Усадьба на Ильинской улице под современным № 56 всегда привлекала внимание жителей и гостей Нижнего Новгорода. Еще в середине позапрошлого века первый нижегородский историк Н.И. Храмцовский выделил дом, принадлежавший тогда купеческому семейству Акифьевых, «среди новейших зданий Ильинки» как одну из городских достопримечательностей: «Он обращает внимание проходящих и проезжающих цельными зеркальными стеклами в окнах и бронзовой, по местам отзолоченной, решеткой, отделяющей его от улицы – то и другое единственные во всем городе»[1].
По сведениям краеведа Д.Н. Смирнова, это здание могло бы стать и вовсе уникальным, окажись удачной затея купца Н.А. Акифьева, который в середине XIX века «пожелал вызолотить крышу своего дома на Ильинке, предлагая одновременно позолотить главы соседней Вознесенской церкви»[2]. Однако эта затея была пресечена духовными властями. В результате и дом, и церковь (еще старая, возведенная в XVIII столетии) были покрыты одинаковой серебристой жестью, а вызолоченными оказались отдельные элементы ограды[3].
В советское время еще один любопытный факт, связанный с домом, попал на страницы центральной прессы. Газета «Известия» поместила заметку о проросшем сквозь веранду дереве (липе) – редком сосуществовании живой природы и архитектурного сооружения.
После перехода в 1982 году главного дома усадьбы к Горьковскому региональному центру производственного объединения «ЦентрЭВМкомплекс», этой организацией был заказан проект реставрации, выполненный в 1984-1987 годах Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ГСНРПМ). Автором являлся архитектор А.И. Курлин.
При разработке проекта были осуществлены архитектурно-археологические обмеры и натурное обследование главного усадебного дома, выявлена разновременность различных частей здания. Проводившиеся параллельно историко-архивные изыскания позволили проследить строительную историю дома и усадьбы в целом.
Интересующая нас усадьба возникла в конце XVIII века и стала одним из элементов регулярной застройки спрямленной Ильинской улицы, постепенно превратившейся из шумного тракта на Владимир и Москву в «тихую, замкнутую улицу купеческих особняков с вечно запертыми засовами воротами и злыми псами во дворах»[4]. Эта характеристика, данная Д.Н. Смирновым, вполне подходила и к усадьбе купцов Беспаловых – потомков нижегородских ямщиков Григория Федоровича и Аникиты Григорьевича Безпаловых, на средства которых в середине XVIII века была отстроена и “украшена” пострадавшая от пожара Вознесенская церковь[5].
Судя по фиксационному генеральному плану Нижнего Новгорода 1799 года, хранящемуся в фондах Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника[6], домовладение Беспаловых состояло из каменного дома, располагавшегося по красной линии Ильинской улицы (натурные обследования дают основание полагать, что первоначально он был одноэтажным, со сводчатым перекрытием жилых помещений), каменного флигеля в глубине двора, других деревянных построек хозяйственного назначения, разбросанных по двору, и сада, доходившего до Почаинского оврага.
В мае 1814 года А.М. Беспалов, потерявший к этому времени купеческое звание и ставший мещанином (видимо, разорившись), вынужден был продать усадьбу на Ильинке нижегородскому купцу Алексею Алексеевичу Алексееву (он же Ступишин)[7].
Новый владелец, занимавшийся соляными поставками, являлся весьма своеобразным человеком. В 1826 году против него было возбуждено дело по обвинению «в намерении истребить пожаром магистрат», вероятно, в отместку за решение о конфискации собственного имущества[8]. Причиной послужило то, что А.А. Алексеев (Ступишин) «казенные деньги употреблял не в приращение, а на постройку домов, предполагая побудительною сему причиною украшать домами город»[9], что, в конце концов, привело его к разорению.
Однако до всего этого усадьба на Ильинской улице была перестроена. У главного дома появился второй этаж, его уличный фасад украсили пилястры ионического ордера и треугольный фронтон над ними. Вероятно, тогда же, в 1820-е годы, над окнами первого этажа были выполнены маскароны в виде женских головок «с платочками под узелок», более не встречающиеся в Нижнем Новгороде, и придающие дому, по словам историка архитектуры О.В. Орельской, «своеобразие, задушевную лиричность, свойственную народному зодчеству»[10]. В целом же, здание получило классицистический облик.
Автором проекта перестройки здания, скорее всего, был нижегородский губернский архитектор И.Е. Ефимов. Во всяком случае, известно, что он составлял смету на один из домов купца А.А. Ступишина в 1820 году[11].
«Отписанная в казну» усадьба на Ильинской улице в счет погашения долгов ее бывшего владельца в феврале 1826 года была продана купцу из города Глухова Михаилу Осиповичу Комарову[12]. В октябре 1832 года имение унаследовала его вдова Марья Алексеевна Комарова[13], а уже от нее 1 сентября 1844 года по купчей крепости оно перешло к представительнице упоминавшегося выше купеческого семейства Акифьевых – Анне Васильевне[14].
К этому времени произошло упорядочение усадебной структуры: задний каменный флигель, деревянный каретный сарай, конюшня и другие хозяйственные постройки были сведены в Г-образную линию, охватившую двор позади главного дома. Интересно отметить, что регламентировавшие строительство городские власти не позволили М.А. Комаровой произвести ремонт части деревянных строений, побуждая владелицу к их замене на каменные. Такая замена и была осуществлена Акифьевыми.
В 1845 году архитектор А.А. Пахомов по заказу А.В. Акифьевой разрабатывает проект каменного флигеля, выходящего фасадом на Ильинскую улицу и заменившего собой деревянную кухню[15]. Видимо, примерно в это же время перестраиваются в камне и другие хозпостройки, а перед домом по новой красной линии, установленной генпланом 1839 года, появляются художественно украшенные металлическая ограда и ворота.
Еще большую репрезентативность усадьба получает при «потомственной почетной гражданке» Татьяне Ивановне Рябининой, в конце 1860-х – 1870-е годы. Дом расширяется за счет пристроя со стороны двора, у него устраивается третий (антресольный) этаж с окнами во двор, строится каменная ограда, отделившая усадебную территорию от площади, образовавшейся вокруг новой Вознесенской церкви[16]. Среди всевозможных усадебных построек находилась даже оранжерея.
Постройка ныне существующего углового балкона на каменных столбах может быть датирована 1904 годом, когда очередной владелицей усадьбы – Галиной Николаевной Рябининой было получено разрешение на его устройство[17].
В 1918 году усадьба была национализирована (муниципализирована) советскими властями города. В последующее время в доме были устроены коммунальные квартиры, под жилье приспособлены хозяйственные постройки. Исчезли оранжерея и сад, выходивший к Почаинскому оврагу. (На месте последнего расположена автобаза). Часть территории усадьбы отошла под пешеходный проход около Вознесенской церкви. Ее площадь сократилась до размеров усадебного двора.
Сохранившиеся хозяйственные постройки, составляющие Г-образную линию, украшенные со стороны двора колоннадой тосканского ордера, были частично переделаны и обезображены различными кирпичными и дощатыми пристроями. У каменного флигеля, выходящего на Ильинскую улицу, парапет оказался утраченным. В таком виде в 1983 году усадьба Рябининой была взята на государственную охрану.
В результате реализации упомянутого выше проекта ГСНРПМ главный усадебный дом оказался приспособлен под офисные нужды. На уличном фасаде был восстановлен декор, включая маскароны в виде женских головок. Работы выполнил замечательный мастер-лепщик В.И. Сетвин. Тогда же на дворовом фасаде в уровне первого этажа был оставлен экспозиционный зондаж, наглядно показывавший систему архитектурной отделки фасадов здания ХVIII века – крупный кирпичный руст.
Проект реставрационной мастерской не касался хозяйственных строений усадьбы. Поэтому в конце 1980-х – начале 1990-х годов неоднократно возникал вопрос о реставрации и приспособлении этих корпусов под современное использование. Решить его пытались силами проектной конторы коммунальных служб Нижегородского района города, на балансе которого находилась усадьба. В частности, один из проектов был выполнен архитектором С.А. Членовым. Однако, что-либо сделать с хозпостройками не удавалось, прежде всего, из-за проблемы расселения жильцов.
В действиях властей отсутствовали и комплексный подход, и последовательность. Так, в 1994 году с разрешения регионального органа охраны памятников на территории усадебного двора появилась устроенная надземным способом теплотрасса…
В 1996 году по заказу ЗАО «Волга-Петролеум НН», в пользование которого перешел главный усадебный дом, под руководством преподавателя Нижегородской государственной архитектурно-строительной академии архитектора А.Н. Васильевой был составлен новый проект реставрации. По нему (в чертежах и на макете), в том числе, восстанавливался первоначальный облик парадных въездных ворот в усадьбу, украшенных скульптурными изображениями лежащих львов (они появились в середине XIX столетия при Акифьевых). Основанием для этого послужил фотографический снимок, сделанный в начале ХХ века Б.И. Дунаевым – исследователем русской архитектуры, членом Императорского Московского археологического общества. Он был обнаружен одним из авторов данной статьи в фондах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева[18]. К сожалению, дело опять ограничилось отдельными ремонтно-реставрационными работами по фасадам главного дома и ограде, а внутри – приспособлением здания для использования новым арендатором.
В дальнейшем никаких серьезных работ на территории усадьбы более не велось. Что касается функционирования ее строений, то жить полноценной жизнью продолжал лишь главный дом. Остальные строения практически не использовались вовсе и разрушались, либо (частями) служили совершенно не по должному назначению – кладовками, мастерскими и т.п. Правда, удалось расселить жильцов, до последнего времени занимавших угловую часть хозяйственных корпусов.
В 2009 году были выполнены работы, касавшиеся цокольной части главного дома усадьбы: устроена отсечная горизонтальной гидроизоляции, отремонтирован и оштукатурен цоколь. К сожалению, тогда же вынужденно пришлось срубить липу, проросшую сквозь угловой балкон еще в начале ХХ века (для нее было специально проделано отверстие в сводчатом перекрытии пола) и придававшую особое очарование старинной усадьбе.
Лишь в 2011 году дело дошло до разработки относительно полного проекта реставрации и приспособления для современного использования вспомогательных усадебных строений. Он выполнен Научно-исследовательским предприятием «Этнос» (Нижний Новгород) и ООО «Региональный инженерный центр» (город Владимир) под руководством архитектора И.С. Агафоновой и инженера к.т.н. Ю.А. Коваля. Заказчиком выступило Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры. Однако и эти действия указанной федеральной структуры в отношении уникальной усадьбы, к сожалению, невозможно считать полностью стратегически верными по причине отсутствия комплексного подхода к ее использованию. К тому же часть хозяйственных корпусов находится в собственности совершенно другой организации, для которой они, как памятник, не представляют совершенно никакого интереса. Очевидно, что подобные небольшие, локализованные градостроительно и архитектурно структурные ячейки исторического города должны находиться в одних руках – тех, которые способны привести их в состояние и вид, адекватные их истинной архитектурно-художественной, культурно-исторической, градостроительной значимости.
Тем не менее, как положительный факт, следует отметить, что в настоящее время подходят к завершению работы по реставрации и приспособлению основной части усадебных хозяйственных построек и флигеля для современного использования («СМУ-77»). Будем надеяться, что постепенно все строения будут восстановлены в их историческом виде, и старинный архитектурный комплекс вновь станет подлинным украшением Ильинской улицы.
Общий вид усадьбы Рябининой. Фото Б.И. Дунаева. Начало ХХ в. (ГНИМА)
Главный дом усадьбы Рябининой, 2005 г.
Хозяйственные корпуса усадьбы Рябининой в процессе реставрации, 2011 г.
Опубл.: Типология культуры (актуализация историко-культурного наследия в современной теории и практике). Материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород: НГИАМЗ, 2013. С. 112 – 119.
Впервые размещено ЭПИ “Открытый текст” 6.02.2014
[1] Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода.- Н. Новгород, 1998. С. 212.
[2] Смирнов Д.Н. Картинки нижегородского быта XIX века.- Горький, 1948. С.80.
[3] Там же; И.А. Милотворский несколько иначе воспроизводит последовательность событий, ошибочно относя их к 1878 году: «Владелец дома Акифьев, из крестьян графа Шереметьева, эту решетку озолотил, чем привел многих в изумление. Говорят, что польщенный таким вниманием публики, он хотел и крышу дома покрыть золотом, но начальство этого не допустило» (Нижний Новгород, его прошлое и настоящее // Нижегородская земская газета, 1911, 15 сент., № 36. Стб. 952).
[4] Смирнов Д.Н. Ямская слобода – Ильинка – Краснофлотская // Горьковский рабочий, 1937, 3 февр.
[5] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559 – 1854 г. Д. 7. Л. 3об – 4.
[6] НГИАМЗ. Фонды. Шифр ГОМ 3571.
[7] ЦАНО. Ф. 177. Оп. 766. Д. 954. Л. 41 – 41об. Данный документ («купчая») опровергает утверждение Н.Ф. Филатова о том, что «в 1804 году усадьбу приобрели перебравшиеся в Н. Новгород из Балахны Заплатины» (Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ вв. – Н. Новгород, 1994. С. 178.)
[8] ЦАНО. Ф. 5. Оп. 45 – 1826 г. Д. 262.
[9] Там же. Л. 9.
[10] Давыдов А.И., Орельская О.В. Особенности застройки улицы Ильинской в Нижнем Новгороде от Вознесенской площади до улицы Малой Покровки (четная сторона) // Верхнее Поволжье. Памятники истории, архитектуры, градостроительства. – Горький, 1990. С. 11 – 12.
[11] ЦАНО. Ф.671. Оп. 1. Д. 25.
[12] ЦАНО. Ф. 177. Оп. 766. Д. 1581. Л. 16 – 17.
[13] ЦАНО. Ф. 177. Оп.766. Д. 4667. Л. 207.
[14] Там же. Л. 210. Мы специально привели точную дату совершения купчей – 1 сентября 1844 года, поскольку Н.Ф. Филатов ошибочно посчитал, что переход усадьбы в руки А. Акифьевой произошел в начале 1846 года. (Филатов Н.Ф. Указ. соч. С.178).
[15] ЦАНО. Ф. 30. Оп. 36. Д. 2349.
[16] ЦАНО, Ф. 30. Оп. 36. Д. 1434.
[17] ЦАНО. Ф.30. Оп.35-а. Д. 7975. Л. 83 об – 84.
[18] ГНИМА. Фототека. Шифр V-27691.