Вилла Огико (14.75 Kb)
Горная вилла Огико занимала огромную территорию в 43 га с холмистым ландшафтом на южном склоне горы Камакура /Илл. 10/. Большую часть виллы занимал девственный лес, и только примерно к 10% всей территории приложил руку человек. Сады Огико и Ринсёэн стали одними из последних творений Огавы Дзихэя, скончавшегося в 1933 году. В 1955 году кедровый лес, покрывавший южные и восточные склоны виллы Огико, из-за финансовых трудностей был почти полностью вырублен и продан, а через 5 лет продана и большая часть виллы. Остался главный дом и окружающая территория площадью 5 га. В 2010 году Огико была передана в дар Г. Камакура. Главный дом Огико, в основе своей, – привезённый из г. Такаяма двухэтажный крестьянский дом минка. В его перестройке в качестве консультанта принимал участие Оэ Синтаро, который ненамного пережил Огаву Дзихэя, скончавшись в 1935 году. Дом стоит на высоком железобетонном цокольном этаже, врезанном в склон холма и выполненном в европейском стиле, с арочными окнами по южной стороне /Илл. 11 – 13/. Цокольный этаж был отведён под склад, но в тяжёлое послевоенное время в нём расположилась коллекция собранных Кинъя раритетов, в целях избежания налогообложения зарегистрированная им как музей. С восточной и южной стороны дома по крыше цокольного этажа проходит мощёная терраса, на которую прямо из сада ведут ворота. С неё открывается вид на залив Сагами. С веранды залив выглядит как озеро в форме раскрытого веера, поэтому Кинъя так и назвал свою виллу – Огико-сансо, «Вилла озера-веера» /Илл. 14 – 16/. Концепция сада строится на впечатлении от прогулки по извилистым горным тропам с их подъёмами, спусками и новыми пейзажами, постоянно открывающимися перед путником. От главных ворот к усадьбе ведёт узкий проход между двумя десятиметровыми кручами, поросшими смешанным лесом /Илл. 17, 18/. Далее дорога выходит к переднему саду с большой вытянутой формы площадкой перед гэнканом главного дома, по старой традиции усыпанной мелким гравием. С востока Передний сад ограничен полосой деревьев гинго, за которыми на склоне горы раскинулась сливовая роща, а перед самим гэнканом высажена большая куртина стриженого кустарника в форме бублика, с двумя деревьями в его «дырке» /Илл. 19/. К северу от площадки, за воротами, покрытыми мискантом, – прекрасный сад камелий разных сортов. От засыпанной гравием площадки его отделяют высокие дзельквы, за которыми поднимается в гору роща бамбука листоколосника /Илл. 20/. Дальше дорога ведёт вверх по склону холма к чайному павильону Фусимитэй, «Дом Фусими», привезённому сюда из сада принца Фусиминомия (1875 – 1946) в 1934 году. Это самая высокая точка усадьбы. Отсюда тоже виден залив /Илл. 21 – 24/. В павильоне четыре чайных комнаты /Илл. 25/: зал в 8 татами с круглым окном (1) /Илл. 26, 27/, комната в 4,5 татами с лазом нидзигути(2) /Илл. 28/, в 3 татами с кривой стойкой токонома(3) /Илл. 29/ и в 2 татами (4) /Илл. 30/. Есть перед павильоном и скамья для ожидания /Илл. 31/. Сад перед Фусимитэй является естественным продолжением окружающего пейзажа, выделяясь из него, разве что, каменным фонарём, обилием стриженых кустарников и дорожек из тобииси, соединяющих между собой все четыре чайных комнаты. Среди деревьев сада выделяется краснеющий энкиантус почкочешуйный. Небольшой чайный сад был расположен и на участке между главным домом и поросшим кедрами западным склоном холма. «Главным героем» сада являлся мелководный ручей, журчащий среди камней – любимый мотив Огавы Дзихэя (фотография 1950-го года) /Илл. 32/. Истоком ручья служил искусственный водопадик на склоне ручья, а впадал он в пруд, подходящий к самому дому. Это самый низкий участок виллы /Илл. 33,34/. Прежде в пруду жило много черепах, и рос рогоз, покрывавшийся в конце лета коричневыми початками, распушавшимися похожими на хлопок семенами, которыми играли дети. Это было поистине тихое, уединённое место. По гребню холма, с которого стекал ручей, проходит дорога, соединяющая передний и южный сады, и вдоль неё росли деревья каштанника, на которых разводили съедобные грибы сиитакэ (шиитаке). Неподалёку стоял чайный павильон с двумя чайными комнатами – в 6 и 4 татами. После продажи большей части виллы западная часть её территории была отведена под жилую застройку, но чайный павильон был перевезён в расположенный рядом храм Гокуракудзи и сохранился. И этот чайный сад, как и сад перед павильоном Фусимитэй, совершенно сливался с окружающим горным пейзажем, словно вырастая из него. Только группа из фонаря и цукубаи напоминала о том, что это чайный сад. Если сады, подходящие к главному дому с востока, запада и, отчасти, с севера можно назвать природными, то южный сад – в чистом виде рукотворный, сакутэй. Большая его часть представляет собой просторный газон с несколькими высаженными на нём стрижеными деревьями и кустарниками, плавно снижающийся по склону холма, и переходящий в ровную горизонтальную поверхность. Для получения этой поверхности часть склона была срыта. После подъёмов и спусков по поросшим густой растительностью склонам холмов он создаёт ощущение умиротворённости /Илл. 35, 36/. На другой части южного склона был устроен помост для любования луной в 10 татами, опиравшийся какэ-дзукури и ныне отсутствующий. Однако, сохранился помост для любования вишням, также находящийся в южном саду, недалеко от чайного сада /Илл. 37/. Одна из дорог, ведущих в южный сад, полого спускается с восточного склона, проходя через туннель длиной 70 метров. Он существовал ещё до строительства виллы, и после постройки вошёл в её состав. 10. Нагао Кинъя.Огико.План 11. Нагао Кинъя.Огико.Дом 12. Нагао Кинъя.Огико.Дом 2 13. Нагао Кинъя.Огико.Дом 3 14. Нагао Кинъя.Огико.Терраса 15. Нагао Кинъя.Огико.Терраса 2 16. Нагао Кинъя.Огико.Залив 17. Нагао Кинъя.Огико.Главные ворота 18. Нагао Кинъя.Огико.Проход 19. Нагао Кинъя.Огико.Куртина 20. Нагао Кинъя.Огико.Бамбук 21. Нагао Кинъя.Огико.Залив от Фусимитэй 22. Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй 23. Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй 2 24. Нагао Кинъя.Огико.Фусимитэй 3 25. Нагао Кинъя.Огико.План Фусимитэй 26. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 8 татами 27. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 8 татами 2 28. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 4,5 татами 29. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 3 татами 30. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, 2 татами 31. Нагао Кинъя. Огико.Фусимитэй, скамья 32. Нагао Кинъя.Огико.Чайный сад 33. Нагао Кинъя.Огико.Водопад 34. Нагао Кинъя.Огико.Пруд 35. Нагао Кинъя.Огико.Южный склон 36. Нагао Кинъя.Огико.Газон 37. Нагао Кинъя.Огико.Вишни Публикуется впервые |
ОТКРЫТЫЙ ТЕКСТ > news > Текст пространства > Усадьбы > А.Б. Зайцев. Мир японских усадеб. Эпоха Сёва (1926 – 1989) > Вилла Огико