудзита Цугухару,

Во время Второй мировой войны, когда Париж был занят немецкими войсками, Дзирохати остался во Франции. По окончании войны он оказывал всяческое содействие японцам, стремившимся на родину.

Сацума Дзирохати вернулся в Японию в 1956 году, но из-за земельной реформы 1946 – 1949 годов, почти полностью ликвидировавшей помещичью собственность на обрабатываемую землю, семья Сацума была разорена.

В 1959 году Дзирохати отправился в преф. Токусима навестить могилу своего старого друга маркиза Хатисука Масаудзи, и там с ним случился апоплексический удар. Но Дзирохати оправился после инсульта, и скончался в 1976 году.

В 1988 году в Музее современного искусства префектуры Токусима была открыта выставка «Сацума Дзирохати и японские художники Парижа». Её организовали художники, которым он помог в своё время.

 

Хара Санкэй (Хара Томитаро) (1868 – 1939)

 

Промышленник, знаток чайной церемонии, известный коллекционер произведений искусства, коллекция которого составляет значительную часть собрания Токийского национального музея. Хара Санкэй оказывал финансовую поддержку молодым японским художникам школы нихонга, таким, как Хаями Гёсю, организовавшим группу Сэкёкай для изучения новых стилей японской живописи, Усида Кэйсон, также входившему в эту группу, Имамура Сико, известному новой интерпретацией картин ямато-э, Ясуда Юкихико, Кобаяси Кокэю, Маэда Сэйсону, Араи Кампо, которому он помог отправиться в Индию для изучения буддистской живописи.

По окончании школы Санкэй познакомился с конфуцианством у частных учителей. Затем – Токийское высшее специальное училище (ныне университет Васэда), где он изучал политологию и экономику. Переехав в Йокогаму и, женившись в 24 года на дочери крупного промышленника Харадзэна Сабуро,  Санкэй занялся торговлей шёлком, заработав на этом крупное состояние. В Йокогаме Харадзэн Сабуро приобрёл огромный холмистый участок площадью 17,5 га, поросший лесом, и Санкэй построил там усадьбу с прогулочным  садом, названным Санкэйэн.

Усадьба состоит из двух зон, внутренней и внешней. Внешняя зона,  представляющая собой музей деревянного зодчества под открытым небом из строений, которым грозило разрушение или исчезновение по каким-то другим причинам. Музей из экспонатов, собранных Санкэем, была открыта для посещения в 1906 году. Внутренняя являлась жилой зоной семьи Хара и была открыта для посещения только в 1958 году.

Дом в японском стиле под мискантовой крышей, в котором жил Санкэй, был построен в 1902 году, ещё до завершения всей усадьбы. В этом доме проводились приёмы, чайные собрания, встречи, посвящённые хайку. Там бывали известные политики, бизнесмены, деятели искусств. В частности, художник Ёкояма Тайкан, с усадьбой которого мы знакомились выше. Гостил в усадьбе и Робиндранат Тагор. Один – два раза в месяц художники собирались в усадьбе Санкэя и спорили до ночи, обсуждая проблемы, встающие перед искусством. Эти встречи стали называться «Семинары Сада Санкэй».

Санкэй назвал свой дом Какусёкаку, «Дом летящего журавля». И действительно, дом напоминает в плане журавля, расправившего крылья

http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/56/b2/1aeeba7d04d532a07e2344e6bf3c6040.jpg ,

http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/4e/d5/69bb868a4d8d4b0afbe46f4b7ece2b28.jpg .

http://blog-imgs-50.fc2.com/t/a/m/tamtom/130426yoko13.jpg .

Гости собирались в просторной светлой комнате. Там же отдыхала семья Санкэя. Конечно, столов и стульев, как запечатлены на фотографии, в те времена не было

http://1.bp.blogspot.com/-nHoh9Xgk8ac/VDZy2XCcxWI/AAAAAAAAGFA/yo4ALpIHGmI/s1600/DSC04141楽室棟.JPG .

Санкэя часто посещали такие важные политические деятели, как автор проекта конституции Японии Ито Хиробуми или Окума Сигэнобу, основатель университета Васэда, и тогда Санкэй приглашал их в свой кабинет

http://hamarepo.com/writer/story/images/images/kouno/hara_sankei/PC065260.jpg .

В гостиной с видом на сад зачастую оставались ночевать припозднившиеся гости. Здесь же иногда писали свои картины молодые художники, которым покровительствовал Санкэй

http://2.bp.blogspot.com/-Z-OyPO3xuZ4/VDjMFJmdSHI/AAAAAAAAGHY/8YS6GbomhoM/s1600/DSC04154客間棟.JPG .

В 1920 году, выйдя на покой, Санкэй построил недалеко от «Дома летящего журавля» ещё один дом в стиле сёин, Хакуунтэй, «Дом белого облака», куда переселился вместе с женой. Планировка дома, как и планировка Какусёкаку, предполагала приём гостей, и в гостиной стояли европейские столы и стулья, в то время как интерьер остальных комнат оставался чисто японским. Здесь Санкэй прожил почти 20 лет, до самой смерти.

http://www.sankeien.or.jp/kokenchiku/img/hakuuntei.jpg          ,

http://pds.exblog.jp/pds/1/201208/20/21/e0077521_17192767.jpg ,

http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-99-e0/gonana180/folder/945153/87/32498787/img_3?1302086087 .

Весной на перголах внутреннего сада распускались глицинии.

http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-99-e0/gonana180/folder/945153/87/32498787/img_2?1302086087 .

В усадьбе, включая внешнюю и внутреннюю зоны, находится 17 исторических построек, отбиравшихся по всей стране. Среди них:

Три строения, принадлежавшие ранее вилле князя Токугава Ёринобу, построенной в 1649 году в преф. Вакаяма.

http://pds.exblog.jp/pds/1/201203/17/98/a0102098_9511321.jpg .

В 1764 году строения виллы были демонтированы и перешли в собственность купца Ино Садаю. В 1906 году они были переданы в дар и в 1917 году перевезены в Санкэйэн.

Павильон Гэккадэн, построенный в 1603 году основателем династии сёгунов Токугава принцем Минамото Токугава Иэясу в замке Фусими, где он использовался как зал ожидания для даймё, посещавших замок.

http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/55/bd/e9a49df6ba67fc35ca428bfdf0d10ad5.jpg

Павильон Тёсюкаку, возведённый в 1623 году в замке Нидзё по приказу Токугава Иэмицу как подарок его кормилице. Домик весьма редкой архитектуры – с башенкой в два татами на втором этаже.

http://www.geocities.jp/takakuri_1125_2/kanagawa-yokohama-sankeien-kouyou-17-m.jpg ,

http://blog-imgs-50.fc2.com/t/a/m/tamtom/130426yoko36.jpg .

После реставрации Мэйдзи строение было перевезено в г. Эдо, в усадьбу внука кормилицы, а в 1881 году  – в г. Вакамацу, в усадьбу князя Нидзё Мотохиро, который и подарил павильон Санкэю.

Сюнсоро – чайный павильон, построенный мастером чайной церемонии Ода Уракусаем, младшим братом выдающегося полководца Ода Нобунаги. Перевезён из монастыря Мимурокодзи.

http://blogs.c.yimg.jp/res/blog-80-f5/pahuwaseda/folder/1586742/01/42243001/img_9?1211094848 .

«Оойдо» – постройка, воздвигаемая над какой-либо святыней или в ознаменование какого-либо события. Данное оойдо, украшенное замечательной резьбой, было создано в 1591 году по повелению Тоётоми Хидэёси в ознаменование выздоровления его матери после тяжёлой болезни.

http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/46/a8/500880848d9cfe04002329f4ad8ebeca.jpg ,

http://wintwins.exblog.jp/iv/detail/index.asp?s=14875757&i=201203/17/98/a0102098_9511566.jpg ,

http://wintwins.exblog.jp/iv/detail/index.asp?s=14875757&i=201203/17/98/a0102098_9511666.jpg ,

http://wintwins.exblog.jp/iv/detail/index.asp?s=14875757&i=201203/17/98/a0102098_9511333.jpg .

Трёхъярусная пагода, построенная в 1457 году, и принадлежавшая ранее храму Томёдзи.

http://sakura.nihon-kankou.or.jp/detail/sakuraimg/S1402.jpg http://blogs.yahoo.co.jp/chibanittai/GALLERY/show_image_v2.html?id=http%3A%2F%2Fblogs.c.yimg.jp%2Fres%2Fblog-d8-09%2Fchibanittai%2Ffolder%2F1780775%2F11%2F68656011%2Fimg_9%3F1411129037 .

В 1901 году, в период экономического кризиса, храм приобрёл купец Каваи Ёсидзиро, а в 1914 году пагода была передана в усадьбу Хара Санкэя на сохранение.

Буддийское святилище постройки 1634 года из храма Токэйдзи http://blogimg.goo.ne.jp/user_image/6b/3e/0caed8624eaaed61978af5541aaa4757.jpg .

Святилище было возведено благодаря стараниям дочери сёгуна Токугава Хидэтада.

Другое святилище, Дзидзодо, принадлежало основанному в 1249 году храму Кокорохиратэра. Само святилище построено в 1651 году

http://4.bp.blogspot.com/-ApA8Tpcdsdc/UlcxNSukU0I/AAAAAAAAb2A/KonmCYvWRtI/s320/CIMG5110.JPG .

Со временем храм пришёл в упадок, и Санкей купил Дзидзодо в целях его сохранения.

В результате войны на Тихом океане и Великого землетрясения Канто 1923-го года часть построек была разрушена, однако после Второй мировой войны сад был дополнен двумя строениями: главным зданием храма Томёдзи и традиционным японским домом под крутой  крышей.

 

Ёсида Кодзабуро (1887 – 1980)

 

Ученик театрального режиссёра, шекспироведа и литератора, одного из создателей современного японского театра Цуботи Сёё, хранитель культурных ценностей. В 1913 году организовал и возглавил Общество театральных деятелей. Учился в университете Васэда, но не закончил его. Оказывал всяческую поддержку делу сохранения японского национального театрального и музыкального искусства, сбережению других произведений искусства, вкладывая в это частные средства.

Публикуется впервые

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции