Батулин П.В. Военная цензура и создание советской пограничной охраны

16 июня, 2020

Документы органов военной цензуры 1917 – 1920 г.г. (перлюстрации) признаны источниками по истории общественного сознания, что вызывает определенный интерес к истории ее органов. Но интересна и этих органов роль в складывании некоторых других частей советского госаппарата.

Старые учреждения военной цензуры боролись за самосохранение, пытаясь найти себе место в новом госаппарате – и это им удавалось, когда их интересы совпадали с интересами Наркомвоена, назначившего 8 января 1918 г., в связи с протестами увольняемых сотрудниц, Главным Комиссаром по делам военной цензуры и военного контроля И.С.Плотникова. Попытка поставить под свой контроль местные учреждения почтово-телеграфного контроля не удалась – местные власти упразднили большую часть сети[1]. Принятие функций погранохраны было лишь одним элементом приспособления к новым условиям. Разделяя мнение сотрудников о необходимости сохранения контроля, Плотников указывал позже в докладе зам. наркомвоен Э.М. Склянскому 11 мая 1918 г.: «…Старая организация потеряла свой смысл, но… учреждение это может быть полезным, если центр тяжести работы перенести в экономическую область»[2]. Помимо Наркомвоена Плотников связался с Наркомпочтелем, в результате чего 26 января издан совместный приказ, подтверждавшим его назначение, и образовавший Управление военного почтово-телеграфного контроля, причем на его служащих возлагался и досмотр багажа на Финляндском вокзале в Петрограде и в Белоострове[3]. «…Военный контроль часто получал сведения о предполагавшемся провозе через границу денег, ценностей, контрабанды. Он извещал об этом пропускной пункт в Белоострове. Результаты переданных сведений нам оставались неизвестными. Это побудило нас просить о передаче пропускного пункта в наши руки. С момента его перехода к нам мы могли контролировать его деятельность согласно нашим указаниям,» – отмечалось в упомянутом докладе. Начальник Управления К.С. Манцевич телеграфировал 16 февраля заведующему пропускным пунктом в Белоострове А.С.Савицкому приехать в понедельник 18 февраля 1918 г. в Управление “для разрешения вопросов по военному контролю и захватить с собою инструкции”.[4] Савицкий привез в Петроград спроектированный им “Штат Выборгского участка охраны русско-финляндской границы”, сокращенный до минимума (1649 человек на 120 верст границы); 18 февраля Плотников направил штат Склянскому, указывая, что “ввиду того, что охрана этой границы перешла [в УВК] в силу приказа Народного Комиссариата по военным делам Подвойского и Народного Комиссариата Почт и Телеграфов Прошьяна, я считал бы необходимым временно эти штаты утвердить”.[5]  Из этого совершенно очевидно, что УВК было первым учреждением, которое вновь после Октября начало работы по восстановлению организованной охраны государственной границы.

Несмотря на задержку утверждения начальник УВК Манцевич приказом № 6 объявил 28 февраля штаты пропускных пунктов в Белоострове и Рассули, комиссара по охране Русско-Финляндской границы от Ладожского озера до Финского залива и Выборгского участка по охране границы, а 5 марта через газеты довел до “всеобщего сведения”, что Выборгский участок по охране Финляндской границы при станции Белоостров находится в подчинении его управления.[6] Практически мероприятия по установлению контроля за границей со стороны УВК стали проводиться после восстановления власти администрации в УВК [7]. Приказом от 25 марта были объявлены объяснительные записки к указанным штатам пропускных пунктов, штатам комиссара по охране границы от Ладожского озера до Финского залива, Выборгского участка охраны границы, содержащие краткие должностные инструкции чинам, указанным в штатах, а также “Общая инструкция по охране границы. Обязанности чинов”. Далее 30 марта (приказом УВК № 15) были объявлены дополнительно к приказу № 6 от 28 февраля штаты по досмотру тяжелого груза на Финляндском вокзале, комиссара на ст. Кушелевка, пропускных пунктов по товарообмену в Архангельске, Мурмане и Владивостоке.[8] Задержавшимся приказом Наркомвоен № 224 от 21 марта военный почтово-телеграфный контроль переименован в военный контроль с возложением на него дополнительно к прежним функциям еще и контроля за грузами и лицами, пересекающими границу, а также контроля охраны границ.[9] “Мои соображения о наиболее рациональной организации охраны границ я изложил в проекте, рассмотренном Высшим Военным Советом и поданном на утверждение в Совет Народных Комиссаров”, – сообщал Плотников в указанном докладе Склянскому.

Когда 20 марта в частном совещании представителей таможенного ведомства, пограничной охраны и военного контроля выяснилось об экономическом характере контроля УВК, то подчинение последнему пограничной охраны вызвало протест Департамента таможенных сборов Наркомфина: военному контролю указывалось, что в работу таможенных ведомств “вмешательство других ведомств недопустимо”.[10] Одновременно 30 марта при Наркомфине создано Главное Управление пограничной охраны и Совет пограничной охраны[11] – получается, что создание ГУПО было реакцией ограждения ведомственного интереса Наркомфина от вмешательства другого ведомства в лице УВК.  Но Департаменту таможенных сборов пришлось смириться с фактом контроля УВК на границе: 20 апреля в газетах объявлено постановление начальника УВК о порядке контроля за выезжающими по Финляндской железной дороге за Белоостров[12], и 21 апреля в отношении Наркомвоену Департамент указывал, что согласились бы, если “на военный контроль была возложена охрана границ только в политическом отношении, если в этом встречается надобность” [13].

Несмотря на некоторую неясность своего статуса УВК продолжало в апреле 1918 г. формирование погранохраны, уже согласуясь с Наркомфином, не взирая на трения, т.к. у УВК был прямой интерес к сотрудничеству, поскольку средства на почтово-телеграфный контроль кончались, а новые получить было трудно[14]. Департамент Государственного Казначейства 22 апреля утвердил временные штаты управления Петроградского округа пограничной охраны, Петроградского, Финляндского, Беломорского, Олонецкого и Чудского районов пограничной охраны, что было объявлено в приказе по УВК 23 апреля № 30 – 5094 человека (из них приблизительно 4/5 – пограничники; прочие – руководство, обслуживающий персонал, личный состав крейсеров “Абрек”, “Орел” и других судов). Одновременно приказом по УВК № 29 было укомплектовано управление Петроградского пограничного округа во главе с начальником – А.А.Загорским. Далее 30 апреля начальником Выборгского участка границы назначен Савицкий – бывший начальник Белоостровского пропускного пункта, с которым УВК имело связь еще с начала февраля.[15] Главное Управление Пограничной охраны Наркомфина следовало в своих документах мероприятиям УВК: приказ 15 мая назначал по согласованию с УВК начальников районов, уже выехавших на места, объявил о специальной комиссии по укомплектованию пограничной охраны по указаниям УВК[16].

28 мая 1918 г. издан декрет Совнаркома о пограничной охране. Пограничная охрана была отнесена к ведению Наркомфина, а вскоре – 29 июня 1918 г. – передана в Наркомат Торговли и Промышленности. Первой причиной, по которой развитие погранохраны не последовало в составе органов почтово-телеграфного контроля, следует признать желание военного руководителя Высвоенсовета М.Д.Бонч-Бруевича выделить все вспомогательные войска за пределы Наркомвоена[17]. По условиям Брестского мира численность армии была ограничена, а он продолжал надеяться сохранить максимально большое количество линейных частей, для чего и требовалось выведение всякого рода вспомогательных за пределы военного ведомства и не использовать пехоту в качестве специальных войск[18]. Плотников сразу согласился – в докладе Склянскому 11 мая: “…Об отношениях между военным контролем и пограничной охраной я скажу, что нормально между ними не может быть связи организационной,» – и просил оставить за УВК погранохрану «до утверждения Советом Народных Комиссаров рассмотренного Высшим Военным Советом проекта». Вторая причина – межведомственные трения: с утратой поддержки Наркомвоеном УВК не могло в них победить. Помимо финансовой зависимости от Наркомфина УВК было изолировано от разработки вопросов охраны гос. границы и со стороны других учреждений, претендовавших на эту работу в Петрограде. На межведомственное совещание представителей комиссариатов внутренних дел и финансов, управлений начальника тыла и охраны округа путей сообщения не только не были приглашены представители УВК, но и в постановление включен пункт о невыдаче Управлением разрешений на выезд в Финляндию с указанием, что УВК должно заниматься контрразведкой, а «непосредственного касательства к охране границы и пропуску не имеет»[19].

 

 

[1] РГВИА, ф. 13838, оп. 1. д. 722, л.37-41 и др.

[2] РГВИА, ф.13836, оп.1, д.722, л.50.

[3] Рабочая и Крестьянская Красная Армия и Флот – 26 января 1918 г. – N8(53) – С.1. Газета Рабочего и Крестьянского Правительства – 26 января (8 февраля) 1918 г. – N18(63) – С.2.

[4] РГВИА, ф. 13836, оп. 1, д. 721, л. 76.

[5] РГВИА, ф. 13836, оп. 1, д. 127, л. 8-9.

[6] РГВИА, ф, 13836, оп. 1, д. 721, л. 98.

[7] В течение зимы – начале весны 1918 г. большую роль играл Исполнительный Комитет Союза служащих в военном почтово-телеграфном контроле и др. самопровозглашенные организации. Ср. аналогично циркуляры Наркомпочтеля от 10.10, 13.11.1918 г. (!) и др. о прекращении вмешательства профсоюзов и комячеек в управление. РГВИА, ф.13836, оп.1, д.723, л.38-40, 56-57, 60-64, 65-67, 77, 79, д.742, л.34, д.743, л.8; Почтово-телеграфный журнал. Часть офиц.. – 1918 – № 44 – 47 – С.610, 611, 615.

[8] РГВИА, ф, 13836, оп. 1, д. 743, л. 3-8, 12-15.

[9] РГВА, ф. 1, оп. 1, д. 92, л. 71.

[10] РГВИА, ф.13836, оп.1, д.722, л.54-55.

[11] Чугунов А.И. В.И.Ленин и создание Советской пограничной охраны // Военно-Исторический Журнал – 1974 – N 4 – С. 80 и др.

[12] Сб. декретов и постановлений по Союзу коммун Северной области. – Вып.1. – Пг.,1919 – С.39

[13] РГВИА, ф.13836, оп.1, д.722, л.51,53. Подпись на отношении Департамента неразборчива.

[14] РГВА, ф. 1, оп.2, д. 19, л. 5-17, 20-32, 41-52, д. 171, л.1; РГВИА, ф.13836, оп. 1, д.741, л.99. Кредиты Наркомфина на погранохрану упомянуты в докладе 11 мая. УВК даже зачисляло в свой доход конфискованные на границе денежные средства (РГВИА, ф.13836, оп 1., д.743, л.26).

[15] РГВИА, ф.13836, оп.1, д.743, л.45-67, 77

[16] Пограничные войска СССР 1918-1928 – М,1973 – С.73; Часовые советских границ: Краткий очерк истории пограничных Войск СССР – М.,1983 – С.31; Чугунов А.И. Борьба на границе (1917-1928). – М,1989 – С.18

[17] Упомянутый Плотниковым доклад для ВВС не обнаружен, но записка Бонч-Бруевича с первоначальным проектом декрета о погранохране хронологически (15.04) могла быть его следствием (См.: Пограничные войска СССР, 1918- 1928 – М., 1973 – С. 68-70, 71-73)

[18] По первому подготовленному ВВС плану предполагалось иметь 60 кадровых дивизий с 27 тыс. штатом каждая, но успехи ограничились только формированием частей Завесы  (Молодцыгин М.А. Красная армия: рождение и становление, 1917-1920 – М.: ИРИ, 1997 – С. 118)

[19] Об открытии российско-финляндской границы в 1918 г. (Материалы межведомственного совещания) // Россия и Финляндия в XVII – XX в.в.: Специфика границы – С.-Пб.: Институт Финляндии в Петербурге, Европейский дом, 1999 – С. 358.

Опубл.: Государственные учреждения России XX – XXI вв.: традиции и новации: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора Н.П. Ерошкина. Москва, 30 января 2008 г. М.: РГГУ, 2008. С. 158-162.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции