Давыдов А.И. Дом № 110 по улице Ильинской в Нижнем Новгороде. Историко-культурная характеристика

19 сентября, 2013

 

От редакции

Редакция ЭПИ «Открытый текст» продолжает следить за событиями, происходящими на улице Ильинской в Нижнем Новгороде, где 1 сентября 2013 года был снесен дом № 126. Сейчас эпицентр борьбы за сохранение исторической застройки здесь переместился ближе к улице Новой. Государственный эксперт Министерства культуры Российской Федерации кандидат искусствоведения Е.А. Шорбан, проведя историко-культурную экспертизу, признала дома №№ 110 – 114 достойными включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В ожидании того, как теперь поведет себя Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, давшее в свое время разрешение на снос указанных зданий, мы публикуем справку по одному из них – дому № 110, предоставленную Нижегородской областной социально-экологической общественной организацией «Зеленый мир».

 

ДОМ № 110 ПО УЛИЦЕ ИЛЬИНСКОЙ

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Введение

Настоящая справка имеет своей целью предварительное определение историко-культурной ценности здания, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, ул. Ильинская, 110 (в дальнейшем именуемого нами Объект).

Справка обобщает результаты историко-архитектурного исследования Объекта, и подготовлена в соответствии с заданием Нижегородской областной социально-экологической общественной организации «Зеленый мир» по результатам изучения ранее выполненной научно-проектной документации, проведенного натурного (визуального) обследования, историко-библиографических и архивных исследований. Критерии оценки историко-культурной значимости Объекта основаны на нормах и принципах Федерального закона от 25 июня 2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

 

Сведения о категории историко-культурного значения объекта

Объект находится в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород», установленных Приложением 1 к Решению Нижегородского областного Совета народных депутатов от 30 ноября 1993 года № 370-м «Об установлении границ исторических территорий г. Нижнего Новгорода».

Согласно проектной документации «Историко-архитектурный анализ квартала в границах улиц Горького, Ильинской, Новой и площади Горького» 1998 года Объект был отнесен к категории ценной историко-архитектурной среды, подлежащей сохранению и реконструкции с элементами реставрации.

Согласно Приказу Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области № 4-од от 12.05.1999 г. Объект с наименованием «Дом П.М. Спиридонова, сер. XIX в.» адрес Ильинская, 110, литер «В» включен в список вновь выявленных памятников истории и культуры[1].

Согласно Приказу Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области № 3 от 10.05. 2007 г. объект исключен из списков выявленных объектов культурного наследия.

Исторические сведения об объекте

Объект построен в период между 1853 и 1871гг. по красной линии улицы Большой Ямской (ныне Ильинской) в Нижнем Новгороде. Здание представляет собой прямоугольный в плане кирпичный оштукатуренный дом с обширными сводчатыми подвалами и узкой, вытянутой в глубину квартала кирпичной пристройкой лестничной клетки, примыкающей к дворовому фасаду. По главному фасаду здание двухэтажное, со стороны дворового фасада устроен третий (антресольный) этаж.

На фиксационном плане Нижнего Новгорода 1848-1853гг. в квартале 149 под номером 10 схематично изображена городская усадьба, на территории которой впоследствии будет построен Объект, и границы которой останутся неизменными вплоть до 1897г. На плане усадьбы показан деревянный дом и хозяйственная постройка (на месте Объекта) по красной линии ул. Большой Ямской, а также фруктовый сам с двумя небольшими хозяйственными постройками в глубине участка. Сведения о владельце (владельцах) усадьбы на данный период выявлены не были.

Согласно оценочной ведомости 1871 г. хозяином данной усадьбы в это время являлся Петр Матвеевич Спиридонов — крестьянин, торгующий по свидетельству[2]. К этому моменту на территории домовладения уже существовал интересующий нас Объект — двухэтажный каменный дом в пять окон пяти саженей двух аршин длинной по красной линии Большой Ямской, деревянный флигель на четыре сажени в семь окон также по красной линии улицы и еще один флигель на садовом участке. Общая стоимость имения составляла 3790 рублей 20 копеек[3].

Таким образом, Объект был построен в период между 1853 (момент завершения работы над фиксационным планом города) и 1871 (время составления переоценочной ведомости).

В 1875 г. городская усадьба, на территории которой располагался Объект, перешла к Косареву Алексею Платоновичу[4], а 13 мая 1893 г. – двум его дочерям Косаревой Марии Павловне и Лошкаревой Екатерине Павловне[5].

На проектно-фиксационном плане Нижнего Новгорода 1882 г. усадьба Косаревых обозначена номером 24 в квартале 134. На плане показаны каменные постройки, в том числе и интересующий нас Объект. Он изображен в виде простого прямоугольника.

2 июня 1894 г. домовладение вместе со всем строением и садом переходит крестьянину одной из деревень Нижегородского уезда Ивану Федоровичу Лямову[6]. В 1897г. он продает незначительную часть своего участка соседу – мещанину Николаю Ивановичу Белову[7], а со следующего года начинает масштабные строительные работы. В 1898 г. утверждается проект на постройку комплекса деревянных служб (конюшня на шесть денников и каретник) и маленького двухоконного флигеля в глубине участка[8]. На имеющемся в этом проекте плане участка Ивана Лямова видно, что Объект уже имел узкий, вытянутый пристрой со стороны дворового фасада.

Таким образом, дворовый пристрой к интересующему нас зданию был возведен в период между 1882 и 1898 гг. Можно предположить, что тогда же со стороны дворового фасада был устроен и антресольный этаж.

31 мая 1899г. был утвержден «чертеж  на постройку деревянного двухэтажного на каменном нежилом подвале дома крестьянину Ивану Федоровичу Лямову»[9]. Здание было построено вместо обветшавшего одноэтажного дома (показанного еще на плане 1848 — 1853 гг.), и просуществовало до 2011 г. (дом № 108 по ул. Ильинской).

В 1900г. строительные работы продолжились — на этот раз был реализован проект деревянного  с мезонином флигеля (это существующий дом № 44-а по ул. Новой) и еще одних конюшен на 4 денника. На чертеже фасада, утвержденного 15 марта 1900 г., стоит подпись Г. Колыбанова, вероятно, автора проекта.

В 1905 г. усадьба переходит во владение Ивана Антоновича Коробкова, который остается ее владельцем вплоть до национализации 1918 г.

В период после Октябрьского переворота Объект, превращенный Советской властью в многоквартирный дом, существенно не перестраивался, если не считать внутренних перепланировок и переделку арочных входных проемов первого этажа в окна. Другие постройки данной исторической городской усадьбы постепенно приходили в ветхость, либо сносились, и к настоящему моменту почти полностью (за исключением дома № 44-а по ул. Новой) утрачены.

В 1998 г. при подготовке историко-архитектурного опорного плана квартала в границах улиц Горького, Ильинской, Новой и площади Горького, разработанного Архитектурным бюро «Этюд», интересующая нас усадьба впервые стала объектом искусствоведческой оценки.

Объект, равно как и дом № 108 по ул. Ильинской (дом И.Ф. Лямова), были отнесены к элементам ценной историко-архитектурной среды (тем не менее, в 2011 г. последний был разрушен).

Тогда же была проведена фотофиксация Объекта. В 1999 г., согласно приказа Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Объект был включен в список вновь выявленных памятников истории и культуры.

В 2007 г. Приказом Управления государственной охраны объектов историко-культурного наследия Нижегородской области Объект, без проведения государственной историко-культурной экспертизы и предусмотренных Федеральным законом от 25. 06. 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» оснований, был из данного списка исключен.

Из сравнения фотографий 1998 г. с нынешним состоянием видно, что за истекший период главный фасад здания подвергся косметическому ремонту.

Таким образом, выделяются следующие периоды строительной истории (изменений и перестроек) Объекта:

– между 1853 и 1871 гг. – строительство Объекта;

– между 1882 и 1898 гг. – возведение кирпичного двухэтажного пристроя и, вероятно, устройство антресольного этажа со стороны дворового фасада;

– 1898-1900гг. – активное формирование комплекса исторической городской усадьбы, частью которой являлся Объект;

– после 1918г. – перепланировка внутренних помещений Объекта и постепенная утрата большей части других построек городской усадьбы;

– между 1998 и 2013гг. — косметический ремонт главного фасада Объекта.

В настоящее время Объект расселен и практически не используется, территория усадьбы представляет собою пустырь.

Описание и историко-архитектурная характеристика объекта

Дом Петра Матвеевича Спиридонова расположен в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород» и, будучи возведенным по красной линии, является частью исторически сложившегося ансамбля улицы Ильинской.

Здание представляет собой прямоугольный в плане кирпичный дом под четырехскатной шиферной кровлей с узкой, вытянутой в глубину квартала кирпичной пристройкой лестничной клетки, примыкающей к дворовому (заднему) фасаду. По главному фасаду здание двухэтажное, со стороны дворового фасада устроен третий невысокий (антресольный) этаж. Здание имеет подвал; конструкция перекрытия подвального этажа — коробовые своды с распалубками. Один из боковых фасадов представляет собой глухую брандмауэрную стену, которая примыкает к соседнему дому   № 112, другой боковой фасад открыт для обозрения. Главный и открытый боковой фасады оштукатурены, дворовый фасад и лестничная пристройка штукатурного покрытия не имеют. Цоколь обложен (в период 1998-2013гг.) бессер-кирпичем.

Главный фасад, выходящий на улицу Ильинскую, имеет пять световых осей. Углы здания обозначены слабо раскрепованными пилястрами, которые по уровню первого этажа обработаны квадровым рустом в виде имитации выступающего из плоскости стены вертикального ряда профилированных прямоугольных камней. По уровню второго этажа каждая из двух пилястр обработана прямоугольной профилированной заглубленной филенкой, повторяющей вертикальную геометрию данного элемента и содержащей по центру круглую розетку-медальон с изображением шестилепесткового цветка.

Плоскость фасада по уровню первого этажа разбита квадровой рустикой без замковых камней. Из имеющихся пяти проемов три имеют лучковые перемычки и представляют собой широкие входы в бывшие торговые помещения первого этажа, в настоящее время частично заложенные кирпичом и превращенные в окна. Между ними имеется два прямоугольных окна с плоскими перемычками. Ниже этих окон, в цоколе, практически на уровне современной дневной поверхности имеются проемы — слуховые окна подвального этажа.

Все проемы первого этажа обрамлены простыми узкими ленточными наличниками без профилировки. Чуть выше уровня окон имеется простой непрофилированный карниз, ширина которого совпадает с шириной наличников окон первого этажа, а еще через один ряд руста — профилированный междуэтажный карниз. В целом первый этаж играет роль тяжелого низкого стилобата, на котором покоится высокий (соотношение около 4,5 X 7) бельэтаж.

Все окна второго этажа одинаковы, имеют полуциркульные перемычки и обрамлены неширокими ленточными наличниками, завершенными изящными полукруглыми сандриками с импровизированными кронштейнами. Под окнами проходит профилированный карниз, ниже которого расположен ряд прямоугольных заглубленных в плоскость стены ширинок — по паре под каждым окном (в настоящее время скрыты вывеской). Завершается фасад развитым профилированным венчающим карнизом, ниже которого расположен фриз, образуемый чередованием парных и одинарных прямоугольных незаглубленных ширинок (парные ширинки фриза корреспондируются с парными ширинками под окнами второго этажа). Слегка расширяющиеся части фриза, расположенные над пилястрами и также несущие прямоугольные ширинки, играют в композиции фасада роль импровизированных капителей.

Из сказанного видно, что в целом художественный облик здания решен в традициях и приемах уходящего классицизма. Это касается и общей композиции (противопоставление главного парадного фасада утилитарному решению внутридворового пространства), и пропорций (строгая симметрия, нечетное количество световых осей, горизонтальное членение объема на стилобатную часть и бельэтаж), и использования соответствующих архитектурных деталей (рустика, фриз, пилястры и т. п.). Однако некоторые, едва заметные детали маркируют отход зодчего от строгого классицистического канона и выдают в облике здания переход к новой, отличной от периода «образцового строительства» архитектурной эпохе. Такие приемы, как украшение пилястр филенкой, появление на их плоскости декоративных розеток, отказ от традиционной капители и перенос ее роли на одну из деталей фриза относятся уже к выразительным средствам нарождающейся академической эклектики.

Таким образом, Объект несет в своем художественном облике типичные черты переходного периода от позднего классицизма к академической эклектике, маркируя наиболее ранний этап этой трансформации.

Типологически Объект является характерным образцом жилого дома с торговыми (первый этаж) и складскими (подвал) помещениями и в этом качестве отражает тенденции градостроительного развития губернского города периода бурного становления в России капиталистических отношений.

Интересующее нас здание имеет высокий уровень сохранности своего исторического облика и подлинных конструкций.

Соответственно, Объект является подлинным источником по истории нижегородской архитектуры и строительного мастерства третьей четверти XIXв.

Историко-культурная ценность объекта

Интересующий нас Объект не является изолированным зданием, но территориально и визуально включен в контекст исторической застройки квартала, улицы, района и города. Он является частью исторической среды и вместе с другими зданиями формирует ее своим присутствием. В связи с этим при определении общего уровня историко-культурной значимости Объекта автор учитывал его самостоятельную (независимую от окружающего градостроительного контекста) значимость, значимость в контексте близлежащей исторической застройки и значимость в контексте ансамбля ул. Ильинской.

Самостоятельная историко-культурная значимость Объекта

Дом № 110 по ул. Ильинской в г. Нижнем Новгороде является подлинным источником по истории нижегородской архитектуры и строительного мастерства третьей четверти XIX в., имеющим высокий уровень сохранности своего первоначального облика и подлинных конструкций.

Стилистика здания отражает типичные черты важнейшего переходного периода в истории русской архитектуры XIX в. – эпохи трансформации позднего классицизма в эклектику. Особенности композиции главного фасада маркируют наиболее ранний этап данной эволюции и являются «наглядным пособием» по истории возникновения и развития академической эклектики в Нижнем Новгороде.

Датировка Объекта подтверждает известное наблюдение о некотором отставании (ретроградности) провинциального зодчества на фоне столичных веяний, особенно в части жилого строительства. В обеих столицах, а также при проектировании некоторых публичных зданий Нижнего Новгорода эти тенденции начали проявляться уже в конце 1830-х — начале 1840-хгг., в то время как интересующий нас дом демонстрирует тенденцию определенного стилистического консерватизма.

Таким образом, постройка представляет интерес с точки зрения истории отечественной архитектуры в региональном контексте, отражает уровень строительной культуры, эволюцию стилей, а также художественные предпочтения нижегородских архитекторов и заказчиков означенного периода. Небезынтересно отметить, в течение второй половины XIX в. дом принадлежал нескольким поколениям осевших в городе зажиточных крестьян, занимавшихся торговлей — представителям социальной прослойки, после Великой реформы 1861 г. активно формировавшей класс промышленников и предпринимателей и сыгравшей значительную роль в истории российской урбанизации.

Здание, будучи композиционным и смысловым центром городской усадьбы, в соответствии с родом занятий хозяев типологически представляло собой «объект двойного назначения», совмещая торгово-складскую (подвал и первый этаж) и жилую (второй этаж) функции.

Эта двойственность наложила отпечаток и на конструктивные особенности (наличие подвального этажа с мощным сводчатым перекрытием), и на архитектурное решение (чередование окон и входных проемов первого этажа). В этой связи Объект может быть типологически сопоставлен как с другими сохранившимися в Нижнем Новгороде торгово-жилыми постройками «торгующих крестьян» (например, с деревянным домом крестьянина Седова на углу Славянской и Студеной улиц), так и зданиями, принадлежавшими представителям купечества.

    Таким образом, объект представляет значимость и с точки зрения типологии исторической застройки, а также социальной истории и истории урбанизации второй половины XIX в.

Историко-культурная значимость Объекта в градостроительном контексте близлежащей исторической застройки

На градостроительном микроуровне Объект является частью фрагмента исторической застройки квартала в границах ул. Ильинская, Горького, Новая, пл. Горького, выходящего на красную линию ул. Ильинской. Этот фрагмент представлен домами № 110, 112 и 114. Несмотря на то, что в данном квартале, вследствие сноса 2012-2013гг. историческая застройка в значительной степени утрачена, означенный фрагмент представляет собой целостную градостроительную цитату, объединенную масштабом и определенным стилистическим единством составляющих ее зданий.

Так, одноэтажный с мезонином дом № 112 (дом купчихи М.П. Карамзиной), примыкающий к Объекту через брандмауэр и построенный по проекту 1863г., являет те же стилистические черты, что и предмет настоящей исторической записки — пропорции и детали «запоздавшего» провинциального классицизма с легкой тенью нарождающейся академической эклектики.

Дом № 114, построенный другим «торгующим крестьянином» К.И. Смирновым в период между 1899 и 1904 гг., представляет собой конечную точку этого стилистического вектора — это уже зрелая академическая эклектика, творчески переосмыслившая классицистическое наследие в условиях стилистического плюрализма.

     В градостроительном плане данный фрагмент исторической застройки отражает эпоху перехода от усадебного к брандмауэрному типу планировки и организации красной линии.

Следует отдельно отметить, что в связи с массовым сносом объектов историко-градостроительной среды XIX – начала ХХ вв. в данном квартале историко-культурная значимость этой небольшой группы исторических зданий в последнее время еще более возрастает.

Представляется, что в случае разрушения данных построек участок улицы Ильинской, на которой они расположены, в значительной степени утратит свое значение в качестве фрагмента Старого Нижнего. В то же время их сохранение, даже на фоне помещения в контекст новой застройки (при условии ее соразмерности и сомасштабности), способно поддержать существующий историко-градостроительный баланс красной линии ул. Ильинской, особенно учитывая сохранность исторической застройки на противоположной стороне улицы.

Таким образом, Объект представляет историко-художественную ценность и в контексте рассмотренного фрагмента исторической среды, являясь ее неотъемлемым элементом. Его утрата во многом обесценит качество еще сохраняющейся на территории квартала историко-градостроительной среды.

Значимость в контексте ансамбля улицы Ильинской

На настоящий момент улица Ильинская является одной из крупных магистралей исторического центра, в наибольшей степени сохранивших свой историко-градостроительный облик, который отражает ее архитектурное и градостроительное развитие на протяжении нескольких веков[10]. Несмотря на стилистическое и типологическое разнообразие, застройка здесь обладает рядом устойчивых градостроительных характеристик, позволяющих говорить о наличии исторически сложившегося ансамбля.

К определяющим градостроительным особенностям ансамбля ул. Ильинской следует отнести:

а) наличие безусловной композиционной и высотной доминанты — колокольни Вознесенской церкви, организующей градостроительное пространство по принципу соподчинения главного и второстепенного;

б) согласованность архитектурных объемов, единство ритма и масштаба основного фона застройки на протяжении всей улицы, образуемое неконтрастным высотным разнообразием (один-два, реже три этажа) и сочетанием усадебной и брандмауэрной планировки с некоторым преобладанием первой[11];

в) преобладание академической эклектики на фоне общего стилистического и временного разнообразия объектов исторической застройки;

г) тесную связь с историческим рельефом – «ступенчатый» характер застройки, обусловленный ниспадающим рельефом и соответствующими масштабными характеристиками большинства зданий[12];

д) тесную связь с историческим ландшафтом — на значительном протяжении глубинная перспектива улицы раскрыта на заволжские дали.

Из сказанного выше видно, что Объект представляет собой типичный элемент местного градостроительного контекста, вместе с другими зданиями формирующий исторически сложившуюся композицию улицы.

По своей высоте, протяженности фасада и взаимодействию с другими объектами он поддерживает существующий ритм и масштаб застройки. Вместе с соседними зданиями он участвует в ступенчатом расположении застройки на рельефе. Наконец, по своему архитектурному облику он является частью доминирующего на красных линиях стилистического направления.

В итоге, дом № 110 по ул. Ильинской является заметным элементом исторически сложившегося ансамбля этой улицы. Его утрата, несомненно, приведет к дальнейшей эрозии, имеющейся сложной и многоэлементной архитектурной композиции.

Выводы

Таким образом, Объект – «Дом П.М. Спиридонова», расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 110 — обладает необходимыми и достаточными признаками объекта культурного наследия. Вид – памятник. Общая видовая (типологическая) принадлежность Объекта – памятник архитектуры. Рекомендуемая категория историко-культурного значения Объекта – объект культурного наследия регионального значения.

 

К особенностям Объекта, подлежащим обязательному сохранению (предмет охраны) относятся:

  • объемно-пространственная композиция здания, включая форму кровли;
  • композиция и декоративные элементы главного (уличного) фасада;
  • подлинные конструкции несущих стен и сводов (оштукатуренная кладка из красного кирпича на известковом растворе);
  • первоначальные габариты проемов главного и бокового фасадов.

 ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Использованные источники

  1. ЦАНО. Ф.27. Оп.638. Д.3891, л.л. 1250-1251.
  2. ЦАНО. Ф.30. Оп.35. Д.1392, л.л. 149-150.
  3. ЦАНО. Ф.30. Оп.35. Д.3043, л.л. 116-117.
  4. ЦАНО. Ф30. Оп.35. Д.4688, л.л. 714-715.
  5. ЦАНО. Ф30. Оп.39-а. Д.555.
  6. ЦАНО. Ф30. Оп.36. Д. 654.
  7. ЦАНО. Ф30. Оп.36. Д.653.
  8. ЦАНО. Ф30. Оп.36. Д.655.
  9. ЦАНО. Ф30. Оп.36. Д.610.
  10. ЦАНО. Ф30. Оп.36. Д. 720.
  11. Генеральный план Нижнего Новгорода, 1848 – 1853гг. Восстановлен и издан ВГЦ МАГП, 1992г.
  12. Главное управление городского архитектора города Нижнего Новгорода. Папка с чертежами Нижнего Новгорода. План города Нижнего Новгорода 1882 г.

Использованная научно-проектная документация, документы органов государственной власти и местного самоуправления:

  1. Широков В.А., Вандышев Е.Н. Историко-архитектурный анализ застройки квартала в границах улиц Горького, Ильинской и площади Горького. Архитектурное бюро «Этюд». Нижний Новгород, 30 марта 1998г.
  2. Заключение Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области по историко-архитектурному анализу, историко-архитектурному опорному плану квартала в границах улиц Горького, Ильинской, Новой, пл. Горького в Нижнем Новгороде от 25 мая 1999г., №29, исх. 02-08/487.
  3. Министерство культуры Нижегородской области. Департамент охраны историко-культурного наследия. Дополнения к Государственным спискам памятников истории и культуры. Каталог. Нижний Новгород, 2002 г.

Использованная литература:

  1. Бубнов Ю. Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIX – начала XX века. Нижний Новгород, 1991.
  2. Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени // Полное собрание сочинений с его биографиею и примечаниями в 3-х томах. Том 3. М. 1902. С. 278-290.
  3. Зеленова С. В. Формирование системы критериев оценки историко-архитектурного наследия России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет». Научный руководитель: кандидат технических наук профессор Т.П. Виноградова. Нижний Новгород, 2009.
  4. Миронов Б. Город из деревни: четыреста лет российской урбанизации // Отечественные записки, № 3(48). 2012.
  5. Старцев А. В.  Торгово-промышленное законодательство и социально-правовой статус предпринимателей в России в XVIII — начале XX в.// Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII — начало XX вв.). Барнаул, 1995.

 

фото

Дом П.М. Спиридонова (Н. Новгород, ул. Ильинская, 110). Фото НИП «Этнос». Июль 2013 г.


[1]    Министерство культуры Нижегородской области. Департамент охраны историко-культурного наследия. Дополнения к Государственным спискам памятников истории и культуры. Каталог. Нижний Новгород, 2002 г. С. 81.

[2]    Законы Российской Империи того периода допускали торгово-промышленную деятельность крестьян не только в сельской местности, но и в городе, и до 1812 года  она даже не облагалась промысловым налогом. Вследствие этого крестьянам, занимавшимся торговлей и промышленностью, было незачем переходить в городское сословие. С 1812 по 1824 год промысловый налог для крестьян был меньше, чем для купечества и мещанства, а  с 1827 года стал равным ему. С этого времени миграция крестьян в города усилилась, а падение процента городского населения замедлилось. Освобождение крестьян в 1861 г. дало новый толчок к переселению зажиточных крестьян в города. В 1863г. было введено новое гильдейское устройство. Занятия торговлей и промыслами сделались доступными лицам всех сословий без записи в гильдию при условии оплаты всех торговых и промысловых свидетельств, но без сословных гильдейских прав. Существовавшие ранее документы на право торговли для крестьян и мещан отменялись. Торговые патенты (с 1865г. они стали называться свидетельствами) делились на 3 разряда: оптовые, розничные и мелочные. За свидетельство 1-го разряда взималось 265 руб. в год, 2-го разряда – от 25 до 65 руб. в зависимости от класса местности, а свидетельства на мелочный торг оплачивались суммой от 8 до 20 руб. Кроме свидетельств, предприниматели были обязаны выкупать особые билеты, цена которых в зависимости от класса местности и разряда торговли составляла 2-10 руб. На содержание предприятий, обложенных акцизом, вместо билетов выкупались особые свидетельства.

[3]    ЦАНО. Ф.27. Оп. 638. Д. 3891, лл. 1250-1251.

[4]    ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 1392, лл. 149-150.

[5]    ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35 Д. 3043, лл. 116-117.

[6] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 35 Д. 4688, лл. 714-715.

[7] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39а Д. 555.

[8] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 36 Д. 654.

[9] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 36 Д. 653.

[10]  Судя по данным археологии, застройка на месте современной ул. Ильинской возникла не позднее XIVв. К XVII в. стала главной улицей Започаинья и расположенной здесь Ямской слободы. Современное название получила от церкви пророка Илии, известной с  начала XVIв. (нынешнее здание 1655г. с позднейшими перестройками). Приобрела регулярную планировку и современное направление вследствие реализации серии генеральных планов Н. Новгорода конца XVIII – начала XXвв.  Вплоть до конца XVIII века улица заканчивалась в месте современного пересечения с Малой Покровской (маркирующей внешнюю линию средневековых городских укреплений). Однако в 1784-1787г. в процессе генерального размежевания за бывшую черту города были вынесены ямские дворы. В результате, как продолжение древней Ильинской улицы за границами «градской земли» возникла улица Малая Ямская, на территории которой и был построен интересующий нас Объект. В советское время обе улицы, являвшиеся двумя исторически сложившимися частями единой магистрали, были объединены общим названием «Краснофлотская». После 1991г. улице на всем ее протяжении возвращено историческое наименование «Ильинская». Улица Ильинская и примыкающие к ней переулки насыщены исторической застройкой XVII – XXвв. с преобладанием зданий периода сер. XIX – нач. XX столетий. В стилистике расположенных здесь построек представлены традиционные формы древнерусского зодчества, классицизм, различные виды эклектики и ретроспективизма, модерн и другие стилистические направления отечественной архитектуры. В этом смысле Ильинская является своеобразным воплощением градостроительного идеала эпохи зарождения русской эклектики, сформулированного Н.В Гоголем в работе «Об архитектуре нынешнего времени»: «Я думал, что весьма не мешало бы иметь в городе одну такую улицу, которая бы вмещала в себе архитектурную летопись <…>. Эта улица сделалась бы тогда в некотором отношении историею развития вкуса, и кто ленив перевертывать толстые томы, тому бы стоило только пройти по ней, чтобы узнать все».

[11]    В некоторых местах этот ритм сбит отдельными несомасштабными зданиями, такими, как корпус Строительного института, но эти диссонанты ввиду их фрагментарности не приводят к распаду композиции или ее существенной деформации при восприятии застройки с большинства ответственных видовых точек.

[12]    В отдельных местах этот вид организации градостроительного пространства также сбит диссонирующими объектами, но в целом тенденция остается главенствующей  на всем протяжении магистрали.

Публикуется впервые

 

∗Примечание редакции 2022 г.: Позднее дом № 110 по ул. Ильинской был снесен.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции