1942, 18 октября. Сообщение Горьковского обкома ВКП(б) секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Андрееву о работе военной цензуры (6.1 Kb)
[80]
18 октября 1942 г.[1]
Строго секретно
В Горьковской области для просмотра писем создано 17 пунктов военной цензуры со штатом сотрудников 250 чел[овек]. Через них проходит корреспонденция Горьковской, Ивановской, Кировской областей, Удмуртской и Марийской АССР и частично Архангельской области и Чувашской АССР. Hal октября 1942 года работало фактически 240 человек, из них 191 чел[овек] в Горьковском городском пункте и 49 человек на периферии области. Среди работников военной цензуры имелось 66 членов и кандидатов ВКП(б),-129 комсомольцев и 45 беспартийных. По образованию: с высшим — 24чел[овека], со средним 111 чел[овек], с незаконченным средним и низшим — 105 человек.
В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 8/IX 1942 г. обком ВКП(б) проверил работу Горьковского городского, Шахунского, Муромского и Чкаловского пунктов военной цензуры. Вскрытые при проверке факты неудовлетворительной работы органов военной цензуры обсуждались на бюро обкома ВКП (б). В ходе проверки было выявлено, что органы военной цензуры не успевают обрабатывать поступающие к ним письма в установленные сроки, корреспонденция задерживалась на пунктах по не-
[81]
скольку дней, а отдельные письма, главным образом национальные, — по нескольку недель. В Шахунском пункте с 10 по 20 августа поступило 16 940 писем, а просмотрено за это время только 6940, оставшиеся десять тысяч писем были направлены в Горьковский городской пункт. В Муромский пункт военной цензуры за день поступает 8 — 9 тысяч писем, а обрабатывается только 1100 писем. Необработанные письма скапливались и мешками отправлялись для просмотра в г. Горький. В Горьковский пункт ежедневно поступает свыше 200 000 писем, и последний также не успевал обрабатывать их в установленные сроки.
Так, например, при проверке в ППС № 13 только в одном мешке, поступившем из Горьковского пункта военной цензуры, обнаружено 410 писем, замедленных с отправлением. В числе их были письма, которые задерживались в военной цензуре больше месяца. Особенно долго задерживались и задерживаются до сих пор письма на национальных языках. Через наши пункты военной цензуры проходят письма 40 национальностей, а имеющиеся цензоры знают язык и просматривают письма только 20 национальностей. А поэтому часть писем отправляется для просмотра в другие области, что крайне замедляет движение этих писем на фронт.
В связи с тем что пункты не успевали своевременно обрабатывать поступающие письма, создалась погоня за количеством просмотренных писем и не обращалось должного внимания на качество просмотра и обработки. Пропускались политически вредные письма и разглашающие военную тайну. Так, например, цензор т. Железова пропустила письмо, в котором рассказывалось о виде вооружения, изготовляемого заводом им. Молотова. Другим цензором были пропущены сведения о месте расположения одной резервной части и указывался срок отправки ее на фронт. Аналогичные факты пропусков были и у других цензоров (Жуковой, Милюковой и др.).
Кроме этого, при проверке обнаружено много фактов небрежной обработки писем. Были случаи, когда при вскрытии конвертов письма разрезались на части, на адресах отрезались номера полевых почтовых станций или забивались штемпелями военной цензуры. 19 сентября Горьковским городским пунктом военной цензуры сдано в ППС № 13 двадцать писем с расклеенными конвертами, из 4 писем выпали вложения (фотокарточки), у трех писем срезаны номера полевых почтовых станций, и одно письмо без конверта и адреса.
Сейчас, после постановления ЦК и обкома ВКП(б), в органах цензуры наводится порядок. В целях ликвидации задержки корреспонденции областное управление НКВД по указанию обкома партии организует дополнительно в районах области 9 пунктов
[82]
военной цензуры. НКВД СССР разрешил увеличить штат работников цензуры по нашей области на 130 человек. Отдел кадров обкома ВКП(б) подобрал уже 45 человек, и в ближайшее время будут подобраны остальные. Одновременно с этим просматривается весь старый личный состав цензоров и не соответствующие своему назначению освобождаются от работы.
За работой цензоров установлен надлежащий контроль, чего раньше не было. Для этого выделены специальные оперативные работники, которые ежедневно проверяют качество обработки писем военными цензорами. Проверка последних дней показывает, что цензоры стали внимательнее следить за содержанием писем и улучшили техническую обработку. Почти полностью изжиты факты порчи писем: срезания и забивки штемпелями адресов, перепутывания и утери вложений и др.
В целях повышения квалификации работников военной цензуры организована для них учеба. Учеба будет проходить один раз в неделю. Разработан и утвержден учебный план. Сейчас они изучают инструкцию «О работе органов военной цензуры». Для инструктажа работников сельских пунктов военной цензуры посланы из Горького квалифицированные оперативные работники.
Среди работников военной цензуры улучшена партийно-массовая работа и организовано социалистическое соревнование.
Секретарь Горьковского обкома
ВКП (б) по пропаганде
И. Гурьев
НОЦДНИ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 2605. Л. 231—231 об. Отпуск.
Опубл.: Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории (1941-1945 годы). Книга третья / Сост. Л.П.Гордеева, В.А.Казаков, В.П.Киселев, В.В.Смирнов. Нижний Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 1995. С. 80 – 82.
размещено 7.05.2007
[1] Датируется на основании пометы на документе.
(0.2 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000
- Размер: 6.1 Kb
- © Подготовка текста – Зеленов М.В.
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции