Дёгтева О.В. Строительная история Воскресенской церкви в городе Павлово Нижегородской области

31 мая, 2020

Данная статья основана на исторической записке, входящей в состав эскизного проекта реставрации шатровой колокольни Воскресенской церкви (решением Горьковского облисполкома от 18 декабря 1989 года за № 471 храм был взят на государственную охрану как памятник истории и культуры регионального значения). При ее составлении были использованы  архивные источники из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА, г. Санкт-Петербург) и Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО, г. Нижний Новгород), а также краеведческие публикации и справочная литература.

В ходе проводимого исследования были выявлены многочисленные фотографии, хранящиеся в Павловском краеведческом музее и в частных коллекциях. Наряду с этим сохранились фотографии, выполненные сотрудниками бывшей Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской в 1980-е годы, хранящиеся сегодня в Государственном архиве специальной документации Нижегородской области  (ГАСДНО, г. Нижний Новгород).

***

Воскресенская церковь располагается в исторической центральной части города Павлово (ул. Ломоносова, 26) на высоком берегу реки Оки и является важной градостроительной доминантой в речной панораме всего города и его окрестностей.

В 1622 году, согласно записи в Писцовой книге, село Павлово из дворцовых сел было пожаловано князю И.М. Черкасскому: «В Закудменском стану вотчина написана за боярином князем Иваном Черкасским, вотчина государевых нижегородских дворцовых сел, село Павлово, острог на берегу реки Оки; а промеж посада речка Тарка, а в селе Павлове на верхнем посаде церковь Преображения Спасова, деревянная, да на нижнем посаде церковь Николая Чудотворца»[1]. Село Павлово оставалось во владении этой фамилии вплоть до 1745 года, а затем, после сильного пожара, истребившего фактически все поселение, в качестве приданного за княжною Черкасскою,  перешло к графу Петру Борисовичу Шереметьеву[2].

Согласно изустному преданию, бытовавшему среди жителей села и записанному исследователями XIX столетия, в старину в верстах в десяти от него, вниз по реке Оке, там, где она делает поворот к северу, у подошвы крутой горы существовала небольшая Воскресенская мужская обитель[3]. В качестве топонима в память об этой обители, крутые холмы на этом берегу Оки именовались «Воскресенскими»[4]. Точное время основания данного иноческого поселения не известно, как и имя его основателя.

Древний Воскресенский монастырь был малобратственным, бедным, и к тому же берег реки, на котором он находился, подмывался речной водой, что грозило ей разрушением. Именно по этим причинам братия монастыря обратилась к владельцу села князю Черкасскому с просьбой перевести монастырь непосредственно в село Павлово. Князь Черкасский исполняя их пожелание, отвел для обители новое место, там, где сегодня находится Воскресенский храм. Кроме этого на строительство новых храмов и монастырских келий пожертвовал находившуюся тогда здесь дубовую рощу, называемую «Дубровской». Еще в XIX веке павловские старожилы одну из прилегающих к Воскресенской церкви улицу называли «Дубровка»[5].

Князь Яков Куденетович Черкасский владел селом Павлово до 1666 года, таким образом, возникновение монастыря в самом поселении на месте Воскресенской церкви можно датировать первой половиной XVII века.

В 1886 году, в своем официальном рапорте благочинный села Павлова священник Николай Фиалковский, о прежде существовавших здесь монастырях, сообщал: «При Воскресенской церкви из надписи напрестольного креста таковой /мироздания 7207 лета устроен крест сей в монастыре Воскресенский, иже в селе Павлове/, и из изустного предания видно, что при церкви был мужской монастырь»[6]. Вклад этот был сделан в Воскресенский монастырь в 1699 году. Кроме этого факта, сведения об этой обители есть и в других опубликованных источниках XIX столетия. В монографии П. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви» говорится о том, что в Павловском Воскресенском монастыре настоятелем, начиная с 1624 года, был некий игумен Иоасаф[7]. В работе А. Ратшина «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России» про Павлово сказано, что здесь были упразднены два монастыря Воскресенский мужской и Павловский женский: «Сведения о существовании сих обителей простираются от начала XVII до начала XVIII века; в последний раз о них упоминается в 1730 году»[8].

Однако в дореволюционных источниках есть противоречия относительно судьбы Павловского Воскресенского монастыря. Дореволюционный исследователь В. Зверинский про него сообщает: «Основан в первой половине XVII столетия Иваном Борисовичем Черкасским, которому пожаловано село в 1622 году; князь Михаил Яковлевич Черкасский в 1662 году перевел монастырь на Ворсменское озеро, где он до ныне существует под именем Острово-Езерского-Троицкого»[9].

Аналогичные сведения в своем очерке «Павлово и Ворсма, известные стально-слесарным производством села», изданном в 1864 году, приводит А. Смирнов: «Князю Черкасскому понравилось красивое положение острова, на озере близь села Ворсма, где и выстроен им монастырь, известный под именем «Островоезерского», в него переведена братия монастыря Воскресенского»[10].

Вероятно, что оба эти исследователя, основывали свои выводы, на известной книге архимандрита Макария (Миролюбова) «Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния», изданной в 1857 году. Но, каких-либо архивных документов (в фондах ЦАНО), непосредственно связанных с переводом монастыря в Ворсму, обнаружить не удалось.

Архимандрит Макарий, (а вслед за ним и другие дореволюционные авторы), ссылаясь на грамоту митрополита Сильвестра 1715 (по другим данным 1730 года), также сообщает о том, что согласно этому документу протопопу Спасо-Преображенской церкви села Павлово, некоему Алексею, в частности предписывалось иметь надзор за иноками Воскресенского монастыря. В это время в обители числилось 12 насельников, состоявших под руководством некоего старца Авраамия[11].

Однако очевидно, что еще в 1720-е годы в связи с введением новых правил монастырского общежития, согласно Духовному регламенту, Павловский мужской монастырь был упразднен, и оставшиеся от него две деревянные церкви были обращены в приходские. Причт церковный тогда состоял из двух священников, дьякона и пономаря. За приходом числилось 30 десятин пахотной земли в двух пожнях, пожалованных Иваном Борисовичем Черкасским. Среди прихожан в 1723 году здесь официально значилось в самом селе Павлово и в деревне Заплатино 122 крестьянских двора и 40 дворов вдовьих и солдатских жен[12].

В описи имущества церквей села Павлова за 1749 год, про эти храмы сказано: «…Воскресения Христова деревянная об одной главе на ней крест железный. Церковь теплая Казанская Пресвятой Богородицы деревянная. У тех церквей колокольня деревянная на главе крест деревянный обложен жестью[13]. Один из этих храмов, во второй половине XVIII века, возможно, что зимний (теплый), в последствии был уступлен прихожанами за незначительную цену бедным жителям села Глядкова в Горбатовском уезде. Простоял он на новом месте около восьмидесяти лет, а затем в 1830-е годы сгорел во время пожара в этом селе[14].

Спустя годы, причисленные к этим павловским храмам крестьяне, выстроили на их месте каменную приходскую церковь.

Первые, документально подтвержденные сведения о ныне существующей каменной Воскресенской церкви зафиксированы в документах конца XVIII – начала XIX столетия. Согласно самой ранней из сохранившихся церковных клировых ведомостей (за 1799 год) в это время в селе Павлово значилась «Церковь Воскресения Христова, при ней два придела, каменная, утварью удовольствована»[15].

В клировых ведомостях за 1804 год впервые указывается год постройки церкви: «Оная Воскресенская церковь каменная новая, утварью удовольствована. Построена в 1778 году, в ней два придела: по правую сторону Казанской Божией Матери, а по левую – святых апостолов Петра и Павла»[16].

В отличие от других храмов села Павлова, данная церковь строилась исключительно «усердием прихожан и доброхотных дателей, на месте бывшей деревянной церкви», без поддержки крупных благотворителей и владельцев села[17]. В большинстве источников по истории Воскресенской церкви указанная выше дата фигурирует как время постройки храма[18].

Очевидно, что строительство его проходило на протяжении довольно длительного периода, во время которого замысел зодчих видимо несколько раз менялся; об этом говорит наличие на основном объеме четверика двух развитых карнизных поясов (нижний из которых, также как и верхний, решен как венчающий), разнохарактерный облик отдельных частей здания, различия в типах кирпичной кладки и другие особенности.

Первоначально были освящены два дополнительных престола в трапезной части храма, и лишь затем, в 1778 году, по благословению епископа Нижегородского и Алатырского Антония (Забелина) здесь освящается главный престол – в честь праздника Обновления храма Воскресения[19]. Первый придел был освящен настоятелем ранее упраздненного Нижегородского Духова монастыря архимандритом Димитрием, а второй – игуменом Ворсменского Островоезерского монастыря Серапионом[20].

Однако, существует еще одна дата – 1740 год. Она впервые фигурирует в описании церковных древностей, представленном клиром в Нижегородскую духовную консисторию в 1827 году[21], и является датой надписи на святом антиминсе. Правда в ней не указано на каком именно из трех престолов Воскресенского храма он находился. Не установлено также с каким событием связано его появление.

Воскресенский приходской каменный храм являлся наследником святынь от прежде существовавшего здесь мужского монастыря.  Кроме целого ряда икон, написанных выдающимся русским иконописцем Симоном Ушаковым, в церкви имелся старинный напрестольный крест. При описании храмовых церковных древностей в 1827 году приводится описание данной святыни: «…благоговейного кипарисового, серебром обложенного креста, который мерою в вышину 8-м, а поперек 4-х вершков, устроен он в лето Сотворения Мира 7207-м, как из имеющегося на нем вырезанною по серебру надписи значится, тщанием Стефана Васильева сына Леонтьева, в поминовение своих родственников, в коем как из этой же надписи видно, имеются мощи святых угодников Божьих…»[22].

Современники в середине XIX столетия отмечали такие замечательные храмовые святыни как образ Воскресения Христова в серебряной вызолоченной ризе, икону Казанской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе, осыпанную жемчугом и драгоценными камнями, икону Смоленской Богородицы, в серебряной ризе украшенной жемчугом[23].

По статистике в 1799 году в Воскресенском приходе в вотчине графа Николая Петровича Шереметьева числилось 116 дворов, где проживало 466 душ мужского пола и 502 женского пола, а по штату в церкви должно было служить четыре клирика, но фактически было два священника, дьякон, дьячок и пономарь[24].

В своей работе, архимандрит Макарий при описании каменной церкви указывает также на то, что «над папертью Воскресенской церкви в 1805 году устроена красивая колокольня <…> внутри церковь Воскресенская окрашена краскою, а чугунный пол в ней весь почти пожертвован графом Петром Борисовичем Шереметьевым, после упраздненного им в Павлове железного завода»[25].  Данная датировка строительства колокольни, как нам кажется, является маловероятной, так как в начале XIX столетия возведение шатровых колоколен уже не было распространено. Скорее всего, под этой датой подразумевается капитальный ремонт колокольни, ее укрепление мощными контрфорсами, либо проведение каких-либо других строительных работ. Документально это наше предположение подтверждается только косвенно. В одном из архивных документов сообщается о том, что в 1805 году была составлена новая опись церковного имущества[26]. Тогда же, в начале XIX столетия, видимо, осуществили частичную закладку северного и южного входных проемов колокольни (это видно на дореволюционных фотографиях).

Согласно самой последней описи церковного имущества, составленной в 1918 году, на храмовой трехъярусной колокольне находилось девять колоколов. Самый большой из них, весом в 304 пуда 20 фунтов, как пишет архимандрит Макарий (Миролюбов), был отлит в 1843 году, а восьмой небольшой колокол, весом всего в 2 пуда, остался здесь еще от вклада князя Якова Куденетовича Черкасского[27]. Внутри колокольни в северо-восточной части находилась каменная лестница. Архаичный облик ее, зафиксированный на многочисленных фотографиях, безусловно, характерен для культового зодчества XVIII столетия.

Документальных свидетельств о перестройках Воскресенской церкви на протяжении XIX и в начале XX столетия в архивных документах обнаружить не удалось. В настоящее время в Церковно-археологическом музее Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, хранится два святых антиминса из этого храма. Первый антиминс был освящен 8 января 1833 года епископом Нижегородским и Арзамасским Амвросием (Моревым) для Петропавловского придела, а спустя годы, 14 декабря 1860 года, был освящен антиминс для Казанского придела – епископом Нижегородским и Арзамасским Нектарием (Надеждиным).

По какой причине происходило переосвящение престолов в Воскресенской церкви в 1833 и в 1860 году выяснить по архивным документам не удалось. Может быть, это было связано с изменением внутреннего облика церкви (обновлением иконостасов, росписей). Но, возможно, что замена древних антиминсов, которые находились в храме прежде, была вызвана просто их плохим состоянием.

Композиционно храм имел следующий облик, характерный для церквей рубежа XVII – XVIII веков: основной объем – четверик с тремя ярусами света, увенчанный пятиглавием, украшенный изразцовым фризом, с запада – обширная трапезная часть (перекрытая двускатной кровлей) и высокая многоярусная шатровая колокольня. Очень похожий аналогичный облик имел и другой храм в селе Павлово – Преображенский собор, постройка которого датируется 1666 годом[28].

Согласно страховой оценочной ведомости церквей Горбатовского уезда, составленной в 1910 году, Воскресенская церковь имела следующий облик: «Каменная. Крытая железом, окрашена зеленой масляной краской, длина церкви считается с колокольней 16 сажен, наибольшая ширина 7,5 сажени, высота до верха карниза в настоящей [четверик] – 8 сажен, в трапезе высота 4 сажени, на церкви имеется 5 глав, больших окон – 23, малых на верху церкви – 6, на главах – 4»[29]. Колокольня имела высоту до верха карниза – 8 сажен. В зимнее время церковь отапливалось пятью печами. Оценивался храм вместе с колокольней в 16.000 рублей[30].

По статистике на 1904 год в Воскресенском приходе официально числилось большое количество прихожан: 923 мужчины и 1021 женщина[31].

После революции в 1918 году Павловский уездный исполнительный комитет в лице Отдела по отделению Церкви от государства заключил с верующими прихода типовое соглашение на право пользования зданием церкви, составив при этом краткую опись церковного имущества. Из нее следует, что вокруг церкви тогда существовала каменная ограда с кованой решеткой[32].

Свой первоначальный вид Воскресенская церковь сохраняла до 1930-х годов. Еще до официального закрытия храма, в период антиколокольной компании объявленной по всей стране в 1930 году, с ее колокольни были сброшены колокола (именно поэтому на некоторых снимках советского периода на ярусе звона видны следы разрушения).

В 1934 году, 29 марта, Президиум Павловского райисполкома принимает постановление о ликвидации в городе сразу шести православных церквей, «с последующим переоборудованием под разного рода культурно-просветительские учреждения»[33]. При этом планировалось устроить в Воскресенской церкви детский кинотеатр. Одновременно с этим, 8 апреля 1934 года в местной газете «Павловский металлист» была опубликована заметка, где говорилось о том, что «в виду многочисленных требований трудящихся города о закрытии в городе Павлове церквей и передачи их под культурные благоустроенные учреждения <…> горсовет на днях обсудил этот вопрос и постановил: удовлетворить справедливые требования трудящихся города и возбудить ходатайство перед Крайисполкомом и ВЦИК о закрытие церквей…»[34].

В ответ на решение властей ликвидировать все православные храмы верующие города стали писать жалобы в различные инстанции, в том числе и в Краевую комиссию по культам. Прихожане Воскресенской церкви жаловались в Москву во ВЦИК, и в результате их действий 1 октября 1934 года решение Крайисполкома о ликвидации этого храма было отменено[35]. Однако уже на следующий год Краевым исполкомом вновь принимается решение о закрытии церкви. При этом здание церкви подлежало сносу «согласно заключения специальной технической комиссии». Сам этот документ до наших дней не сохранился[36]. В 1936 году Президиум ВЦИК принимает постановление, которым утверждает решение краевых властей о ликвидации Воскресенской церкви в городе Павлово[37].

Первоначально Воскресенский храм тогда предполагалось снести по причине его аварийного состояния. В справке по данному вопросу, составленной Павловским районным Исполнительным Комитетом 1 октября 1936 года, дана следующая характеристика церкви: «…Здание каменное со сводчатым каменным потолком, имеющее трещины и покосившаяся колокольня». Говорилось, что верующие якобы ремонтировать церковь отказались[38]. В этом же документе сообщалось, что, учитывая исключительную нужду города в жилой площади, Горсовет отдал здание Воскресенской церкви «Промстройтресту» под жилье. К этому времени колокольня церкви практически полностью была разобрана (кроме первого яруса), каменные своды ее были заменены на деревянные перекрытия.

В 1980-е трапезная часть храма была разрушена до основания. В 1992 году был вновь зарегистрирован приход Воскресенской церкви и начались поэтапные восстановительные работы. В период с 1993 по 1999 год были восстановлена алтарная апсида церкви, кровля и купола; проведена реставрация оконных проемов третьего яруса света четверика, а также проведено инженерное обследование и укрепление колокольни новыми бетонными контрфорсами (по проекту, разработанному в ННГАСУ под руководством Г.В.Конакова).

В 1999 году при разработке и реализации проекта воссоздания трапезной части церкви (выполненного в ООО «Проект-3» архитектором-реставратором А. Васильевой) на месте разрушенной трапезной части (для определения точных ее габаритов) были проведены архитектурно-археологические исследования. Одним из результатов проведенного комплексного исследования стало то, что сведения из письменных архивных источников и краеведческой литературы частично удалось проверить археологическими методами. В ходе археологических и натурных изысканий, проводимых параллельно со строительными работами, археологом Ст. М. Дмитриевским были обнаружены находки, уверенно датируемые хронологическим интервалом в границах XVII – XVIII столетий. Кроме этого был зафиксирован значительный слой следов сильного пожара на данной территории, выявлено значительное количество останков из различных погребений, фрагменты иноческого и священнического облачений умерших, а также белокаменные надгробные камни, изготовленные из местного известняка. К сожалению, официальный подробный отчет по данному раскопу не был выполнен.

В раскопе были обнаружены многочисленные погребения, которые позволяют говорить о том, что возникновение церковного погоста на этом месте связано с переводом сюда Воскресенского мужского монастыря. В очерке А. Смирнова сказано, что до официального распоряжения правительства о том, чтобы кладбища обустраивались в удалении от поселений, павловцы хоронили умерших около приходских церквей. В дальнейшем в Павлово появилось специальный большой погост, защищенный рвом и валом, где выросла большая роща деревьев[39]. Человеческие останки, обнаруженные в ходе археологических раскопок 1999 года, были перезахоронены в общей могиле на территории церкви к северу от храма.

В 2003 году НИП «Этнос» был разработан проект зон охраны Воскресенской церкви как объекта культурного наследия.

В 2014 году после восстановления трапезной части церкви, появилась необходимость продолжить реставрацию данного храма, а именно осуществить восстановление шатровой колокольни. Наряду с обмерными фиксационными чертежами 1920-х годов детальный облик ее удалось реконструировать благодаря сохранившимся многочисленным фотографиям, как дореволюционного, так и советского периода.

***

Восстановление Воскресенской церковь имеет следующую хронологию: пятиглавие храма и алтарь восстановлены в 1991–1992 годах, фасады храма были отремонтированы и оштукатурены; трапезная часть восстановлена в 2001–2005 годах из силикатного кирпича с последующим покрытием цементной штукатуркой; двускатная крыша и перекрытие трапезной в виде каркасного лоткового свода выполнены по проекту ООО «Товарищество реставраторов»; главы на четверике позолочены в 2008 году.

фото

Воскресенский храм в с. Павлово. Общий вид с юга. Фото нач. XX века

фото

Вид на Воскресенский храм со стороны пруда. Фотооткрытка нач. XX века

 

фото

Воскресенский храм. Вид с северо-запада. Фото 1920-х годов

 

фото

Воскресенский храм. Общий вид с юга. Фото 1930-х годов

 

фото

Разрушенный Воскресенский храм. Фото 1980-х годов

Дёгтева О.В. Строительная история Воскресенской церкви в городе Павлово Нижегородской области

Воскресенский храм. Общий вид. Проект реставрации ООО АР-групп, 2014 г.

 

 

[1] ЦАНО. Ф. 2714. Оп. 2228. Д. 1а. Л. 98 об.

[2] Там же. Л. 98 об.– 99.

[3] Смирнов А. Павлово и Ворсма, известные стально-слесарным производством села Нижегородской губернии. М., 1864. С. 20.

[4] ЦАНО. Ф. 2714, Оп. 2228. Д. 1а. Л. 101.

[5] Там же.

[6] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 86 (1886 г.). Л.1.

[7] Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви / Репринт. М., 2007. С. 630.

[8] Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в

древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах

в России / Репринт. М., 2000. С. 333.

[9] Зверинский В.В. Материал историко – топографического исследования о

православных монастырях в Российской Империи. Монастыри закрытые

до царствования императрицы Екатерины II. СПб., 1897.  С. 48.

[10] Смирнов А. Указ. соч. С. 21.

[11] ЦАНО. Ф. 2714. Оп. 2228. Д.1а. Л. 98–99; Макарий (Миролюбов), архимандрит. Памятники церковных древностей. Нижегородская губерния. Н. Новгород, 1999.  С. 299–300.

[12] Тополев П. Приходские церкви Нижегородской епархии 1722–1723 гг.

Павловская пятина // НЕВ. 1902.  № 5.  С. 235.

[13] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 553. Д. 509 (1749 г.). Л. 1.

[14] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. Д. 86 (1886 г.). Л. 4.

[15] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 60 (1799 г.). Л. 21об.

[16] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 24 (1804 г.). Л. 27об.

[17] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 300 (1827 г.). Л.142.

[18] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 24 (1804 г.). Л. 27об; Д. 314 (1829 г.). Л. 23;

Д. 34 (1805 г.). Л. 7об.– 8; Смирнов А. Указ. соч. С. 20; Снежницкий А. Адрес–календарь Нижегородской епархии на 1888 год. Н. Новгород, 1888.  С. 689.

[19] Драницын Н.Н. Адрес–календарь Нижегородской епархии

на 1904 год. Н. Новгород, 1904. С. 234.

[20] Макарий (Миролюбов), архимандрит. Указ. соч. С. 467.

[21] Там же.

[22] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 300 (1827 г.). Л. 142.

[23] Смирнов А. Указ. соч. С. 21; Макарий (Миролюбов), архимандрит.

Указ. соч. С. 467.

[24] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 555. Д. 60 (1799 г.). Л. 21об.

[25] Макарий (Миролюбов), архимандрит. Указ. соч.  С. 467.

[26] ЦАНО. Ф. 570. Оп. 556. Д. 314 (1829 г.). Л. 23.

[27] Макарий (Миролюбов), архимандрит. Указ. соч. С. 467.

[28] Там же. С. 459 (см. изображение Преображенского храма).

[29] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 993 (1910 г.).

[30] Там же.

[31] Драницын Н. Н. Указ. соч. С. 234.

[32] ЦАНО. Ф. Р-1765. Оп. 1. Д. 5. Л. 1–1об.

[33] ЦАНО. Ф. Р- 2626. Оп. 1. Д. 1837 (1934 г.). Л.1.

[34] Там же. Л. 2.

[35] Там же. Л. 14, 15.

[36] ЦАНО. Ф.Р – 2626. Оп. 2. Д. 940 (1935 г.). Л. 2.

[37] Там же. Л. 9.

[38] Там же. Л. 8.

[39] Смирнов А. Указ. соч. С. 22.

 

Публикуется впервые

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции