Урок одиннадцатый. Археологические головоломки

11 марта, 2020

                                         

           Здравствуйте!

            На сегодняшнем и последующих уроках я хочу рассказать и показать, как работают археологи на раскопках. Надеюсь, это поможет получить представление о работе археологов и тех головоломках, которые им приходится решать

             Но все по порядку. Сегодня я предлагаю «понаблюдать» за раскопками одного интересного объекта. В 2013 году при подготовке к археологическому изучению  площадки под строительство на территории Областного дома Крестьянина, что располагался на ул. Алексеевской напротив Мытного рынка в Нижнем Новгороде, нами на дворовой территории был заложен шурф с целью выяснить мощность и состав культурного слоя. Это было необходимо для того, чтобы определить объемы предстоящих раскопок. В шурф вошла часть большой ямы, которая предположительно была определена как погреб и датирована в пределах XIX века. Для получения более полной информации вскрытой части было недостаточно. Поэтому в 2014 году при проведении уже масштабных раскопок раскоп был разбит вплотную к шурфу с тем, чтобы яму можно было доисследовать.

             После снятия техногенных напластований в культурном слое четко оконтурилось темное пятно ямы. Часть его оказалась перерезана коммуникационной траншеей. И после того, как заполнение траншеи было выбрано, мы приступили к послойной расчистке  пятна и заполнения ямы. Да-да! Именно послойной. Те, кто представляет себе археолога за работой с лопатой в руке, глубоко заблуждаются. Расчистка и разборка слоев требует более мелких инструментов. Нож, совок, щетка – вот помощники археолога в работе. И к этому нужно добавить еще терпение, внимание и аккуратность. Грунт, заполняющий яму, нужно разобрать по слоям, внимательно следя за различиями слоев по цвету, составу плотности. И при этом каждый слой нужно фиксировать отдельно, не смешивая его с выше и ниже лежащими слоями и выбирая находки отдельно из каждого слоя..

Да что про это говорить! Лучше давайте посмотрим (Илл. 1-17).

 Ну, как? Согласитесь, медленное и утомительное своим однообразием занятие. Ни романтики, ни драйва. Далеко не у всех хватает сил и терпения этим заниматься. Даже наблюдать за такой работой и то утомительно. К чему такая скрупулезность, спросите вы? Об этом я расскажу на следующем уроке.

До встречи, Т.В. Гусева

фото

Вот под этим темным пятном на переднем плане фотографии скрывается яма, которую нам предстоит раскопать

фото

Сначала ножом и кистью расчищаем верхний слой щепы

фото

После расчистки он выглядит так

фото

Теперь аккуратно совочком слой щепы разбираем….

фото

… и приступаем к разборке следующего слоя, темно-коричневого суглинка с кирпичами

Урок одиннадцатый. Археологические головоломки

Этот слой и прослойка известковой крошки в нем резко уходят вниз

фото

Перебранный отработанный грунт ведрами поднимается за пределы раскопа

фото

Теперь настал черед расчистки и разборки слоя угля

фото

Под слоем угля «просвечивает» глина

фото

Глина аккуратно зачищается по поверхности

фото

После расчистки глины становится понятным, что она оплыла в яму и лежит наклонно в несколько слоев

фото

Опять убираем из ямы отработанную землю

фото

Наконец обнажилась бревенчатая обшивка стен ямы

фото

Приступаем к расчистке и разборке слоя на дне ямы

фото

Под ним на дне ямы – дощатый настил

фото

Дощатый настил тоже требует тщательной расчистки

фото

Снимаем «последние пылинки» и яма перед нами предстает во всей красе

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции