Орельская О.В. Cравнительный анализ архитектуры двух особняков: C.П. Фон Дервиза и А.В. Маркова

26 июля, 2025

ОСОБНЯК А.В. МАРКОВА В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

ОТ РЕДАКЦИИ

Продолжая тему купеческого особняка А.В. Маркова на Ильинской улице в Нижнем Новгороде, ЭПИ «Открытый текст» размещает статью известного историка архитектуры профессора ННГАСУ О.В. Орельской, в которой обосновывается возможное авторство одного из основоположников модерна в России Ф.О. Шехтеля.

 

 * * *

 

Объект культурного наследия регионального значения начала ХХ века – особняк купца А.В. Маркова в Нижнем Новгороде выделяется своей «столичностью» среди остальной исторической застройки старой Ильинской – главной радиальной улицы на территории Започаинья, ориентированной на Нижегородский кремль. До сих пор исследователям не удалось установить имя его автора. В творческих биографиях нижегородских зодчих ХIХ – начала ХХ веков нет упоминания об этом интересном объекте, который обладает не только высокохудожественным внешним обликом, но и сохранил прекрасные интерьеры.

Знакомство с историей российской архитектуры, и в том числе московской, позволило выявить произведение, имеющие определенное сходство с архитектурой нижегородского особняка. Причем, это произведение относятся к творчеству выдающегося зодчего, основоположника модерна в России – Федора Осиповича Шехтеля  (1859-1926).

Орельская О.В. Cравнительный анализ архитектуры двух особняков:  C.П. Фон Дервиза и А.В. Маркова

Портрет молодого   архитектора Ф.О. Шехтеля (1859-1926)

Творчество этого мастера   в основном приходится на рубеж Х1Х и ХХ вв., когда в архитектуре происходила быстрая смена стилистической направленности: от эклектики к модерну и последовавшему за ним ретроспективизму. Если ранний период творчества зодчего относится к 1880-м годам, то своего расцвета оно достигает в начале ХХ в.

 Творчество Ф.О. Шехтеля во всей его полноте раскрыла нам академик,  доктор искусствоведения  Евгения Ивановна Кириченко, которая еще в 1973 г. написала книгу «Федор Шехтель», вышедшей в известной  серии книг  «Мастера архитектуры». На протяжении последующих десятилетий ученым было продолжено изучение творчество Шехтеля. В книге «Федор Шехтель. Архитектурное наследие России» (2011 г.) Е.И. Кириченко на основе архивных материалов (в том числе и из личного архива семьи Ф.О. Шехтеля) анализирует, в частности, одно из ранних произведений молодого мастера, а именно речь идет об особняке барона С.П. фон Дервиза в Москве на ул. Садовой – Черногрязевской, 6.

Орельская О.В. Cравнительный анализ архитектуры двух особняков:  C.П. Фон Дервиза и А.В. Маркова

Вид на главный фасад особняка барона С.П. фон Дервиза на Садовой – Черногрязевской ул., 6 в Москве

Как пишет автор, этот особняк «не единственное произведение по проекту Шехтеля для Дервизов». Архитектор принимал участие в проектировании и осуществлении строительства ряда зданий, проведении  реконструктивных работ в усадьбах Дервизов, расположенных, не только в Москве, но и в Рязанской губернии, в частности, в усадьбе Старожилово, в Сохе и в Кирицах.

Орельская О.В. Cравнительный анализ архитектуры двух особняков:  C.П. Фон Дервиза и А.В. Маркова

Портрет барона С.П. Дервиза (1863-1943)

Барон Сергей Павлович фон Дервиз (1863-1943), действительный статский советник, был крупным промышленником, когда талантливый   молодой архитектор Шехтель через своего учителя и наставника архитектора  Московского  купеческого общества А.С. Каминского получил  заказ на вышеназванный особняк.

 В 1880-е годы в архитектуре столицы еще господствовала эклектика с ее разновидностями в виде стилизаторства. Многие богатые московские  особняки тогда, как и в Петербурге, возводились     в духе  итальянского неоренессанса. Именно к этой стилистике и должно отнести, сооруженный по проекту Шехтеля вышеназванный  московский особняк, который представляет собой протяженное двухэтажное здание в 13  световых осей. Исследователь Е.И.Кириченко подчеркивает, что «композиция главного фасада, где расположен парадный подъезд к зданию, построена излюбленным Шехтелем способом. Она симметрична и асимметрична одновременно… Его центральная часть, как обычно выделена выступающим вперед ризалитом, однако несколько отступающие от него боковые части имеют разную ширину. Расположенная справа от ризалита и входа часть фасада устроена шириной в три окна, левая  – в четыре. Асимметрична и композиция самого ризалита. Парадный вход в здание в виде одноэтажного прямоугольного в плане объема с арочными широкими боковыми проемами въезда и венчанием в виде балюстрады смещен к левому краю выступающей части здания. Балюстрада служит ограждением балкону, расположенному на плоской крыше парадного входа»[1].

Фото

Вид на входную часть особняка С.П. Дервиза

Нижегородский особняк А.В.Маркова также (Фото 6)  напоминает небольшое неоренессансное итальянское палаццо, что и выделяет его в нижегородской архитектуре начала ХХ века.

Фото

Вид на главный фасад особняка А.В. Маркова на ул. Ильинской,61 в Нижнем Новгороде

 Заказчиком нижегородского особняка на Ильинке был Арсений Васильевич Марков (1880-1928)  – последний из купеческого рода Марковых.

Фото

Портрет купца А.В. Маркова (1880-1928)

Его отец Василий Кузьмич Марков был  известным на Волге рыботорговцем и меценатом. Он оставил после смерти жене и детям многомиллионное состояние. Это семейство могло позволить себе обратиться за проектом роскошного особняка к столичному архитектору.

 Внешний облик дома Маркова попадает под определение уже поздней эклектики, включающей в свой арсенал и новый стиль модерн, идущий ей на смену. Так под влиянием модерна  был запроектирован  план,  обладающий свободной и живописной композицией.

Фото

План особняка А.В. Маркова

Планировочная структура тщательно продумана автором. Его цель – забота об удобствах и комфорте для обитателей конкретной семьи. Именно из этого плана и вырастает сложная объемно-пространственная композиция, уходящая в глубину дворового пространства.

Фото

Решение дворовых фасадов особняка А.В. Маркова

 Особняк, в отличие от своих эклектических собратьев по ул. Ильинской, не только имеет декоративное оформление главного фасада, свойственное эклектике, но и обладает, характерным для модерна принципом всефасадности.

Уличный фасад нижегородского особняка имеет два ризалита: слева – на две световых оси, справа – на три. Таким образом, здесь также имеется определенный отказ от симметрии, хотя и сохраняется общая уравновешенность фронтальной композиции.

Фото

Чертеж  главного фасада особняка А.В. Маркова

В правом ризалите по оси симметрии имеется входная дверь.   Над входной дверью, очевидно, имелся металлический навес в виде козырька. Выступающее  вперед крыльцо здесь не предусмотрено как в Москве, что связано с отсутствием пространства перед входом. Если говорить о градостроительном решении, то здесь участки под строительство не имеют сходства. Главный дом усадьбы Маркова выходит на красную линию застройки ул. Ильинской,  в то время как особняк фон Дервиза расположен в глубине участка, перед ним имеется двор-курдонер.

Характерной особенностью в решении особняка С.П. фон Дервиза  являются «поверхности стен безордерных фасадов покрытых сплошным ковром обработанных под шубу крупных квадратов руста»[2].  Для главного фасада особняка Маркова в Нижнем Новгороде также характерна сплошная рустовка стен, имитирующая каменную кладку. «Ризалиты особняка Маркова обрамлены угловыми пилястрами, которые, как и стены первого этажа, покрыты крупными квадрами (прямоугольниками) рустов “под шубу”. Остальные фасады отличаются сочетанием гладких поверхностей и оштукатуренных  поверхностей стен с включением отдельных  квадровых рустов с использованием мелкой гальки» [3](на угловых лопатках и над окнами в виде замковых камней). Для обоих особняков использован прием скругления углов здания.

На главном фасаде особняка Дервиза высокие узкие окна первого и второго этажа – одинаковые по размеру и по форме – арочные. На втором этаже они имеют обрамление в виде стрельчатой формы архивольта.

Фото

Обрамление окон второго этажа особняка А.В. Маркова

В Нижнем Новгороде по главному фасаду – девять световых осей, при этом  арочные окна второго этажа несколько выше прямоугольных  окон первого этажа. Окна второго этажа особняка Маркова на плоскости стены между ризалитами  имеют  аналогичное обрамление в виде архивольта со стрельчатым контуром.

Над прямоугольными окнами первого и второго этажа особняка Маркова имеется веерный (трехчастный) замковый камень.  Окна первого этажа в Москве тоже имеет трехчастный замковый камень, но он не имеет  выраженного различия   его частей по высоте.

Над балконом крыльца в двухосной части ризалита в Москве под карнизом имеется барельеф с изображением герба владельца дома, как и между двумя арочными проемами в простенке двухосного ризалита над крыльцом имеется картуш с гербом владельца, так и в особняке Маркова в простенке между центральными арочными окнами также располагается картуш с гербообразным элементом, а кроме того – в нише над самим входом (который в советское время получил изображение  в виде серпа и молота, поскольку в советское время особняк был национализирован и использовался под разные общественные функции).

Фото

Гербообразный декоративный элемент  на фасаде особняка Маркова

Ризалит справа на фасаде дома А.В. Маркова с входной дверью, имеет выступающий над  карнизом и парапетом лучкового силуэта аттик, в тимпане которого также  как и в аттике над въездными воротами имеется рельеф в виде картуша.

Е.И. Кириченко указывает на наличие еще одного характерного элемента особняка – «устройство далеко выступающего плоского карниза… По верху здания, вторя горизонтализму его композиции и придавая нарядность суровому облику фасада, тянется красивая венчающая часть из поставленных на тумбы ваз, которые соединены друг с другом металлическими решетками с густым орнаментальным узором»[4].   Если плоский выступающий карниз у  дома Дервиза поддерживается кронштейнами, то в Нижнем они  уже отсутствуют, что связано с влиянием модерна. Под карнизом в Москве  также проходит ряд зубчиков, но в Нижнем Новгороде он дополняется рядом  из мелких иоников.

 Парапет нижегородского особняка также имеет столбики, которые возможно предназначались для вазонов, но до настоящего времени не сохранились. Над ризалитами здесь выполнен  глухой парапет с нишами, а над центральной частью в нем присутствуют  соединенные в один ряд  кольца.

Фото

Фрагмент парапета особняка  А.В. Маркова

Аналогичный рисунок, кстати,  присутствует в интерьере  вестибюля особняка Дервиза в Москве.

Фото

Фрагмент  оформления интерьера  вестибюля особняка С.П. Дервиза

Говоря о декоративном оформлении, Е.И. Кириченко отмечает, что «суровость этой строгой композиции наряду с упомянутыми вазами несколько смягчают помещенные в филенках под окнами второго этажа орнаментальные рельефы. В ризалитах в нишах под окнами лепной декор уже представлен  гирляндами, завитками, крошечной раковиной и акантовыми листьями». В доме Маркова, в нишах под окнами второго этажа между ризалитами,  также имеется рельеф в виде растительного орнамента.

Фото

Декоративный элемент в подоконной нише особняка А.В. Маркова

 

В особняке фон Дервиза «той же цели служат вкомпонованные в верхнюю часть межоконных простенков выполненные в сильном рельефе, почти в виде круглой скульптуры, маски львов в круглых нишах – тондо.

Фото

Маска льва на фасаде особняка С.П. Дервиза

Широкую полосу фриза под карнизом украшают также расположенные над межоконными простенками рельефы»[5].  Тема львиных маскаронов присутствует и в Москве, и в Нижнем, но в разной интерпретации.  Так в Нижнем Новгороде пилястры в ризалитах в верхней своей части  имеют рельеф в виде маскаронов – львиных масок.

Фото

Маска льва на фасаде особняка А.В. Маркова

 Несмотря на то, что особняк купца Маркова был возведен позднее особняка фон Дервиза,  тем не менее, в его архитектуре прослеживаются черты, характерные для более раннего творчества  Ф.О. Шехтеля.

Особое внимание в книге Е.И. Кириченко уделено  обстоятельному описанию  интерьеров особняка фон Дервиза, сопровождаемое  красочными фотографиями, которые позволяет увидеть черты сходства и различия  с особняком купца А.В. Маркова в Нижнем Новгороде на ул. Ильинской, 61.

«Основное ядро пространственно-планировочной структуры интерьера образует аванзал с парадной лестницей…

Фото

Вид на парадную лестницу особняка С.П. Дервиза

В интерьерах Шехтеля главным организующим элементом внутреннего пространства является расположенная по оси главного входа ведущая на второй этаж трехмаршевая лестница…»[6].  Евгения Ивановна подробно описывает ограждение парадной лестницы: «Богатые и несколько тяжеловесные по форме перила лестницы в виде мощных двояко направленных завитков с такими же массивными балясинами между ними своим обращенным в противоположные стороны ритмом соответствовали разнонаправленному движению по лестнице… Еще одной особенностью, характерной для оформления Шехтелем площадки второго этажа, которой завершалась парадная лестница, является ее трактовка не как сугубо функционального элемента, дающего  доступ в залы парадной анфилады, а как самостоятельного важного элемента всех парадных помещений»[7].

Е.И. Кириченко говорит еще об одной особенности шехтелевских построек: «Еще одно новшество, внесенное Шехтелем в его ранние проекты, которое затем будет повторяться и во всех позднейших работах – завершение первого прямого марша парадной лестницы светозарным оконным проемом, украшенным гигантским витражом»[8]. Украшенные витражами окна  имеются и в особняке фон Дервиза, но здесь в отличие от нижегородских витражей изображены  герб владельца дома,  рыцари в париках и ботфортах, а также отдельные портреты рыцарей. «Те и другие  изображения помещены на фоне ярких декоративных орнаментов»[9].

Фото

Витраж на лестнице особняка С.П. Дервиза

Особого внимания заслуживают и прекрасно сохранившиеся интерьеры маленького дворца в Нижнем Новгороде. Они обладают самостоятельной художественной ценностью.

При входе посетителей встречает уютный вестибюль, из которого на второй этаж через арочный проем ведет широкая парадная лестница из белого мрамора. При выходе в вестибюль она плавно «растекается» к входу.

Фото

Вид на парадную лестницу особняка А.В. Маркова

  Ее первый марш с двух сторон обрамляет мраморный парапет, который заканчивается внизу  мощными завитком, поддерживаемым с одной стороны всплеском волны, а с другой резным листом. Широкие мраморные перила лестницы  напоминают тяжеловесные формы перил лестницы в особняке Дервиза. Лестница хорошо видна в следующий  аналогичный арочный проем, который с двух сторон в простенках дополнен  вытянутыми  нишами, в которых находятся скульптуры в виде горельефа – женские головки с золотыми волнистыми волосами, украшенными цветами. Волнистые пряди золотых струящихся волос переплетаются со стеблями и листьями фантастических растений и  соцветиями (початками)  высокой болотной травы – рогозы[10].

Фото

Скульптурный  горельеф в интерьере особняка А.В. Маркова

Мраморная лестница в особняке А.В. Маркова на средней площадке дополнена также цветным витражом, создающим своеобразную свето-цветовую атмосферу. Темное дерево переплетов образует красивый контур, внутри которого возникают насыщенные цвета: ультрамариновые, бирюзовые, желтые и оранжевые. На витраже изображен павлин с раскрытым в виде веера хвостом. Зелено-синий павлин находится в верхней части витража. К нему снизу вверх устремляются  стебли  вьющихся растений с желто-оранжевыми цветами.

Фото

Витраж на лестнице особняка А.В. Маркова

Это единственный  в настоящее время в Нижнем Новгороде  особняк, в котором имеются витражи, сохранившиеся до настоящего времени.

 На втором этаже особняка Маркова при выходе лестницы и на пересечении коммуникационных осей имеется  следующий аванзал, в котором  также окно дополнено цветным витражом, где  в затейливом орнаменте соединились мотивы флорального модерна и переплетов в виде неоготики.

Фото

Витраж окна аванзала второго этажа особняка А.В. Маркова

 Цветные витражи с более скромным растительным и геометрическим орнаментом присутствует и в дверных полотнах второго этажа.

Также при описании интерьеров в Москве автором книги обращается внимание и на декоративное убранство потолка в виде лепного декора и росписи плафонов. Потолок и стены здесь украшены позолоченной резьбой и рельефами, а бело-золотая гамма обогащает насыщенный цвет стен, которая контрастирует со строгими дверными панелями. Богатое убранство потолка в виде лепного декора «выполнено оно в изящном стиле рококо», что было свойственно эклектике конца Х1Х столетия. Е.И. Кириченко уточняет, что «Потолок и стены …щедро украшены  позолоченной резьбой и рельефами»[11]. Углы белоснежного потолка в вестибюле  Маркова, выполненные в модерне,   украшены  позолоченными лепными   динамично изогнутыми стеблями, листьями и цветами  фантастических растений.

Зеркала  Ф.О. Шехтелем  традиционно  включаются в интерьеры разных помещений, что позволяет мастеру зрительно увеличивать пространство зальных помещений. Это можно наблюдать и в каминном зале в особняке Дервиза и в вестибюле особняка Маркова. Кроме того, исследователь напоминает, что во всех «спроектированных Шехтелем домах …аванзал первого этажа – сравнительно небольшое помещение перед парадной лестницей, стены которого обшиты деревянными панелями… Аванзал, как правило, служил прихожей. Поэтому здесь находилась не только вешалка, но и  большое зеркало, в котором отражалась часть интерьера, значительно увеличивая его размеры»[12].  Е.И. Кириченко отмечает характерную для Ф.О. Шехтеля «строгую архитектурность» дверных панелей, что мы можем наблюдать и в вестибюле особняка Маркова.

Фото

Фрагмент интерьера аванзала первого этажа особняка С.П. Дервиза

Фото

Фрагмент интерьера аванзала первого этажа особняка А.В. Маркова

 Важной  отличительной чертой Шехтелевских построек  исследователь отмечает  использование им приема повторного применения декоративного элемента, как в интерьере, так и в экстерьере. Такой прием используется и в нижегородском произведении. Так женские головки в обрамлении золотых волос, которые  украшают простенки между арками вестибюля, повторяются и по оси этих арок со стороны лестницы, но уже в форме маскаронов. А отдельные цветы, похожие на хризантемы, из переплетений на стенах и потолке вестибюля перебираются на второй этаж.

Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что различие кроется, прежде всего, во времени строительства и в стилистике, что сказывается  соответственно  в богатстве и переуслащении  декоративного убранства интерьеров столичного дворца, выполненного в эклектике, при сравнении с нижегородским зданием, которое носит черты  поздней эклектики, для которой характерно в данном конкретном примере,  органичное сочетание мотивов  неоренессанса и модерна. Но,  несмотря на стилистическое различие интерьеров и разновременность построек, имеется ряд характерных приемов и  архитектурных элементов, имеющих принципиальное сходство, которое можно отнести к узнаваемому  авторскому почерку. А это, безусловно, позволяет нам предположить, с большой долей вероятности, что автором особняка А.В. Маркова на ул. Ильинской в Нижнем Новгороде вполне мог  быть знаменитый зодчий Федор Осипович Шехтель, который, начиная с 1896 года  претворял свое творчество в ряде проектов и уникальных строениях, украсивших наш город на рубеже веков.

Библиография

  1. Кириченко Е.И. Федор Шехтель. Архитектурное наследие России / Е.И. Кириченко. М.: Изд. дом Руденцовых, 2011.
  2. Орельская О.В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде / О.В. Орельская. Нижний Новгород: РИ “Бегемот”, 2000.
  3. Шумилкин С.М. Особняк А.В. Маркова в Нижнем Новгороде -памятник архитектуры начала ХХ века. История, реставрация: учеб. пособие для вузов / С.М. Шумилкин, А.С. Шумилкин, М.С. Шумилкин. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015.

[1] Кириченко Е.И. Федор Шехтель. Архитектурное наследие России / Е.И. Кириченко. М.: Изд. дом Руденцовых, 2011. С. 33.

[2] Там же.

[3] Шумилкин С.М. Особняк А.В.Маркова в Нижнем Новгороде -памятник архитектуры начала ХХ века. История, реставрация: учеб. пособие для вузов / С.М. Шумилкин, А.С. Шумилкин, М.С. Шумилкин. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2015. С. 5.

[4] Кириченко Е.И. Федор Шехтель. Архитектурное наследие… С. 33.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Там же. С. 34.

[8] Там же.

[9] Там же. С. 42.

[10] Орельская О.В. Архитектура эпохи модерна в Нижнем Новгороде / О.В. Орельская. Нижний Новгород: РИ “Бегемот”, 2000. С. 117.

[11] Кириченко Е.И. Федор Шехтель. Архитектурное наследие России… С. 37.

[12] Там же. С. 34.

Опубл.: Вестник Приволжского территориального отделения: Сб. научых трудов. Вып. 21. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2018. С. 65-79.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции