Прошло более двух лет со времени подготовки и публикации в декабре 2017 года в ЭПИ «Открытый текст» нашей статьи «Потерянное» городище (опыт обретения)»[1]. Казалось бы, что ещё можно к этому добавить – памятник найден и описан, и вроде бы все встало на свои места – «справедливость восторжествовала». Но почему-то городище нас до сих пор не «отпускает». События последнего времени, которыми мы считаем необходимым поделиться с читателями «Открытого текста», указывают нам на то, что история с городищами ещё далека от завершения.
Клад с петухами.
В нашей статье мы отмечали, что сюжет о 12 запряженных петухах, как непременном условии получения клада, в фольклорно-этнографических материалах прежде не встречался. Этот уникальный сюжет вызвал большой интерес фольклористов филологического факультета Пермского университета и они провели большое исследование на эту тему. В ходе работы выяснилось, что в Пермском крае на территории Коми-Пермяцкого округа известен еще один сюжет клада с петухом, причем тоже с привязкой к археологическому объекту – городищу Курэг-Кар вблизи д. Борино Кочёвского района. Результат совместного с филологами исследования опубликован в международном электронном славистическом журнале «Филологические заметки»[2]. Кроме этого, фольклористы провели в целом анализ образа петуха в рассказах о кладах, и мы очень рады, что наша история послужила отправной точкой для такого интересного исследования[3].
Еще одно «Чёртово городище».
В нашей статье упоминалось, что «Ананичевским (Чертовым) городищем» по отчету 1988 года называлось то, что у нас определено как «Малое городище». Уже после выхода статьи «Потерянное городище…» сын нашего проводника – Леонида Васильевича Печеницына (дяди Лёни) – Андрей сказал: «Так ведь Чертово городище совсем не здесь! Как-то раз, когда мы охотились за Абакшатами, парень из нашей охотничьей бригады мне показал место и сказал, что оно называется Чертово городище, и что ему об этом кто-то рассказывал. Это за Кошкинским полем на гряде, которая идёт от Абакшат. Там у нас солонец и у меня в навигаторе точка должна быть. А почему «Чертово» – неизвестно».
Судя по всему, речь могла идти о каком-то мысу в верхнем течении речки Городище, которая впадает в р. М. Ласьва. Поиск еще одного городища в этой местности представлял интерес также и для наших коллег-археологов, т.к. его наличие указывало бы на целую систему городищ в этом микрорайоне. Урочище «Чёртово городище» расположено почти посередине между двумя городищами у села Чёрная на р. Пальте и Залеснинским городищем («Большое» и «Малое» городища) на р. Чёрная. Также очень интересно в перспективе было бы поискать места селищ и могильника в этом комплексе археологических объектов.
Андрей пообещал найти GPS-координаты этого места и, при случае, проводить нас туда. Но летом-осенью 2018 года побывать там не получилось – то ждали от Андрея координаты, то пытались совместить все рабочие графики и погоду, то охотники попросили отложить поход, чтобы не вспугнуть обитавший в этом месте выводок кабанов. Леонид Васильевич в наши с Андреем разговоры не вмешивался, проводить нас туда не предлагал, говорил, что давно там не бывал и точно место этого «нового городища» не знает. Весной 2019 года неожиданно быстро дядя Лёня от нас «ушел», и на Андрея свалились все деревенские заботы (дом, огород, пчелы). Поэтому о походе на «Чертово городище» мы задумались лишь к осени, к концу полевого сезона. Снова свиделись с Андреем и вместе долго изучали карты и спутниковые снимки на компьютере. Как мог, Андрей пытался объяснить нам направление лесных дорог и приметы на пересечении их с другими дорогами и тропами, но на зеленом спутниковом снимке, когда основная интересующая нас территория сильно залесена, сделать это было довольно трудно.
Лишь в начале ноября 2019 года, уже после заморозков, нам удалось прогуляться от Абакшат через Кошкинское поле к «Чертову городищу» (илл. 1). Именно благодаря заморозку прогулка получилась довольно легкой, т.к. при другом раскладе это было бы не так просто – скользкие глинистые склоны крутых оврагов, глубокие тракторные колеи и лужи после очень мокрого лета ждали бы нас повсеместно. Как мы заранее предполагали, место, указанное как «Чертово городище», не имело визуальных признаков археологического памятника – валы и рвы отсутствовали. Площадка в целом ровная, но с уклоном, с двух сторон крутые склоны и овраги, с третьей стороны – довольно крутая «ступень» между террасами. Отчасти на предполагаемое местоположение «городища» указывала заплывшая квадратная яма размерами примерно 1,5х1,5 метра и глубиной до 0,5 м (илл. 2), очень похожая на кладоискательские ямы на «Большом городище».
Похоже, что и это «городище» нам придётся ещё поискать.
Судя по карте, стоит проверить соседние мысы в долине речки Городище. Может быть «Чёртово городище» там? Мы ведь ориентировались, прежде всего, на «говорящий» топоним и, весьма приблизительно указанное место. Безусловно, в таких походах очень желательно участие местного знающего проводника.
Письма В.А. Елохова.
Еще одна история, связанная с городищем, случилась «буквально на днях». В ходе плановой обработки и оцифровки документов архива кабинета археологии Пермского государственного национального исследовательского университета, где трудится один из авторов, в работу попал комплект писем от разных корреспондентов, адресованных заведующему кафедрой Пермского государственного университета, д.и.н., профессору В.А. Оборину. Владимир Антонович Оборин (1929-1995) – пермский археолог, ученик Отто Николаевича Бадера, с 1955 года был бессменным руководителем Камской археологической экспедиции Пермского государственного университета (Пермского государственного национального исследовательского университета). Кроме экспедиционной, преподавательской и научной деятельности, он вёл большую общественную работу – был председателем Пермского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, членом различных советов, комитетов, редакционных коллегий научных сборников, сотрудничал с музеями и краеведами. После смерти Владимира Антоновича документы из его архива были переданы семьей в Пермский краеведческий музей и в настоящее время все они доступны для исследователей[4]. По каким-то причинам комплект писем, о котором далее пойдет речь, остался в кабинете археологии и не вошел в основной архивный фонд В.А. Оборина.
В ходе обработки указанных писем (внесение в опись сведений о корреспонденте, дате и месте отправки) было обнаружено несколько писем, в которых описывались городища у д. Подгорено Ананичевского сельсовета Краснокамского района – «Большое» и «Малое» городища. Письма датируются весной 1972 – концом 1973 года, их автор – Елохов Валерий Арефьевич, пенсионер из г. Чайковский Пермской области. К сожалению, почерк автора писем очень плохой – не все слова написаны орфографически верно, часто пропущены окончания слов или отдельные буквы – так что читать приходится, по смыслу догадываясь о начертании слов и содержании текста. Но это объяснимо – в одном из писем автор пишет, что ему «пошел 73 год», а также что «…Плохо пишу. Так и не научился. Не мог приучить себя писать…». Но для нас важно то, что во всех письмах Елохов рассказывает Оборину о Большом и Малом городищах около деревни Подгорено и предлагает съездить туда, описывая как можно туда добраться. Валерий Арефьевич пишет, что родом он из д. Подгорено, 1910 года рождения (а не 1900 г.р. как следует из его утверждения о 73-летии), что после жил в Краснокамске, затем работал в Перми на Камской ГЭС, а затем – в г. Чайковском на Воткинской ГЭС.
В.А. Елохов четко указывает, что на Малом городище валов теперь нет, они были ранее, когда не было леса. Интересно, что известно ему и про озеро с кладом под Большим городищем: «…А вот второе городище – там лес, и валы там хорошо сохранились. И еще то, что там, на юго-западном склоне было озеро. Не большое. И с него часть воды была спущена, прорыты каналы кем-то очень давно. На том озере в 1926 году в Иванов день 3 чудика, в том числе и я, караулили когда зацветет папоротник и на озере всплывет бочка с золотом. Я тогда был комсомольцем и в это конечно не верил, а мои друзья дрожали всю ночь, но ничего не было. А интересно было бы порыться в озерке. И посмотреть камни, которые расположены у озера… Но я еще слыхал что где-то там находили серебряные тарелки, но кто и где не знаю…».
На крупные камни около озера под «Большим городищем» мы тоже обратили внимание при обследовании (см. илл. 4 статьи «Потерянное городище…»). А история с ожиданием клада в ночь на Ивана Купалу частично перекликается с байкой, которую нам рассказывал дядя Лёня: «…мне дедушка говорил. Про двух мужиков. Они на цветок папоротника, на Ивана Купалу ходили. А куда ходили — не знаю, ну знали или нашли место… Ну вроде говорят, что если цветок находишь, то становишься счастливым и богатым. Ну вот. Им сказали, что надо пережить три причуды, и уже потом появляется этот цветок. Ну вот сели они, круг очертили головешкой. Вначале ветер подул, такой прямо ветер, невозможный, с круга сдувает, елки клонятся, прямо макушки хотят достать. Но вдруг все затихает. Это была первая причуда. Но потом опять подымается шум и табун лошадей прет и прямо на них, прыгают через них, вот-вот копытами заденут, затопчут. Они пали, лежат. Но отлежались, табун пробежал и опять тишина. Сидят, ждут третью причуду. И вот снова шум, ветер подымается. И выходит мужик — такой мужик, зубы здоровущие, рот широкущий, прямо перед ними, готов их захватить. Они не выдержали. Как деру дали, из круга выбежали. Так и все кончилось — и причуды, и ветра снова не стало и все пропало. Ну и цветок не нашли конечно…».
Кроме описания, дважды в письмах Елохов направляет Оборину рукописные схемы расположения городищ и окружающих эту территорию речек и деревень. Поражает то, как точно указаны на этих схемах направления мысов городищ, их пропорции и местоположение относительно речек. Да и вся система речек и деревень нарисована довольно точно (илл.3). И это несмотря на то, что Елохов бывал на городищах очевидно лишь в молодости, по крайней мере, в письмах он упоминает только свое пребывание на городище в 1926 году в ночном ожидании цветка папоротника. Видимо, городища не «отпускали» Валерия Арефьевича так же, как и нас – в одном из писем он сетует: «…Вот только одно все-таки мне никак не удается. Так это городище. Ведь я в этом уверен, что там жило племя и очень многочисленное. Следы их существования очень ясно видны. И еще то, что никто не может показать это место…».
Судя по всему, сведения о городищах, а тем более схема их расположения не были известны университетским разведчикам в 1988 году. Ведь получается, что топонимы «Большое городище» и «Малое городище» все-таки бытовали среди местного населения, а название «Чертово городище», упоминаемое в отчете, в местной среде неизвестно или известно в другом месте (за деревней Абакшата). Площадка «Малого городища» издавна используется как место пикников и отдыха и вряд ли бы наши предки ходили отдыхать на место с названием «Чертово».
Судя по отдельным пометкам на письмах Елохова почерком В.А. Оборина, Владимир Антонович эти письма читал внимательно, делал подчеркивания в наиболее важных местах (описание местонахождения, способы добраться), но вероятно ввиду занятости, выехать на проверку городищ не получилось.
Видимо не получилось посмотреть городища и другому пермскому археологу – В.П. Денисову. Из письма Елохова: «…Сегодня читал нашу газету Звезда. Нашел вашу статью… У меня в Перми живет брат, Олег Арефьевич Елохов, тоже пенсионер…. Он как-то связался с Денисовым, который упомянут в вашей статье. Так он обещал, что в конце мая постарается побывать на городищах…». Владимир Петрович Денисов (1927-2012) – однокурсник В.А. Оборина, всю жизнь проработал в Пермском краеведческом музее, до последнего был активным археологом-полевиком и участником экспедиций. Если бы Владимир Петрович действительно побывал на городищах у Подгорено, он наверняка бы предпринял все меры, чтобы эти объекты стали известны широкому кругу археологов. Однако личный архив В.П. Денисова еще до конца не обработан и возможно когда-нибудь, в его дневниках найдутся новые сведения.
Конечно, в письмах В.А. Елохова В.А. Оборину мы не нашли новых данных о городищах или других археологических объектах в районе Подгорено – Залесная, но зато очень точно были подтверждены уже имеющиеся сведения. Именно это мы считаем важной историографической находкой.
В целом, описанное выше, кому-то, возможно, покажется и не столь важным. Но мы уверены, что именно из таких, небольших кусочков и складывается постепенно, пусть и с утратами, местная «историческая мозаика».
Илл. 1. Общий вид на гряду с Залеснинскими городищами со стороны д. Абакшата
Илл. 2. «Кладоискательская» яма на «Чертовом городище»
Илл. 3. Схема расположения городищ и окрестностей из письма В.А. Елохова
[1] Чуйкина Е.В., Гайдаш О.Г. «Потерянное» городище (опыт обретения) // Открытый текст. Электронное периодическое издание. Режим доступа: http://opentextnn.ru/history/archeology/chujkina-e-v-gajdash-o-g-poterjannoe-gorodishhe-opyt-obretenija/
[2] Беломестнова А.С., Королёва С.Ю., Чуйкина Е.В. Петух на чудском городище (об орнитоморфных мотивах с русских и коми-пермяцких преданиях о кладах) // Филологические заметки. Международный электронный славистический журнал. 2018. Вып. XVI. № 2. С. 53-71. Режим доступа: http://philologicalstudies.org/index.php?option=com_content&task=view&id=658&Itemid=257
[3] Королёва С.Ю., Беломестнова А.С. Образ петуха в рассказах о кладах (на материале несказочной прозы русского и финно-пермских народов) // Традиционная культура. Научный альманах. 2018. Т. 19. № 5. С. 192-205.
[4] Федотова М.А. Научный архив В.А. Оборина как источник по изучению истории и археологии Прикамья (обзор фонда) // Документальная память эпохи: Тезисы докладов и выступлений научно-практической конференции 21 октября 1999 года. Пермь, 1999. С. 56-58; Федотова М.А. Материалы археологических исследований на Урале в фонде В.А. Оборина // Оборинские чтения: Материалы археологических конференций. Пермь, 2000. Вып. 1. С. 4-7; Чуйкина Е.В. Изучение древней и средневековой истории Урала по материалам архива Оборина // Археология Урала и Поволжья: итоги и перспективы участия молодых исследователей в решении фундаментальных проблем ранней истории народов региона. Материалы XXXV Урало-Поволжской археологической конференции 5-8 февраля 2003 г. Йошкар-Ола, 2003. С. 118-121; Чуйкина Е.В. Архив В.А. Оборина в Пермском краеведческом музее: итоги обработки и перспективы исследования // Оборинские чтения. Материалы региональных археологических конференций. Вып. 3. Пермь, 2004. С. 6-19; Чуйкина Е.В. Краеведческая и археологическая деятельность Е.П. Аликина (по материалам архива Оборина В.А.) // Оборинские чтения. Материалы региональных археологических конференций. Вып. 3. Пермь, 2004. С. 110-113.
Публикуется впервые