Медоваров Е.В., Дмитриевский С.М. Пещеры Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря: новые письменные источники и перспективы обнаружения (16.66 Kb)
Пещеры Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря:
новые письменные источники и перспективы обнаружения
Е.В. Медоваров, С.М. Дмитриевский
Нижний Новгород
Caves of the “Pechersky” Monastery of the Ascension in Nizhny Novgorod:
written sources and chances for finding out
E.V. Medovarov, S.M. Dmitrievsky
The paper reviews all known written chronicles and hagiographic sources concerning caves in “Pechersky” Monastery in Nizhny Novgorod and introduces two previously unpublished documents: Legend of Euphymy from Suzdal (circa 1600 AD) and Collection of Legends of Russian Sanctae (2nd half of 17th century) from the Scriptorium of the State Museum of History (Moscow). Basing on archival data it has been shown that caves existed through over than 500-years period (between the beginning of 14th and the beginning of 19th centuries). Site of monastery caves is supposed to locate itself near the Saint Spring in Sloboda Pechery, according to archival data and archeological findings.
Вознесенский Печерский монастырь, один из древнейших Нижегородских монастырей, основан в 1-й пол. XIV в. Название его традиционно связывается с некогда существовавшими в нем пещерами, памятью о которых являются современные топонимы «Печеры» и «Печерская Слобода». В настоящем сообщении дается обзор известных и вводятся в оборот новые письменные источники о подземных сооружениях монастыря, а также на основании письменных данных и результатов археологической разведки делается попытка установления периода существования монастырских пещер и их расположения на местности.
Созданная в 1560-х гг. «Книга Степенная царского родословия» называет основателем монастыря Святителя Дионисия (ум. 1385), архиепископа Суздальского, Нижегородского и Городецкого. Кроме того, прямо указывается, что основание монастыря началось с пещер: «Сій Діонисій въ Нижьнѣмъ Новѣ градѣ ископа пещеру, идѣже люботрудно подвизася и монастырь честенъ состави, зовомый Печерскій монастырь» (Книга Степенная, ч.I, 1775. С.528; ПСРЛ, т.21, 2-я пол., 1913. С.420). Во многих работах историков и краеведов XIX в. (Добротворский, 1849. С.3; Храмцовский, 1859. С.102; Лавров, 1892б. С.1; Он же, 1892б. С.3) утверждалось, что Дионисий был выходцем из Киево-Печерского монастыря (С.А. Добротворский ссылался при этом на некую летопись монастыря, «писаную на большом листе»), однако ряд современных исследователей аргументировано опровергают киевское происхождение Дионисия (Булычев, 2002; Кривцов, 2006; Преображенский, 2007). Роль Дионисия, как основателя монастыря, подтверждается и более древними летописными источниками. Так, Рогожский летописец, Симеоновская и Троицкая летописи характеризуют святителя как «манастыремъ състроителя» (ПСРЛ, т.15, вып.1, 1922. Стб.106; Т.18, 1913. С.113; Приселков, 1950. С.396).
В тексте опубликованного в конце XIX в. жизнеописания схимонаха Иоасафа Печерский настоятель Иоанн Серебровский приводит следующую выдержку из некоего «Сказ. монаст.» («Сказания монастырского»?): «Близъ Монастыря къ Востоку мало нижае быша пещеры, въ нихъ же суть еще прежде обители тоя пребываху отшельники отъ міра, хотящія Богу работати» (Серебровский, 1880. С.4). Первоисточник данной вставки не установлен, однако приведенный текст близок фрагменту «Сказания о разрушении Печерского монастыря», опубликованного А.С. Гациским в составе т.н. «Нового Нижегородского летописца» (рукописи кон. XVIII — нач. XIX в., приобретенной им у антиквара): «Нынеже место оное зовомо Старые печеры понеже блись монастыря того квостоку мало нижае быша пещеры внихже суть Еще прежде обители тоя пребываху отъшельники отмира хотящiи богу работати, глаголятже же нецiи яко быти тамо и Святому Дионисiю иже ивозгради монастырь тои ибысть внемъ первый Игуменъ последиже бысть Архиепископъ вограде суждале» (Гациский, 1886. С.109). Резюмируя сказанное: пещеры существовали и до монастыря, а Дионисий не был первым пещерножителем, притом автор текста не уверен («некие же говорят»), был ли тот основателем обители. Несомненно, к достоверности сведений, сообщаемых без малого через 500 лет от описываемых событий XIV в. (список Гациского составлен не ранее 1762 г.) необходимо относиться крайне осторожно.
В то же время, о существовании пещер свидетельствуют и более ранние агиографические памятники. Так, в пространной редакции Жития Евфимия Суздальского в составе рукописной Чудовской Минеи-четьи 1600 г. говорится: «Въ нощи вхождаше въ пещеру и ту уединяся всенощныа молитвы съ теплыми слезами отъ сердца приношаша» (Чудовская Минея-четья, л.668об.; публикуется впервые), а рукописный Сборник Житий русских святых 1-й пол. XVII в. повествует «о подвизехъ преподобнаго Еоѵѳимiѫ и како хождаше въ пещеру и ту уединѫясѫ труды полагаша» (Сборник Житий…, л.516; публикуется впервые).
Что касается второго прославленного ученика Дионисия — преподобного Макария Желтоводского и Унженского, то его Житие, составленное около 1552 г. (Понырко, 1988. С.291-293), не содержит упоминаний о его пещерножительстве в Печерском монастыре (БЛДР, Т.13, 2005. С.262-303). Встречающиеся в жизнеописании Диоисия XIX в. сведения, что отрока Макария после пострижения он поселил «в своей пещере, чтобы самому наставлять его на подвиг иноческий» (Лавров, 1892б. С.17), следует считать литературным приемом. В то же время, Житие XVI в. сообщает о сооружении Макарием пещеры при основании Желтоводской обители: «И тако Богу поспешествующу ему, и той же приходитъ въ нутренюю пустыню на Желътыя Воды, иже же есть езеро об онъ полъ Волъзе. И ту абие сотворяетъ себе зѣло малу пещеру, той же подвизается противу злокозненаго супостата диавола, и во всякихъ преспѣвая добродѣтелѣх день и ночь» (БЛДР, Т.13, 2005. С.270, 272).
По всей видимости, пещеры, ископанные Дионисием и его последователями, были довольно обширными. Автор написанного в кон. 50-х — нач. 60-х гг. XVI в. «Похвального слова новым русским святым» инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий сравнивает их с «городом»: «…Дионисие Нижеградцкий, яко великое светило иже бе и той пещеру содела аки град, ему же и ученик множество бе числом и до 500 в ангельском чине причитаются» (РГБ. Ф.242, №60, Л.249об.; текст дается по: Макарий, 1997. С.132-144).
В 1597 г. грандиозная природная катастрофа — оползень Волжского берега — практически полностью разрушила монастырь. Несколькими годами спустя его строения были возобновлены уже в новом месте, примерно в 1,5 км вверх по течению Волги, а на старом месте была построена церковь «для родителей помяновения усопших братий» (Гациский, 1886. С.43), сначала деревянная, а затем (в 1794 г.) каменный храм. Таким образом, первоначальное месторасположение монастыря локализуется достаточно четко — современная Печерская Слобода, окрестности Преображенской церкви. Это подтверждается и археологическим материалом: при проведении археологической разведки в 1995-96 гг. выявлены остатки монастырского кладбища XIV-XVI вв., культурный слой с керамикой XIV-XVI вв., найден облицовочный формованный кирпич с изображением цветка, также датированный XVI в. (Дмитриевский, 1997. С.56-60; он же, 1999. С.77-88).
Подробную картину оползня и последовавшего за ним обретения мощей схимонаха Иоасафа описывает «Сказание о посещении Господни в Нижнем Новеграде в Печерьском монастыре» — нарративный текст нач. XVII в., составленный, по-видимому, анонимным очевидцем событий (Романова, 1998. С.430-431). Произведение входит в состав Нового летописца (ПСРЛ. Т.14, 1-я пол. С.48-49) и, в более подробной версии, в разные редакции Нижегородского летописца — местного свода 2-й пол. XVII в.
М.Я. Шайдаковой исследовано и введено в научный оборот 29 списков Нижегородского летописца (Шайдакова, 2006). Согласно большинству из них, оползень распространялся от слободы до «печер». Окончательно не ясно, что имел в виду летописец под термином «печеры» — пещеры или топоним. Так, один из древнейших (1692 г.) изученных списков (РНБ, собр. СПбДА, №421; полная редакция, II вид, подвид Б, по М.Я. Шайдаковой) сообщает: «…От монастыря въверхъ по волге рекѣ до монастырьские слободы на низ по волге до печеръ всего на версту» (Шайдакова, 2006. С.189). При этом, в дальнейшем пещеры в достаточно подробном перечне разрушенных объектов не упомянуты: «…А в монастырѣ храм каменнои Вознесения Христова от того разрушился до основания, только остался над жертвенником верхъ единъ. И колоколня разсыпашася, а теплои храмъ Пресвятыя Богородицы изшатало на сторону и опустилось в землю близь окошекъ олтарныхъ. И святые ворота и в монастырѣ кельлии, и поварни, и погребы повалилися, и ограду переломало, а на берегу у Волги храмъ Николы чюдотворца здвинуло с мѣста и паперть обломало, а в слободѣ дворы пошатались» (Шайдакова, 2006. С.189). Таким образом, можно предположить, что пещеры при оползне 1597 г. остались целыми.
Упомянутое выше «Сказание монастырское» сообщает: «Егда же подвижеся мѣсто под Монастыремъ, тогда все зданіе монастырское разрушися, токмо симъ пещерамъ единѣмъ стоящимъ и не подвизающимся, сихъ же убо ради и прозвася Старыя Печеры, — ихъ же ради прозвася и Монастырь Печерскій» (Серебровский, 1880. С.4). Текст Нового Нижегородского летописца почти дословно совпадает со «Сказанием», но обращает на себя внимание нерегулярность применения ч и щ в топониме Старые Печеры: «Вооноже время Егда подвижеся место подъ Печерскимъ Монастыремъ итогда все здание Монастырское разрушися токмо симъ пещерамъ единемъ стоящимъ инеподвизающимся сихже убо ради ипрозвашася Старые пещеры ихже ради звася Монастырь печерскiй» (Гациский, 1886. С.109).
Согласно описанию, составленному во 2-й пол. XIX в. Иоанном Серебровским, пещеры существовали до начала XIX в. и были довольно обширными. Описывая местность в районе оползня, он отмечает: «Прошло слишком два века с половиной, а следы этого разрушения еще заметны. По значительному уступу горы доселе можно еще отметить границы прежнего Монастыря, и на всем этом пространстве значатся признаки разрушения: можно видеть груды камней на земле и под землею в огромном количестве, остатки и развалины пещер, не вдалеке от восточной стороны Монастыря существовавших в полуразрушенном виде до начала текущего столетия. Еще в недавнее время, по словам очевидцев старожилов, сгорала гривенная восковая свеча, при обходе этих пещер любопытными смельчаками. У бывшего входа в пещеры доселе существует колодезь с отличною водою, называемый Святым. Колодезь этот, содержимый жителями в чистоте и с особой заботливостью, доселе посещается многими богомольцами, как некая древняя святыня» (Серебровский, 1880. С.4-5).
Таким образом, анализ данных источников позволяет определить период существования пещер Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря временными рамками от нач. XIV в. до нач. XIX в. Расположение пещер, по имеющимся описаниям, может быть локализовано на местности с точностью до нескольких десятков метров.
Слобода Старые Печеры со Спасо-Преображенской церковью. Фото Н. Хитруна. Май 2006 г.
Список литературы
Булычев А.А. Дионисий Суздальский и его время. Часть 1-я // Архив РИ. 2002. Вып.7. С.7-33.
Гациский А.С. Нижегородский летописец. Н.Новгород, 1886. 144 с.
Дмитриевский Ст.М. Археологическая разведка в районе Печерского монастыря // НИКА. Н.Новгород, 1997. С.56-60.
Дмитриевский С.М. Археологические исследования в Старых Печерах в 1996 году // НИКА. Н.Новгород, 1999. С.77-88.
Добротворский С.А. Описание Нижегородского Печерского первоклассного мужского монастыря. Н.Новгород, 1849. 88 с.
Житие Макария Желтоводского и Унженского // БЛДР. Т.13. СПб., 2005. С.262-303.
Книга Степенная царскаго родословия. Ч.I. М., 1775. 580 с.
Кривцов Д.Ю. Святитель Дионисий Нижегородский и Суздальский: дискуссионные вопросы раннего периода биографии // Русская Православная Церковь в мировой и отечественной истории. Н.Новгород, 2006. С.19-26.
Лавров Д. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь. СПб., 1892а. 14 с.
Лавров Д. Святой Дионисий, архиепископ Суздальский и митрополит всея России, основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря. Н.Новгород, 1892б. 50 с.
Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым русским святым инока Григория Суздальского) // Альфа и Омега. 1997. №2(13). С. 132-144.
Понырко Н.В. Житие Макария Желтоводского // СККДР. Вып.2, ч.1. Л., 1988. С.291-293.
Преображенский А.С. Дионисий // Православная энциклопедия. Т.XV. М., 2007. С.241-246.
Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.-Л., 1950. 516 с.
ПСРЛ. Т.14, 1-я пол. Повесть о честном житии царя и великого князя Феодора Ивановича всея Руссии; Новый летописец. СПб., 1910. 154 с.
ПСРЛ. Т.15, вып.1. Рогожский летописец. Пг., 1922. 216 с.
ПСРЛ. Т.18. Летопись Симеоновская. СПб., 1913. 316 с.
ПСРЛ. Т.21, 2-я пол. Книга Степенная царского родословия. Ч.2. СПб., 1913. 364 с.
Романова А.А. Сказание о посещении Господни в Нижнем Новеграде в Печерьском монастыре // СККДР. Вып.3, ч.3. СПб., 1998. С.430-431.
Сборник Житий русских святых 1-й пол. XVII в. // ГИМ. ОР. Собрание И.Н. Царского. №135.
Сборник Служб и Житий русским святым XVI в. // РГБ. Ф. 242. №60. Лл. 243-263.
Серебровский И. Гробница схимонаха Иоасафа в селе Старых Печерах. Н.Новгород, 1880. 16 с.
Храмцовский Н.И. Краткий очерк истории и описание Нижнего-Новгорода. Ч.2. Н.Новгород, 1859. 272 с.
Чудовская Минея-четья // ГИМ. ОР. №9/311.
Шайдакова М.Я. Нижегородские летописные памятники XVII в. Н.Новгород, 2006. 218 с.
Список сокращений
Архив РИ — Архив русской истории
БЛДР — Библиотека литературы Древней Руси
ГИМ. ОР. — Отдел рукописей Государственного исторического музея
НИКА — Нижегородские исследования по краеведению и археологии
ПСРЛ — Полное собрание русских летописей
РГБ — Российская государственная библиотека
СККДР — Словарь книжников и книжности Древней Руси
Опубл.: Спелеология и спелестология: Мат-лы II Международной научной конференции. Набережные Челны: НИСПТР, 2011. С. 225-228.
- Размещено: 23.03.2014
- Автор: Медоваров Е.В., Дмитриевский С.М.
- Размер: 16.66 Kb
- © Медоваров Е.В., Дмитриевский С.М.