В 1841 году девица дворянского звания Авдотья Чистякова по проекту городового архитектора Г. И. Кизеветтера построила дом на Мистровской улице – бревенчатый, одноэтажный, на каменном подвале с антресольным этажом.
Архитектор учел вкусы хозяйки и использовал в убранстве дома накладные резные детали (художественные розетки, гирлянды под окнами), пять больших прямоугольных окон по главному фасаду отмечены сандриками, украшены деревянным резным орнаментом. Это сближало дом с образцами народного зодчества и напоминало кружевную девичью работу.
Удивительно, но с тех времен дом дошел до нас, сохранив свой благородный, с классическими пропорциями облик, вплоть до тесовой обшивки стен, скрепленных коваными гвоздями. Такой пример в городе единственный. Казалось бы, только любоваться им, беречь его, пестовать и показывать туристам…
Однако в нашей жизни все не так, и дом доведен до такого состояния, что многие удивляются: «О какой красоте вы тут говорите? Рухлядь и рухлядь. Больше 70 процентов износа. Типичный ветхий фонд. Только вот отнесен он к памятникам истории и культуры, поэтому и не сносится».
А к памятникам культуры дом отнесен потому, что у А. А. Чистяковой дом откупил купец Долганов. В горничных у этого купца была удивительная тринадцатилетняя девочка, которую купчиха Прасковья Аксеновна Долганова повела в первый раз на спектакль Нижегородского театра.
Впоследствии эта девочка стала звездой российской сцены – знаменитой актрисой Любовью Павловной Никулиной-Косицкой, оставившей нам талантливо написанные воспоминания о своей жизни. Ее автобиографические «Записки» являются замечательным документом не только личной жизни актрисы, но и очерком быта и нравов России того времени.
Во многих краеведческих книгах можно прочесть очень красивую легенду о том, что исторический поход в театр будущей звезды российской сцены состоялся именно из этого дома. Однако достоверно не доказано, та ли это семья Долгановых, у которых с 1841 по 1843 год в горничных служила Никулина-Косицкая (за различными купцами Долгановыми в Нижнем Новгороде числились разные дома). Да и дата купчей на дом – сентябрь 1843 года – относится к тому времени, когда Любовь Косицкая уже работала в Нижегородском театре и жила при нем.
Сам же дом в дореволюционное время несколько раз переходил из рук в руки. Обращались с ним бережно. После Долгановых с 1865 года во владельцах числился ротмистр Д. М. Балакирев, затем с 1874 года – купец Д. Д. Душин, построивший во дворе дома одноэтажные каменные Г-образные службы. Вместе с обширным садом и главным домом они представляли собой типичную городскую усадьбу. Последней частной владелицей его была мещанка Баранова – вплоть до 1918 года.
А дальше дом претерпел все то, что претерпели частные дома после национализации: из него «нарезали» коммунальные квартиры. Каменные службы во дворе надстроили вторым этажом, и в них тоже устроили «коммуналки».
Кухни и подсобные помещения дома перенесли в жилые комнаты. Вначале пользовались печами и керосинками. Состав жильцов был самым разнообразным. Жили тоже по-разному, соответственно своим вкусам и возможностям. Очевидцы вспоминают очень уютные маленькие и низенькие комнаты в мансардном этаже.
К настоящему времени из старых жильцов в доме никого не осталось. Капитально дом ни разу не ремонтировался. Проводка газа, установка АГВ – все носило частичный и деструктивный характер. Так, самовольно (пусть и частично) были разобраны печи, отчего дом дал усадку. Стены (особенно обращенные внутрь двора) деформировались, перегородки – тоже. Из-за отсутствия организованного водостока мокнет цоколь дома, на нем появились серьезные трещины, да и тротуар не имеет достаточного уклона от его стен. А крыша…
Грустный список можно продолжать.
К дому подъезжают автобусы с туристами. Им рассказывают о Никулиной-Косицкой, о зодчем Георге Кизеветтере и архитектурных достоинствах этого дома. А туристы видят убожество и бедность. И вместо памятника истории и культуры – живой пример бесхозяйственности и пренебрежения и к нашей истории, и к нашей культуре…
Впервые опубликовано: Наумова О.И. 100 биографий домов Нижнего: Каждый дом – своя судьба. Н.Новгород, 2007. С. 104-105.
Общие виды дома
Фрагменты оформления уличного фасада
Фото А.И. Давыдова, декабрь 2009 г.
Послесловие редакции
Публикуя эссе О.И. Наумовой, редакция ЭПИ «Открытый текст» очередной раз бьет тревогу по поводу судьбы исторической застройки Нижнего Новгорода, прежде всего, деревянной. Что будет с уникальным домом № 12 по улице Блохиной? Пока он стоит на государственной охране – он формально защищен от сноса. Но кольцо нового строительства всё плотнее и плотнее сжимается вокруг памятника. В конце этого года снесен каменный хозяйственный корпус, ограничивавший территорию домовладения. Пока на образовавшемся пустыре паркуются автомашины, но, того и гляди, здесь развернется стройка со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не так давно Научно-исследовательское предприятие «Этнос» разработало форэскиз застройки угла улиц Академика Блохиной и Варварки, в котором дало свое виденье решения проблемы, естественно, с сохранением и реставрацией памятника и созданием вокруг относительно благоприятной среды для его восприятия. Вот, только, удастся ли реализовать такой подход? Дело в том, что вынашиваются планы переноса этого памятника, как и дома № 8 по улице Варварской, о котором мы уже писали ранее, на Щелоковский хутор (запрещено законом, но очень хочется!). Уж больно лаком кусочек земли в центре Нижнего, где уж тут думать о культурном и историческом наследии…
Впервые размещено ЭПИ “Открытый текст” 30.12.2009