М. В. Зеленов. Положение о Главном Управлении по охране государственных тайн в печати при СМ СССР – правовое регулирование цензуры в 1966 г.

23 октября, 2019

М. В. Зеленов. Положение о Главном Управлении по охране государственных тайн в печати при СМ СССР – правовое регулирование цензуры в 1966 г. (18.27 Kb)

 

[224]

 

Положение о Главном Управлении по охране государственных тайн в печати при СМ СССР было утверждено Постановлением СМ СССР от 18 августа 1966 № 693. Оно пришло на смену Положения о Главном Управлении по охране военных и государственных тайн в

 

[225]

 

печати (Постановление СМ СССР 24 февраля 1958 г. № 219-106) и было уточнено затем новым Положением (Постановление СМ СССР от 19 ноября 1974 г. № 880-299).

Исторически Управление по охране государственных тайн в печати являлось органом цензуры. Однако этот термин в Положении о Главлите не раскрывался и не определялся.

Основными задачами Главлита являлись 1) «охрана государственных тайн в печати, телевидении, кинофильмах и репертуарах зрелищных предприятий», 2) «предотвращение распространения иностранных изданий, содержащих антисоветские, антисоциалистические материалы», 3) «координация деятельности министерств, ведомств, общественных и иных организаций по вопросам охраны государственных тайн в печати».

Первоначально, в 1922 г. Главлит должен был охранять не государственную, а военную тайну, определение и статус которой в советском законодательстве отсутствовали. Впервые охрана государственной тайны была возложена на Главлит Положением, утвержденным СНК РСФСР 6 июня 1931 г. («Главлиту для осуществления возлагаемых на него задач предоставляется воспрещать издание, опубликование и распространение произведений: … б) разглашающих государственные тайны»[1]. Определение государственной тайны впервые давалось в Постановлении ЦИК и СНК СССР от 01.09.1925 г. «О шпионаже, а равно о собирании и передаче экономических сведений, не подлежащих оглашению»: это «сведения, перечисленные в особом перечне, утверждаемом СНК СССР и опубликовываемом во всеобщее сведение». В 1947 г. СМ СССР принял постановление «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону»[2], сменившее Перечень 1926 г. Впервые перечень получил расширительное толкование: в него могли входить «другие сведения, которые будут признаны СМ СССР не подлежащими разглашению» (Ст.14). В состав этого постановления СМ СССР 01.03.1948 включен «Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну». Сведения, составляющие государственную тайну, были наделены тремя степенями секретности: «С» (секретно), «СС» (совершенно секретно) и «ОВ» (особой важности). Одновременно с перечнем была утверждена и инструкция МГБ СССР по обеспечению сохранения государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР (предыдущая утверждена СНК СССР 02.01.1940). Впервые было определено, что «к государственной тайне относятся как сами сведения, ее составляющие, так и

 

[226]

 

связанные с этими сведениями материалы (переписка, документы и пр.)». Постановлением СМ СССР от 1 марта 1948 г. Министерства и центральные учреждения СССР обязывались составить свои ведомственные перечни сведений, составляющих государственную тайну. Третья задача Главлита (координация учреждений по вопросам сохранения государственной тайны) коррелируется с положением о задачах Главлита, сформулированным 5 октября 1930 г. постановлением СНК РСФСР «О реорганизации Главного управления по делам литературы и издательств (Главлита)». На Главлит возлагалась выработка совместно с другими ведомствами перечней сведений, являющихся по своему содержанию специально охраняемой государственной тайной и не подлежащих опубликованию или оглашению»[3].

Для сохранения государственной тайны Главлиту предоставлялось право издавать приказы и инструкции, обязательные для всех органов печати, министерств, ведомств и организаций; «не разрешать печатание, выпуск в свет и распространение материалов, в которых разглашаются сведения, запрещенные к опубликованию в открытой печати, к передаче по радио и телевидению»; освобождать отдельные издания от предварительного контроля и возобновлять его, если этого требуют интересы охраны государственных тайн*.

Необходимо подчеркнуть, что уже здесь был определен отход от главной задачи, поскольку речь шла не только о тайне, но и о «сведениях, запрещенных к опубликованию в открытой печати, к передаче по радио и телевидению». «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону» был установлен постановлением СМ СССР от 8 июня 1947 г. «Перечень главнейших сведений, составляющих государственную тайну» утвержден постановлением СМ СССР № 535- 204 СС от 1 марта 1948 г. На основании этих документов Главлит с 1949 г. издавал «Перечень сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, к передаче по радио и телевидению», который предварительно согласовывался с отдельными министерствами и ведомствами, а также с Генеральным штабом Вооруженных сил СССР. Кроме сведений, отнесенных СМ СССР к государственной тайне в этот перечень включались ограничения, предусмотренные министерствами и ведомствами СССР, действующие указания по цензуре, разработанные Главлитом. Во введении по главлитовскому «Перечню» запрещалось публиковать в открытой печати постановления ЦК КПСС и ЦК компартий союзных респуб-

 

[227]

 

лик, законы, указы, распоряжения и постановления органов власти и управления, если они не были опубликованы в официальных изданиях, запрещалось упоминать, цитировать и излагать постановления и документы, имеющие гриф «не для печати» (т.е. несекретные) и т.п. А с мая 1951 г. вообще запрещалось ссылаться даже на опубликованные в официальных изданиях постановления правительства, принятые после 1 октября 1949 г.

Определялось, что «открытая печать» – это «издания, предназначенные для продажи населению или для общественного пользования». Кроме этого, в главлитовском «Перечне» расширялся список объектов контроля – печать, радиовещание, телевидение, кинохроника, музеи и выставки. Смысл понятия «открытая публикация» менялся. В 1981–1989 гг. «Под открытым опубликованием понимается публикации материалов в открытой печати, передачах по радио и телевидению, оглашение на международных, зарубежных и отрытых внутрисоюзных съездах, конференциях, совещаниях, симпозиумов, демонстрация в кинофильмах, экспонировании в музеях, на выставках, ярмарках, публичная защита диссертаций, депонирование рукописей, вывоз материалов за границу»*.

Итак, Главлит должен был заниматься не только охраной государственных тайн, но и охраной сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати.

Вторая ясно сформулированная задача деятельности Главлита – «предотвращение распространения иностранных изданий, содержащих антисоветские, антисоциалистические материалы». Для ее реализации Главлит получал право «ограничивать пользование иностранными изданиями, содержащими антисоветские и антисоциалистические материалы, или конфисковывать их». Смысл термина «ограничивать пользование» не раскрывался, но он и не совпадал с термином «предотвращение распространения». Сложившаяся практика деятельности Главлита свидетельствует о предотвращении распространения изданий методом проверки поступающих частным образом посылок на таможенных пунктах и Главпочтампте, а также об ограничении пользования иностранными изданиями в спецфондах библиотек, куда они поступали официальным путем. Однако эта правоприменительная практика в Положении не регламентируется и не описывается.

В один ряд с сохранением государственной тайны перед Главлитом ставилась цель «предотвращения ложной информациидез

 

[228]

 

ориентирующей общественное мнение». Это положение в другой редакции было использовано уже в Положении о Главлите 1922 г.: он воспрещает «издание и распространение произведений <…> в) возбуждающих общественное мнение путем сообщения ложных сведений». Замечу, что по мнению законодателя нужно было предотвращать не распространение ложной информации, а саму информацию (возможность ее появления). Термины «ложная информация» и «общественное мнение» («дезориентация общественного мнения») не были никаким нормативным способом определены. Для понимания объема одной из этих конструкций можно привести словарное определение из Большой советской энциклопедии, издающейся в 1960–1970-е гг.: «Общественное мнение, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей».

Для сохранения государственной тайны и предотвращения ложной информации Главлит должен был осуществлять

1) осуществлять предварительный контроль за:

– выпуском печатных изданий,

– материалами для радио и телевидения,

– материалами ТАСС,

– принятыми к производству киносценариями художественных фильмов и выпускаемыми хроникальными, документальными, научно-техническими кинофильмами, диафильмами и диапозитивами,

– текстами произведений для исполнения в театрах, цирках, на эстраде,

тиражируемой изопродукцией,

– экспозициями краеведческих, научно-технических и естественно-научных музеев,

– постоянных и временных промышленных, сельскохозяйственных и научно-технических выставок,

2) осуществлять последующий контроль за

– произведениями печати (после выхода их в свет), в том числе за изданиями, освобожденными от предварительного контроля.

3) контролировать рукописи произведений печати, докладов и других текстовых и иллюстративных материалов, направляемых за границу министерствами, ведомствами, общественными и другими организациями или предназначенных для передачи иностранным организациям и лицам,

4) контролировать произведения печати, рукописи произведений печати, текстовые и иллюстративные материалы, направляемые гражданами в открытых почтовых отправлениях,

5) руководит изъятием из библиотек и книготорговой сети «изданий, распространение которых признано нецелесообраз

 

[229]

 

ным» и «литературы, ограниченной для общего пользования», а также возвращением в общие фонды книг, основания для которых отпали, контролирует соблюдение правил хранения и выдачи этой литературы,

6) контролирует соблюдение правил печатания и выпуска печатной продукции,

7) «информирует в случае необходимости вышестоящие органы о содержании произведений печати, киносценариев, материалов для передачи по радио и телевидению, текстов произведений, предназначенных для исполнения в театрах, цирках и на эстраде».

Обращает внимание употребление еще двух терминов, понятия которых в тексте документа не дается: 1) «издания, распространение которых признано нецелесообразным» и 2) «литературы, ограниченной для общего пользования». Эти формулировки носят гутаперчивый характер. Есть нормативное определение литературы «для служебного пользования», а «ограниченной для общего пользования» нет, хотя «всем понятно», о чем идет речь – о литературе, хранящейся в отделах специального хранения.

Итак, в положении о Главном управлении по охране государственных тайн в печати выявляются несколько объектов цензурного внимания:

1) государственная тайна,

2) сведения, запрещенные к опубликованию в открытой печати, к передаче по радио и телевидению,

3) ложная информация, дезориентирующая общественное мнение. Особняком в положении находятся:

4) издания, распространение которых признано нецелесообразным; литература, ограниченная для общего пользования; книги, основания

5) правила хранения и выдачи литературы,

6) правила печатания и выпуска печатной продукции.

Очевидно, что объектов контроля, связанных с терминами «ложная информация» и общественное мнение» намного больше, чем с терминами «государственная тайна» и «сведения, запрещенные к опубликованию в открытой печати». Если для охраны государственных тайн Главлиту поручалось просматривать печать, радиовещание, телевидение, кинофильмы, репертуары зрелищных предприятий, то для охраны сведений, запрещенных к опубликованию в открытой печати, нужно было контролировать еще и музеи и выставки. А для препятствия ложной информации кроме перечисленного – рукописи, изопродукцию, тексты, направляемые за границу, издательства (в том числе ведомственные), библиотечные фонды, соблюдение правил печати.

 

[230]

 

Положение 1966 г. характеризуется отсутствием принципов, критериев цензуры. Термины «антисоветский», «антисоциалистический» применяются только для характеристики иностранной литературы. Если в положении 1922 г. четко оговаривались принципы цензурирования (запрещалось издание текстов а) содержащих агитацию против советской власти, б) разглашающих военные тайны Республики, в) возбуждающих общественное мнение путем сообщения ложных сведений, г) возбуждающих националистический и религиозный фанатизм, д) носящих порнографический характер»), то в Положении 1966 г. что скрывалось за эвфемизмом «ложная информация, дезориентирующая общественное мнение» остается зоной трактовок[4].

Объем понятия «ложная информация» мы можем почерпнуть из словарей того времени: «Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман»[5]. Парадокс заключается в том, что Главлит и являлся органом намеренного искажения истины, запрещая ссылаться даже на несекретные документы и изымая книги из библиотек на основании нецелесообразности их распространения. Ложь в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).

Именно поэтому существование цензуры возможно, но нравственно предосудительно.

 

Опубл.: История книги и цензуры в России: материалы междунар. науч. конф., посвящ. памяти А.В.Блюма, 29-30 мая 2012 г. / науч. ред. М.В.Зеленов. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2013. – С.224-230.

 


[1] СУ РСФСР. 1931. № 31. Ст. 273.

[2] Известия, 1947, 10 июня.

[3] СУ РСФСР. 1930. № 50. Ст. 599.

* Здесь и далее – цитаты из неопубликованного положения.

* Эта стандартная формулировка из множества нормативных актов. См. напр.: Перечень сведений, не подлежащих опубликованию в открытой печати, передачах на радио и телевидении по Министерству высшего и среднего специального образования СССР. М., 1981. С. 4.

[4] О правовом определении термина «ложная информация» см.: Институт ложной информации в информационном праве // http://www.itsec.ru/doc/Litushkina.doc

[5] Толковый словарь / под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. 1949.

 


(0.4 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 17.06.2013
  • Автор: Зеленов М.В. (red@opentextnn.ru)
  • Размер: 18.27 Kb
  • © Зеленов М.В.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции