начало см. ЗДЕСЬ
Церковь Трех Святителей являлась центром и главной достопримечательностью этого района. Вопрос о строительстве приходского храма встал в 1856 г. в связи с активным заселением новой городской территории. Место для него было выбрано на перекрестке двух основных внутренних улиц района – Канатной и Немецкой. Строительство велось в 1859 – 1860 гг. Архитектор – уже известный нам Николай Адамович Фрелих. К этому времени он занимал должность городового архитектора. Из построенных по его проектам зданий нижегородцам хорошо известны два. Это родовспомогательное отделение Александровской богадельни на улице Варварской (Роддом № 1; Варварская, 42) и, расположенный совсем недалеко от места нашей экскурсии, на площади Лядова, бывшей Крестовоздвиженской, Вдовий дом, построенный по заказу предпринимателей Бугровых и Блиновых (пл. Лядова, 2). Надзор за строительством церкви осуществлял архитектор Николай Иванович Ужумедский-Грицевич.
*
Она является одним из немногих сохранившихся в городе образцов «тоновского» русского стиля середины – второй половины XIX в. Первой разновидностью т. н. «русского стиля» был «русско-византийский» или «русско-академический». Сущность его заключается в использовании форм русского средневекового культового зодчества в сочетании с формами византийской архитектуры. Основоположником «русско-византийского» стиля считается архитектор К. Тон, для которого образцами культового зодчества служили московские храмы второй половины XV – начала XVI в. – пятиглавые, кубовидной формы, с крестово-купольным покрытием. Работы Тона рекомендовались в качестве образцов для строительства храмов и государственных учреждений. В архитектуре построенных Тоном зданий сочетаются черты классицизма (симметричность, пропорциональность) и эклектики (дробность и сухость профилировки деталей). В 1838 и 1844 году были изданы альбомы с проектами церквей, автором которых был Тон, для последующего их применения. В периферийных городах было построено много храмов в этом «национально-патриотическом» стиле. Нижний Новгород не стал исключением. Здесь было сооружено несколько церквей такого плана, в том числе Троицкая (1867 г.) на ул. Большой Печерской (не сохранилась), Вознесенская (1866 г.) на улице Ильинской, Сергиевская (1869 г.) на ул. Сергиевской и храм на Немецкой (Славянской).
*
Финансирование строительства велось на средства благотворителя – купца второй гильдии Луки Максимовича Коптева. Храм был освящен в честь Трех Святителей, выдающихся деятелей русской православной церкви, канонизированных митрополитов московских Петра, Алексея и Ионы. Колокольня церкви стала композиционной доминантой, высотным акцентом округи. Она в три раза превышала окружающую двухэтажную застройку. Храм отнесен к памятникам архитектуры областного значения.
*
Далее наш путь будет пролегать по улице Короленко, бывшей Канатной. Она старше Немецкой, начала формироваться уже в 30-е – 40-е гг. и окончательно сложилась к концу 50-х гг. XIX в. Свое название получила от находившихся здесь в первых десятилетиях XIX в. канатных заводов. Обозревая с Канатной церковь Трех Святителей видим при выходе на площадь небольшой деревянный дом на кирпичном полуподвале признанный ценным объектом историко-архитектурной среды (Короленко, 16). Он был построен для мещанина А.Н. Бибихина по проекту 1876 г. Известно, что декор главного фасада первоначально предполагалось выполнить в стиле академической эклектики. Однако надзор за строительством принял уже упоминавшийся архитектор Иван Кузьмич Кострюков, тяготевший к «русскому» стилю. В результате здание приобрело черты, характерные для народного зодчества. Главный фасад завершается треугольным фронтоном со сдвоенным окном в его тимпане. Окна обрамлены наличниками, имеют филенчатые ставни и завершаются сандриками с несложными накладными деталями растительного и геометрического орнамента в поле под сандриками. Выпуски бревен по углам обработаны филенчатыми лопатками, «несущими» несложный фриз. По уровню низа окон распложена доска подоконного карниза. При лаконизме и скромности декора, здание имеет очень удачные пропорции и является интересным представителем «национального» стиля в городском деревянном зодчестве. Необходимо отметить высокую сохранность деталей, в частности, почти повсеместно утраченных в районе филенчатых ставень. По некоторым сведениям, требующим уточнения, в доме останавливался выдающийся русский писатель Леонид Андреев.
*
Рядом с домом Бибихина по той же стороне видим двухэтажный деревянный на каменном цоколе дом, построенный по проекту 1891 г. для вдовы титулярного советника А.К. Скворцовой (Короленко, 18). Автор проекта, как и в ряде других случаев, не установлен. Надзор за строительством принял архитектор Николай Дмитриевич Григорьев. Здание оказалось выполнено с некоторыми отступлениями от проектного чертежа. В частности, это коснулось декора главного фасада. Его детали предполагалось выполнить в стиле академической эклектики, однако в реальности они приобрели некоторые черты, близкие к мотивам народного зодчества. Центральная часть выделена лопатками и завершена треугольным фронтоном со слуховым окном в тимпане. Аналогичными лопатками обрамлены и углы здания. Над лестничной клеткой по оси симметрии здания расположен массивный четырехугольный световой фонарь. В центральной части фасада устроено парадное крыльцо с тремя дверями. Навес, ранее имевший форму треугольного фронтона, сейчас – односкатный. Окна обрамлены наличниками, украшенными элементами сквозной и накладной резьбы. В поле под сандриками резные накладки геометрического орнамента. Сами сандрики «поддерживаются» парами резных кронштейнов. Венчающий карниз состоит из фризовой доски, украшенной накладной резьбой, и ряда ритмически расположенных резных кронштейнов, «несущих» вынос кровли. Архитектура дома типична для деревянных построек эпохи развитой эклектики. Дом имеет удачные пропорции, интересные элементы резного декора, производит впечатление капитальности и добротности. Обращает на себя внимание световой фонарь – один из немногих сохранившихся до наших дней. Здание отнесено к ценным объектам историко-архитектурной среды.
*
Почти всю противоположную сторону улицы от перекрестка со Славянской до перекрестка с улицей Новой занимает усадьба Лемке, имеющая мемориальное значение и высокие архитектурные достоинства строений, являющихся типичными образцами академической эклектики второй половины XIX в. Все здания, выходящие на красную линию имеют два этажа и выполнены из дерева Усадьба интересна уже тем, что остается одной из немногих, сохранивших свои границы. Первоначально в этом районе основным был усадебный тип расположения зданий. Территория состояла из домовладений, представлявших собой большие участки: огород, сад, хозяйственные постройки, флигели, которые по размеру часто не отличались от домов. Последние чаще располагались в глубине, но и по красной линии тоже. С течением времени усадебные участки стали делиться, размеры домовладений быстро сокращались, застройка уплотнялась, превращалась в брандмауэрную. Поэтому усадьба, сохранившая свою территорию, стала редкостью. Показательно общественное положение владельца. На рубеже XIX – ХХ вв. продолжал меняться социальный состав населения района. Эта эпоха отмечена появлением среди его жителей представителей технической интеллигенции. Одним из них был гражданский инженер Владимир Максимович Лемке, запроектировавший для себя эту усадьбу.
*
Центральное строение на углу Славянской и Новой относится к 1891 г. (Короленко, 11/21). Оно является типичным примером деревянного дома, копирующего модное направление архитектуры каменных зданий. В данном случае таковым выступает академическая эклектика. Здесь есть искусственно выполненные в дереве детали, свойственные оштукатуренным зданиям, – пилястры, наличники с колонками, карниз с кронштейнами и меандровым поясом. Все работы, отличающиеся высоким качеством, очевидно, выполнялись хорошими мастерами под руководством автора проекта. Деревянных домов в стиле академической эклектики, по сравнению с кирпичными, было немного, однако, архитектура их была не менее разнообразной и выразительной.
*
К этой же усадьбе относится следующий дом по улице Новой (№ 23), так же два дома по Короленко. Первый из них по ходу нашего движения (от Славянской в сторону ул. Белинского) связан с именем писателя Максима Горького (Короленко, 11). В начале 1895 г. после первого выступления в большой литературе Алексей Пешков (М. Горький) уехал из родного города с рекомендацией писателя В.Г. Короленко в Самару для работы в местной газете. Возвращение было связано с открытием в 1896 г. в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки. Крупная газета «Одесские новости» пригласила его вести репортажи с выставки. Одновременно он получил предложение стать постоянным сотрудником газеты «Нижегородский листок». С этого времени начался новый, довольно длительный, период жизни писателя в Нижнем Новгороде. В том же году состоялась его свадьба с Екатериной Павловной Волжиной. Молодожены на первых порах сняли квартиру в небольшом домике Гузеевой на Вознесенской улице (Нижегородская, 12). В начале 1897 г. они некоторое время жили в Тихом переулке, около Полевой (дом не сохранился), а затем переехали во флигель дома Большаковой на Ильинке (№ 68). После ряда переездов Пешковы в конце 1898 г. нашли удобную квартиру в доме Курепина на Полевой (М. Горького, 82). Этот дом находиться совсем недалеко от Канатной, у выхода улицы Горького на одноименную площадь (напротив здания ГУВД).
*
В марте 1900 г. квартира на Полевой была оставлена. Весну и лето Горький провел на юге, а осенью семья Пешковых поселилась в новом доме Лемке. Их квартира из шести комнат находилась на втором этаже. Комната с выходом на балкон была приемной и библиотекой писателя, к ней примыкал кабинет. Время, прожитое здесь, богато большими и важными событиями в жизни писателя: написана «Песня о буревестнике», первая пьеса Горького «Мещане», начата работа над пьесой «На дне», закончена повесть «Трое». С конца 90-х гг. имя Максима Горького становится широко известным в стране, у него завязываются личные связи с деятелями литературы, искусства в Москве и Петербурге, куда он все чаще выезжает по своим литературным делам. В доме на Канатной у Горького бывали писатели Н.Г. Гарин-Михайловский, Скиталец (Степан Петров), Леонид Андреев, Иван Бунин, известный критик, редактор журнала «Русское богатство» Н.К. Михайловский, режиссер В.И. Немирович-Данченко, выдающийся художник М.В. Нестеров, близкий друг писателя певец Федор Иванович Шаляпин. Дом стал своеобразным культурным центром Нижнего Новгорода, каждый день здесь собирались друзья: врачи и адвокаты, учителя и писатели.
*
«Летними вечерами, – вспоминает Н.С. Николаев, – к дому Лемке на Канатной, пахнувшей провинциальными запахами пыли и зелени, нагретой солнцем и теперь остывающей, тянулась молодежь. Зачем? Во-первых, всегда приятно было лишний раз случайно хоть увидеть любимого писателя, может, выйдет на балкон. Во-вторых, в этом доме собиралось много тогда интересных людей нижегородских…, пел Шаляпин. Стояли по часу, по два… Потом из открытых окон вылетал удивительный бас, растекался над тихой улицей, и она отвечала ему горячими рукоплесканиями молодежи»[1].
*
С конца 90-х гг. развернулась активная общественная деятельность писателя в родном городе. Он участвовал в работе демократических клубов Всесословного и Коммерческого. С 1 октября 1901 г. Горький – пайщик газеты “Нижегородский листок”. Он идейный руководитель, редактор и один из основных авторов книгоиздательского товарищества “Знание”. По инициативе Алексея Максимовича силами местной городской интеллигенции, студенчества устраивались бесплатные елки для детей городской бедноты (в 1900 г. и 1901 гг. елки проходили при личном участии писателя, затем вошли в традицию и устраивались без него), бесплатный каток, создавались учебные наглядные пособия для народной школы и т.п. Горький принимал участие в работе местных просветительных и иных обществ («Секция гигиены и воспитания», «Общество распространения начального образования в Нижегородской губернии», “Общество помощи учащимся женщинам” и др.), организовывал литературные чтения, лекции с приглашением в город известных людей. Он помог в 1901 г. организовать курсы по проведению подвижных игр на воздухе для детей бедноты – пригласил из Москвы популярного специалиста в этой области Филитиса, который жил у Горького в период работы курсов. По инициативе «Общества распространения начального образования», активными членами которого много лет состояли Пешковы, в 1900 г. состоялась закладка здания «Народного дома». Предполагалось, что он станет центром культурно-просветительной деятельности. Существенную помощь в изыскании средств для строительства оказали Горький и Шаляпин (ул. Белинского, 59; Театр оперы и балета; здание перестроено). В 1901 г. при участии Горького была организована чайная-клуб для городской бедноты, прозванная «Столбы» (ул. Кожевенная, 11). Здесь была библиотека-читальная, амбулатория, столовая, в воскресные дни проходили литературные чтения, лекции, концерты.
*
В эти годы Горький поддерживал связь с революционно настроенной молодежью. Находясь в марте 1901 г. в Петербурге он, по заказу Нижегородского комитета РСДРП, приобрел мимеограф для печатания прокламаций. Об этом стало известно в департаменте полиции. В ночь с 16 на 17 апреля 1901 г. на квартире Пешковых был произведен обыск, а сам писатель арестован и заключен в острог (сейчас пл. Свободы). Кроме приготовления к печатанию прокламаций, были выдвинуты обвинения в участии в нелегальном студенческом кружке и в сочинительстве противоправительственных документов. Однако виновность не была доказана (мимеограф не был найден). Под давлением общественного мнения через месяц Горький был освобожден и переведен на квартиру под домашний арест. В дом Пешковых хлынул новый поток гостей – из Москвы, Петербурга, Крыма. В эти дни здесь побывал А.П. Чехов с женой О.Л. Книппер.
*
В октябре писателю было объявлено, что ему запрещается жить в Нижнем Новгороде. В качестве места ссылки был определен уездный город Арзамас Нижегородской губернии. 7 ноября 1901 г. Пешковы покинули дом на Канатной и выехали в Крым (по разрешению властей для лечения). Проводы на вокзале вылились в политическую демонстрацию – первую в истории города. Участники выразили свой протест против преследования писателя царским правительством.
*
Дом был построен в конце 1898 – начале 1899 г. Это двухэтажная деревянная постройка на кирпичном цоколе. Над дверью главного входа со стороны улицы – балкон, на втором этаже с южного фасада – веранда на деревянных столбах. Окна обрамлены наличниками, которые на втором этаже завершаются фронтонами. Углы здания и центр оформлены пилястрами. В основном дом сохранил свой облик, однако имеются и заметные переделки, так как дом неоднократно ремонтировали. Изменена форма крыши, которая из покатой стала плоской, убрано чердачное окно. Сняты две веранды с северной стороны дома. Вместо входной двери сделано окно для кухни. Уничтожены фронтоны главного фасада, изменена форма карниза. Резные ограждения балкона заменены, иной стала внутренняя планировка комнат.
*
Здание между домом, в котором жил Горький и центральным строением усадьбы связано с именем другого известного русского писателя Владимира Галактионовича Короленко (Короленко, 11а)[2]. После сибирской ссылки, куда он попал за участие в студенческих выступлениях, ему было запрещено жить в столичных городах и Петербургской губернии. Местом жительства был избран Нижний Новгород, где писатель провел более десяти лет своей жизни, с 1885 по 1896, когда ему было предоставлено право на «повсеместное жительство в империи». Сюда он перевез своих близких: мать и сестру с ребенком. Здесь началась его семейная жизнь. В январе 1886 г. в Троицкой церкви на Большой Печерской он обвенчался с Евдокией Семеновной Ивановской. Первое время приходилось часто менять квартиры, пока, наконец, семейство Короленко не въехало в дом Лемке на Канатной. Здесь писатель прожил самое продолжительное время: с 27 сентября 1888 г. по 7 января 1896 г.
*
«Живем мы на окраине Нижнего, – писал Владимир Галактионович, – в одной из тех улиц, которые открываются одним концом в пустыри и поля, – другим уходят к городу; наша квартира в верхнем этаже (внизу живут Лошкаревы [семья сестры] и мать). Из моих окон видна церковь в нескольких сотнях шагов от нас [Трех Святителей], затем сады и дома Нижнего, а вдали полоска Оки и заокские луга и поля»[3].
*
В Нижнем Новгороде вокруг В.Г. Короленко быстро сложилась обширная группа друзей и единомышленников. В квартире на Канатной собиралась самая пестрая публика: учителя, врачи, капитаны пароходов, юристы, писатели, представители земства. Среди последних – А.А. Савельев и А.С. Гациский, – видные общественные деятели Нижнего Новгорода.
Зарабатывал на жизнь Короленко журналистикой. С его именем связывают начало подлинной гласности в Нижнем. До его появления на весь обширный нижегородский край был один корреспондент. Новый репортер начал активно издаваться в казанском «Волжском вестнике», освещавшем жизнь Поволжья, в «Русских ведомостях», солидной московской газете, в журнале «Русская мысль» и др. Как правило, его корреспонденции носили обличительный характер. Он «распахивал форточки» и впускал свежий воздух новых идей в удушливую атмосферу провинциального города. За одиннадцать лет им было написано свыше ста газетных статей о нижегородской жизни, не считая заметок в журналах и других изданиях. Нижегородский край давал богатейший материал для публицистической деятельности Короленко, а она, в свою очередь, оказывала огромное воздействие на жизнь края.
Короленко был участником целого ряда обществ, ставящих перед собой благотворительные и просветительные цели. При его содействии известный в Нижнем Новгороде Всесословный клуб превратился в крупное культурное учреждение, а его библиотека стала подлинной гордостью города. По инициативе писателя в городе было открыто первое в России астрономическое общество, работой которого впоследствии восхищались Горький и К.Э. Циалковский. В 1891 – 1892 гг. Короленко участвовал в организации помощи голодающим крестьянам Нижегородской губернии.
*
17 октября 1887 г. стараниями А.С. Гациского была открыта Нижегородская губернская ученая архивная комиссия, сыгравшая огромную роль в развитии общественно-культурной и научной жизни города. Уже на втором заседании ее членом был избран Короленко. Он с кипучей энергией включился в работу комиссии, углубился в разбор, описание и исследование архивных материалов. Результатом стало появление целой серии исторических очерков.
*
В этом доме произошла первая встреча молодого Алексея Пешкова с уже известным писателем Короленко. В 1889 г. Пешков вернулся в родной город после пятилетнего пребывания в Казани. С собой он привез тетрадь стихотворений и поэму. Первые литературные опыты решил показать Владимиру Галактионовичу. Морозным декабрьским днем он пришел сюда на Канатную. «На панели, перед крыльцом, умело работал широкой лопатой коренастый человек в меховой шапке страной формы, с наушниками, в коротком, по колени, плохо сшитом тулупчике, в тяжелых вятских валенках.
Я полез через сугроб прямо на крыльцо.
– Вам кого?
– Короленко.
– Это я.
Из густой курчавой бороды, богато украшенной инеем, – писал позднее А.М. Горький, – на меня смотрели карие, хорошие глаза… Опираясь на лопату, он молча выслушал мои объяснения причин визита, потом прищурился, вспоминая.
– Знакомая фамилия…
… В маленькой угловой комнатке, окнами в сад, тесно заставленной двумя рабочими конторками, шкафами книг и тремя стульями, он, отирая платком мокрую бороду и перелистывая мою толстую рукопись, говорил:
– Почитаем!…»[4].
Затем осторожно, щадя самолюбие автора, но строго, В.Г. Короленко разобрал поэму, указал на недостатки. После этого Пешков два года ничего не писал. Однако связь с Владимиром Галактионовичем сохранилась. Жизненная ситуация у молодого писателя была сложной. В конце 1893 г. для проживания ему пришлось снять старую баню в саду священника Полежаева, которая зимой основательно промерзала. Место, где когда-то стояла баня находиться в этом же районе, между Лютеранским кладбищем, от которого начался наш путь, и улицей Горького (бывшей Полевая), в районе перекрестка улицы Решетниковской и Гранитного переулка. В то время здесь пролегал большой овраг с дамбой для перехода, на склон оврага выходил запущенный сад священника. В «поповой бане» написаны были «Дед Архип и Ленька», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Однажды осенью» и другие рассказы. Большую помощь, поддержку писателю оказал в это время В.Г. Короленко. Он способствовал публикации «Челкаша» в известном тогда толстом журнале «Русское богатство» (1895 г.) и тем самым ввел М. Горького в большую литературу. Короленко посоветовал ему покинуть Нижний Новгород для серьезной работы в «Самарской газете» и снабдил рекомендациями.
В целом о значении для города фигуры В.Г. Короленко говорит емкая характеристика, данная Горьким, который назвал этот период в истории Нижнего Новгорода «эпохой Короленко».
*
Внешний вид деревянного двухэтажного на каменном фундаменте дома, где жил Короленко, почти не изменился со времен писателя. Здания на Канатной (Короленко), связанные с именами известных русских писателей, сейчас отнесены к памятникам истории федерального значения, а центральный дом усадьбы Лемке к памятникам архитектуры областного значения.
*
Обозревая усадьбу, вспоминая ее историю, мы оказались на перекрестке улиц Короленко и Новой. Это историческое ядро всего района – две самых старых улицы. Новая к 1848 – 1849 гг. оформилась почти полностью на пространстве от Новой площади (теперь пл. Горького) в сторону будущей Напольно-Монастырской. По той же стороне Новой, где расположена усадьба Лемке, ближе к площади Горького, увидим дом, который привлекает внимание всех проходящих своими эффектными формами. Это дом известного нижегородского архитектора Павла Антоновича Домбровского, выстроенный по его собственному проекту в 1899 – 1900 гг. (Новая, 31). В архитектуре здания прослеживаются первые признаки модерна в деревянном зодчестве города рубежа веков. В первоначальном проекте декоративное оформление фасада с двумя эркерами с башенками несло на себе печать эклектики. В процессе строительства в проект были внесены изменения. Под эркерами возникли мощные кронштейны, появился имитированный фахверк, и, если бы не кружевные узоры на карнизе, здание можно было бы отнести к одной из первых деревянных построек в стиле рационального модерна. Более последовательно черты этого стиля были реализованы Домбровским в хорошо известном нижегородцам здании на Варварской (№ 32). Это Дом трудолюбия, построенный по проекту 1903 г., отличающийся криволинейными формами обрамлений входа, окон, лестничной клетки, характерными для модерна (теперь здание Нижегородполиграфа; внешний вид значительно исказился после надстройки двумя этажами).
*
Противоположная сторона улицы Новой до недавнего времени представляла собой сплошную череду разнообразных по своему архитектурному решению одно-, двухэтажных, в основном деревянных домов, причудливо сочетающих элементы разных стилей XIX – начала ХХ в. Чуть ближе к площади, по сравнению с домом известного архитектора, видим хороший образец жилого здания конца XIX в. Спокойные монументальные пропорции отличают его главный фасад (Новая, 34а).
Прямо напротив дома Домбровского – одноэтажное здание, отличающееся скромной архитектурой классицистического характера. Обращает на себя внимание интересное решение деревянных кронштейнов, поддерживающих навес над входом (Новая, 30). Здесь в течение ряда лет останавливался у родственников известный ученый, исследователь Арктики и Антарктики П.А. Гордиенко. В 1948 г. с тремя полярниками он достиг Северного полюса и замерил там глубину океана. Это были первые люди, неоспоримо добравшиеся до Северного полюса пешком по арктическому льду.
Во время подготовки данного материала к публикации стало известно, что дом № 30 по улице Новой уничтожен, местонахождение мемориальной доски неизвестно. Действительно, что нам эта Арктика и ее исследователи? Есть ли она вообще? Кто ее видел? Может быть, ее и нет вовсе. А вот земля в центре Нижнего Новгорода есть…
*
Возвращаясь к улице Короленко, обратим внимание на изящно выполненный штукатурный и лепной декор в духе академической эклектики с элементами модерна дома № 24.
Отрезок улицы Новой между улицами Короленко и Белинского сохранился гораздо хуже. В печальном состоянии пребывает здание на углу Короленко и Новой. А между тем, это ценный объект историко-архитектурной среды (Короленко, 22/18а). Постройка дома относится к первоначальному этапу освоения района (середина XIX в.). Следов застройки этого периода сохранилось мало. В 1887 он принадлежал нижегородскому мещанину А.М. Свешникову. По проекту этого года к нему был пристоен дополнительный объем. Надзор принял архитектор Н.Д. Григорьев. По некоторым сведениям, в каменной части дома находилась пекарня, в деревянной угловой – лавка.
*
Значительная часть пространства Новой от Короленко до Белинского уже застроена новыми домами, кардинально изменившими «лицо» улицы. Этот процесс активно развивается. В частности, продолжают исчезать одноэтажные деревянные дома с тремя окнами и фронтоном по фасаду, напоминающие о периоде первой половины – середины XIX в. Напротив недавно уничтоженного строения такого типа по четной стороне улицы Новой сохраняется дом горбатовской мещанки Н. Богдановой, построенный по проекту 1857 г. уже упомянутого выше Н.И. Ужумедского-Грицевич (Новая, 13). Как наиболее известное произведение архитектора в Нижнем Новгороде можно отметить дом Улыбышевых-Садковых на углу Большой и Малой Покровских улиц (№ 59). Дом Богдановой обладает пропорциями, свойственными эпохе образцового проектирования, и является типичным примером здания, относящегося к раннему этапу освоения района.
*
Данный фрагмент, как и вся улица в целом, а также оставшийся отрезок улицы Короленко, хорошо представляют последний этап дореволюционной застройки района и сложившуюся в результате архитектурную ситуацию, которая в общих чертах дошла до наших дней, зачастую, правда, в искаженном и упрощенном позднейшими перестройками виде. В период 1880-х – 1917 гг. дома строились в основном двухэтажные, в том числе и расположенные во дворах флигели. В стилистическом отношении это наиболее плодотворный период, когда отразилось большинство архитектурных направлений. Это и академическая эклектика, и ретроспективизм с романтическими формами, и элементы модерна. Фасады часто имели строгое членение вертикальными тонкими лопатками и горизонтальными тягами по линии окон и имитировали фахверк. Иногда в таких случаях над окнами устраивались разгрузочные арочки, подшивной карниз большого выноса поддерживался кронштейнами. Пример такого дома совсем недавно перестал существовать на улице Новой (№ 12). Характерны эркеры, которые почти всегда заканчивались островерхим шатром со шпилем или кованной решеткой. Многие шатры, игравшие роль второстепенных высотных доминант, были ликвидированы в процессе позднейших перестроек.
*
Вот флигель, построенный для крестьянина П.Н. Перевезенцева по проекту 1910 г. не раз упомянутого Н.Д. Григорьева (Новая, 9). Дом украшает эркер на консолях с парой гирек-висяг, расположенный над парадным входом. Архитектура дома типична для начала ХХ в. и находит многочисленные аналоги в кварталах, возникших за улицей Белинского в 1910-х гг. Например, дом № 21 по улице Дунаева (бывшая Юрьевская). Николай Дмитриевич Григорьев долго и плодотворно работал в Нижнем Новгороде, и его деятельность тесно связана с нашим рассказом. В частности, им был возведен в 1880-х гг. усадебный комплекс В.М.Бурмистровой, где также присутствуют два эркера, на пересечении Жуковской (теперь Минина) и Провиантской улиц. Сейчас в этом здании Литературный музей М. Горького (Минина, 26). В 1893 г. Григорьевым было запроектировано здание редакции газеты «Нижегородский листок» на углу Большой Покровской и переулка Грузинского (по другую сторону от здания Госбанка), где с 1896 по 1902 г. работал М. Горький (Б. Покровская, 24). Архитектор участвовал в 1881 – 1883 гг. в разработке генерального плана развития Нижнего Новгорода, в разбитии на кварталы новых районов города, осуществлял земляные нивелировочные работы в районе улицы Белинского.
В последний период дореволюционной застройки продолжалось строительство домов с ориентацией на национальные традиции. Декор включал наличники с богатой сквозной, иногда глухой, резьбой, резные венчающие карнизы с кронштейнами. Если дом был двухэтажный, то делались и межэтажные карнизы иногда с резными вставками и накладками, декоририровались межоконные простенки, пилястры, лопатки и др. Украшались чердачные окна, фасады мезонинов, дымники.
*
Оставшийся отрезок улицы Короленко от Новой до Белинского представляет значительный интерес, особенно его четная сторона (левая по ходу нашего движения), которая пока обошлась без существенных потерь. Живописная череда деревянных домов оставляет ощущение ушедшей эпохи, особенно по выходным, когда на время смолкает звук ведущегося кругом строительства и престают громыхать обслуживающие его грузовые автомобили. Здесь следы типового строительства, «русский стиль» и модерн, имитация фахверка, резьба, ставни, фронтоны и эркеры. На противоположной стороне улицы представляет интерес дом Щелукиной, построенный в 1911 – 1912 гг., автор не известен (Короленко, 17). Это единственный пример, на пройденном нами пути, сохранившегося декоративного шатра с кованой решеткой.
*
Привлекает внимание всякого проходящего одноэтажный с двумя мансардами дом И. Шапошниковой (Короленко, 34а). Он представляет собой яркий пример деревянного модерна. Интересное объемно-пространственное решение, живописный ассиметричный фасад, высокие фронтоны, криволинейные формы декора резко выделяют здание на фоне окружающих симметричных плоскостных фасадов, преобладавших в архитектуре академической эклектики. Снова встречаемся с имитацией фахверковых конструкций стен. Распространению этого приема способствовали дешевизна и простота работ, возможность использования короткомерных брусков и досок.
*
Ближе к концу улицы, по той же стороне видим еще один дом, связанный с жизнью Алексея Максимовича Горького (Короленко, 42). Это один из домов, в которых прошло детство писателя. Многим хорошо известен «Домик Каширина» в Нижнем Новгороде на Почтовом (ранее – Успенском) съезде, в котором организован музей. Туда, в дом деда Василия Васильевича Каширина, владельца кустарной красильной мастерской, известного в ремесленной среде города цехового старшины, приехал в 1871 г. из Астрахани трехлетний Алеша вместе с матерью Варварой Васильевной. К 1873 г. старик Каширин, уступая настояниям детей, произвел раздел с сыновьями. Дом на Успенском съезде был оставлен Якову, Михаил уехал в заречную слободу за Окой, в Канавино, сам же Василий Васильевич с женой Акулиной Ивановной и внуком Алексеем поселился в большом доме с кабаком в нижнем этаже на Полевой (М. Горького) улице. Этот дом находился совсем недалеко отсюда, почти напротив выхода Канатной на Полевую. Он был соседним с домом, который мы упоминали, где Горький позднее жил с семьей в 1898 – 1900 гг. (М. Горького, 82). Сам дом «с кабаком» не сохранился. Он находился примерно на месте, занимаемом теперь домом № 140.
*
Всего несколько месяцев, может быть, около года, жили Каширины на Полевой. Дом был вскоре продан кабатчику, а Каширин с женой и внуком переехал в новый, приобретенный им дом на соседней Канатной улице. «Намощенная, заросшая травою, чистая и тихая, она выходила прямо в поле и была снизана из маленьких пестро окрашенных домиков» – писал позднее Горький. Это был последний собственный дом Каширина. Наступившее вскоре разорение старика лишило его навсегда домовладения. В повести «Детство» дано описание внешнего вида дома Кашириных: «…его фасад окрашен теплой и спокойной темно-малиновой краской; на нем ярко светились голубые ставни трех окон». Дом деревянный одноэтажный, на каменном полуподвале, постройки первой половины XIX в. Окна по главному фасаду и одно окно с южной стороны обрамлены наличниками. Очелье наличников украшено прорезной резьбой со стилизованным изображением солнца. Таков же характер нарезок карнизов. Углы здания оформлены филенчатыми пилястрами. Позднее он подвергся перестройке, что изменило его фасад – он стал иметь пять окон вместо трех. Здесь в 1876 г. вторично вышла замуж Варвара Васильевна Пешкова. Из этого дома Алеша ушел учиться в Ильинское училище на Большой Ямской улице (так назывался отрезок современной улицы Ильинской). Каширины жили в этом доме недолго: уже к концу 1877 г. Алеша Пешков жил в Сормове, у отчима Максимова, который служил на заводе.
*
Мы подходим к концу нашей экскурсии. Следует заметить, что деревянная архитектура исследованного нами района представлена не только зданиями XIX – начала ХХ вв., но и более поздними, отражающими, впрочем, тоже уже далекую для нас эпоху. Так, в глубине квартала Белинского – Студеная – Славянская – Тверская сохраняется добротно сделанный и архитектурно интересный образец типового многоквартирного деревянного жилого дома послевоенного периода (Студеная, 58а). Центральная часть по линии фасада украшена треугольным полуфронтоном. Окна оформлены рамочными наличниками.
*
В 50-е гг. ХХ в. была построена группа деревянных двухэтажных домов, большинство из которых не сохранились. Многие из них были внутри кварталов и, в любом случае, не разрушали сложившейся историко-архитектурной среды. К таким домам относиться здание, стоящее в конечной точке нашего маршрута, на углу улиц Короленко и Белинской. Это дом № 37.
*
В советский период массового строительства в районе не предпринималось. Однако жилой фонд почти не ремонтировался, результатом чего стало его крайне неудовлетворительное физическое состояние. Многие элементы декора и малые архитектурные формы были пущены на дрова в годы Великой Отечественной войны. До конца 70-х не было существенного нарушения облика исторической деревянной застройки. К 80-м гг. район все еще представлял собой территорию, мало застроенную современными зданиями и сохранявшую уникальный колорит городской окраины рубежа XIX – ХХ вв.
*
В 70-80-х гг. развернулось строительство по площади и улице Горького, в 90-х гг. часть дореволюционных домов по ул. Горького была снесена. В результате по этой магистрали со стороны интересующего нас района остался лишь небольшой фрагмент исторической застройки от улицы Решетниковской до парка им. Кулибина. На нечетной стороне улицы Славянской, от перекрестка со Студеной в сторону улицы Короленко, в 1994 – 1995 гг. был построен длинный жилой дом по проекту В. Борисюка, А. Откина. По мнению специалистов в области охраны памятников истории и культуры, дом явно диссонирует по отношению к близлежащему храму и старой застройке. Возникнув на самом ответственном месте, он исказил прекрасную перспективу улицы Славянской с замыканием на церковь Трех Святителей.
*
Сейчас по магистралям (улицы Горького, Белинского) и внутриквартальное пространство района стремительно застраивается высокими зданиями. Внутриквартальная планировочная структура выстраивается исходя из собственных модернистских идей проектировщиков. Ремонт и реставрация памятников и других объектов историко-архитектурной среды не ведется. На углу Короленко и Новой возник непропорциональный и недопустимо высокий кирпичный оштукатуренный дом (№ 17), своеобразная архитектурная пародия на существовавшее ранее историческое здание. Другое новое сооружение нарушило исторически существующую планировочную структуру пл. Славянской. Дом по Студеной № 43 – связанный с именами В. Фигнер, Ф. Шаляпина и других деятелей истории и культуры – после расселения был разграблен местными жителями, а новый владелец, взявший обязательство по восстановлению объекта, возвел совершенно новое сооружение.
*
Деревянные дома, со свойственной им пластикой обшивки, декора и прочим, заменяются на кирпичные, восприятие которых совсем иное. В результате на отрезке улицы Студеной возникла совершенно новая градостроительная ситуация. Сохраненные здания попали в чуждое окружение, уровень их художественного восприятия, даже как штучных, в значительной степени понизился.
Уровень адаптации новых современных зданий к окружающей застройке крайне низок. В результате сегодня происходит размывание исторической среды в районе. Поэтому предложенная экскурсия в скором времени может остаться только виртуальной. Пока этого не произошло у читателя нашего текста остается шанс увидеть все своими глазами.
Автор считал бы проделанную работу не напрасной, если бы даже один человек из тех, кто искренне считает, что тотальный снос «гнилушек» идет только на пользу историческим городам России, задумался о правомерности этого тезиса.
Литература по теме.
· Блохина В., Лебединская Л. Горький в родном городе. М., 1972.
· Бубнов Ю.Н. Архитектура Нижнего Новгорода середины XIХ – начала ХХ века. Нижний Новгород, 1990.
· Елисеев А.И. А.М. Горький в Н. Новгороде. Горький, 1967 (1974).
· Забурдаев Н.А. В семье Кашириных. Горький, 1976.
· История города Горького. Краткий очерк. Горький, 1971.
· Памятники истории и культуры города Горького / Сост.: С.А. Орлов. Горький, 1977.
· Фарбер Л.М. А.М. Горький в Нижнем Новгороде. 1899 – 1904. Очерк жизни и творчества. Горький, 1957 (1968, 1984).
· Филатов Н.Ф. Нижний Новгород. Архитектура XIV – начала ХХ в. Нижний Новгород, 1994.
· Фортунатов Н.М. В.Г. Короленко в Нижнем Новгороде. 1885 – 1896. Горький, 1968.
[1] Цит. по: Елисеев А.И. А.М. Горький в Н. Новгороде. Горький, 1974. С. 65.
[2] Существует точка зрения, что В.Г. Короленко жил не в этом доме (Славянская, 11а), а в главном здании усадьбы (Славянская, 11/21). См.: Фортунатов Н.М. В.Г. Короленко в Нижнем Новгороде, 1885 – 1896. Горький, 1986. С. 29 – 34.
[3] Цит. по: Фортунатов Н.М. В.Г. Короленко в Нижнем Новгороде, 1885 – 1896. Горький, 1986. С. 33 – 34.
[4] Цит. по: Елисеев А.И. А.М. Горький в Н. Новгороде. Горький, 1974. С. 37.
© П.В. Чеченков
При подготовке использовалась документация научно-исследовательского предприятия
«Этнос» (Нижний Новгород).
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы
начальнику отдела историко-культурных исследований А.И. Давыдову.
материал размещен 30.04.06
(1.1 печатных листов в этом тексте)
- Размер: 50.99 Kb