Материалы государственной историко-культурной экспертизы Дома железнодорожника (г. Нижний Новгород,  улица Семашко, 2)

15 января, 2025

МАТЕРИАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДОМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА

(г. Нижний Новгород,  улица Семашко, 2 – литеры А, А1)

Объект экспертизы:

Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия  – Дом железнодорожника, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, улица Семашко, 2 (литеры А, А1), далее – Объект.

Цель экспертизы:

Определение обоснованности (положительное заключение) / необоснованности (отрицательное заключение) включения Объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов:

При проведении государственной историко-культурной экспертизы экспертом были осуществлены:

– натурное (визуальное) обследование Объекта;

– историко-библиографические изыскания для изучения истории Объекта и определения его историко-культурной ценности;

– консультации с исследователем истории советской архитектуры доктором архитектуры, членом научно методического совета Министерства культуры РФ (секция советской архитектуры) профессором ННГАСУ О.В. Орельской;

– применена методика определения категории историко-культурной ценности объектов, разработанная кандидатом архитектуры С.В. Зеленовой (оценка по баллам) в 2009 году под руководством профессора кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Т.П. Виноградовой;

– аналитическое исследование переданных Заказчиком и собранных экспертом материалов для определения обоснованности (положительное заключение) / необоснованности (отрицательное заключение) включения Объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований:

 Сведения о наименовании Объекта:

– Дом железнодорожника, 1937 – 1938 гг. (Приказ Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 06.09.1999 г. № 12 – ОД; Постановление Правительства Нижегородской области от 8 февраля 2011 года № 78  «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)  народов Российской Федерации, об отказе включить выявленные объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)  народов Российской Федерации»).

– Жилой дом железнодорожников (аннотационная доска, установленная на фасаде дома со стороны Верхневолжской набережной).

Сведения о местонахождении Объекта:

– Нижний Новгород, улица Семашко, 2 (литеры А, А1) (Приказ Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 06.09.1999 г. № 12 – ОД; Постановление Правительства Нижегородской области от 8 февраля 2011 года № 78  «О включении выявленных объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)  народов Российской Федерации, об отказе включить выявленные объекты культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)  народов Российской Федерации»).

– Нижний Новгород, Верхневолжская набережная, 10/2 (приводится в ряде изданий по архитектуре Нижнего Новгорода, а также в научно-исследовательской и проектной документации НИП «Этнос»).

Сведения о категории историко-культурного значения Объекта:

– Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия.

Граница территории Объекта:

Граница территории Объекта не установлена. Согласно кадастровой справки филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области сведения о земельном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Краткие исторические сведения:

В результате проведенных историко-библиографических исследований и информации проф. О.В. Орельской установлено, что Объект выстроен в 1937 – 1938 годах по заказу Горьковской железной дороги для инженерно-технических и других работников высшей квалификации. Отсюда его наименование – Дом железнодорожника. В 1930-е годы, когда страна нуждалась в квалифицированных кадрах в различных отраслях промышленности, стало практикой возводить дома повышенной по тем временам комфортности для специалистов, поощряя их труд. Квартиры в таких зданиях имели большие площади с высоким уровнем благоустройства. К подобным домам и относится Объект.

Автором проекта Дома железнодорожника является известный нижегородский архитектор Дмитрий Павлович Сильванов (1905 – 1999). Как указывает О.В. Орельская, Д.П. Сильванов начал работать в Горпроекте с 1934 года под руководством талантливого московского архитектора А.Ф. Жукова, который был одним из учеников академика И.В. Жолтовского. Жуков  сумел оказать влияние на творчество молодых горьковских архитекторов (в том числе, на Д.П. Сильванова), продемонстрировав в своих проектах и постройках высокое мастерство и художественную выразительность. Он передавал им свой опыт и знания, полученные от своего учителя, который был кумиром архитектурной молодежи 1930-1950-х годов в советской архитектуре.   

Дмитрий Павлович Сильванов в 1932 году окончил строительный факультет Горьковского инженерно-строительного института (ГИСИ). Член Союза архитекторов с 1934 года. В 1934 – 1938 годах работал в Горпроекте, с 1939-го по 1941-й год  был главным архитектором города Горького. Участник Великой Отечественной войны. С 1945-го по 1952-й год работал архитектором в  архитектурно-планировочной мастерской горсовета. С 1952 года – доцент ГИСИ, вел педагогическую деятельность, с 1966 года преподавал архитектурное проектирование на архитектурном факультете. С 1928-го по 1979-й год выполнил около ста проектов, из них в городе Горьком осуществлено строительством – 37. Лучшие среди них: Дом железнодорожника, авиатехникум на площади Горького (1939-1940 гг.), общежитие политехнического института на площади Лядова,  (1952 г.), жилой дом улице Белинского, 41 (1955 г.)  и др. Они ярко характеризуют свое время и стали знаковыми для города. Д.П. Сильванов являлся Заслуженный  архитектором России, Почетным гражданином Нижнего Новгорода.

По замыслу зодчего, на  противоположной стороне улицы Семашко,  должен был появиться аналогичный башенный объем, который бы в паре с Домом железнодорожника фланкировал  выход улицы к набережной. Далее предполагался лестничный спуск по откосу к Волге. Начавшаяся Великая Отечественная война  помешала полностью осуществить проект.

Приказом Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области от 06.09.1999 г. № 12 – ОД Дом железнодорожника включен в список выявленных объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 февраля 2011 года № 78  Дому железнодорожника отказано во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)  народов Российской Федерации»).

Сведения о современном использовании Объекта:

Объект сохранил свое первоначальное функциональное назначение – многоквартирный жилой дом. Информацией о зарегистрированных в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правах на жилые помещения (квартиры) располагает Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области.

Описание Объекта и его характеристика:

Пятисекционный кирпичный жилой дом, Г-образный в плане, занимает участок на пересечении улицы Семашко с Верхневолжской набережной.

На набережную дом выходит башенным восьмиэтажным объемом, а вдоль красной линии улицы Семашко идет своим протяженным пятиэтажным  четырехсекционным  корпусом. Фасады оштукатурены и выкрашены в   светлый охристый  цвет. Оштукатуренные архитектурные детали белого цвета.

Протяженный фасад по улице Семашко  расчленен рядом  приставных  террас (четыре вертикальных блока), опирающихся на квадратные в плане колонны. Террасы первых двух этажей  имеют более массивные опоры, чем у террас третьего этажа. Колонны террас первых двух этажей имеют простые профилированные завершения, а квадратные колонны третьего этажа в венчающей части имеют  подобие ионических капителей.  Здесь рисунок крошечных волют – авторская интерпретация  на тему  ионического ордера, не подчиненная классическим канонам.

Террасы имеют ограждение в виде ряда балясин, которое завершается массивными перилами. Колонны террас  поддерживают антаблемент с профилированным карнизом. На четвертом этаже терраса решена в виде балкона, по углам которого имеются небольшие столбики, украшенными гипсовыми шарами. Окно и выход на балкон-террасу обрамлены лопатками, над которыми имеется профилированный карниз. Образуется своего рода  «рама-портал» на плоскости фасада, которая призвана завершить вертикальную композицию из террас.

Уличный фасад протяженного корпуса, помимо блока террас, расчленен горизонтальным профилированным междуэтажным карнизом с рядом сухариков,  отделяющим нижние три этажа, которые обработаны рустом под «циклопическую кладку». Над этим карнизом имеется  тонкий горизонтальный пояс, который проходит под окнами четвертого этажа. Такие же  простые узкие пояса-карнизы проходят под окнами первого и второго этажей.

Венчающий профилированный карниз дома поддерживается кронштейнами с цветочными розетками между ними.

По уличному фасаду между блоками террас на первом этаже имеются входы в подъезды (подъезды сквозные с выходом во двор). Над входными филенчатыми дверями нависают плоские козырьки, над которыми из плоскости стены выступают горизонтальные (прямые) профилированные сандрики.  Входные двери обрамлены профилированной рамкой.

 На втором этаже над входной дверью окно имеет обрамление в виде портика: плоские пилястры поддерживают треугольный пологий сандрик.

Между блоками с террасами на пятом этаже по оси входа в подъезды имеются длинные балконы (на три окна) с ограждением в виде ряда балясин, чередующихся со столбиками. Углы торцевых фасадов протяженного пятиэтажного корпуса украшены лопатками на пятом и четвертом этажах, а на первом-третьем этажах углы фиксируются рустом в виде коротких и длинных объемных плинт.

Повышенная (восьмиэтажная)  часть дома, решенная в виде башни, на торцевых фасадах также имеет  с запада и с востока блоки приставных террас, продолжающих тему  протяженного корпуса. Эти блоки в башенной части  опираются на своего рода пьедестал, который является цокольной частью, в ней на западном и дворовом  фасадах появляются  цокольные окна. Под блоком с террасами (на западном фасаде башни) окно имеет форму полуциркульной арки, в отличие  от других – прямоугольных. Над блоком террас на восточном и западном фасадах на шестом этаже появляется небольшой балкон, а оконно-дверной проем обрамлен «портиком» в виде пилястр, поддерживающих треугольный сандрик.  На пятом этаже по обеим сторонам блока террас вокруг окон возникает обрамление в виде пилонов с профилированным архивольтом.

Место примыкания башенного объема  к торцу протяженного фасада происходит «внахлест» (на половину торцевого фасада), в решении которого на пятом, четвертом и третьем этажах имеются небольшие балконы.

Высотный восьмиэтажный объем  имеет  карниз над пятым этажом, который является продолжением основной карнизной линии пятиэтажного корпуса. Угловые пилястры с капителями на тему коринфского ордера фланкируют башенный объем на уровне трех верхних этажей.

Ось симметрии речного фасада  подчеркнута  высоким остекленным арочным проемом (высотой более двух этажей). Витраж освещает парадную лестницу, расположенную за ним. С набережной  первый  и второй этажи подчеркнуты восьмиколонным портиком. Его колонны имеют квадратное сечение, поддерживают антаблемент, и заканчиваются профилированным карнизом. Окна  на главном фасаде башни  (третьего, четвертого и пятого  этажей) обрамлены профилированными рамками.

Башенный  объем со стороны набережной строго симметричный, с семью световыми проемами. Главный фасад имеет выступающий из плоскости фасада ризалит (с пятью световыми осями), который поднимается от земли до карнизной линии над пятым этажом. Здесь на выступе ризалита расположен шестиколонный портик (высотой в два этажа)  из колонн квадратного сечения с капителями  на тему коринфского ордера. Он поддерживает антаблемент с профилированным карнизом, на котором имеется шестиколонный портик высотой в один этаж с колоннами квадратного сечения, завершенный антаблементом с карнизом.

Над верхней колоннадой имеется профилированный венчающий башню карниз. Над ним выполнена балюстрада,  балясины  которой, чередуются со столбиками, на которых размещены вазоны. Углы парапета  фиксируются четырехгранными обелисками, которые оформляют венчающую часть здания, создавая ажурную корону.

Дворовые фасады дома решаются значительно проще, они характеризуется практически отсутствием классицистического декора и по своему решению скорее относятся к постконструктивизму. Это проявляется в наличии выступающих из плоскости дворового фасада ризалитов с лестничными клетками, освещенными двумя окнами на каждом этаже, которые расположены со сдвижкой по вертикали, тем самым, подчеркивая места нахождения лестничных площадок. Эти ризалиты поднимаются выше профилированного карниза, который уже не имеет кронштейнов и цветочных розеток. Каждый ризалит делится поэтажно пятью горизонтальными поясками. В верхней части ризалита имеется круглое окно-иллюминатор. В ризалите вход расположен асимметрично, над ним  навес (в виде плиты) поддерживается профилированным карнизом.

В решении дворового фасада участвует мотив арки, характерный для башенного объема, здесь он переходит в декор фасада, становясь рельефом на фоне гладкой стены дворового фасада (профилированный архивольт не имеет внутри себя оконного или дверного проема), а является своего рода символом единения фасадов (речного и дворового).  Данный мотив появляется между ризалитами лестничных клеток на первом этаже.

Дом отличается хорошей планировкой полногабаритных квартир со всеми удобствами, удачными пропорциями комнат.

Перед башнеобразным объемом со стороны набережной имеется невысокая кирпичная оштукатуренная и выкрашенная в белый цвет ограда со столбиками и балясинами между ними. Со стороны улицы Семашко она переходит в ограду с металлическими заполнениями между кирпичными столбиками.

На фасаде, выходящем на набережную, установлена аннотационная доска о том, что Дом железнодорожника является объектом культурного наследия регионального значения.

Здание выполнено по индивидуальному проекту, удачно  его градостроительное решение. Архитектура дома отличается парадностью и репрезентативностью со стороны набережной и камерностью и уютностью со стороны двора по улице Семашко. Широкие террасы на столбах – характерная особенность творчества архитектора Д.П. Сильванова. Эту тему он продолжил и при строительстве ряда жилых домов на улице Генкиной в начале 1950-х годов.

Здание в целом сохранило свой первоначальный облик. Утраты и переделки незначительны: частично отсутствуют вазоны на парапете, кое-где на террасах утрачены гипсовые шары, произведено остекление большинства террас, первоначальные деревянные двери подъездов местами заменены на металлические, часть окон имеет пластиковые заполнения. Обращает на себя внимание неудовлетворительное состояние части декора на речном фасаде здания, прежде всего, обрушение карниза портика.

Ранее выполненная документация, касающаяся Объекта:

В научно-исследовательской и проектной документации «Выявление историко-культурной ценности и определение предмета охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – ансамблей и достопримечательных мест, расположенных в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород». Режимы использования территорий. Градостроительные регламенты» (т. 8), выпущенной НИП «Этнос» в 2005 году, Дом железнодорожника рассматривается как неотъемлемый элемент (памятник) проектируемого ОКН – достопримечательного места «Нижегородский откос». В ней дается его архитектурно-градостроительная и социо-культурная характеристика, в том числе место в системе доминант речного фасада города, связь с определенным этапом в развитии нижегородской архитектуры советского периода и творчеством архитектора Д.П. Сильванова. Данная документация была согласована региональным органом охраны объектов культурного наследия и использована при разработке ныне действующего генплана Нижнего Новгорода.

В 2010 году К.Н. Кудряшовым, лицом неаттестованным Министерством культуры РФ в качестве эксперта, по заказу Управления государственной охраны объектов культурного наследия был составлен Акт историко-культурной экспертизы «Дома железнодорожников», являвшегося тогда выявленным объектом культурного наследия. В его обосновывающей части дается архитектурно-градостроительная характеристика Объекта, подчеркивается, что он имеет важное градостроительное значение в исторической застройке набережной и в речном фасаде города со стороны реки Волги, что здание – неотъемлемая часть ансамбля Верхневолжской набережной. Указывается, что Объект «представляет собой жилой дом, в облике которого нашли отражение наиболее яркие черты стиля неоклассицизм, характерного для советской архитектуры 1934 – 1954 годов». Всему этому противоречит вывод, сделанный К.Н. Кудряшовым, что «историко-культурная ценность объекта не является достаточной для отнесения его к объектам культурного наследия». Он не логичен и является явно надуманным, а утверждение, что «данный объект не является уникальным» противоречит действительности. По мнению специалиста в области истории архитектуры Нижнего Новгорода советского периода профессора ННГАСУ О.В. Орельской, наоборот, архитектура дома  индивидуальна и не имеет прямых аналогов. Д.П. Сильванов не копировал исторические образцы, а интерпретировал, создавая свои ордерные композиции, которые придавали своеобразие нижегородской архитектуре того времени.

Таким образом, акт историко-культурной экспертизы, выполненный К.Н. Кудряшовым в 2010 году, на основании которого Объекту было отказано во включении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не соответствует принципам ее проведения, изложенным в ст. 29 действующего федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (научная обоснованность, объективность, достоверность). Соответственно, выводы этого акта должны быть пересмотрены.

Перечень использованных документов, материалов, специальной, технической и справочной литературы:

Бубнов Ю.Н., Орельская О.В. Архитектура города Горького. Очерки истории. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. – 191 с.

Гельфонд А.Л., Карцев Ю.Н. Институт гражданского проектирования в Нижнем Новгороде. – Н. Новгород: Изд-во Промграфика, 2008. – 172 с.

История советской архитектур­ы, 1917-1954 / Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова,­ А.В. Рябушин, Г.В. Сергеева – М.: Стройиздат­,1985 – 256 с.

Орельская О.В. Архитектор по призванию (к столетию со дня рождения нижегородского архитектора Д.П. Сильванова // Нижегородский проект, 2005, № 2. – С. 5-9.

Орельская О.В. Архитектура эпохи советского авангарда в Нижнем Новгороде.  – Н.Новгород: Изд-во Промграфика,, 2005 – 192 с.

Орельская О.В. Зодчий // Горьковский рабочий, 1990,12 сент. С. 4.

Орельская О.В. Летопись истории Нижегородского отделения Союза архитекторов России (1933-2013). Хроника событий. – Н.Новгород: Изд-во Кварц, 2013 – 160 с.

Орельская О.В. Общение с мастером продолжается // Нижегородские новости, 2005, 18 ноября. – С.21.

 Научно-исследовательская и проектная документация «Выявление историко-культурной ценности и определение предмета охраны объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) – ансамблей и достопримечательных мест, расположенных в границах исторической территории «Старый Нижний Новгород». Режимы использования территорий. Градостроительные регламенты». Т. 8. Достопримечательное место «Нижегородский откос» / НИП «Этнос». – Н. Новгород, 2005 (рукопись).

Обоснования вывода экспертизы:

Экспертное заключение подготовлено по результатам натурного (визуального) обследования и историко-библиографических исследований, основываясь на содержании Федерального закона от 25 июня 2002 года 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Проведенные исследования и изученные материалы дают необходимую полноту и информативность для вынесения решения, обладают объективностью в освещении истории и оценке историко-культурной и архитектурно-художественной значимости Объекта.

Проведенный анализ имеющихся материалов, историко-культурные характеристики Объекта позволяют говорить о высокой степени его ценностных показателей для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Дом железнодорожника по своим архитектурно-художественным  и планировочным характеристикам относится к лучшим произведениям нижегородской жилой архитектуры предвоенных лет и ярко характеризует переход от постконструктивизма к освоению классического наследия. На архитектурное решение здания оказали  влияние тенденции монументализации, характерные для этого времени. В эти годы они становятся общими не только для российской, но и европейской архитектуры 1930-х годов.

Открытые террасы сообщают зданию  легкость, открытость и  лирическое начало, органично присущее образу жилого дома. Блоки террас создают масштабный переход от мелких форм к более крупным формам главного речного фасада.

В решении главного фасада основной темой явилась тема  классицистического портика в авторской интерпретации. Строгость общей композиции   жилого дома, как всегда в работах Д.П.Сильванова, оживляется декоративными элементами. По деталям, в частности, узнается почерк архитектора. Колористическое решение дома  формировалось на сочетании желтого цвета стен (охристого) с белыми оштукатуренными деталями, что противостояло серому цвету штукатурки «под бетон» в жилых домах  предшествующей эпохи конструктивизма и постконструктивизма 1920-1930-х годов.

Велико градостроительное значение Дома железнодорожников. Помимо того, что здание фиксирует выход улицы Семашко к набережной, оно является одной из главных доминант в силуэте разновременного ансамбля речного (волжского) фасада города.

Дом имеет также мемориальное значение, отражая один из этапов творчества архитектора Д.П. Сильванова – одного из создателей регионального варианта советской неоклассики 1930-1950-х годов, для которого был характерен синтез искусств в архитектуре.

Таким образом, в результате установлено, что Объект представляет значительную ценность как в отношении архитектуры и градостроительства, так и в общекультурном аспекте,  имеет особое значение для истории и культуры региона.

Вывод экспертизы:

Объект – Дом железнодорожника, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, улица Семашко, дом 2 (литеры А, А1) обладает высокими архитектурно-градостроительными и историко-культурными ценностными характеристиками. Включение его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ОБОСНОВАНО (положительное заключение).

Рекомендуемая категория историко-культурного значения – объект культурного наследия регионального значения. Наименование – Дом железнодорожника, 1937 – 1938 гг. Вид – памятник. Общая типологическая принадлежность – памятник архитектуры и градостроительства.

Предлагаемый предмет охраны Объекта:

К особенностям Объекта, послужившим основаниями для включения его в реестр и подлежащим обязательному сохранению (предмет охраны), относятся: объемно-пространственная композиция, состоящая из двух разноэтажных объемов (восьмиэтажного и пятиэтажного с приставными террасами вдоль улице Семашко), все архитектурные детали фасадов (портики, профилированные карнизы, пояски, треугольные сандрики над окнами, обрамление входных дверей,  пилястры, лопатки, колонны, архивольты, кронштейны, гипсовые шары, украшающие фасады, балконы и венчающие здание парапеты со столбиками, вазонами и обелисками), декоративное ограждение со стороны набережной.                                         

Эксперт рекомендует в установленном порядке:

  1. Придать Объекту статус вновь выявленного объекта культурного наследия регионального значения с наименованием – Дом железнодорожника, 1937 – 1938 гг.
  2. Начать процедуру включения Объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Государственный эксперт

МК РФ по проведению историко-культурной экспертизы

А.И. Давыдов

22 ноября 2013 г.

Фото Фото Фото Фото Фото Фото Фото

Фотофиксация Дома железнодорожника выполнена в июне 2013 года

Впервые размещено ЭПИ “Открытый текст” 31.03.2014

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции