Косулина О.А. Аутизм и информационное пространство

25 апреля, 2019

О.А.Косулина. Аутизм и информационное пространство (12.58 Kb)

 

Проблема аутизма встала перед человечеством в 70-х годах ХХ столетия и с дальнейшим течением времени количество детей, страдающих РАС, продолжает увеличиваться. Многочисленные попытки решить эту проблему до сих пор не дали убедительных результатов. Не потому ли, что основная причина возникновения аутизма в таких масштабах по сей день не ясна?

Что настолько кардинально изменилось в мире в конце ХХ века?

Представляется уместным рассмотреть следующую гипотезу: изменилось информационное пространство.

Долгое время информационный поток (плотность информационного пространства) в мире держался на более-менее стабильном уровне. Чтобы узнать новости, а, следовательно, думать о них, переживать их (радоваться, бояться и т.п.), человеку нужно было пойти в церковь, на базар, в гости; получить письмо, купить книгу, газету (уметь читать).

Масштаб получаемых новостей у большинства населения (сельского, малограмотного) был минимальным, т.е. приток информации касался соседей, знакомых, близлежащих территорий. Газеты изменили ситуацию (там присутствуют новости о мировых событиях), но не кардинально. Чтение газет – городская традиция, а большинство населения планеты все также жило в сельской местности.

Можно предположить, что психо-эмоциональный фон осмысления и переживания новостей в целом оставался в пределах некой нормы.

Привычная человеческому восприятию норма информационного притока естественным путем менялась в периоды смут и войн. Динамика происходящего повышалась в результате активных перемещений людей и частых экстраординарных событий, возрастала угроза жизни и благополучию, соответственно увеличивался обмен новостями, чаще всего – пугающими.

Психо-эмоциональный фон целых регионов в таком случае изменялся, становился более динамичным, напряженным, трагичным.

По историческим источникам можно сделать вывод, что именно на эти периоды приходилось рекордное число юродивых, блаженных, одержимых и т.п. (это предположение нуждается в подтверждении).

В ХХ-ом веке ситуация информационного притока стала стремительно изменяться.

В начале века появилось радиовещание, и к 30-ым годам вошло в жизнь населения огромного количества стран.

Важным фактором стала также почти поголовная грамотность населения многих стран, то есть чтение газет стало повсеместным.

Во второй половине ХХ века в постиндустриальных странах началась эпоха мегаполисов. Огромная часть населения этих обществ – горожане, где население скучено, а объем коммуникации по сравнению с сельской местностью повышен.

Наличие доступной телефонной связи вывело плотность общения на новый, не виданный ранее, уровень.

К 60-ым годам широкое распространение получило телевидение. И информационный приток обрел не только новую степень доступности, но и динамичную «картинку», визуальный образный ряд, что существенно повышает у человека объем получаемой информации и ее освоение, т.к. подключается еще один канал восприятия.

Следующей ступенью к уплотнению информационного пространства стала мобильная телефонная связь.

И, наконец, к концу ХХ столетия практически в каждом доме появился персональный компьютер с интернет-подключением, а в начале ХI века – мобильные телефоны с возможностью постоянного присутствия в мировой информационной сети.

Сложно переоценить, насколько увеличилось за последнее столетие (и особенно за последние десятилетия) информационное давление на человеческое восприятие.

И, что наиболее важно, вместе с постоянным огромным притоком информации возросла и плотность эмоционального проживания. Человек – не компьютер, воспринимая информацию, он переживает ее: радуется, грустит, надеется, боится и т.д.

Здесь необходимо обратить внимание на материальную заинтересованность в широкой аудитории владельцев средств массовой информации, а также на высокую политизированность подавляющего большинства информационных каналов.

Что является самым простым способом «зацепить», фиксировать внимание человека, заставить его вновь и вновь обращаться за новостями? Что наиболее верно помогает манипулировать массовым сознанием? Страх. В самых разнообразных его вариантах. Это утверждение не требует доказательств – достаточно включить телевизор или открыть любую новостную ленту в Интернете. Мы получим более чем полный набор того, чего нам стоит бояться: катастрофы, войны, теракты, бандиты, воры, трагедии в личной жизни, подлость и предательство, страшные болезни и многое другое. И все это с видеорядом для наглядности. Открытые раны, умирающие дети, подробнейшие изображения омерзительных паразитов крупным планом… Из информационного пространства на нас широким потоком льется негатив, а чтобы понять, как защититься от него, нам предлагается все тот же путь: оставайтесь с нами! В следующем выпуске мы покажем…

В бескрайнем море страшных новостей безнадежно теряются не только светлые островки позитивных мировых событий, но и стирается, обесценивается повседневное удовлетворение реальной жизнью.

Человеческое восприятие в отношении негатива действительно специфично: «пропечатать», зафиксировать в нем страх гораздо легче и быстрее, нежели радость и счастье. Чтобы, опять же, доказать это утверждение, можно не прибегать к научным трудам, достаточно обратиться к собственному эмоциональному опыту.

Каждый человек, день за днем получающий дозу самого разнообразного страха, реагирует на этот сильнейший раздражитель психики, эмоционально переживает воспринятое, и эти переживания влияют на формирование его психо-эмоционального фона.

А теперь отвлечемся от плотности и качества информационного пространства, окружающего нас в настоящее время, и обратимся к механизму невербального восприятия человека. Самое главное, что можно о нем сказать: механизм этот существует, но нами не изучен и не понят в полной мере. И всё же то, что нас интересует, довольно просто увидеть на примере. Все мы знаем, что настроение находящегося рядом с нами человека часто становится нам понятно без слов. Если его эмоции сильны, а психическое состояние нестабильно, мы просто чувствуем это. Особенно если этот человек нам близок. В таком случае нам иногда даже не нужно видеть его, достаточно подойти на небольшое расстояние, и мы тоже теряем стабильность, как бы «заражаясь» его состоянием.

Этот феномен отмечен людьми очень давно и имеет много названий, среди которых самое распространенное – эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание). Несмотря на то, что словари определяют эмпатию как «не имеющее рационального объяснения понимание внутреннего мира или эмоционального состояния другого человека», этот навык является необходимым профессиональным качеством практических психологов и психотерапевтов и используется ими в работе с клиентами. Отсутствие исчерпывающего научного обоснования этого явления не мешает высшим образовательным заведениям обучать своих студентов пользоваться на практике такой результативной способностью. Парадокс, в котором победила эмпирика.

Практически все люди в нашем обществе осведомлены о реальном существовании такой возможности человеческого восприятия (как бы они ее не называли), также, как и о том, что эта способность у одних людей проявлена в большей степени, а у других – в меньшей. И зависит это в первую очередь от врожденной данности.

В контексте рассматриваемой нами проблемы вспомним о и весьма распространенной в мире в течение последних лет пятидесяти психологической практике «ребёфинг». Это практика так называемого «повторного рождения», начало которой положил во второй половине прошлого века Станислав Гроф – американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, один из основателей трансперсональной психологии, один из пионеров в изучении изменённых состояний сознания. В настоящее время эта практика используется прежде всего для коррекции перинатальных матриц у людей, обстоятельства внутриутробного периода и рождения которых были осложнены. В ходе занятий в измененном состоянии сознания человек проходит временнУю регрессию и оказывается за моментом зачатия; вновь попадает в утробу матери и растет, воспринимая и переживая всё, происходящее вокруг него; проходит рождение, младенческий период, и возвращается к настоящему моменту. Очень важным является тот факт, что якобы «мистические» ощущения и переживания, связанные с внутриутробным периодом, неоднократно совпадали с реальными событиями до мелочей. Люди, проходившие эту практику, если имелась такая возможность, задавали матери вопросы о ее беременности и с удивлением убеждались, что чувствовали, в частности, ее сомнения, радость, окружающую эмоциональную обстановку, стресс и многое другое. Можно с уверенностью утверждать, что ребенок в чреве матери воспринимает окружающий мир – такой вывод следует из опыта работы Грофа и его последователей и подтверждается тысячами конкретных примеров.

Станислав Гроф также на материале своих исследований (сопоставления отчетов людей, проходивших практику, с их проживанием – восприятием и реагированием) выделил и описал влияние на психику человека четырех перинатальных матриц.

Самая длинная по времени и очень ответственная в плане программ, формируемых в этот период – первая матрица: от момента зачатия до момента начала родовых схваток.

О том, какое влияние оказывает первая матрица на формирование индивида, его восприятие и реагирование в биографической области, написано к настоящему моменту много. Можно сказать, что в целом благополучная первая матрица дает человеку ощущение безмятежности, единства с миром, доверия ему, способность к адаптации; неблагополучная – формирует у ребенка глубокую подсознательную убежденность в том, что мир “плохой”, агрессивный, опасный, от него надо защищаться.

И, наконец, объединим приведенные здесь рассуждения и факты.

За последнее столетие плотность и качество информационного пространства большей части человечества разительно изменились.

В процессе восприятия и освоения информации у человека формируется определенное психо-эмоциональное состояние.

По всей видимости, каждый человек обладает способностью к эмпатии; у разных людей способность к эмпатии присутствует в разной степени.

Огромное количество людей в современном обществе постоянно находятся под давлением негативного и очень агрессивного информационного потока, их психо-эмоциональный фон взаимодействует, составляя неблагополучный психо-эмоциональный фон социума (допущение, вытекающее из способности каждого к эмпатии). Можно полагать, что это является причиной большого количества депрессий. Страх – своеобразный «вирус», способный поражать наше сознание, но «доза заражения» у каждого своя.

Предположим, что ребенок, находящийся во чреве матери, обладает довольно высоким уровнем эмпатических способностей. Он еще не имеет ни картины мира, способной защитить его на уровне осознанных моделей функционирования социума, ни опыта защиты от агрессивной психо-эмоциональной среды. Его единственной защитой является мать, которая сама подвергается постоянному информационному давлению и реагирует на него.

Какую естественную реакцию можно предположить у такого ребенка, учитывая его высокую чувствительность? Защититься от этого ужасного мира, не общаться с ним, полностью заблокировать эмпатические способности, максимально понизить восприятие.

Предлагаемые выводы:

Аутисты – люди с изначально повышенной способностью к эмпатии.

В результате такой данности их еще в первой матрице травмирует окружающая психо-эмоциональная среда, которая является следствием количественно и качественно изменившегося за последние десятилетия информационного пространства. Обычные люди так или иначе справляются с современным уровнем негативного давления, но для эмпатов оно далеко за границей допустимого.

 

Чтобы адаптировать такого человека, придется:

1. Сначала каким-то образом создать защиты от внешнего давления (тут мы пока действуем наоборот – пытаемся повысить восприятие, никак при этом не защищая сознание).

2. Потом провести работу по реабилитации травмированной, разбалансированной психики.

3. И только после этого стараться и разблокировать коммуникации, и запустить способность к освоению нового опыта.

 

О.А. Косулина

Санкт-Петербург

2015

 

 

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.06.2018
  • Автор: Косулина О.А.
  • Размер: 12.58 Kb
  • © Косулина О.А.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции