Тихомирова Е.В. Подблюдные гадания «Илею»

27 октября, 2019
Е.В. Тихомирова. Подблюдные гадания «Илею» (7.25 Kb)

    Название своё этот древнейший вид святочного гадания получил исходя из «технологии  процесса».  Из прикрытого платком или полотенцем блюда, наполненного зерном, женщина, ведущая гадание,  по одному вынимала сложенные  заранее  мелкие  украшения девушек,  принимающих участие в гадании  (серёжку, колечко, брошь  и т.п.). При этом припевались короткие песенки, предсказывающие будущее обладательницам вынутых предметов.

 

Нам известен  один зафиксированный образец* подблюдных песен с припевом «Илею», записанных на севере Нижегородской области в Шахунском районе (д. Новосёловка).

Шахунские подблюдные содержат несколько  песенок-предсказаний, а также   ритуальную хвалебную песнь  хлебу, открывающую гадание. Следующий после каждой строки припев «Илею!» (кстати, сам информатор так и называл песенки из подблюдного гадания: «Илию поём»),  вполне вероятно, означает обращение к Святому Илье-пророку – покровителю жатвы и хорошего урожая.

В подблюдных из с. Новосёловка участвовали лишь девушки или женщины.

В зависимости от того, кто гадал и в какой ситуации находится человек (девушка, замужняя женщина, вдова, старуха, женщина, ожидающая мужа с войны), могло варьироваться значение одного и того же гадания. По-видимому, логика трактовки гадания схожа с трактованием снов: при имеющихся «типовых»  значениях всегда следует учитывать индивидуальные особенности и обстоятельства субъекта. Подробнее о гаданиях смотрите статью «Традиционные святочные гадания в Нижегородской области» http://opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/rite/?id=1407

К сожалению, значение песенок информантом не названо. Поэтому символика предсказаний указана нами, опираясь на подобные тексты близкой региональной принадлежности.*

 

 

Мы не песни поём

(подблюдные)

Мы не песни поём

Хлебу чась (часть) отдаём. Илею.

Хлебом царствуемся.

 

Ходит Илья Пророк по полю. Илею.

Што щитает Илья Пророк суслончики1. Илею.

Што на пер(ы)вой полосоньке сто суслонов. Илею.

На второ(и)-то полосоньке – тысеча. Илею.

Што на третьей полосоньке – сметы нет. Илею.

Што кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

Тому жити бы богато, ходить хорошо. Илею.

 

(К богатству, хорошему урожаю).

 У нас на гумнёшке три ворошка2. Илею.

Што из первова ворошка хлеб пекчи. Илею.

Што другова-та ворошка пиво варить. Илею.

Што из третьева ворошка вино курить. Илею.

Што кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

Тому жити бы богато, ходить хорошо. Илею.

 

(К свадьбе).

Брошу я подушечку через ворота. Илею.

Я взночала3, што подушечка в грязь упадёт. Илею.

Што упала подушечка в зелен сад. Илею.

Што и в зелен сад, да и сь милым спать. Илею.

Што кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

 (К свадьбе).

 

Арина на авине полотна ткот (ткёт). Илею.

Кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

Тому жити бы богато, ходить хорошо. Илею.

Тому в сутках1 сидеть, именинычети. Илею.

(К смерти).

Везут бревно на семи лошадях. Илею.

Што кому жо эта песенка достанетца. Илею.

Кому сбдетца, не минуетца. Илею.

Тому жити бы богато, ходить хорошо. Илею.

Тому в сутках сидеть, имениничети. Илею.

(К смерти).

Шахунский р-он д. Новосёловка

Записано от Клепцовой Анны Яковлевны 1904 г.р.

Запись 1978г. Чивикиной Е.М., расшифровка  2006г. Тихомировой Е.В.


 

* Упоминания о бытовании подблюдных гаданий встречаются в Семёновском, Богородском, Павловском, Починковском районах.

* По книге И.И.Земцовского «Поэзия крестьянских праздников» ,Ленинград -1970.

1 Суслончики (суслон) – кладка снопов в поле.

2 Ворошок (ворох) – вывеянный зерновой хлеб.

3 «Взночала» – вероятно –  думала, опасалась.

1 Сутки – передний угол в избе, подыконье.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 25.12.2012
  • Автор: Тихомирова Е.В.
  • Размер: 7.25 Kb
  • © Тихомирова Е.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции