Давыдов А.И. Историко-архитектурная ретроспектива застройки района сенной площади в Нижнем Новгороде характеристика объектов северо-восточной части района (улица Большая Печерская, дома №№ 70-86)

17 апреля, 2024

АННОТАЦИЯ 2024 ГОДА

«Лукоморья больше нет…». Историческая застройка района Сенной площади уничтожена полностью. Градостроительная политика губернатора Г.С. Никитина и приглашенной им команды «варягов» – «менеджеров от управления» во главе с М.В. Раковой реально была воплощена в жизнь под предлогом строительства метрополитена. Все наработки, предложения НИП «Этнос», архитектора А.А. Иняева, во многом компромиссные, оказались отвергнуты в угоду извлечения прибыли фирмами-застройщиками. На месте той застройки, о которой пойдет речь и памяти которой посвящается публикация, сейчас гигантская стройплощадка. Соответственно всё это надо учитывать, знакомясь с историко-архитектурным анализом, выполненном в самом начале XXI века.

Следует отметить, что описание облика домов четной стороны улицы, начиная с дома № 56, не попало в недавно изданную книгу С.В. Петряева и О.В. Орельской «Улица Большая Печерская. Соединение эпох» (Н. Новгород, 2020).

Здесь, как и в предыдущих публикациях, касающихся района Сенной площади, дана архитектурная характеристика отдельных объектов, выполненная совместно с О.В. Орельской для научно-проектной документации 2000 года.

 

фото

Вид на четную сторону улицы Большой Печерской после сноса домов №№ 58-68 (Интернет-ресурс)

 

фото

фото

Общие виды на строительную площадку метрополитена от улицы Сеченова до бывшей автостанции на месте снесенных домовладений №№ 70- 78 по Большой Печерской улице (Интернет-ресурс)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ

Улица Большая Печерская, 70

        Дом № 70 на углу улиц Сеченова и Большой Печерской (бывшей на этом отрезке Старо- Солдатской)  начинает линию застройки, появившейся в самом начале ХХ века вдоль дороги в Казань, уже за официальной границей города («Казанская застава»). Судя по архивному чертежу 1901 года (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39 а. Д. 648), первый участок здесь в это время принадлежал крестьянину Ивану Николаевичу Мухину. Фасад существовавшего усадебного деревянного дома на этом чертеже не показан.

        Дом деревянный двухэтажный, на кирпичном оштукатуренном цоколе, под двухвальмовой кровлей, обшит тесом. Первоначальная обшивка и декор (исключая венчающий карниз и будку чердачных слуховых окон) утрачены. Углы основного объема здания обработаны лопатками, закрывающими выступы бревен сруба.  Благодаря угловому расположению, здание имеет два уличных фасада – один обращенный на Большую Печерскую, другой на улицу Сеченова.      Фасад по Большой Печерской имеет двухчастное строение, т.к. к основному объему, в три оси света, примыкает жилой пристрой в одну световую ось. В отличие от традиционных прямоугольных окон основного объема, окна пристроя более вытянуты в ширину и  имеют квадратную форму. Справа к пристрою в свою очередь примыкают холодные сени с лестницей на второй этаж.

Фасад по улице Сеченова имеет в настоящий момент пять световых осей, однако, судя по всему, оконные проемы еще двух осей света сейчас скрыты позднейшей обшивкой. Венчающий карниз представляет из себя ряд вертикально поставленных дощечек, нижние части которых заострены, и образуют некое подобие подзора. По этому фасаду, имеется также будка с двумя чердачными слуховыми окнами с сегментными перемычками. В свою очередь будка также завершается лучковым полуфронтоном, соответствующим форме ее кровли.

Здание отнесено к элементам фоновой исторической застройки.

фото

Ул. Большая Печерская, 70.  Фасад по улице Б. Печерской. Фото НИП «Этнос», 2005 г.

 

Давыдов А.И. Историко-архитектурная ретроспектива застройки района сенной площади в Нижнем Новгороде характеристика объектов северо-восточной части района (улица Большая Печерская, дома №№ 70-86)

фото

Проект служб крестьянина И.М. Мухина, 1901 г. (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39 а. Д. 648)

Улица Большая Печерская, 72

        Проект деревянного одноэтажного дома мещанина Ивана Васильевича Котельникова был утвержден в октябре 1901 года (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39 а. Д. 342). Формально, дом строился уже за пределами городской черты. Оформление фасада, вытянутого вдоль дороги в Казань, предполагало элементы стиля «модерн», входившего тогда в моду. Дом был удлинен пристройкой деревянной лавки (с одним окном и входом) по проекту, утвержденному в июне 1908 года (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39 а. Д. 339). В натуре, из-за отступлений от проектов и многочисленных переделок, дом значительно отличается от облика, показанного на чертежах.

         Дом № 72 – деревянный на кирпичном фундаменте, одноэтажный, в  плане имеющий форму прямоугольника, сильно вытянутого вдоль красной линии улицы. Фасады обшиты тесом. Объем здания увенчан двускатной кровлей с понижением уровня конька над правым крылом через излом. Боковые фасады завершаются треугольными фронтонами. По главному фасаду расположено 11 окон. Этот фасад членится филенчатыми лопатками на центральную часть и боковые крылья; углы здания также обработаны филенчатыми лопатками. В левой стороне центральной части главного фасада, очевидно, на месте бывшего парадного входа, находится крупное окно квадратной формы, а по бокам от него – два симметрично расположенных одинаковых вытянутых в высоту окошка. Все остальные окна главного фасада «стандартные», выполненные в форме прямоугольника, пропорция отношения сторон которого приближается к «золотому сечению» (исключение составляет одно из окон левого крыла, очевидно растесанное при одной из позднейших реконструкций). Наличники на всех окнах (кроме квадратного, переделанного из дверного проема) аналогичные, и различаются лишь по размерам в зависимости от ширины оконного проема. Их форма приближается к простой рамке, с которой резко контрастируют невысокие, но имеющие большой вынос и сложный профилированный карниз прямоугольные сандрики.  Венчающий карниз представлен доской, на которой укреплены «несущие» вынос кровли резные кронштейны, расположенные попарно над окнами, соосно линиям стоек наличников, и расположенные между кронштейнами разновеликие филенки.

        Скат кровли, выходящий на главный фасад, украшают две миниатюрных башенки – будочки слуховых окон чердака, также украшенные филенками и двумя парами небольших кронштейнов. Ранее эти части здания имели причудливые завершения в виде четырехгранных шлемовидных главок с флюгерами, однако в конце 1980-х годов они были демонтированы при одном из ремонтов кровли.

        Здание отнесено к элементам фоновой исторической застройки.

фото

Ул. Большая Печерская, 72.  Уличный фасад. Фото НИП «Этнос», 2006 г.

 

фото

Ул. Большая Печерская, 72.  Уличный фасад. Фрагмент. Фото НИП «Этнос», 2006 г.

 

фото

фото

фото

Проект дома и служб мещанина В.И. Котельникова, 1901 г. (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39 а. Д. 342)

 

фото

Проект пристроя к дому мещанина В.И.Котельникова,1908 г. (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39 а. Д. 339)

 

Улица Большая Печерская, 74 и 74 «А»

        В начале ХХ века домовладение принадлежало Сергею Павловичу Жижину. На 1907 год оно включало сгоревший деревянный дом, разрешенный к постройке в марте 1902 года (на месте дома № 74), и деревянный флигель (дом № 74 «А»). Проект, утвержденный в сентябре 1907 года (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 38. Д. 6678), предусматривал строительство каменного одноэтажного помещения для выделки колбас вдоль брандмауэрной стенки по границе домовладения (сейчас это строение «слилось» с соседним домом № 76).

         Дом № 74 деревянный одноэтажный, под двускатной крышей, главный фасад увенчан фронтоном. Фасады обшиты тесом. Углы основного объема здания обработаны филенчатыми лопатками, закрывающими выступы бревен сруба. Слева к основному объему примыкает объем холодных сеней. Главный фасад имеет три окна, обрамленных наличниками с сандриками в виде треугольных полуфронтонов, в тимпанах которых расположены накладные детали несложного геометрического орнамента. Накладными деталями украшены и стойки наличников. Простой подоконный карниз, при креплении которого, по всей видимости, были сбиты первоначальный подоконные доски наличников, имеет позднейшее происхождение. Венчающий карниз, которым основная часть фасада отделяется от фронтона, несет ряд резных кронштейнов, расположенных попарно над окнами, соосно линиям стоек наличников, и над лопатками.   Дверь сеней современная, железная.

        Здание отнесено к элементам фоновой исторической застройки.

        Архитектурная композиция флигеля (№ 74 «А») подобна композиции дома № 74. Он деревянный одноэтажный, на кирпичном фундаменте, под двускатной кровлей, главный фасад увенчан фронтоном. Фасады обшиты тесом. Углы основного объема здания обработаны филенчатыми лопатками, закрывающими выступы бревен сруба. Справа к основному объему примыкает объем жилого пристроя, возведенного на невысоком кирпичном оштукатуренном цоколе. Главный фасад имеет три окна, обрамленных наличниками. Форма их аналогична форме наличников дома № 74, однако здесь сохранились первоначальные подоконные доски. Венчающий карниз основного объема также полностью аналогичен карнизу дома № 74. Венчающий карниз пристроя подобен карнизу основного объема, однако кронштейны здесь расположены не попарно, а ритмически, на одинаковом расстоянии друг от друга. Окно пристроя двойное, со сдвоенным наличником, также подобным наличникам основного объема. В тимпане фронтона расположено слуховое чердачное окно, обрамленное наличником с треугольным сандриком. Этот наличник также украшен накладными деталями.

        Здание отнесено к элементам фоновой исторической застройки.

фото

Ул. Большая Печерская, 74.  Уличный фасад. Фото НИП «Этнос», 2006 г.

фото

фото

фото

Проект хозяйственных и служебных построек С.П. Жижина, 1907 г. (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 38. Д. 6678)

 

Улица Большая Печерская, 76

        Дом зафиксирован на генплане усадьбы крестьянина Ивана Семеновича Хижина, составленном в 1903 году (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39. Д. 8412).

         Дом № 76 – деревянный двухэтажный, на кирпичном оштукатуренном цоколе, под четырехскатной крышей. Фасады обшиты тесом. Главный фасад имеет четыре оси света, асимметричную композицию и расчленен в соответствии с функциональным назначением помещений. Левая часть фасада, соответствующая жилой части здания, имеет три световые оси. Окна обрамлены несложными наличниками, почти аналогичными для первого и второго этажа. Они состоят из стоек с филенками и несложными накладными деталями под сандриком и в нижней части, имеющими форму висяг, развитого прямоугольного сандрика с накладной филенчатой вставкой в форме прямоугольника с вписанным в его центр кругом и подоконной доски. Нижний край этой доски по первому этажу имеет форму волнистой линии. На втором этаже она более примитивна и, по всей видимости, была изменена в процессе одного из позднейших ремонтов. Тогда же, вероятно, были сбиты и нижние висяги. Козырьки сандриков наличников второго этажа имеют более развитую профилировку и раскреповку в форме боковых ризалитиков.

        Левая часть фасада, функционально связанная с лестничной клеткой, имеет одну световую ось и несет две расположенных рядом симметричных филенчатых входных двери, над которыми нависает глубоко раскрепованный по отношению к основной плоскости фасада  массивный эркер. Эркер «несут» два развитых кронштейна причудливой лекальной формы, начинающиеся на 1/3 высоты входной двери и загибающиеся под его карниз.

        Углы здания обработаны тонкими лопатками с несложной филенкой, закрывающими выступы бревен сруба. Венчающий карниз несет ряд резных кронштейнов, которые расположены попарно над каждым окном, и соосны стойкам наличников. По одному кронштейну также имеется по углам здания. Между кронштейнами на карнизе укреплены прямоугольные филенки.

        При лаконичности использованных в декоре постройки архитектурных приемов, характерных для эпохи эклектики, главный фасад дома имеет прекрасные пропорции – в основном, благодаря включению в его композицию хорошо спропорционированного по отношению  ко всем частям здания эркера. Эффект от его «работы» особенно хорошо ощущается с боковых ракурсов, особенно при прохождении по тротуару  нечетной стороны улицы.

        Слева к дому примыкает каменная палатка под односкатной кровлей, с широким поздним окном. Это помещение для выделки колбас, построенное по проекту 1907 года, составленному Ф. Щуровым (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 38. Д. 6678) исторически оно относилось к соседнему домовладению С. П. Жижина. Строение лишено стилевых признаков.

        В случае сноса дома № 76 при решении градостроительных задач должна быть проведена его фиксация.

фото

Ул. Большая Печерская, 76.  Уличный фасад. Фото НИП «Этнос», 2006 г.

 

фото

фото

Проект хозяйственных и служебных построек С.П. Жижина, 1903 г. (ЦАНО. Ф. 30. Оп. 39. Д. 8412)

Улица Большая Печерская, 78

        Судя по списку домовладельцев 1915 года (Справочная книга и адрес-календарь Нижегородской губернии на 1915 год – Н. Новгород. С. 218), расположенный здесь дом в это время принадлежал М. П. Антонову.

        Дом № 78 деревянный двухэтажный, на кирпичном оштукатуренном полуподвале, под двухвальмовой кровлей. Фасады обшиты тесом. Слева к основному объему примыкают холодные сени с лестницей на второй этаж. Главный фасад основного объема имеет три оси света (в полуподвале по главному фасаду также имеются окна). Углы здания обработаны лопатками, закрывающими выступы бревен сруба. Окна обрамлены наличниками с прямоугольными сандриками. Наличники продекорированы несложными элементами накладной резьбы и парами резных кронштейнов под карнизами сандриков. Холодные сени по первому этажу имеют две входных двери современного производства, по второму – окно.

        Здание отнесено к элементам фоновой исторической застройки.

***

   Домом № 78 по Большой Печерской улице заканчивалась городская жилая застройка. Далее шла «пересеченная местность» городских выгонных земель, откуда был проложен Печерский съезд, ведший вниз к Печерскому Вознесенскому монастырю. Ситуация сохранялась и в советское время, о чем свидетельствует генплан города Горького 1935 года (ЦАНО).

 фото

Фиксационный генплан г. Горького. Фрагмент, 1935 г. (ЦАНО)

Публикуется впервые

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции