Подготовка и публикация текста Е.В. Тихомировой
Бурлацкие припевки про нижегородские пункты-остановки волжских бурлаков
…Рядом тут село Работки —
Покупай, хозяин, водки…
А за ним село Безводно —
Живут девушки зазорно…
Вот село Великий враг —
В каждом доме там табак…
А вот Кстово-то христово,
Развеселое село…
Хоша чарочки маленьки,
Да винцо хорошо…
«…Особое место в бурлацком фольклоре занимают песни сатирического склада, высмеивающие, иногда весьма едко, те или иные общественные явления. Образцы такого творчества были записаны в экспедициях 1924— 1927 годов саратовского «Музея волгаря». Одна из этих песен, в которой дается сжатая характеристика десятков населенных пунктов и их жителей, от Астрахани до Костромы, сложена, несомненно, людьми бывалыми, неоднократно проследовавшими по этому долгому пути. В ней после каждой запевки следует рефрен «Ах, ну, ох ты мне» и затем повторяется последняя строка (обычно вторая) запевки:
Не начать ли, не начать
С синя моря, со косы,
С славной Астрахани.
Ах, ну, ох ты мне,
С славной Астрахани.
Где попить, погулять —
В мати-Астрахани…
(рефрен и припев).
Чисто, щепетко пройти
Вдоль по Астрахани…
За шелковым за товаром
На вечерний на базар…
С господами покататься
По Кутуму по реке…
С архиреями водиться
На Балдинских островах…
А за свеженькой за рыбкой
На Исады на базар…
На гребные порядиться
Против Горянских ворот…
Уж ты, дядя, длинный нос,
Прикажи подать завоз…
Мы подачей работали,
В году праздников не знали…
Переходом к характеристике других городов и пристаней, помимо Астрахани, которую бурлаки называли «Разгуляй-город», служил следующий куплет:
Вот как ли, каково,
В ином нет ничего.
Ах, ну, ох ты мне,
В ином нет ничего.
И далее в куплетах с рефреном вереницей перечислялись волжские пристани:
Вот Черный яр
Построением взял…
Одна изба на боку,
Друга без верху…
Невитые калачики —
Царицынские…
А где сладенький медок,
Там Дубовка-городок…
Несоленые калачики —
Камышинские…
А где сдохлая мука —
Во Хвалыне-городу…
Где косые-то заплаты,
Там сызранские солдаты…
Вот тащи-волоки,
Да Переволоки…
А где востры колпачки,
Там самарски казачки…
Воровская, братцы, пристань
В Жигулевских горах…
Вот и лышная сторонка —
Сенгелей-городок…
Дальше Шиловка-село,
Погулять в нем весело..
Где садами-то довольно,
Там Симбирск-городок..
Лаптями довольно —
Тут Тетюши-городок…
В Богородском мужички
Со стола кашу продали…
Тенищево во долу —
По три вора во двору…
Антоновка па горе —
По три девки на дворе…
Красновидово село —
Его под гору свело…
А Буртасское село —
Все садовник наголо…
А Теньковское сено —
Головорезы наголо…
Лабышкински мужички —
С покрышками хомуты…
Гладеньки лошаденки —
Шаланговски мужичонки…
Гребневски мужики —
У них долгие кнуты…
А Ташевское село —
Рыболовщик наголо…
Матюшкински мужички —
Да все каменщики…
Где чувашами довольно —
Чебоксары-городок…
Ключищински мужички —
Мочальны хомуты…
Где котами, башмаками —
Там Казань-городок…
А услонски девушки —
Все молошнички…
Студенецкие старушки —
Огурешнички…
Вот и кинуло валом
На ту сторону на них…
Беляковски мужики —
У них вшивы тулупы…
А читакски мужички —
Да лошаденку увели…
А куптецки мужички —
Да все луковичнички…
А пигольски мужички —
Все попить да погулять…
Тарлашинское село —
Все пчеляк наголо…
Ковалинское село —
Все дрова запродать…
Давилькеево село —
Все картёжники наголо…
Борисовски мужички —
Сыромятнички…
На топе и горе —
Васильсурск-городок…
Там, где гладкая сакмичка, —
Это Фокинское…
Вот Слопинец да Татинец —
Всем мошенникам кормилец…
Рядом тут село Работки —
Покупай, хозяин, водки…
А за ним село Безводно —
Живут девушки зазорно…
Вот село Великий враг —
В каждом доме там табак…
А вот Кстово-то христово,
Развеселое село…
Хоша чарочки маленьки,
Да винцо хорошо…
Вот Куманское село —
В три дуги меня свело…
А вот Нижний городок
Ходь-гуляй в погребок…
Еще Сормово село —
Соромники наголо…
А вот село Козино —
Много девок свезено…
Город, город Балахна
Стоит полы распахня…
Город, город Городец,
В нем народ молодец…
Где горшками нагрузиться?
В Васильевской слободе…
Где телятами довольно,
Там Пучеж-городок…
Город Юрьевец поволжский
Постройкою взял…
Решма да Кинешма —
Пить да кутить…
Солдыга Горюха —
Убытки платить.
А вот город Кострома —
Гульливая сторона.
Ах, ну, ох ты мне,
Гульливая сторона.
Судя по характеристикам всех населенных пунктов, эти запевки были сложены и развивались среди людей, знавших Поволжье в мельчайших подробностях. Такими людьми являлись, конечно, бурлаки, они и были авторами этих запевок».
Использованы сведения, взятые из группы «Волжское бурлачество» https://vk.com/club.burlak
Опубл.: Родин Ф.Н. Бурлачество в России. Историко-социологический очерк. М.: Мысль, 1975.