1919, 13 января. Доклад отдела военной цензуры в РВС о работе цензуры за год

12 октября, 2019
1919, 13 января. Доклад отдела военной цензуры в РВС о работе цензуры за год (7.71 Kb)

 

ДОКЛАД ОТДЕЛА ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЫ В РЕВВОЕНСОВЕТ РЕСПУБЛИКИ

О РАБОТЕ ЦЕНЗУРЫ ЗА ГОД

13 января 1919 г.

ЛИЧНО. СЕКРЕТНО.

Заместителю Председателя Реввоенсовета Республики

тов. СКЛЯНСКОМУ

ДОКЛАД О ВОЕННОЙ ЦЕНЗУРЕ

Военная цензура впервые при Советской власти начала свои действия 20-го января 1918 года, когда приказом Народных Комиссаров по Военным делам и Почт и Телеграфов было учреждено Петроградское Областное Управление Воен. Почтово-Телеграфного и Пограничного Контроля («Газ. Раб. Кр. Кр. Арм. и флот». № 53).

Названное Управление переименованное в Военный Контроль приказом Народных Комиссаров по Военным Делам т.т. Склянским и Мехошиным («Газ. Раб. Кр. Кр. Арм. и флот». № 87) было преобразовано из Центрального Воен. Почтов. Телеграфного Контрольного Бюро, а последнее было открыто по расформировании Петроградской Военной цензурной комиссии, которая функционировала еще при старом режиме с 19-го июля 1914-го года.

В Москве работы Военной Цензуры не прекращались с самого начала военных действий. История возникновения и развития Военной Цензуры вообще в России и порядок работ и результаты деятельности Военно-Почт. Телеграфн. Контрольных Бюро указаны в препровождаемых при сем приложениях (см. приложение № 1 и 2).

Что касается Военной цензуры над печатью, то она была Введена Советской властью в конце июня прошлого года с учреждением Военно-Цензурного Отделения при Оперативном Отделе Наркомвоенна (приложение № 3). Вначале деятельность названного Военно-Цензурного отделения распространялось только на Москву, а потом постепенно цензура была введена еще в 15-ти губерниях (см. прилож. № 4).

Деятельность Военно-Цензурного Отделения заключалась главным образом в просмотре уже вышедших газет (фактически цензурировались только две газеты: «Известия Наркомвоенна» и «Известия В.Ц.И.К.»), цензуре телеграмм «Роста» и оперативной сводки. Выборка материалов из недопущенных к оглашению в печати производилась не аккуратно и часто ценные сведения оставались без движения.

Наконец своей работой Военная Цензура ополчила против себя Союз Советских журналистов и редакции газет.

В провинции и в этом отношении дела обстояли не много лучше. (Прилож. № 5)

Не продуктивной деятельности военной цензуры в значительной степени способствовало также отсутствие ясного «Положения», определенных штатов Военных Ценз, установлений и неопределенное финансовое положение В-Ц. пунктов в провинции.

Приказом Реввоенсовета Республики от 23-го декабря 1918 г. введено в действие новое «Положение» о Военной Цензуре, согласно которому учреждается Отдел Военной Цензуры Регистрацион. Управл. Реввоенсовета Республики (см. прилож. № 5). Вступив 28-го декабря во исполнение обязанностей начальника названного Отдела, я приступил к организации Военной Цензуры на новых началах. Но тут я столкнулся с серьезными препятствиями: отсутствием надежных и дельных сотрудников и антагонизмом советских журналистов и печати.

Большинство сотрудников существующих уже военно-цензурных учреждений, особенно, на почте и телеграфе «беспартийные» и далеко не сочувствующие Советской Власти. Но надеюсь, что в ближайшем будущем вопрос о сотрудниках уладится.

Состав организованного мною отдела таков: одна треть всех сотрудников коммунисты, остальные сочувствующие, с солидными партийными рекомендациями, или люди, зарекомендовавшие себя раньше честным и добросовестным отношением к делу. Ответственные должности распределены коммунистам. Такой же приблизительно состав уже сформированного Московск. Окружного Отделения. Во главе Петроградскаго окр. Отделения назначен мною тов. ПЛОТНИКОВ идейный и деловой работник. Более подробных сведений о Петроградском Отделении пока не имеется.

При организации окружных Отделений, уполномоченным вменено в обязанность набрать туда коммунистов и только при полном недостатке таковых принимать не партийных.

Основательную чистку необходимо провести в почтово-телегр. контор. бюро, как в Москве, так и в Петрограде. Но и виду того, что работа в означенных учреждениях связана с непременным знанием нескольких иностранных языков, то чистку эту, в целях не нарушения правильности работ, придется делать весьма планомерно. Туда назначены т.т. коммунисты, которым и поручено в ближайшее время это сделать.

Что касается уже существующих губернских и уездных цензоров, то большинство из них коммунисты; остальные — секретари или др. ответственные работники местных Военкомов.

Взаимоотношение с Союзом Журналистов мною установлено вполне благоприятное. Президиум Центросовета Союза Журн. уже выделил 4-х товарищей для активной работы в цензуре, из них трое со специальным военным образованием, и по личной моей просьбе отдано распоряжение местным объединениям Журналистов, всевозможно содействовать нашим уполномоченным при организации Военной Цензуры и по возможности делегировать одного-двух представителей для постоянной работы в цензуре.

Рассматривая Военную Цензуру не как орган, стесняющий свободу нашей печати и прикрывающий недостатки нашего молодого государственного механизма, а наоборот, помимо недопущения к оглашению и распространению сведений, могущих вредить боевой мощи Республики, нащупывающий эти недостатки и дающий указания соответствующим учреждениям и лицам для уничтожения таковых, надеюсь, что с работниками Советской печати мы скоро совсем столкуемся.

В заключение скажу несколько слов о порядке проведения военной цензуры на всей территории Советской Республики.

Первым долгом проводится всеобщая цензура печати. Во всех военных Округах организуются Окружн. Военн-ценз. отделения, которые в свою очередь вводят таковую в губерниях и уездах по мере надобности.

Что касается Цензуры почтовой корреспонденции, то вначале вполне будет достаточно сосредоточить ее в Москве и в Петрограде. Эти два пункта, являясь транзитными, пропускают значительную часть всей корреспонденции Республики.

Кроме цензурирования уже перечисленного рода корреспонденции мною отдано распоряжение о просмотре корреспонденции освобождающихся оккупированных областей. Этот род корреспонденции может дать весьма ценные сведения для нашей разведки.

На этой же неделе была введена цензура над корреспонденцией из действующей Армии. Пропускная возможность цензуры и обоих пунктах исчисляется в 40 до 45-ти тысяч писем.

Таким образом ежедневно будут просматриваться около 25-ти тысяч из действующей армии, 15 тысяч писем оккупированных областей и вся международная.

Контроль над иногородними телефонами первым долгом будет введен в центрах в прифронтовой полосе.

Придерживаясь того мнения, что не должны гнаться за цензурой ради цензуры, а при меньшей затрате сил и средств принести возможно больше пользы нашему Социалистическому отечеству, я надеюсь, что в непродолжительном времени мне удастся поставить военную цензуру на должную высоту и вполне оправдать ее существование.

Начальник Отдела Военной Цензуры

Регистр. Управл. Реввоенсов. Респ. Я.Грейер

Москва 13 января 1919 года

РГВА. Ф.25883. On. 1. Д. 87. Л. 43-44 с об. – Подлинник.

 

Опубл.: Доклад отдела военной цензуры в Реввоенсовет Республики о работе цензуры за год // История советской политической цензуры. Документы и комментарии. – М., 1997. – С. 250–253.

 

 


(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 09.11.2011
  • Размер: 7.71 Kb
  • © Подготовка текста – Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции