Талмуд и цензура (5.73 Kb)
ТАЛМУД И ЦЕНЗУРА. Талмуд — созданный во II—III вв. н. э. многотомный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Существуют два варианта Т. — Вавилонский и Иерусалимский. Наиболее распространенным является Вавилонский Т. Традиции цензурного преследования Т. в целом и его отдельных трактатов восходят к средневековой Европе. Российские власти получили первое представление о содержании и характере Т. в последние годы XVIII в. благодаря деятельности Еврейской экспедиции Рижского цензурного комитета и объяснениям Ильи Франка, которые он представил Г. Р. Державину во время работы последнего над запиской по еврейскому вопросу. Негативный характер этой информации восходил к идеям еврейского Просвещения, последователи которого воспринимали Т. в качестве сочинения, отвлекающего евреев от образования и способствующего их обособлению и религиозному фанатизму. Вопрос о цензурных ограничениях при печатании Т. впервые был поставлен администрацией Царства Польского в 1816—1817 гг. и в записке о цензуре еврейских книг (1820 г.), составленной крестившимся в православие евреем М. П. Позеном. Однако цензурные уставы 1826 и 1828 гг. не содержали прямого запрета на издание Т. и лишь предписывали цензуровать все еврейские сочинения религиозного содержания, за исключением Танаха (Ветхий завет) с максимальной строгостью и осмотрительностью. На практике цензурные ограничения в отношении Т. начали вводиться лишь в 30‑е гг. XIX в. виленским цензором еврейских сочинений В. И. Тугендгольдом; они касались отдельных талмудических трактатов, посвященных вопросам контактов с иноверцами и взаимоотношениям мужчины и женщины. Именно в этот период у властей сформировалось представление о Т., (а также и о хасидских и кабалистических сочинениях), как главном препятствии на пути просвещения еврейского населения. Вместе с тем, вопрос о полном цензурном запрещении Т., неоднократно поднимавшийся в 1830—1840‑е гг., в том числе и Бутурлинским комитетом, не нашел поддержки в Министерстве народного просвещения. В 1851 г. кн. П. А. Ширинский — Шихматов указывал, что цензурные строгости в отношении Т., «возбудив недоверие евреев к распоряжениям правительства, повредили бы успехам образования еврейского юношества, между тем как только одно образование и составляет самое надежное средство к упразднению Талмуда» (РГИА. Ф. 821. Оп. 8. Д. 252. Л. 32). В 1859 г. по инициативе цензора еврейских сочинений Варшавского цензурного комитета Х. Черскера Главным управлением цензуры было утверждено правило (действовало до марта 1872 г.), в соответствии с которым еврейским типографам дозволялось печатать и продавать только весь Т. целиком (более 60‑ти трактатов). Это существенно затрудняло издание данного памятника, поскольку требовало от типографов больших финансовых вложений да и покупателей, способных сразу приобрести полный комплект талмудических трактатов, среди еврейского населения было чрезвычайно мало.
В 1860‑е и, в особенности, в 1870‑е гг., в связи с постепенным изменением правительственной политики в еврейском вопросе, цензурные преследования Т. становятся все более и более редкими. Этому во многом способствовал Я. А. Брафман, полагавший, что основным предметом забот еврейской цензуры должна быть литература светского содержания, поскольку она содержит революционные идеи и широко распространяется среди еврейской молодежи; что же касается религиозных изданий, то Я. А. Брафман считал, что ортодоксальный иудаизм и его последователи вполне безопасны для существующего политического строя. В 1879—1880 гг. вопрос об издании Т. рассматривался в Главном управлении по делам печати и в Министерстве народного просвещения. В своем письме на имя А. А. Сабурова Л. С. Маков сделал заключение о том, что «цензурование Т. в целости, или отдельных его трактатов, противное духу веротерпимости русского правительства, не достигает предположенной цели на практике, почему представляется совершенно бесполезным» (РГИА. Ф. 733. Оп. 189. Д. 618. Л. 6). Окончательное решение о бесцензурном Т. целиком и отдельных его трактатов было принято гр. М. Т. Лорис-Меликовым 24 ноября 1880 г. Впоследствии действие этого решения было распространено и на практически все другие еврейские издания религиозного содержания, в том числе хасидские и кабалистические. Прекратились также цензурные преследования такого важнейшего сочинения, созданного на основе Т. и позднейшей раввинской письменности, как «Shulhan arukh» Й. Каро и его сокращенного варианта «Kitzur shulhan arukh» Ш. Ганцфрида.
Лит.: Хвольсон Д. А. О некоторых средневековых обвинениях против евреев. Историческое исследование по источникам. СПб., 1861; Эльяшевич Д. А. Правительственная политика и еврейская печать в России, 1797—1917: очерки истории цензуры. СПб.; Иерусалим, 1999.
Д. А. Эльяшевич
Публикуется впервые
(0.2 печатных листов в этом тексте)
Размещено: 20.07.2015
Автор: Эльяшевич Д.А.
Размер: 5.73 Kb
© Эльяшевич Д.А.
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции