Гусева T.В. Формирование исторической территории Балахны в XVI-XVII вв.

22 июля, 2019

T. В. Гусева. Формирование исторической территории Балахны в XVI-XVII вв. (30.5 Kb)

[32]
T. В. ГУСЕВА
 
Нижегородская Археологическая Служба
 
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
БАЛАХНЫ В XVIXVII вв.
Любой древний город имеет свой неповторимый облик. Каждая эпоха оставляет следы и в планировке, и в застройке городской территории. По сути, градостроительная деятельность является производной от социально-экономического развития поселения. Формирование территории поселения неразрывно связано с его исторической судьбой, объяснить которую можно только при комплексном исследовании всех виде источников, включая топографический и картографический материалы.
Высказанное в полной мере относится к старинному русскому городу Нижегородского Поволжья, средневековому центру солеварения—Балахне.
Будучи солепромысловым городом, Балахна отличалась от традиционных типов древнерусских поселений. Она располагалась в 30 км от Нижнего Новгорода вверх по Волге на ее низменном, частично заболоченном берегу, крайне неудобном дл селитьбы. Такое расположение могло быть обусловлено только производственной необходимостью.
Время возникновения Балахны нельзя считать установленным. Отождествление рядом исследователей (И. А. Кирьянов О. И. Брайцева, Н. Ф. Филатов)[1] Балахны с Солью на Городце, упоминаемой в начале XV в.[2], слабо аргументировано. Ар-
[33]
хеологические материалы ранее XVI века на территории Балахны пока не обнаружены[3].
Не выявлены и документы, подтверждающие предание об основании Балахны ссыльными новгородцами после покорения Великого Новгорода Иваном III в 1478 году[4].
Вместе с тем обращает на себя внимание древнее название Нетечи—Железница, сохранившееся в памяти балахонов еще в XVII веке[5].
Именно это название может служить косвенным признаком сравнительно раннего появления русских на правом берегу Волги. Для получения окончательного ответа на вопрос необходимы комплексные археологические и геологические изыскания.
На сегодняшний день можно считать бесспорным лишь существование поселения до появления крепости в 1536 году и связь поселения с соледобывающим промыслом. В пользу чего свидетельствует замечание С. Герберштейна начала XVI века: «В двух милях от Нижнего Новгорода было очень много домов, наподобие города или поселка, где вываривалась соль»[6].
Об этом однозначно сказано в Патриаршьей летописи, в которой впервые упоминается Балахна. Известие о ней относится к 1536 году и связано с нападением на нее казанского хана Сафа-Гирея. Выступившие на защиту «черные люди балахонцы… не умеючи воинского дела» были жестоко разбиты[7].
Представление о Балахне в период до построения крепости можно составить лишь на основании косвенных данных. Несмотря на плотную современную застройку, хорошо просматривается естественный природный рельеф, с которым не могли не считаться первые поселенцы.
Край первой надпойменной террасы в виде совокупности холмов-грив достаточно четко просматривается вдоль современных улиц К. Маркса и Лесопильной. Только в северной части он снивелирован и плохо заметен.
Река Нетеча (бывш. Железница) образовывала с Волгой единую пойму. Скорее всего, она имела проточное происхождение. Ее русло шло параллельно волжскому. Устье располагалось в 400 м южнее современной пристани, что подтверждается картографическим материалом XVIII века.
Петровское озеро, вытянутое с юго-запада на северо-запад, соединялось с Нетечей протоком выше современной пристани.
Вдоль Нетечи и Петровского озера тянулись невысокие
[34]
(песчано-суглинистые гривы. Пространство между гривами было малопригодным дл жиль. Заболоченные, затапливаемые во время весенних разливов участки в большинстве своем оставались не заселенными в XVIII веке, что отчетливо видно на планах этого времени[8]. Более удобными для селитьбы могли служить лишь цепочка суглинистых грив, разделяющая русла Нетечи и Волги (в районе современных улиц Кузнецкой и Туполева), припойменные участки первой волжской террасы (современные улицы Дзержинского, Лесопильная и К. Маркса), гривообразные всхолмления вдоль берегов Петровского озера (улицы К. Либкнехта и Колесная). На схематических планах Балахны XVIII века четко выделяется северный район с соляными промыслами и жилой застройкой, занимавший гриву между Волгой и Нетечей[9]. Этот район можно бесспорно считать первоначальным ядром поселка. По писцовой книге 1674-1676 гг., именно здесь находился «старый» посад[10]. Рядом, в районе впадения в Нетечу протока из Петровского озера, располагался «старый» торг[11]. Здесь же при обследовании береговых обнажений был обнаружен археологический материал XVI века[12]. Планировочная структура поселка солеваров имела линейный характер. Такой она оставалась и в последующие века, подчиняясь интересам соляного промысла и естественному рельефу. Новый период в истории Балахны связан со строительством в 1536 году крепости. По указу Елены Глинской «20 июня… был почат град делати у Соли на Балахне того ради что посад велики людей много»[13]. Крепость, стоявшая на расстоянии около 500 м от промыслов, заняла стратегически выгодное место, перекрыв старинную дорогу из Нижнего Новгорода в Кострому. Она расположилась на правом берегу Нетечи при слиянии с нею протока из Петровского озера, получив с северной и восточной сторон естественную защиту. С южной и западной сторон крепость была ограждена рвом с ослонным тыном на дне. Окруженная со всех сторон водными преградами крепость в плане имела близкую к квадрату форму. Судя по описанию XVII века, на земляных валах — «осыпах» были поставлены рубленые двойные стены, по углам – башни, получившие название Наугольных. Одна из них называлась Петух. Посередине каждой из четырех крепостных стен стояли башни с проезжими воротами[14]. В XVII веке они носили название находившихся близ них
[35]
храмов. Самой крупной была Воскресенская башня, обращенная к реке Волге и торгу. В тексте писцовой книги она названа «Большой»[15]. Про западную, Рождественскую, башню сказано, что она «рублена в две стены…, крыта тесом четвероугольным шатром»[16].
Вряд ли крепость основательно перестраивалась после ее возведения. Поэтому, думается, описание XVII века вполне соответствует первоначальному облику.
Одной из первых в крепости была выстроена соборная Вознесенская церковь, известна уже в 1541 году[17]. В документах середины XVI века в городе упоминается двор крупнейшего на Руси Троице-Сергиева монастыря[18]. По всей видимости, так же как и в XVII веке, на территории крепости находились воеводский двор, приказная изба, тюрьмы, осадные дворы. К настоящему времени крепость практически не сохранилась. Остатки земляных укреплений (останцы вала) читаются в начале пр. Революции, остатки рва – вдоль юго-восточной ограды городского парка. Сопоставление рельефа местности и современной городской планировки с картографическим материалом XVIII века, сохранившим контур крепости, позволяет очертить ее границы на плане города, разместив центр в 200 м к юго-востоку от современной автостанции на пл. Советской и совместив проезды с началом улиц Энгельса, Дзержинского, пер. Пионерским. Это территория городского парка, рынка, пл. Советской, школы № 6, квартала между пл. Советской, пр. Революции и ул. Энгельса.
Крепость становится надежным прикрытием для «старого» посада с соляными промыслами и для торга на волжском берегу. По данным писцовой книги в 1628 году на посаде было 5 церквей[19]. Эта цифра служит бесспорным свидетельством бурного развития посадской жизни в XVI веке. Расположение Церковных строений не вызывает сомнений в том, что посад разрастался в западном направлении, вдоль правого берега р. Нетечи. Не исключено, что в это же время застраивался участок к северу от Петровского озера. С большой долей уверенности можно говорить, что современные улицы Туполева и Кузнецка сформировались в XVI веке и на протяжении столетий не имели своего направления, возможно, что к XVI веку относятся и отдельные конструкции соледобывающего комплекса, сохранившегося на берегу Волги рядом с территорией мебельной фабрики[20].
[36]
Под прикрытием крепости становится возможным освоение новых, ранее не застроенных участков к югу и западу от нее, на которых появляются соответственно Покровский мужской и Христорождественский женский монастыри[21]. Находившиеся в них храмы, по мнению О. И. Брайцевой, ставились с учетом зрительного восприятия при выходе из крепости[22]. От этого времени сохранилась самая древняя постройка Балахны – Никольская церковь. Строительством этого храма в 1352 году в Балахне была отмечена победа русских войск над Казанью[23]. Храм был возведен на территории Покровского монастыря. Каменное строение отражало положение монастыря в социальной структуре Балахны и его экономические возможности. Писцовая книга упоминает записи 1628 года, в которых значилась за Покровским монастырем слободка, «что был Монастырский рыбной двор ниже посаду на Бабье озере»[24] (район ул. Калинина). Также в прошедшем времени говорится о монастырской слободке, что «от огорода от Никольских ворот идучи к монастырю по правой стороне»[25] (участок между совр. пер. Пионерским, ул. Ленина и пр. Революции), о «пустом Щоколжинском дворище» на монастырской земле[26]. Видимо, монастырские владения в окрестностях крепости в XVI веке были значительными.
Социально-экономическая характеристика Балахны XVII века в значительной мере затруднена из-за отсутствия подробного ее описания и разрозненности отдельных упоминаний. Косвенным свидетельством интенсивного развития соледобычи может служить включение Балахны в опричнину нарду с важнейшими центрами соляной промышленности страны, такими как Соль-Вычегодская, Солигалич, Ст. Русса и др[27]. Развитие торга сформированием таможенных служб подтверждается следующим фактом. В 1548 году Троицкий Данилов монастырь в Переславле-Залесском получил тарханно-проезжую грамоту, дающую право его представителям безмытно проезжать в некоторые города и производить там торговые операции без уплаты тамги, весчего и других торговым пошлин. В числе городов названы Нижний Новгород и Балахна[28].
О налаженных связях с Нижним Новгородом говорится в документе начала XVII века. В 1608 году нижегородцы уговаривали балахнинцев не поддерживать тушинцев: «…ездили бы Балахонцы в Нижний со всем, что у кого есть, по прежнему, а нижегородцы бы ездили к вам на Балахну…»[29]
[37]
Участвовали балахнинцы и в военных операциях. В 1576 году они упоминаются в составе судовой рати в большом полку вместе с гороховчанами, юрьевчанами, галичанами и др[30]. Трудно сказать, как отразился экономический кризис 70- 90-х годов в России на состоянии Балахны. Бесспорно одно: несмотря на то, что город сильно пострадал во время Смуты, в XVII веке Балахна продолжала интенсивно развиваться.
Подробную картину Балахны второй половины XVII века дают материалы писцовой книги 1674-1676 гг. По ним достаточно четко прослеживается развитие трех районов:
– самой крепости («города»);
– северного («старого») посада с соляными промыслами и торгом;
– Покровского и Христорождественского монастырей.
К этому времени необходимость в крепости для организации обороны отпала. Это не замедлило сказаться на состоянии ее укреплений. Ров вокруг крепости обвалился, а ослонный тын сгнил[31]. Тем не менее крепость продолжала выполнять функцию общественно-административного центра.
Центральное место занимала Соборная церковь Вознесения Господня «древяна клетцки с папертью, верх шатром» с трем приделами и стоящая рядом с ней другая теплая деревянная церковь Богородицы Печерской с двум приделами, «с трапезою», с ветхой, рубленой в восьмерик колокольней, на которой были устроены «часы железные боевыя без четвертей, приведены боем к колоколам»[32].
В городе находились воеводский двор, приказная и губная избы, тюрьмы. Среди частных построек выделены осадный двор Покровского монастыря с церковью во имя Леонтия епископа Ростовского Чудотворца, двор Троице-Сергиева монастыря, двор Патриарший «десятилнечей, где приезжают десятилники». В перечень построек включен погреб с боеприпасами и колодезь. Всего в крепости вместе с пустыми описано 27 дворов и 48 человек в них[33]. Ядром посада по-прежнему служила застройка вдоль гривы между Волгой и Нетечей. Главными были две улицы, как отмечалось выше, сформировавшиеся еще в XVI веке. На «Никитцкой улице» стола церковь Нерукотворного Спаса[34], которая была единственной каменной постройкой посада, весьма показательно, что Соборная церковь в крепости продолжала оставаться деревянной. Параллельно Никитской к западу от нее проходила Выползова улица (от западных
[38]
дверей Спасской церкви «да через улицу… огородами до дворов улицы Выползова 15 сажен»[35]. Судя по описанию, она заканчивалась в районе торга у Рыбного и Мясного рядов неподалеку от Воскресенской церкви[36]. На ней находилась церковь Св. Пророка Ильи[37]. Сопоставляя материалы писцовых книг с картографическими данными, можно с уверенностью сказать, что это древнейшие названия современных улиц Туполева и Кузнецкой. Они сложились еще до того, как улицы стали именоваться по названиям приходских церквей.
На существование жилой застройки «в верхнем конце» посада рядом с соляными варницами указывают две церкви: Преображения Господня — «на Волге реке… подле протока Нетечи»[38] и Николы Чудотворца — «на посаде за варницами на старом церковном месте, что была церковь Богоявленья Господня»[39]. Рядом проходила в сторону варниц «большая дорога»[40].
Посад заканчивался под восточной стеной крепости торгом, который значился на посадской земле[41]; Церковь Бориса и Глеба, расположенная около юго-восточного угла крепости, значится уже «ниже посаду»[42].
Обращает на себя внимание последовательность описания приходских церквей. Сначала описываются церкви старой части посада от «верхнего» (северного) конца к торгу, затем церкви на торгу. За ними следует описание церквей по правому берегу Нетечи «нa бору», около Петровского озера, у реки Нетечи[43]. Такой порядок не случаен. Скорее всего, последовательность описания отражает последовательность заселения территории. Появление церквей и улиц к западу от старого посада за рекой Нетечей говорит об интенсивном формировании здесь жилой застройки. Подчиняясь рельефу местности, она носила линейный характер. Направление застройки было в основном обусловлено развитием соляного промысла. Писцовая книга называет «…на бору у Рождества Пресвятые Богородицы… у Благовещенья Пресвятые Богородицы» значительное число варниц[44].
Всего на посаде перечислены 28 церквей, из них действующих – 27, в том числе 17-на старом посаде и на торгу, 4 – на; правом берегу Нетечи «на бору», 2 – около Петровского озера, 2 – у реки Нетечи. За исключением церкви Николы Чудотворца и церкви Козьмы и Демьяна все храмовые постройки располагались попарно (холодная и теплая). Следовательно, на посаде и на торгу было 9 приходов, «на бору»2 и по одному около
[39]
Петровского озера и у Нетечи. Приведенные подсчеты подтверждают высокую концентрацию застройки к северу от крепости. Подавляющую часть описываемых церквей можно достаточно точно локализовать. На месте многих из них в XVIII веке были построены одноименные каменные храмы, что нашло отражение в картографическом материале[45].
К сожалению, до настоящего времени дошло лишь здание Спасской церкви на ул. Туполева. На месте Воздвиженской церкви в начале XVIII века был построен одноименный каменный храм, который в полуразрушенном виде сохранился на ул. Дзержинского.
На Петровской улице на левом берегу Петровского озера стояли дворы «лутчих» людей Соколовых и Горлухиных[46]. Рядом находилось подворье Дудина монастыря[47]. Петровскую улицу XVII века можно локализовать в районе северного участка совр. ул. Ульяновой.
Заселенность правого берега Нетечи нашла отражение в названии улицы Боровская Грива, где находились дворы тяглых «середних» людей[48]. Скорее всего, Боровская Грива соответствует совр. ул. Лесопильной.
Следы естественного рельефа и средневековой застройки между Петровской улицей и Боровской Гривой, как и район соляных варниц на Бору, были уничтожены при прокладке просп. Дзержинского и строительстве вдоль него новых домов. Место кирпичных сараев за посадом, где было сосредоточено производство кирпичей, отмечено совр. ул. Кирпичной. Верхний конец посада на берегу Волги уничтожен постройками мебельной фабрики. На берегу Волги около нее сохранилась лишь часть соледобывающего комплекса.
Торг являлся неотъемлемой частью любого русского города. Расположенный на посаде на берегу Волги под защитой крепости, он состоял из нескольких рядов, в том числе Рыбного, Мясного, Щепетинного, Крашенинного, Большого, в которых было 134 лавки, 17 мест лавочных и 13 полков[49]. На торгу располагались приходские церкви, позади рядов стояли «харчевенные избы». На площади под городом размещались избы таможенные, земская изба, в которой «площадные дьяки пишут всякие площадные дела»[50].
Под посадом на Волге находился перевоз, «что ездят за реку Волгу в Заузольскую волость». Упоминается также «извоз Нижегородской, что возят с Балахны с берегу в звоз в Нижней Новгород, и на Городец, и на Василев Балахонцов
[40]
и уездных иногородних торговых всяких людей с весны до осеннего леду»[51].
В современной застройке города каких-либо следов от торга, перевоза и извоза не осталось. Торг может быть локализован в районе современной пристани. Наверное, поблизости находился и перевоз.
Таким образом, застройка посада прослеживается во всем своем многообразии и динамике, что отражает интенсивную торгово-промышленную деятельность его населения.
Иначе выглядит территория к югу от крепости. Писцовая книга описывает там территорию двух монастырей: Покровского и Христорождественского. В этой части Балахны не известны ни приходские церкви, ни уличная застройка. Это позволяет говорить о совершенно ином процессе формирования селитебной территории, в котором ведущую роль играл Покровский монастырь. До середины XVII века вокруг него концентрировались монастырские земли. В 1628 году на месте Монастырского рыбного двора значилась слободка[52]. Другая слободка находилась между монастырем и крепостью. Только после того, как в середине XVII века монастырские слободы были приписаны к посаду, началось их постепенное планировочное развитие. Планы XVIII века уже четко фиксируют уличную застройку, что служит отражением экономических изменений, произошедших в жизни этого района.
Несмотря на стихийные бедствия, такие как наводнения и пожары, Балахна в XVII веке продолжала непрерывно развиваться. По подсчетам А. Садовского, в 70-е гг. в Балахне насчитывалось 606 дворов с 2240 жителями, не считая черного духовенства[53]. Достаточно высокий экономический потенциал, в первую очередь солеварения, а также начавшегося в 80-е гг. XVII века судостроения и кирпичного производства, создавал перспективу для развития посада и его расширения. Природный ландшафт, малопригодный для селитьбы, сдерживал это развитие. Дальнейшее формирование территории Балахны в XVIII и XIX вв. может быть объяснено только с учетом этих факторов, которые определили облик различных районов города в предшествующую эпоху и оказались решающими в последующую.
Опубл.: ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ. Межвузовский сборник научных трудов. Нижний Новгород, 1996.
 размещено 23.02.2007

[1] Кирьянов И. А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. Горький, 1961. С. 85; Брайцева О. И. Пространственная композиция Балахны в XVI1-XVIII вв. // Архитектурное наследство. М., 1979. № 27. С 132; Филатов Н. Ф. Города и посады Нижегородского Поволжья в XVII веке. Горький, 1989. С. 81.
[2] Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей. М.; Л., 1952. № 16, 17. С. 43-45.
[3] Гусева Т. В. Отчет об археологическом исследовании территории г. Балахны в 1993 г. Рукопись. 1994 г. Архив Института археологии РАН.
[4] Энциклопедический словарь / Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1891. Т. II. С. 793.
[5] Писцовая книга города Балахны 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской Ученой Архивной Комиссии. Н. Новгород, 1913. Т. XV. Вып. 1. С. 12.
[6] См. Росси XV—XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 120.
[7] ПСРЛ. СПб., 1904. Т. XIII. Вып. 1. С. 106; СПб., 1903. Т. XIX. С. 66.
[8] РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 2873-2884. Увеличенный план г. Балахнинска 1784-1787 гг.; РГИА. Ф. 1399. Оп. 1. Д. 519. План г. Балахны 1767-1775 гг.
[9] Там же; ГАНО. Ф. 829. Оп. 676а Д. 98. План г. Балахнинска 1781 г.
[10] Писцовая книга… С. 21.
[11] Там же. С. 28.
[12] Гусева Т. В. Отчет об археологическом исследовании территории соледобывающего комплекса в Балахне в 1993 г. Рукопись. 1994 г. Архив Института археологии РАН.
[13] ПСРЛ… Т. XIII. С. 113-114.
[14] Садовский А. О Балахонской писцовой книге 1674-1676 гг. // Действия Нижегородской Ученой Архивной Комиссии… Т. XV. Вып. 1. С. 2.
[15] Писцовая книга… С. 12.
[16] Там же.
[17] Отдел рукописей Государственного Исторического музея. ГИМ. Патр. № 994 (XII-III. № 1-222).
[18] Акты, относящиеся к истории тяглого населения в Московском rocyдарстве / Изд. М. [А.] Дьяконовым. Юрьев, 1897. Вып. П. С. 13-14.
[19] Писцовая книга… С. 37.
[20] Гусева Т. В. Отчет об археологическом исследовании территории
соледобывающего комплекса в Балахне в 1993 г…
[21] Агафонов С. Л. Горький. Балахна. Макарьев. М., 1987. С. 246, 167.
[22] Брайцева О. И. Указ. соч. С. 134.
[23] Агафонов С. Л. Указ. соч. С. 248.
[24] Писцовая книга… С. 163.
[25] Там же. С. 164.
[26] Там же.
[27] Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 217.
[28] Акты, собранные в  библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею имп. Академии наук. СПб., 1836. Т. 1. С. 222.
[29] Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией). СПб., 1841—1842. Т. II. № 107. С. 137.
[30] Карамзин Н. М. История государства Российского. Примечания к IX тому. М. 1989. С. 103. Прим. 452.
[31] Писцовая книга… С. 13.
[32] Там же. С. 15.
[33] Там же. С. 18.
[34] «…церковь Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса… каменная с трапезою, верх о пяти главах, главы обиты железом немецким…» (Писцовая книга… С. 26).
[35] Там же.
[36] Там же. С. 104.
[37] Там же. С. 23.
[38] Там же. С. 21.
[39] Там же. С. 22.
[40] Там же. С. 23.
[41] Там же. С. 28, 89, 91 — 113.
[42] Там же. С. 34.
[43] Там же. С. 21—37.
[44] Там же. С. 124.
[45] РГИА. Ф. 1399. Он. 1. Д. 519. План г. Балахны 1767—1775 гг.
[46] Писцовая книга… С. 38.
[47] Там же. С. 36.
[48] Там же. С. 38.
[49] Там же. С. 113.
[50] Там же.
[51] Там же. С. 114.
[52] Там же. С. 163.
[53] Садовский А. Указ. соч. С. 100.

(0.6 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: T.В.Гусева.
  • Размер: 30.5 Kb
  • © T.В.Гусева.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции