Кучерова Т. Этапы градостроительной деятельности в Нижнем Новгороде

6 августа, 2019

Кучерова Т. Этапы градостроительной деятельности в Нижнем Новгороде (24.25 Kb)

 

             Предваряя наш разговор о конкретных памятниках нижегородского зодчества, мне бы хотелось остановиться на истории заселения города и основных периодах градостроительной деятельности на его территории.
            Нижний Новгород обладает уникальным рельефом и многообразием ландшафтов, что отличает его от других городов на Русской равнине. Для него характерны большие перепады высотных отметок: между нагорной и заречной частью они достигают 100 с лишним метров. Особенность географических условий оказала влияние на как планировку и застройку города, так и на его облик, делая Нижний Новгород одним из живописнейших городов Европы. Расположение у места слияния крупнейшей в Европе реки Волги и ее самого большого притока Оки изначально придавало городу важное стратегическое значение и способствовало развитию его торговых связей.
            Нижний Новгород раскинулся на покатом плато Дятловых гор, крутые склоны которых прорезаны глубокими оврагами. В прошлом эти овраги были еще заметнее в рельефе, а по дну их протекали небольшие речки или ручьи (речка Почайна, Похвалинский ручей и др.). Если вначале эта особенность местности была на пользу его жителям, делая город-крепость недоступным для врагов, то позже, когда кремль утратил свое оборонное значение, овраги стали препятствовать экономическим связям между верхней и нижней частью города.
            Сохранились письменные свидетельства XVI века, рисующие Нижний Новгород с самой неприглядной стороны: по склонам беспорядочно лепились небольшие домишки, которым грозили оползни. Был случай, когда целая слободка с полутора сотней домов обрушилась вниз, а остаток горного массива с тех пор носит название Гребешок.
            Направление оврагов определило и радиально-кольцевую планировку старой нагорной части города. Улицы, веером расходясь от кремля, прошли по широким гребням, разделяющим овраги. Так, улица Звездинка проложена на месте Звездинского оврага, улицы Минина и Ульянова пролегли между Откосом и Ковалихинским оврагом и т.д.
            Историческим ядром, от которого началась застройка Нижнего, была территория  кремлевского холма, возле которого протекала речка Почайна (от «починать» – начинать). Здесь располагался торг, впервые упомянутый в летописи под 1341 годом. В настоящее время об этой речке напоминает только название улицы Почаинской, сама река была убрана в коллектор еще в середине ХIХ века.
Буквально сразу после основания городу стало тесно внутри крепости, и он шагнул за ее пределы. Вдоль дорог, пролегавших вдоль берегов Волги и Оки, селились посадские люди. К середине XIV века была застроена вся прибрежная полоса от Благовещенского до Печерского монастыря, а также территория Ильинской слободы. Это была скученная деревянная застройка, которая часто страдала от пожаров.  Так, весной 1617 года сгорело более сотни жилых домов, гостиный двор, лавки и амбары.
            В 1621 году была составлена Писцовая книга Н.Новгорода – первое дошедшее до нас подробное описание города.  По ее данным, только в кремле находилось около 400 жилых дворов, два собора и десяток церквей, административные здания, два монастыря и рынок. За кремлевской чертой упомянуты Акулинина, Ямская, Телячья, Благовещенская, Печерская и другие слободы, включая заречную Кунавинскую слободу.
            В середине XVII века в городе развернулось каменное строительство, осуществлявшееся государством и церковью. Создаются новые ансамбли Благовещенского и Печерского монастырей, строятся каменные палаты знатных купцов. Так, до наших дней сохранились древнерусские палаты бургомистра Якова Пушникова (ул.Гоголя, 52) и дом купца Чатыгина на Почаинской ул., оба связанные с пребыванием Петра I в Н.Новгороде,  а также дом богатого посадского человека Афанасия Олисова в Крутом переулке. Это три уникальных памятника жилой архитектуры XVII века из 16-ти,  сохранившихся по всей России.
Постепенно Нижний Новгород приобретает значение крупного торгового центра, чему способствовало удобное расположение в месте слияния двух великих рек. Усиливается местное купечество, которое активно осваивает набережные. В конце XVII века разбогатевшая верхушка посада начинает застраивать район Ивановской (Рождественской) улицы. Группы строений разделялись извивающимися улочками с тупиками. Застройка была разномасштабной, прерывалась оврагами и пустырями.
            При Екатерине II в 1770 году был разработан первый регулярный генеральный план Н.Новгорода. Он сохранял исторически сложившееся расположение улиц, внося в их застройку упорядоченность. Улицы выпрямлялись и расширялись, дома должны были стоять в одну линию, в ряде центральных кварталов запрещалось деревянное строительство. Выработке генерального плана предшествовало одно обстоятельство: в 1767 году императрица, посетив Нижний, произнесла сакраментальную фразу: «Град сей ситуацией прекрасен, а строением мерзок». Ее замечания и легли в основу переустройства города.
            С учреждением в 1779 году Нижегородского наместничества впервые была введена должность губернского архитектора, которую тогда же занял Яков Ананьевич Ананьин, ученик знаменитого Бартоломео Растрелли.
            Генеральное межевание территории города осуществлялось в 1784-1787 годах землемером флота капитан-лейтенантом Никитой Ивановичем Тихменевым и его помощниками. На случай тяжб и споров каждому землевладельцу выдавался особый указ, который свидетельствовал о его праве на занимаемую территорию. В прямом смысле слова были прорублены среди зарослей прямые Б.Покровская, Алексеевская, Варварская улицы. Были разработаны проекты благоустройства берегов Черного пруда и речки Ковалихи. Перед кремлем разбивалась Благовещенская площадь.
            К началу XIX века город существовал в следующих границах: по улице Б.Покровской – до пересечения с Малой Покровской (до современного Дома связи), по Варварке – до «Нижполиграфа», по ул.Минина – до НГЛУ, где находились старая Сенная площадь и начинался Казанский тракт. Нижний Новород делился на две части – Верхний базар (нагорная часть города с главной Верхнебазарной площадью, сейчас площадь Минина и Пожарского) и Нижний базар (современная территория от Похвалинского съезда до Ивановской башни кремля, включающая Рождественскую улицу и Нижневолжскую набережную).
            Огромное значение для роста населения и городской территории оказало перенесение в Нижний Новгород в 1817 году Макарьевской ярмарки. Это сказалось не только на развитии ярмарочной территории и прилегающих населенных пунктов, обслуживающих ярмарку, но и самого города. На волжских и окских набережных появились гостиницы и рестораны, банки и биржи, торговые галереи и магазины. Большую роль в планировке и строительстве Ярмарки и всего Н.Новгорода сыграл выдающийся инженер и архитектор Августин Августинович Бетанкур, испанец по происхождению (о нем мы расскажем отдельно).
            В 1819 году очередным пожаром была уничтожена значительная часть Нижнего посада. Выгорела территория от Солдатской слободы под кремлем до Козьмодемьянской церкви (до современной площади Маркина). А.А.Бетанкур взялся разработать проект застройки для нижней части города. Им был предложен регулярный план с определением мест каменных и деревянных строений. В том же году начались строительные работы. Этот план вошел составной частью в новый генеральный план Н.Новгорода 1824 года, разработанного А.А.Бетанкуром и его коллегой В.И.Гесте, на десятилетия определившего развитие города.
             Летом 1834 года Нижний посетил император Николай I, который внес свои разумные предложения по перепланировке города в целях развития его транспортных коммуникаций. Следуя монаршим указаниям, губернский архитектор Иван Ефимович Ефимов и глава Ярмарочного строительного комитета Петр Данилович Готман разработали программу коренного градостроительного переустройства Н.Новгорода. Она включала в себя строительство Казанского, Георгиевского, Зеленского и Похвалинского съездов, оформление набережных Оки и Волги, увеличение насыпей Лыковой, Варварской и Покровской дамб, строительство комплекса административных зданий в кремле и садово-парковое благоустройство. Для реализации столь обширной программы в 1836 году был учрежден Строительный комитет, в который вошли наряду с Ефимовым и Готманом первый городовой архитектор Г.И.Кизеветтер, другие архитекторы и инженеры. Этот план был лично конфирмован (утвержден) императором Николаем I в 1839 году. Именно он лежит в основе ныне существующей сети улиц и площадей города, а возведенные согласно ему общественные и административные здания составляют основной корпус историко-архитектурных памятников первой половины XIX века.
            Следующий крупный градостроительный этап связан с проведением в Нижнем Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года. Помимо строительства за Окой выставочного городка с павильонами, предполагалось  осуществить значительные работы в самом городе. К открытию выставки было приурочено строительство городского театра и окружного суда на Б.Покровской улице, нового здания Городской думы на Благовещенской площади, биржи на Софроновской площади, открытие историко-краеведческого музея в Дмитриевской башне кремля, пуск трамвая и двух фуникулеров (Кремлевского и Похвалинского), соединявших верхнюю и нижнюю части города. И это не считая масштабного дорожного строительства, реконструкции зданий на «парадных» улицах, освещения и всего остального! Все эти мероприятия были призваны показать значимость и великолепие Нижнего Новгорода – губернского центра, первого из провинциальных городов удостоенного чести принимать  у себя Всероссийскую выставку.
            Между тем все больше нарастал контраст между фешенебельным центром и неблагоустроенными окраинами. Город дифференцировался по классово-сословному признаку: на Откосе и Б.Покровской улице строились промышленники и капиталисты, здесь были наиболее представительные особняки с пышным архитектурным оформлением. На Большой Печерской строились купцы первой гильдии, на Ильинке – второй гильдии. Рабочий и ремесленный люд ютился в окраинных слободках, застроенных деревянными домами.
            После революции 1917 года в стране установилась новая власть, последовали большие перемены в общественном строе. И первые шаги Советской власти ознаменовались переселением рабочих из трущоб и подвалов в дома, конфискованные у буржуазии. Великолепные просторные купеческие особняки превращались в скученные коммуналки, что не могло не сказаться впоследствии на степени их сохранности. Практически единственное в городе здание, которому удалось сохранить исторические интерьеры купеческого быта – бывший особняк Бурмистровых, ныне Литературный музей имени Горького на ул.Минина.
После гражданской войны в стране началось масштабное жилищное строительство, и к первым градостроительным мероприятиям в Нижнем относится строительство поселка на Молитовских буграх в Канавине – так называемого «Ленинского городка». Он был заложен 1 мая 1925 г. и стал первым в истории города благоустроенным рабочим поселком. Построенный всего за 5 месяцев, поселок включал 100 двухэтажных деревянных домов и явился прообразом будущих социалистических микрорайонов. Здесь впервые была применена комплексная застройка не только жилыми зданиями, но и объектами соцкультбыта (школы, детские сады, магазины), проведено благоустройство и озеленение территории.
В 1928 г. был образован так называемый Большой Нижний Новгород: в городскую черту были включены Сормово и Канавино, что подстегнуло работы по планировке города. Развернувшаяся в те годы индустриализация определила и основные направления  градостроительных преобразований. Строительство гигантов первой пятилетки – автозавода, авиационного и машиностроительного заводов и других – привело к появлению новых рабочих районов – Соцгорода автозавода, поселков им.Серго Орджоникидзе, им.Калинина и других.
На проектирование Соцгорода Автозавода был объявлен Всероссийский конкурс. Помимо множества московских архитектурных и проектных организаций в нем приняла участие американская фирма «Остин компани», которая проектировала сам Автозавод. К исполнению был принят проект 18 студентов МВТУ – членов Всероссийского общества пролетарских архитекторов во главе с профессором Мордвиновым. Этот опыт лег в основу всех последующих проектов соцгородов страны.
Осенью 1930 г. началось строительство города на 50 тысяч жителей на Автозаводе, продолжались работы по планировке самого Н.Новгорода под руководством профессора А.Иваницкого. В те же годы в центре города и в рабочих поселках строились так называемые дома-коммуны для рабочих.
Дом-коммуна – жилище нового типа, социалистическое общежитие, призванное коллективизировать быт. В основе дома-коммуны лежал принцип сведения к минимуму домашнего хозяйства и освобождения времени для культурного развития семьи. Здесь были общие столовая, прачечная, душевые, библиотека-читальня, зал собраний, детский очаг (так называли ясли-сад). Всего в  Горьком было сооружено пять домов-коммун.
Изменилось административно-территориальное деление города: в 1933-1936 гг. были образованы новые районы, в черту города на правах района был включен Автозавод.
В предвоенные годы получили развитие новые типы общественных зданий и сооружений, была создана первая в истории города проектная организация, существующая сейчас под названием «НижегородгражданНИИпроект», отметивший в 2003 году свое 75-летие. В 1932 году был создан творческий союз архитекторов.
К наиболее крупным градостроительным мероприятиям в городе в те годы следует отнести открытие постоянного Канавинского моста через Оку (1933), реконструкцию Советской площади (ныне пл.Минина), что было связано с утратой главных достопримечательностей – двух великолепных храмов – Благовещенского собора и церкви митрополита Алексия. Среди новостроек того времени – Дворец культуры им.Ленина (1924), Дом Советов в кремле (1929-1931), Дворец культуры в Сормове (1930), Дом железнодорожника на площади Революции перед зданием вокзала, запоминающийся своим скругленным углом (1934 г.), школа им.10-летия Октября на Откосе (ныне НИИТО), стадион «Локомотив» и др.
Был разработан генеральный план города 1937 года, реализации которого помешала Великая Отечественная война. Он предусматривал перспективу развития нагорной и заречной части как единого целого.
Послевоенный период характеризовался распространением малоэтажной и индивидуальной застройки, зачастую методом народной стройки, что было вызвано большой потребностью в жилье. Кстати, метод народной стройки зародился в нашем городе в 1957 году и получил широкое распространение в других городах страны. Это сняло острую жилищную проблему, но привело к нерациональному использованию городских территорий.
В историческом центре города начинается реконструкция районов с ветхой застройкой, расчищаются откосы между Похвалинским съездом и ул.Краснофлотской (ныне Ильинской), сносятся старые дома на ул.Горького и Ковалихинской, их место занимают новые жилые массивы с многоэтажками. Была произведена расчистка и озеленение волжских и окских откосов, расчистка территории кремля. Перед бывшим зданием обкома КПСС (ныне его занимают администрации области и ПФО) была оборудована мемориальная площадь в честь горьковчан, павших на фронтах гражданской и Великой Отечественной войн. В комплекс площади вошел Вечный огонь, установленный на постаменте танк Т-34. Органично вписался в мемориальный комплекс и памятный обелиск в честь Минина и Пожарского – самый древний из памятников города, установленный в 1828 году.
Небывалый размах строительства и реконструкции города требовал нового подхода к вопросам его планировки. С 1956 года возобновились проектно-планировочные работы. Был разработан новый генеральный план, утвержденный Советом министров РСФСР в 1967 году. Вся территория города в нем разделена на функциональные зоны: промышленные, коммунально-складские, селитебные (жилые), транспортные – как правило, отделенные друг от друга санитарно-защитными зонами зеленых насаждений. По сравнению с предыдущими генеральными планами здесь шла речь о системе жилых районов, состоящих из нескольких микрорайонов, для которых потребовалась разработка проектов детальной планировки и застройки. Таким образом, в 1960-70 годы перешли на научно обоснованную систему застройки города микрорайонами и группами микрорайонов, сооружаемых индустриальными методами типового строительства. На карте города в тот период появились проспект Ленина в Ленинском районе, Соцгород-II на автозаводе, Лапшиха и Кузнечиха в Советском районе, Щербинки в Приокском районе, 6 и 7 микрорайоны Сормова, чуть позже – микрорайон Мещерское озеро.
С 1964 г. стали строиться 9-этажные и отдельные 12- и 14-этажные дома. Часть из них построена на набережной Федоровского, что исказило вид города со стороны реки. Впоследствии это было признано градостроительной ошибкой. В начале 1960-х годов застраивались площадь Свободы, улицы Горького и Ковалихинская. Были построены такие объекты, как речной вокзал, кинотеатр «Октябрь», гостиница «Нижегородская», цирк, дворец спорта на проспекте Гагарина, кафе «Чайка» на Верхневолжской набережной, не считая многочисленных жилых и общественных зданий на Автозаводе, в Сормове, Приокском и других районах города.
В 1966 году Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре был объявлен закрытый конкурс на проект детальной планировки и застройки центра г. Горького. Выиграл конкурс и был удостоен первой премии проект местных архитекторов из Горьковгражданпроекта, согласно которому административный центр города располагался в кремле, а общественный – на площади Ленина. Начались работы над реализацией проекта в части строительства этой площади, которая была достроена во 2 половине 1980-х годов. По ее периметру встали типовые жилые дома аскетичной архитектуры и гостиница «Центральная». В 1970 году был торжественно открыт памятник вождю пролетариата.
В начале 1960-х годов начало меняться отношение к памятникам архитектуры, истории и культуры. Первой работой в данном направлении была реставрация Михайло-Архангельского собора в кремле, произведенная в 1962 году под руководством архитектора Святослава Леонидовича Агафонова. Это было приурочено к 300-летию ополчения Минина и Пожарского. Одновременно велась реставрация палат XVII века в Ильинской слободе, реставрация стен и башен Кремля, продолжавшаяся около трех десятилетий.
В 1970-е годы повысились требования к жилищному строительству, что положительно сказалось на качестве и внешнем виде строящихся объектов. Было запрещено типовое строительство в историческом центре города. За предыдущие десятилетия город вырос в высоту и ширину, постепенно утрачивая черты самобытности, отличающие его от остальных городов России. Все социалистические города были на одно лицо. Вспомните фильм Э.А.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»: везде одни и те же клишированные типовые дома и стандартная планировка квартир. Архитекторы стремятся уже избегать однообразия и  привносят в каждый объект что-то новое, оригинальное, одновременно они переходят к проектированию не отдельных зданий, а целых ансамблей.
В начале 1970-х годов возродился интерес к классическому наследию, и была сделана первая попытка достичь композиционного единства старого и нового в районе центрального кольца города – ул.Свердлова (Б.Покровской), Фигнер (Варварской), Горького, на территории между ул. Белинского, Звездинкой, пл.Свободы. Однако, несмотря на стилевое единство новой застройки, она окончательно нарушила облик этой части исторического центра. И хотя девятиэтажные дома по ул.Горького выгодно отличались по внешнему виду от своих типовых собратьев предыдущих лет, построенных в новых районах, их никак нельзя считать шедеврами архитектуры, призванных украшать исторический центр города. К тому же при их строительстве были снесены дома так называемой фоновой застройки, не имевшие статуса памятника и охранной грамоты от государства. Например, скромный деревянный дом с мезонином (д.28) на ул.Студеной, в котором жил Александр Серафимович Гациский, а позже была устроена школа его имени. А.С.Гациский (1838-1893) – выдающийся земский деятель, председатель Нижегородского губернского статистического комитета, организатор и первый председатель Нижегородской губернской ученой архивной комиссии, редактор газеты «Нижегородские губернские ведомости», писатель и журналист, организатор народного образования в крае,  зачинатель научного краеведения, историк, этнограф, непременный участник всех археологических съездов в стране и за рубежом, почетный член многочисленных исторических и научных обществ Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Перми, Костромы и многих других городов России и зарубежья… Перечислять все его должности,  звания и регалии можно еще очень и очень долго. К сожалению, в городе не осталось ни одного объекта, связанного с его именем: снесен дом, где он жил, взорван лютеранский храм на Б.Покровской улице, прихожанином которого он являлся,  не сохранилась его могила, как и само лютеранское кладбище… И это лишь один из многочисленных примеров утраты ценных исторических объектов, которые не были поставлены на государственную охрану.
Впрочем, о судьбе исторических памятников стоит поговорить отдельно. А пока назовем основные новостройки 1970-1980-х годов на территории «Старого Нижнего»: это здание обкома КПСС в кремле, театр юного зрителя на ул.Свердлова, УВД Горьковского облисполкома на ул.Горького, новые корпуса ГИСИ им.Чкалова (ныне ННГАСУ) и водного института (ВГАВТ), вторая очередь Горьковского телецентра и др.
В 1980-е годы произошла смена поколений горьковских архитекторов, и они стали уделять более пристальное внимание возрождению традиций местного зодчества. Особенно ярко это проявилось в постперестроечное время. В 1990-е годы нижегородская архитектурная школа выбивается в лидеры отечественного зодчества. Мы с вами будем более пристально знакомиться с лучшими образцами современной архитектуры, а пока вернемся к теме градостроительства.
В 1999 году был принят очередной генеральный план развития города, предусматривавший перенос деловой активности из центра города на Окскую набережную и в Канавино, строительство магистралей – дублеров, призванных разгрузить транспортные потоки в центре города. Однако эти положения генерального плана не были соблюдены. К настоящему времени сложилось критическое положение в центре города как по транспортной перегрузке, так и по утрате исторического лица города, что является темой постоянных дискуссий с участием городской администрации, архитекторов, широкой общественности.
            В настоящее время готовится к принятию новый генеральный план Н.Новгорода, ведется разработка планов детальной планировки кварталов, но по-прежнему остаются спорные вопросы. Остается надеяться, что градостроительные проблемы будут разрешены с учетом интересов всех нижегородцев.
Т.В.Кучерова

(0.7 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: Кучерова Т.В.
  • Размер: 24.25 Kb
  • © Кучерова Т.В.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции