Лопатина Н.А. Крестовоздвиженская часовня в Торжке

5 мая, 2021
  1. Когда построена Крестовоздвиженская часовня?

На восточной стороне площади 9 Января в Торжке, на берегу реки Тверцы, стоит здание в форме ротонды (дом № 4). Это – Крестовоздвиженская часовня. В литературе в датировке её построения имеются разночтения.

Наиболее ранняя публикация со сведениями об этой часовне приводится в книге «Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором» (Тверь, 1861. С 169). Там сказано, что по ходатайству архимандрита монастыря Никанора в 1807 году в ведение монастыря поступила часовня на берегу реки Тверцы, принадлежавшая до этого градской думе, а «в 1814 году, по разобрании сей деревянной часовни, была выстроена настоящая каменная, на другой стороне проезжей дороги». Эту же датировку мы встречаем и в книге И. М. Колосова «Новоторжский Борисоглебский монастырь» (Тверь, 1890. С. 52–53).

В 1913 году вышла книга Ю. и З. Шамуриных «Калуга. Тула. Тверь. Торжок» (с. 68), где авторы внесли ряд дополнений к атрибуции часовни, которая к тому времени была превращена в церковь: «В ведении Борисоглебского монастыря находится расположенная на городской площади около моста небольшая церковка во имя Животворящего Креста. До 1814 года церковь, бывшая до конца XIX века часовней, была деревянной; в этом году [1814-Н. Л.] перестроена из камня. Есть сведения о том, что эту часовню, построенную в память пребывания в Торжке Императрицы Екатерины, строил Львов, автор проекта Борисоглебского монастырского собора». Здесь авторы ссылаются на 57-ю страницу книги «Историческая выставка архитектуры», изданную в год проведения этой выставки в 1911 году, где указываются постройки Н.А. Львова в Торжке: собор в Борисоглебском монастыре и часовня на городской площади. «По-видимому, – писали в своей книге Шамурины, – им была выстроена первая, деревянная часовня, так как принимать участие в сооружении каменного здания он не мог: Львов умер в 1803 году. Таким образом, вопрос о том, кто строил торжковскую часовню, остаётся нерешённым».

К сожалению, мы не знаем, какие основания были у главного комиссара выставки академика архитектуры И.А. Фомина для включения Крестовоздвиженской часовни в список работ Н. А. Львова. В своей книге «Этюды памяти» (Т. 2. 2012) профессор архитектуры Л. В. Андреев отметил: «Каким источником И. А. Фомин пользовался, неизвестно. Других архивных и прочих сведений не найдено. Структура здания, устройство его купольного завершения – всё близко приёмам, свойственным Н. А. Львову. Будем доверять академику Фомину, откуда-то он взял же эти сведения».

В 1961 году вышла в свет монографии М. В. Будылиной, О. И. Брайцевой, А. М. Харламовой «Архитектор Н. А. Львов». Её авторы высказали своё мнение о датировке Крестовоздвиженской часовни: «Вероятно, к концу 1780-х годов относится постройка часовни на городской площади в Торжке. Хотя в литературе часовня связывалась с именем Львова, её принадлежность, а также датировка требуют доказательств. Сведения об авторе и времени постройки были утеряны уже в начале XIX века, как об этом говорится в отношении Новоторжского духовного правления в Тверскую консисторию от 18 ноября 1806 года. В ноябре 1807 года каменная часовня против плавучего моста реки Тверцы, находившаяся с начала своего существования в ведении города, была передана Борисоглебскому монастырю. Можно предположить, что её постройка относится ко времени возведения Борисоглебского собора, ибо в Топографическом и камеральном описании городов и уездов Тверской губернии 1783 года каменная часовня в Торжке ещё не упоминается, а в 1806 году, как указывалось выше, имя её строителя и дата постройки были уже забыты, что свидетельствует о давности её существования. 1814 год, считавшийся иногда датой возведения часовни, является, возможно, временем её перестройки». [1]

Свои выводы и предположения авторы монографии излагают по документам «Дела о часовне, состоящей города Торжка против самого перевоза»[2]. В нём – переписка между Тверской духовной консисторией и Новоторжским духовным правлением по поводу передачи в Борисоглебский монастырь городской часовни, стоящей «против перевоза через реку Тверцу».

Чтобы разобраться в столь скудных и противоречивых сведениях о часовне, которая и ныне стоит на центральной площади Торжка, предлагаю подробно рассмотреть документы этого дела, хранящиеся в Государственном архиве Тверской области.

Из документов мы можем сделать вывод, что инициатором передачи городской Крестовоздвиженской часовни Борисоглебскому монастырю был архимандрит Никанор. С 1803 года он стал строить новую Надвратную церковь. Он планировал возвести её за три года на монастырскую сумму и деньги доброхотных дателей, но к осени 1806 года этот план выполнить не удалось,  в том числе из-за недостаточности средств. Тогда, вероятно, Никанор и решил получить в ведение монастыря часовню, стоявшую на центральной площади на берегу реки у перевоза. Место было бойкое, в часовне у единственного моста через Тверцу можно было собрать достаточно денег для продолжения работ по построению монастырской Надвратной церкви с колокольней.

Никанор написал прошение Тверскому архиепископу Мефодию о передаче Крестовоздвиженской часовни монастырю, а Мефодий, в свою очередь, 18 октября 1806 г. обратился в Новоторжское духовное правление с запросом: когда и кем эта часовня была построена, с чего позволения, на чьё иждивение, каменная или деревянная и по какому праву состоит в ведении градской думы.[3]

Из Торжка Мефодию был послан рапорт, что в Духовном правлении сведений о часовне не оказалось. К рапорту был приложен ответ из Новоторжской градской думы, подписанный городским головой Ефремом Морозовым: «По случаю сгорения документов в бывшие в 1742 и 1766 гг. пожаров сведений о часовне не оказалось, а она каменная, содержится и починяется из общих доходов. В ней имеется главное поклонение Честному Животворящему Кресту Господню и другим иконам, и оные все общественные, а не внесённые кем-либо посторонними, и из обители Борисоглебского монастыря ни одной не находится. Состоит с начала её существования по ведомству градского начальства и по открытии думы под ведением её. Доходы, от неё получаемые, как прежде, так и ныне употребляются на предметы, назначенные от приказа общественного призрения, и от оных даются ответы высшему начальству каждогодно. Оная часовня в ведомстве Духовного правления никогда не была».[4]

Такой ответ градской думы показался тверскому архиепископу Мефодию грубым и оскорбительным, о чём 31 декабря 1807 года из Тверской духовной консистории было сообщено в Тверское губернское правление. И дело приобрело другой оборот. Кто и как воздействовал на городские власти Торжка, мы не знаем. Во всяком случае,  10 октября 1807 года Мефодию из Новоторжской градской думы был послан такой рапорт: «30 сентября сего года градская дума, имея ввиду все общественные имения, с коих получается и составляется градской доход, в числе сих и доход с состоящей на берегу реки Тверцы часовни, приличествующий более быть употребляем на богоугодные заведения, духовному правительству ведомые, а по таковому обстоятельству не желает иметь далее в своем ведомстве в градской думе часовню, и потому определено: часовню ту предоставить в распоряжение и пользу Новоторжского Борисоглебского монастыря, и просит принять оную. Градской голова Ефрем Морозов. 4 октября 1807 г.».[5]

Таким образом, под давлением духовных властей, каменная часовня у перевоза перешла из городского владения в духовное ведомство. 2 ноября 1807 года архимандриту Новоторжского Борисоглебского монастыря Никанору был послан указ из Тверской духовной консистории: принять часовню со всем её имуществом.

В ответном рапорте от 21 ноября 1807 года Никанор сообщал, что он принял каменную часовню, состоящую на берегу реки Тверцы против моста по описи, составленной 18 ноября того же года, в том числе наличными 6 руб. 10 коп. Следует заметить, что тогда же, в ноябре, из Тверского губернского правления в Тверскую духовную консисторию было выслано сообщение о доходах часовни, когда она была ещё городской: в 1803 г. – 76 руб. 91 коп., 1804 г. – 108 руб. 41 коп., 1805 г. – 155 руб. 75 коп., 1806 г. – 167 руб. 97 коп. Было также отмечено, что эти доходы употреблялись «каждогодно на содержание городских богаделен и помещённых в них незаконнорожденных младенцев с присовокуплением на то с превосходством из городских доходов».

К рапорту архимандрита Никанора о принятии часовни была приложена опись часовни. Приводим её текст полностью: «Каменная часовня, состоящая против плавучего моста реки Тверцы, поперёк по течению реки Тверцы на полутора саженях (3, 201 м), в длину на двух саженях (5, 157 м), одном аршине с четвертью. В ней святых образов полуаршинных: Крест животворящий с венчиком серебряным золоченым с тремя камушками, при нём лампада и лампада маленькая стеклянная; Снятие со Креста Господа нашего Иисуса Христа без окладу и венчиков; Положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа без окладу и венчиков; Владимирская Божия Матерь без окладу; Тихвинская Божия матерь без окладу; Святые чудотворцы Борис и Глеб с прочими без окладу на одной доске. Все означенные иконы в иконостасе, золоченом местами. Образ Вседержителя, при нем венчик серебряный позолоченный в киоте золоченом же; Страсти Христовы, при них лампады большая и маленькая медная; Ефрема чудотворца с серебряным позолоченным венчиком; Николая чудотворца: при сих обеих иконах лампада медная. В оной часовне 3 двери, из них 2 железные решетчатые, а третья деревянная со стёклами. Из них одна при входе, а другие внутри».

Решение Тверской духовной консистории о передаче часовни ещё раз подтверждалось указом от 11 декабря 1807 года и рапортом архимандрита Никанора в Духовную консисторию о получении указа от 9 января 1808 года «О подтверждении передачи часовни».

В 1808 году кружечные сборы в этой часовне стали поступать в доход монастыря.[6]

Рассмотренные нами документы показали, что монастырь получил в своё ведение каменную городскую часовню, а не деревянную, как писал через 50 лет после этого события иеромонах Илиодор, а вслед за ним и другие авторы. Подтверждение этому служат документы дела «Столп об отсылке Тверского наместничества в приказ общественного призрения по взятии из поставленного в Борисоглебском монастыре и на пристани реки Тверцы у каменной часовни … вкладных в оное денег»[7]. В частности, там имеется рапорт 1779 года в приказ общественного призрения Тверского наместничества от городничего г. Торжка Петра Петровича Львова и новоторжского магистрата следующего содержания: «Из присланных из сего приказа общественного призрения за поставленных в новоторжском соборе, Борисоглебском монастыре и на пристани у реки Тверцы у каменной часовни ящиков высыпано в оные в 1777 и 1778 гг. вкладных денег: из 1-го – 3 руб. 12 коп. с четвертью, 2-го – 2 руб. 7 коп., 3-го – 4 руб. 13 коп., да собрано в тех же годах в присланную из оного приказа книгу от доброхотодателей 12 руб. 25 коп».

В 1811 году закончилось строительство Надвратной церкви в Борисоглебском монастыре, и Никанор решился на сооружение за счёт монастырской суммы построить новую часовню на площади взамен старой.

Приходно-расходные книги неокладных церковных сумм Борисоглебского монастыря 1813 –1815 годов позволяют нам проследить процесс построения этой часовни. При этом отметим, что в эти же годы, судя по тем же книгам, продолжает функционировать какая-то другая монастырская каменная часовня, «что при реке Тверце», так как кружечные сборы из неё поступают в течение всех лет строительства новой часовни, и они так же, как и другие монастырские суммы, шли на построение новой часовни.[8]

 Итак, в марте 1813 года началась закупка материалов для сооружения бутового фундамента и цоколя новой часовни. В первую очередь закупили 100 ступенных белых разного сорта старицких камней у крестьян Старицкого уезда, известь у крестьян деревни Внуково, у новоторжского купца Фрола Морозова для бута «дикий камень»[9], 150 штук тёса, брёвна, носилки. У крестьянин деревни Божонки было закуплено 100 плах, у купца Григория Мишурина полосового железа 100 пудов для связей, решёток и разных при том поделок. Всего дикого и белого старицкого камня у разных людей в марте было закуплено 329 возов. Было также поставлено 10 тысяч штук кирпича.

25 июля было выплачено 45 рублей новоторжскому мещанину Кирилле Жухину «с товарищи» за сломку ветхой каменной часовни, что при Тверце. Этот документальный факт опровергает сведения, которые сообщал в 1861 году в упомянутой выше книге иеромонах Илиодор, а именно, что снесённая часовня была деревянной, и, судя по по данным приходно-расходной книги, снесённая часовня стояла на том месте, где затем стали возводить новую.

В приходно-расходных книгах за 1813 год от 20 и 25 августа есть запись о выдаче задатка в 10 рублей крепостному человеку помещика села Никольского Новоторжского уезда Леонида Николаевича Львова из деревни Якимова Емельяну Павлову «с товарищи» за сделание бутового фундамента и цоколя под строение новой часовни. Общая же сумма этого подряда составила 250 рублей.

В период сооружения фундамента закупался дополнительно дикий камень, а расплатились окончательно с Емельяном Павловым во второй половине сентября.

Для нас важно то, что фундамент под новую часовню возводили крестьяне из Никольского, родового имения архитектора Н. А. Львова, которому приписывают авторство часовни. И хотя к тому времени архитектор уже ушёл в мир иной, факт участия его крепостных мастеров, которые, возможно, строили Воскресенскую церковь в Никольском-Черенчицах, косвенно свидетельствует о том, что Крестовоздвиженская часовня в Торжке строилась по образцу, во многом аналогичному Воскресенской церкви в родовом имении архитектора селе Ниркольском-Черенчицах.

Главным подрядчиком на строительстве наземной части часовни стал новоторжский купец Фёдор Фёдорович Ананьин, строивший до этого Надвратную церковь-колокольню в Новоторжском Борисоглебском монастыре. 4 января 1814 года ему был выдан задаток как «подрядившемуся сделать вновь каменную часовню на берегу реки Тверцы со всеми к ней принадлежностями и оштукатурить ценою за 575 рублей».

Тогда же, в январе 1814 года, закупается 42 тысячи штук кирпича у купца Клещева, алебастр для баз и капителей у Фёдора Ананьина, толстый тёс для рам в окошки, 40 пудов листового железа. В феврале приобретаются 15 шаек, 4 ушата, 4 пары ведер, 10 носилок, 10 лопат, песок, плахи байдашные, привозят 13 круглых с половиною камней, в марте – 100 пудов полосового железа, известь из деревни Внуково.

В апреле происходит оплата круглого колонного белого камня в количестве 13 штук, закупается железо у тверского купца Светогорова, кирпич у новоторжского мещанина Василия Ивановича Колотилова.

В мае заплачено кузнецу Алексею Клюшину с товарищами за ковку связей и 5 решеток, куплено 6 тонких брёвен для подмосток, закупается известь, песок, кирпич, два десятка драни, гвозди. В мае же заплачено кузнецу Василию Шалаеву за сделание к дверям строящейся часовни 8 железных крюков, выдан задаток Раменской волости крестьянину Абраму Васильеву, подрядившемуся сделать подрешетник на часовню для крыши и в оной же часовне в теплухе сделать окат[10] и опечек[11]. У мещанина Ивана Андреевича Коптина было закуплено 6 сосновых плах, у мещанина Колотилова – подовый кирпич, закуплено 6 дерев сосновых для накату в часовне, тёс, в том числе 4 доски барочного тёсу[12], 4 сосновые плахи для дверей,  40 сосновых плах для подрешетнику. В этом же месяце заплачен аванс плотнику Абраму Васильеву за порешётку часовни под крышу.

В июле к часовне от монастырского собора привезено 600 штук кирпича, 6 возов песку, 6 возов глины, закуплены гвозди, 3 фунта проволоки, известь.

В августе закупается 60 пудов листового железа для покрытия крыши, закуплены известь, половой и подовый кирпич, клей для полуциркульных рам, листовое железо для крыши, оплачено кузнецу Кузьме Клюшину за сделание решетки, мещанину Семену Чернышеву за вкладку брусков на часовне для укрепления железной крыши, мещанину Семену Михайловичу Чернышеву за сделание в часовне в теплухе печи и за настилание кирпичных полов.

В конце сентября оплачено кузнецу Аншутину с товарищами за покрытие крыши часовни железом (работы начались в двадцатых числах августа.).

В октябре оплачено мещанину Василию Никитичу Новгородцеву с товарищи за сделание 4-х решеток в окна к часовне, купцу Степану Сергеевичу Бителеву за вставление стёкол в 6 новых оконниц и в дверь к новой часовне, кузнецу Кузьме Трофимову Клюшину за сделание решетки в теплуху к часовне и к той же часовне за сделание железной трубы и за переделку железной двери, а также за сделание им 20 крюков для укрепления иконостаса в часовне, за 4 петли к стеклянным дверям, к тем же дверям за решетки. И, наконец, 31 декабря 1814 года, выплачивают очередную сумму главному подрядчику на строительстве часовни, Федору Фёдоровичу Ананьину.

Таким образом, мы видим, что в 1814 году наземная часть новой каменной часовни сооружена полностью, крыша покрыта железом, вставлены рамы в шесть окон, навешаны двери, и, что для нас интересно и неожиданно, сооружена печь в теплухе. Это значит, что в южной части часовни было устроено отгороженное помещение с печью, которое в более поздних документах называется кельей. Также важно то, что, оказывается, пол в часовне первоначально был кирпичным.

Весной 1815 года работы на часовне продолжились. 13 мая 1815 года было выплачено 60 рублей новоторжскому мещанину Лазарю Масленикову за сделание нового иконостаса в часовне, 25 мая – 250 рублей крепостному человеку Павлу Степанову помещика Дмитрия Ивановича Ермолаева за позолоту иконостаса. В мае же приступили к оштукатуриванию часовни. Для этого были закуплены материалы для сооружения строительных лесов, а 28 мая был произведён окончательный расчёт с новоторжским купцом Фёдором Фёдоровичем Ананьиным, выполнившим подряд по штукатурным работам.

В августе производятся закупки мела, прозелени, свинцовых белил, яри медянки, кистей для покраски часовни, а 9 сентября происходит выплата дьячку Богоявленской церкви Семёну Андрееву за позлащение креста на часовне. Перечень всех произведённых работ позволяет нам более точно определиться с датой построения часовни: она строилась в 1813 –1815 годах.

 Как выглядела часовня, мы можем судить по фотографии 1867 года. На ней видно, что колонны по периметру часовни были коринфского ордера, а над крышей нижнего свода на южной стороне часовни возвышается печная труба.

В уже упомянутой нами книге иеромонаха Илиодора (1861) есть описание облика часовни: «Около часовни по цоколю 12 колонных столбов, поддерживающих круглый карниз; поверх купола шар и крест железные, позлащённые червонным золотом. В сей часовне, кроме икон посредине иконостаса в овальном кругу с позлащёными лучами стоял Животворящий деревянный восьмиконечный крест с изображением на нём распятого Господа, вышиною в 4 аршина, утверждённый на искусственно составленной из камешков горе, обложенный серебряною позолоченною ризою. В день Воздвижения Честнаго Креста Господня в ней служились молебны и всенощные бдения, совершался 14 сентября утром до звона крестный ход из Борисоглебского монастыря для служения молебна с водоосвящением и совершения литургии».[13]

В 1864 году по инициативе нового архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря Антония у часовни Животворящего креста городской думою было расчищено место и устроен бульвар, или садик. [14] За его благоустройством следила городская управа. Например, в отчёте управы за 1891 год было записано, что в этот год был сделан палисад вокруг Крестовского садика.[15]

Итак, на основе просмотренных нами документов мы можем дать точную датировку периода строительства Крестовоздвиженской часовни. Она сооружалась с 1813 по 1815 год.

  1. Кто автор Крестовоздвиженской часовни?

В документах периода строительства часовни ни разу не упоминается имя автора проекта этого сооружения. На сегодняшний день не найдены проектные чертежи часовни. Были они или нет – неизвестно.  В «Деле о доставлении в Канцелярию тверского гражданского губернатора сведений, имеет ли Новоторжского Борисоглебского монастыря архимандрит Никанор от епархиального начальства дозволения на постройку в г. Торжке против самого перевоза казенной часовни на реке Тверце», есть сообщение Новоторжского Духовного правление от 17 мая 1813 года о том, что «об этом деле в канцелярии сведений не имеется, а потому получал ли архимандрит Никанор на постройку той часовни от тверского епископа Мефодия соизволения – нам не известно».[16]

На основании этой записи делаем вывод, что Никанор начал строительство часовни, не получив разрешения из вышестоящих инстанций.  Было ли им в дальнейшем получено такое разрешение и предоставил ли он чертежи, подписанные каким-либо архитектором – мы не знаем. Но, думаю, это всё же не были чертежи, подписанные Н. А. Львовым, так как Львов скончался в конце 1803 года, а часовню начали строить в 1813-м, да и тот факт, что прежняя часовня на этом месте перешла в ведение монастыря после смерти архитектора, даёт нам право сомневаться в том, что у Никанора «в заделе» был проект именно этой часовни, разработанный Львовым

Но есть несколько косвенных факторов в пользу того, что некие наработки Львова (чертежи и реализованные проекты) были взяты за основу тем архитектором, который составил план и фасад этой часовни и делал деталировку этих чертежей. Кто же это мог быть?

Это мог быть архитектор Андрей Васильевич Фомин. Он с 1782 года, сразу после окончания Академии художеств, стал работать под началом Н. А. Львова. Многие чертежи «львовских проектов» были выполнены А. В. Фоминым. В 1799 году, когда Фомин стал терять зрение, Львов взял себе другого помощника, И. А. Иванова, тоже выпускника Академии художеств. Фомин же стал новоторжским архитектором, думаю, не без помощи Н. А. Львова. Напомню, что именно за подписью А. В. Фомина архимандрит Никанор в 1804 году отправил в Тверскую Духовную консисторию чертежи Надвратной церкви Борисоглебского монастыря. Имя А. В. Фомина встречается в Метрический книгах церквей г. Торжка 1806 – 1817 годов. В них он указан и как новоторжский архитектор, и как новоторжский землемер.

Это мог быть и новоторжский купец Фёдор Фёдорович Ананьин. Он был главным подрядчиком при строительстве Крестовоздвиженской часовни, а до этого – главным строительным подрядчиком при сооружении Надвратной церкви в Борисоглебском монастыре.

Думаю, что именно этих людей надо рассматривать как предполагаемых авторов проекта Крестовоздвиженской часовни. При этом следует учитывать, что они, наверняка, были знакомы не только с «львовскими проектами», но и с их воплощением, в частности, с Воскресенской церковью в Никольском-Черенчицах, родовом имении архитектора Н. А. Львова.  Крестовоздвиженскую часовню мы часто сравниваем с этим храмом, построенном в форме ротонды.

Кто же первым назвал Н. А. Львова автором часовни в Торжке?

Весной 1911 год в Петербурге в здании Академии художеств была открыта «Историческая выставка архитектуры и художественной промышленности». На выставке были представлены все главнейшие течения в архитектуре, начиная с Петра I вплоть до эпохи романтизма. Главным комиссаром выставки был архитектор Иван Александрович  Фомин (1872, Орёл – 1936, Москва). Он, как было написано в предисловии каталога выставки, «совершил громадный труд, в продолжение трёх лет открывая и собирая в различных архивах материалы для выставки». Общество архитекторов-художников, организовавшее выставку, выпустило в 1911 году каталог выставки, составителем которого был И. А. Фомин. В разделе книги, где представлены в алфавитном порядке сведения об архитектора, есть статья о Львове. В ней в перечне построек архитектора названа и часовня на городской площади в Торжке. В книге нет ссылок на источники сведений, поэтому и сама выставка, и книга породила много споров в научном мире.

В своей книге «Этюды памяти» (Т. 2. Торжок-Тверь, 2012) наш земляк, архитектор Л. В. Андреев по этому поводу высказал такое мнение: «Каким источником И. А. Фомин пользовался, неизвестно. Других архивных и прочих сведений не найдено. Структура здания, устройство его купольного завершения – всё близко приёмам, свойственным Н. А. Львову. Будем доверять академику Фомину, откуда-то он взял же эти сведения».

Приведу ещё одно высказывание Л. В. Андреева. В 2012 году я обратилась к нему с вопросом, почему при реставрации 1970-х годов появились отступления от первоначального облика часовни, а именно: не были воссозданы коринфские капители колонн? Лев Васильевич Андреев был одним из разработчиков проекта реставрации часовни. В письме от 13 марта 2012 года он написал мне по этому поводу: «Годы строительства часовни и Надвратной церкви монастыря совпадают, и строили их после смерти Львова. Я объясняю это так: Н. Львов сделал для монастыря проект Борисоглебского собора. Возможно, в это время он сделал «в задел» и два эскизных проекта – Надвратной церкви-колокольни и часовни на площади. Эти проекты хранились в монастыре, но осуществляться стали после смерти автора в 1803 г. И при жизни Львова его объекты (включая и собственную усадьбу) строили другие архитекторы-практики. А уж после его смерти, тем более. Ведущий стройку архитектор по ходу строительства на основе эскизного проекта выполнял рабочие чертежи. Естественно, что в прорисовку деталей он вносил свое понимание. Так что его постройки нельзя полностью считать лично авторскими. (Вы же помните, как было в Райке?). И проект часовни прошёл преломление сквозь понимание ведущего архитектора. Так появились чуждые почерку Львова коринфские капители. Они выше по размеру тосканских, поэтому пропорции колонн изменились, они стали приземистее. Кроме того, колонны ротонды при довольно широком интерколумнии[17] явно имеют недостаточную толщину.  Посмотрите внимательнее – они «как спички».

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? На сегодняшний день мы не знаем автора проекта часовни, поэтому нужны точные и краткие формулировки ответа на этот вопрос, которые не должны людей несведущих вводить в заблуждение о роли Львова формировании архитектурного облика Торжка.

  1. Была ли Крестовоздвиженская часовня надкладезной?

13 апреля 1978 года в газете «Маяк коммунизма» (г. Торжок) была опубликована статья А. Баталовой «Новое о ротонде».[18] Автор статьи, в ту пору студентка Московского архитектурного института участвовала в проходившей в 1973–1976 годы реставрации часовни. А. Баталова пришла к выводу, что в 1814 году новые владельцы каменной часовни «изменили архитектурный характер здания, чтобы часовня приобрела нарядную привлекательность». В то же время она отожествила часовню-ротонду с записью в «Ручном дорожнике» И. Глушкова (1801): «а этот посредине стоящий столб есть бывший прежде прекрасный фонтан», а также с записью в «Генеральном соображении по Тверской губернии 1783 года»: «для пользы и украшения города по случаю употребления всеми жителями в пищу воды из родника, именуемого Здоровцом <…> строится ныне на торговой стороне каменный фонтан, в котором вода трубами действительно уже проведена».[19] В результате анализа этих сведений она пришла к выводу, что   в 1783 году в развитие системы самотечного водопровода возникла и часовня-ротонда как публичный городской фонтан. Отмечу, что этот вывод Баталовой был ошибочным, так как согласно дошедшим до нас планам самотечного водопровода, «на торговой стороне каменный фонтан» (цитата из «Генерального соображения…»), а по цитате из книги Глушкова «посереди стоящий столб…», находились на Торговой площади не на берегу реки Тверцы, а В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ площади. Неправильно определённое Баталовой место фонтана повлекло за собой и следующую ошибку, то, что якобы Крестовоздвиженская часовня была построена  первоначально в 1783 году.

Далее А. Баталова пишет, что «изучение здания в натуре во время реставрационных работ «подтвердило документальные сведения о том, что ротонда в прошлом была общественным водоёмом – публичным каменным колодцем».  Во время исследования часовни в её подземной части на значительной глубине был раскрыт участок с каменной постелистой вымосткой по гравийному слою, которую исследователи посчитали дном водоёма. Был также обнаружен водовод, от которого сохранился обрезок деревянной трубы, уложенной в основание фундамента в сторону реки.

Эти доводы А. Баталовой опровергают сведения из документов периода перестройки в 1903–1904 годы часовни в церковь. В них о подземной части церкви говорится только как о ПОДВАЛЕ, который тогда приспособили под келью, кладовые, а также поставили в нём калориферную печь. Что же до отверстия «с обрезком деревянной трубы, уложенной в основание фундамента в сторону реки», то, на мой взгляд, это был дренажный водоотвод.

Более подробно об обследовании ротонды вовремя её реставрации в 1970-е годы А. Л. Баталова в соавторстве с А. Ф. Касапенко[20] рассказала в статье «Общественный водоём XVIII века в Торжке», опубликованной в журнале «Архитектурное наследство». (1980, № 29. С. 27-32). Эта статья даёт возможность более подробно ознакомиться с аргументацией авторов, а также с процессом реставрации часовни.

Ссылаясь на документы ГАТО, о которых мы писали в разделе о строительстве часовни (см. опись часовни, составленная архимандритом Никанором 18 ноября 1807 года), авторы дают такие размеры часовни, «состоящей против плавучего моста реки Тверцы», и, по их мнению – водоёма XVIII века,: 1,5 сажени по стороне вдоль реки, 2 сажени 1 аршин с четвертью по боковой стороне от реки. В пику авторам статьи заметим, что эти размеры говорят нам о том, что часовня до «перестройки» была скорее прямоугольной в плане, а не круглой, какой она дошла до нас. При этом размеры новой часовни ни по одной из сторон не совпадают с размерами предыдущей. Сами авторы статьи указывают размеры новой часовни: кольцевой массив цокольной наземной части – имеет ширину 2,15 м, внутренний диаметр цокольной части – 6 м, но они почему-то не оговаривают несоответствие размеров старой часовни с новой, перестроенной (по их версии).

Версии о часовне как колодце общественного водоёма придерживалась и один из авторов проекта реставрации часовни, кандидат архитектуры Анна Матвеевна Харламова, которая в «Послесловии» к книге А. Н. Глумова «Архитектор Львов» (М., 1980. С. 192) написала: «Публичный на городской площади фонтан – двенадцатиколонная ротонда, был построен в 1783 году и в том же году была пущена вода».

В том же номере журнала «Архитектурное наследство» (№ 29 за 1981 год, с. 26) была опубликована статья кандидата архитектуры Льва Васильевича Андреева «Историческое ядро Торжка и его главные градостроительные ансамбли», где он датировал Крестовоздвиженскую часовню 1814 годом, с такой припиской: «возможно, бывший водоисточник».  Более подробно свой взгляд на атрибуцию часовни-ротонды он изложил в статье «О влиянии творчества Львова на формирование архитектурно-художественного облика Торжка» (Сб. «Гений вкуса». Вып. 1. Тверь, 2001. С. 137-138). Опровергая версию А. М. Харламовой и А. Баталовой о том, что ротонда была фонтаном, то есть общественным водоёмом деревянного водопровода, он сообщил, что новая часовня строилась одновременно с надвратной церковью-колокольней Борисоглебского монастыря, а закончили строительство в 1811 –1814 годах. При этом он так объясняет обнаружение при реставрации каменной подземной кладки и вымостки: «Что касается ротонды Львова, то она имеет каменную цилиндрическую емкость для воды внутри корпуса ротонды с трубой для сброса излишков воды в реку Тверцу. Приточной же трубы или её следов обнаружено не было. По всей вероятности, это была так называемая надкладезная часовня на источнике. Для полного выяснения вопроса необходимы дополнительные исследования».

Столь противоречивые сведения о дате построения Крестовоздвиженской часовни в Торжке и её назначении побудили меня заняться дополнительными исследованиями. Я просмотрела в Государственном архиве Тверской области документы, которые в своё время, работая над монографией «Н.А. Львов», читала А. М. Харламова, и нашла в дополнение к ним новые.

Кроме того, в 1994 году, при изучении документов, связанных со строительством самотечного водопровода в Торжке, я не нашла подтверждения версии о существовании общественного фонтана или колодца на месте ротонды.[21]

Важно также то, что, судя по приходно-расходный книгам Новоторжского Борисоглебского монастыря 1810-х годов, в одно время со строительством каменной часовни на площади «близ перевоза» в самом монастыре строилась НАДКЛАДЕЗНАЯ ЧАСОВНЯ, а о Крестовоздвиженской часовне в просмотренных мной документах я ни разу не встретила упоминания о существовании какого-либо водоисточника внутри или снаружи этого сооружения, и ни в одном документе она не именуется надкладезной.

Об этом нет никаких упоминаний и в документах, касающихся последующих ремонтов часовни и ей перестройки.

В 1888 году при настоятеле Борисоглебского монастыря архимандрите Макарии III усердием новоторжского купца Е. В. Вавулина[22] часовня была расширена, а в 1889 году внутренний вид её весь обновлён: живопись сделана новая, устроенный в ней иконостас прибавлен, улучшен и вновь вызолочен.[23]

В воспоминаниях Д. Шконова, относящихся к началу 20 века, есть такое описание часовни и территории около неё: «Слева, у самого съезда с моста, тянулась скамья — это была «биржа труда» — здесь всегда можно видеть штукатуров, печников, маляров, предлагавших услуги по частному найму. Рядом — часовня. В часовне находились все атрибуты православного богослужения и горели восковые свечи. Да простит мне читатель некую лирику — было как-то трогательно и уютно. Рядом с часовней был небольшой садик, так его и называли — «У креста». А справа, против часовни, находилась полосатая будка полицейского — единственного, кажется, представителя порядка и охраны на весь город».[24]

Но вернёмся к началу 20 века. В 1903 году в Строительное отделение Тверского губернского правления из Тверской духовной консистории поступил на утверждение проект и пояснительная записка на переустройство Крестовой часовни в городе Торжке в церковь.[25] Предполагалось расширить существующее помещение часовни, для чего планировалось разобрать с южной стороны старые каменные стены для алтаря и возвести арку под купольным сводом, сложить вновь кирпичную стену в линию колонн в 2,5 кирпича с 3-мя окнами и таким образом получить помещение для алтаря шириной 0,760 саж. и длиной по окружности 2,60 саж.– 1,82 кв. саж.. Иконостас предполагалось выдвинуть за арку к середине на 0,9 саж. Его общая площадь составила бы около 3,5 кв. саж., а для церкви осталась бы площадь в 5,00 кв. саж. Из старых существующих стен северной части часовни планировали пробить дверь и заложить новые стенки между колонн, чтобы получить вторую дверь и между ними небольшую паперть. В старых стенках хотели пробить два окна для света и заделать стенки между существующей дверью и колоннами к старой существующей паперти. Для большего света хотели разобрать часть нижнего купольного свода в середине по окружности и заделать его железной кольцеобразной из таврового железа связью. Полы с балками предполагалось сделать новые, а остальную отделку часовни, как внутреннюю, так и наружную, исправить починкою и перетиркою. Все стены планировалось покрасить: внутри масляной и наружные клеевой краской. Должны были починить и покрасить цоколь, перед новою входной дверью сделать каменное крыльцо и железный зонт, крышу починить и покрасить.

Этот первоначальный проект не был одобрен и 23 мая 1903 года отослан для исправления замеченных недостатков епархиальному архитектору А. П. Фёдорову[26]. Судя по этому документу, он и был автором проекта переустройства Крестовой часовни в церковь. Переработанный им проект был рассмотрен и одобрен строительным отделением Тверского губернского правления 26 июня 1903 года. В пояснительной записке к новому проекту было указано, что для переустройства часовни в церковь предполагается помещение существующей при часовне с южной стороны кельи обратить в алтарь, для чего в стене, отделяющей часовню от кельи, пробить два отверстия для северных и царских врат. В помещение часовни, обращенное в церковь, размером вместе с папертью: 4,15х3,45=7,6 кв. саж., можно было бы тогда поместить 114 молящихся. Для отопления церкви предположено было поставить одну голландскую печь в помещении церкви и одну в алтаре. Помещение кельи должны были перенести в существующий ПОДВАЛ, для чего стены подвала нужно было облицевать кирпичом, а в одной из стен пробить отверстие для окна. Келья должна была сообщаться с церковью деревянной лестницей, а снаружи оставалась уже существовавшая каменная лестница [в подвал-Н.Л.]. Этот протокол строительного отделения подписал губернский архитектор Назарин. Присмотр за перестройкой поручался архитектору Тверской консистории А.П. Федорову.

20 августа 1904 года губернским инженером Кошелевым в присутствии настоятеля Борисоглебского монастыря и ответственного техника А. П. Федорова был составлен акт о завершении строительства часовни. В нём констатировалось, что часовня построена правильно, прочно, качественно. Правда, в отступление от проекта вместо постоянной лестницы из алтаря в келью подвального этажа был сделан люк с приставной лестницей, с обеих сторон кельи подвального этажа устроено по кладовой, которые возвышались над уровнем земли на высоту цоколя, вместо показанных в проекте голландских печей отопление устроено калориферное, причем калорифер помещен под самой церковью и перекрыт сводчатым потолком[27].

 Освящена новая церковь была 14 сентября 1904 года в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены. Над её входом была сооружена небольшая деревянная на железном основании звонница с шестью колоколами. В Москве в фирме «Оловянишниковы и сыновья» было заказано шесть колоколов. С севера вход был оформлен пристроенной стеклянной галереей, полы покрыли терракотовой плиткой. В Москве был заказан новый, более богатый и дорогой, иконостас. Перестраивал часовню под церковь подрядчик Иван Тимофеевич Париков, а средства на эту перестройку были даны новоторжской купчихой Еленой Матвеевной Грачёвой-Голузиной в память мужа новоторжского купца Константина Грачёва-Голузина.[28]

Подведём итоги: весь комплекс просмотренных мной архивных документов, относящихся к Крестовоздвиженской часовне, построенной в 1813–1815 годах, позволяет сделать вывод: данная часовня никогда не была ни публичным городским фонтаном, ни публичным каменным колодцем, ни надкладезной часовней. Ещё раз отмечу, что нет никаких подтверждений этой версии и в публикациях об этой часовни в дореволюционных изданиях, и воспоминаниях о Торжке этого периода.

  1. Крестовоздвиженская часовня в советский период

Судьба часовни в советский период сложилась следующим образом. В 1929 году эту церковь-часовню закрыли. В протоколе заседания президиума горсовета от 11 июня 1929 год было записано следующее: «Ввиду того, что в связи с жилкризисом в г. Торжке выявляется нужда в помещениях для культурно-просветительных учреждений, что на большинстве городских избирательных собраниях граждане высказались за закрытие Воздвиженской церкви и часовни Животворящего Креста, что по отдельным учреждениям и предприятиям 3877 трудящихся дали свои подписи за закрытие названной церкви и часовни и за помещение в указанном здании клуба и красного уголка профорганизаций, что при большом количестве церквей в городе, религиозные потребности верующих будут обслужены соседними церквями – Воздвиженскую церковь и часовню закрыть с использованием часовни по соглашению с губоно по музейному подотделу. Постановление объявить соответствующим двум общинам верующих, представив каждой из них 2-хнедельный срок на обжалование».  2 ноября 1929 года была создана комиссия для окончательного закрытия указанных церкви и часовни. [29]

В октябре 1941 года здание бывшей часовни пострадало во время бомбёжек. После войны в деревянной пристройке к каменной ротонде работал продуктовый магазин, а сама ротонда, видимо, использовалась под склад.

В бывшем садике «У Креста» в 1960 году был построен канализационный коллектор, в результате чего садик превратился в дурно пахнущее место. Постановление горисполкома «О ходе строительства канализации в Торжке» было принято в 1959 году.[30] 10 августа 1960 года были утверждены акты гос. комиссии по приёмке главного канализационного коллектора и 2-х станций перекачки в г. Торжке и передачи их в эксплуатацию протяжённостью 9,7 км, таким образом в Торжке состоялся пуск первой городской канализации[31]. При этом первая станция перекачки городской канализации оказалась на центральной площади.

Как сообщалось выше, в 1973 – 1976-е годы была проведена реставрация часовни силами преподавателей и студентов Московского архитектурного института. Автором проекта реставрации была кандидат архитектуры Анна Михайловна Харламова, научным руководителем – профессор Московского архитектурного института, уроженец Торжка Лев Васильевич Андреев. В этой работе принимали участие и студенты этого института. Сами работы проводились Тверской реставрационной организацией.[32]

При реставрации отступлением от первоначального облика часовни стало то, что вместо колонн коринфского ордера были сделаны колонны тосканского ордера, вместо креста над часовней появился флюгер, цокольная часть часовни не была освобождена от позднейших подсыпок грунта.

После реставрации часовня стала использоваться Водоканалом как магазин сувениров, где среди прочего продавалась и краеведческая литература. В 2000 году она была возвращена Борисоглебскому монастырю, стала вновь называться Крестовоздвиженской часовней. Впрочем, функционально на сегодняшний день это монастырская лавка.

В 2004 году у часовни был установлен памятник уроженцу Новоторжского уезда архитектору Николаю Александровичу Львову. Авторы памятника из Твери: скульптор Юрий Петрович Карпенко и архитектор Владимир Петрович Городович.

 К сожалению, при устройстве сквера у памятника Львову не была выведена канализационная станция перекачки (КНС № 1), так что теперь, сидя на скамеечке у памятника самому известному нашему земляку и вдыхая миазмы, исходящие из этого объекта цивилизации, вспоминаются слова песни, услышанной мной в студенческие годы:

Сколько было слов, слов, слов,

Сколько было грации,

Когда мы сидели с тобой вдвоём

У канализации».

 

фотоТоржок. Площадь 9 Января. Крестовоздвиженская часовня Новоторжского Борисоглебского монастыря. Фото Н. А. Лопатиной. 2012 г.

 

фотоТоржок. Вид на Главную Торговую площадь. В центре снимка на переднем плане – Крестовоздвиженская часовня. Фото 1867 г. Место хранения: Всероссийский историко-этнографический музей (г. Торжок)

 

фотоТоржок. Вид на Главную Торговую площадь и Гостиный Двор. В центре снимка над берегом реки Тверцы  в  садике «У Креста» стоит Крестовоздвиженская часовня, построенная в 1813–1815 гг. при архимандрите Борисоглебского монастыря Никаноре

 

фотоПортрет новоторжского купца Фёдора Фёдоровича Ананьина (1770/1772–15.06.1823). Он был главным подрядчиком при строительстве Крестовоздвиженской часовни

 

фотоКрестовоздвиженская часовня, перестроенная в церковь в 1904 году в церковь. Новая церковь была освящена 14 сентября 1904 года в честь святых равноапостольных царей Константина и Елены. Фото П. Ф. Добрынина. 1910-е гг.

 

фотоГлавная площадь г. Торжка в 1917 году. Вид на церковь св. Константина и св. Елены с запада. Фото П. Ф. Добрынина

 

фотоСожженная церковь в г. Торжке. 1943 г. Автор съемки: не установлен. Место хранения: ГАРФ. Ф.7021. Оп.128. Д. 272. Л. 4 об.

 

фотоКрестовоздвиженская часовня с магазином. Фото 1960-х гг. Справа от магазина видна низкая постройка круглой формы – это Канализационная насосная станция (КНС № 1, построена в 1960 г.)

 

фотоТоржок в начале 1970-х. На переднем плане у реки здание круглой формы – КНС № 1.

 

фотоКрестовоздвиженская часовня до реставрации. Фото А. М. Харламовой. 1960–1970-е. Место хранения негатива и плёнки: Гос. музей архитектуры им. А. В. Щусева. // Архитектор Николай Львов. Храмы, дома, усадьбы эпохи классицизма. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Т. 3. М., 2015. С. 67.

 

фотоИлл. из статьи: А. Л. Баталова, А. Ф. Касапенко. Общественный водоём XVIII века в Торжке// «Архитектурное наследство». 1980. № 29. С. 29.

 

фотоКрестовоздвиженская часовня Борисоглебского монастыря в Торжке. Фасад. Обмер и реконструкция А. М. Харламовой. 1977. Бумага, карандаш, тушь. 82,5х60,3. Место хранения: Гос. музей архитектуры им. А. В. Щусева. Поступил от А. Л. Удальцовой в 1998 г.// Архитектор Николай Львов. Храмы, дома, усадьбы эпохи классицизма. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Т. 3. М., 2015. С. 67.

 

фотоКрестовоздвиженская часовня Борисоглебского монастыря в Торжке. План. Обмер и реконструкция А. М. Харламовой. 1977. Бумага, карандаш, тушь. 82,5х60,3. Место хранения: Гос. музей архитектуры им. А. В. Щусева. Поступил от А. Л. Удальцовой в 1998 г.// Архитектор Николай Львов. Храмы, дома, усадьбы эпохи классицизма. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Т. 3. М., 2015. С. 68.

 

фотоКрестовоздвиженская часовня Борисоглебского монастыря в Торжке. Разрез. Обмер и реконструкция А. М. Харламовой. 1977. Бумага, карандаш, тушь. 82,5х60,3. Место хранения: Гос. музей архитектуры им. А. В. Щусева. Поступил от А. Л. Удальцовой в 1998 г.// Архитектор Николай Львов. Храмы, дома, усадьбы эпохи классицизма. Коллекция Музея архитектуры им. А. В. Щусева. Т. 3. М., 2015. С. 69.

 

фотоТоржок. Крестовоздвиженская часовня. 15 мая 2016 г. Фото Н. А. Лопатиной. На снимке (слева направо): Л. В. Навасардян, зав. Мирновской сельской библиотекой, И. А. Бочкарёва, историк, автор книги и статей об архитекторе Н. А. Львове, И. Е. Путятин, профессор МАрхИ, автор книг и статей об архитекторе Н. А. Львове

 

фотоТоржокский район. Село Никольское. Воскресенская церковь в усадьбе архитектора Н. А. Львова. Фото Н. А. Лопатиной. 2020 г.

 

фотоТоржок. 15 мая 2015 года. Открытие «Львовской недели», приуроченной к дню рождения архитектора Николая Александровича Львова. Он родился 4 [15] мая 1753 года. Фото Н. А. Лопатиной


[1] М. В. Будылина и др. Архитектор Н. А. Львов. 1961. С. 20 – 21.

[2]  ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 451.

[3] ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 451. Дело о часовне, состоящей города Торжка против самого перевоза. Л. 1.

[4] Там же. Л. 2-2 об.

[5] Там же. Л. 10.

[6] ГАТО. Ф.. 185. Оп. 2. Д. 639.  Книга приходорасходная церковной монастырской суммы 1808 г.

[7] ГАТО. Ф. 172. Оп. 2. Д. 588.

[8] ГАТО. Ф. 185. Оп. 2.  Д. 648, Книга приходно-расходная церковной суммы Новоторжского Борисоглебского монастыря 1813 года. Д. 649. То же.  1813 года; Д. 650, 651. То же 1814 года. Д. 652, 653. То же 1815 года.

[9] Бутовый фундамент – фундамент, основу которого составляют крупные (до полуметра в поперечнике) неровные куски камня, — главным образом известняка, песчаника, доломита.

[10] Словарь Даля: Окат, окаты вкруг избы, обсыпка для тепла.

[11] Опечек – каменное или деревянное основание печи.

[12] Барочный тёс — доски от барки, сплавного грузового судна, построенного без гвоздей. Такие барки шли с грузом лишь один раз в весеннюю путину, а затем разбирались. Доски использовались как дешевый строительный материал.

[13] Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором» (Тверь, 1861, с 169)

[14] Масленниковы. Книга записи погоды и сообщений по Торжку. – В кн.: Купеческие дневники и мемуары конца XVIII – первой половины XIX в. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН): Памятники исторической мысли, 2007. С. 420.

[15] Тверские губернские ведомости. 1893. № 12. 13 февраля.

[16] ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 487.

[17][17] Интерколумний – расстояние между колоннами в колоннаде.

[18] А. Баталова – дочь А. М. Харламовой, одного из авторов книги «Архитектор Н. Н. Львов»

[19] Генеральное соображение по Тверской губернии, извлечённое из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783 – 1784 гг. – Тверь: Изд-е Тверской губернской земской управы, 1783. Цит. по: «Тверская старина. 1993. № 4-5. С. 104.

[20] Анатолий Касапенко – командир-бригадир студенческого отряда, работавшего на обследовании часовни. Л.В. Андреев также считает, что эта статья на самом деле написана кандидатом архитектуры  А. М. Харламовой.

[21] Н. Лопатина. Самотечный водопровод в Торжке// Тверская старина. 2008. № 27. С. 81-90.

[22] Ефрем Васильевич Вавулин (11.05.1831 – 30.12.1890) – новоторжский купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин, сын купца Василия Михайловича Вавулина ((28.02.1786 – 23.03.1863; потомственный почетный гражданин, купец 2-й гильдии, бургомистр Новоторжского городового магистрата в 1833 ­– 1845 годы) и его жены Анны Ефимовны, ур. Цвылёвой (26.12.1791 – 17.12.1858). Е. В. Вавулин – один из учредителей и почётных членов Новоторжского вольного пожарного общества, пожертвовал обществу 10 тысяч рублей. Высочайшие награды (членам вольных пожарных обществ): 12 октября с.г. пожалованы медали с надписью «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте: … новоторжскому купцу, потомственному почетному гражданину Ефрему Васильевичу Вавулину – золотую// Твер.губ. ведомости.-1888.-№ 87, ч. офиц. – С. 1.

[23] И. М. Колосов. Новоторжский Борисоглебский монастырь. Тверь, 1913. С. 70.

[24] Д. Шконов. Из прошлого города Торжка. – В кн.: Торжок в путевых заметках и мемуарах. –Торжок, 2002. С. 126.

[25] ГАТО. Ф. 466. Оп. 1. Д. 83996 Об утверждении проекта на переустройстве часовни, принадлежащей Новоторжскому Борисоглебскому монастырю в церковь. 26.02.1903­–23.11.1906 гг.

[26] Александр Петрович Фёдоров (18671927) с 1903 года был тверским епархиальный архитектором.

[27] Калориферные печи – в начале XIX века они назывались пневматическими. Впоследствии на стыке веков их стали именовать калориферными. Суть такого отопления сводилась к тому, что в подвале дома ставили большую кирпичную печь, а вокруг нее делали закрытую камеру. Нагретый в печи воздух по специальным воздуховодам подавался наверх — в залы. Ещё в XVIII веке подобные духовые печи и камины сооружал в своих постройках архитектор Н. А. Львов. Он также издал в 1897 году книгу «Русская пиростатика», в которой рассказал об устройстве таких печей. Впоследствии эти печи стали называться «амосовскими» по фамилии генерала Амосова, который устроил такие печи в Зимнем дворце в Петербурге.

[28] ГАТО. Ф. Р-641. Оп. 1. Д. 1433. Денежные суммы и послужной список Борисоглебского монастыря. 1918 г. Л. 1–9. В Ведомости Новоторжского Борисоглебского монастыря 1905 года Е. М. Грачева-Голузина указана новоторжской мещанской девицей (ГАТО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 7).

[29] Заседание президиума горсовета от 2. 11. 1929 г.: О закрытии Воздвиженской церкви и часовни Животворящего креста – создать комиссию. ГАТО. Ф. Р-1382. Оп. 1. Д. 5. Л. 16 об.

[30] АГТ. Ф. 85. Оп. 1. Д. 420. № 44. 30.01.59 Тоже: от 11.02. № 205

[31] АГТ. Ф. 85.Оп. 1. Д. 437. Л. 27 об. № 276 от 10. 08. 1960

[32] АГТ. Ф. 85. Оп. 1. Д. 1058. Протокол № 8 от 16.05.1978. № 21. Об утверждении акта гос. комиссии от 30.01.1978 о приеме в эксплуатацию законченного реставрацией памятника архитектуры 18 века «Ротонда».

 

Публикуется впервые

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции