1881, 14 августа. Высочайше утвержденное Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия

4 июня, 2025

1881, 14 августа. Высочайше утвержденное Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия

Положение Комитета министров,
Высочайше утвержденное 14 августа 1881 года
(Собр. узаконений 1881 г. Сентября 9, ст. 616)

  1. Общие правила
  2. Высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия принадлежит министру внутренних дел. Требования его, к сим предметам относящиеся, подлежат немедленному исполнению всеми местными начальствами. Все ведомства обязаны оказывать полное содействие установлениям и лицам, коим вверено охранение государственного порядка и общественного спокойствия.
  3. На основании предыдущей статьи министр внутренних дел отменяет те распоряжения подчиненных ему административных начальств по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, которые будут признаны им не соответствующими цели. На отмену распоряжений генерал-губернаторов и главноначальствующих министр внутренних дел испрашивает высочайшее соизволение или чрез Комитет министров, или всеподданнейшим докладом, смотря по свойству и спешности дела, причем о состоявшихся по всеподданнейшему докладу высочайших повелениях доводит до сведения Комитета министров.
  4. Если министр внутренних дел признает необходимым для охранения государственного порядка и общественного спокойствия принятие такой временной меры, которая требует одобрения верховной власти, то об утверждении предположений своих по сему предмету он испрашивает высочайшее соизволение или чрез Комитет министров, или, в случаях не терпящих отлагательства, всеподданнейшим докладом, причем о последовавших высочайших повелениях доводит до сведения Комитета министров.
  5. В тех случаях, когда проявление преступной деятельности лиц, злоумышляющих против государственного порядка и общественной безопасности, принимают в отдельных местностях столь угрожающий характер, что вызывают необходимость особых мероприятий, направленных к прекращению сих проявлений, местности эти объявляются, в установленном ниже порядке, в исключительном положении.
  6. Объявление местности в исключительном положении влечет за собою:

а) расширение круга обязанности и пределов власти существующих административных установлений по охранению государственного порядка и общественной безопасности или возложение сих чрезвычайных обязанностей и предоставление сей власти временно для сего учреждаемым правительственным органам, — и

б) усиление ответственности как частных лиц, так и административных властей за неисполнение обязанностей, которые на них будут возложены при исключительном положении.

  1. Пределы установляемых обязанностей обывателей и прав административных властей соразмеряются с степенью проявившихся в той или другой местности беспорядков:

а) когда общественное спокойствие в какой-либо местности будет нарушено преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ, или подготовлением таковых, так что для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным, то местность эта может быть объявлена в положении усиленной охраны;

б) когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка, то означенная местность может быть объявлена в положении чрезвычайной охраны.

  1. Право первоначального объявления какой-либо местности в положении усиленной охраны принадлежит министру внутренних дел, а в местностях, подведомственных генерал-губернаторам, и сим последним, с утверждения министра внутренних дел.

Примечание. Губернаторы и градоначальники одновременно с представлением генерал-губернатору или министру внутренних дел соображений своих относительно необходимости объявления какой-либо местности в исключительном положении, принимают, в случае надобности, меры, указанные в статьях 542 и 543 Общих губернских учреждений издания 1876 года, и в других постановлениях Свода законов.

  1. При объявлении положения усиленной охраны министр внутренних дел немедленно доносит Правительствующему Сенату для распубликования и вместе с тем представляет о принятой мере и о поводах к ней на высочайшее благоусмотрение чрез Комитет министров.
  2. Положение чрезвычайной охраны вводится не иначе как высочайше утвержденным положением Комитета министров, по представлению министра внутренних дел.
  3. При объявлении положений как усиленной, так и чрезвычайной охраны должны быть в точности определяемы местности, на которые распространяются исключительные меры, установляемые сими положениями.
  4. Положения усиленной и чрезвычайной охраны прекращаются тем же порядком, коим были установлены (ст. 7, 8 и 9).
  5. По истечении одного года со дня введения положения усиленной охраны и шести месяцев со дня введения положения чрезвычайной охраны о продолжении сих мер, буде в том окажется надобность, министр внутренних дел входит с представлением в Комитет министров.
  6. Совершенное прекращение исключительного положения в данной местности влечет за собою немедленное восстановление полной силы действующих в обыкновенное время законов и отмену всех временных постановлений, принятых в виду сего положения.
  7. Правила о положении усиленной охраны
  8. В местностях, объявленных в состоянии усиленной охраны, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на генерал-губернаторов как постоянных, так и временно в сии местности назначенных, а в губерниях им неподведомственных — на губернаторов и градоначальников.

Примечание. Если положение усиленной охраны будет объявлено лишь в некоторых местностях, входящих в состав генерал-губернаторств, то по отношению к остальным местностям, на которые означенное положение распространяться не будет, генерал-губернаторам принадлежат общие права по охранению государственного порядка и общественного спокойствия на основании постановлений I ч. II т. Свода законов.

  1. В пределах этих местностей упомянутые начальствующие лица могут:

а) издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, как, например, относительно обязанности владельцев недвижимых имуществ и их управляющих по внутреннему наблюдению в границах их владения, относительно способов сего наблюдения, порядка определения и смещения лиц, на которых будут возложены владельцами упомянутые обязанности и т. п., — и

б) устанавливать за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие трехмесячного ареста или денежного штрафа в 500 рублей.

  1. Генерал-губернаторам, а в местностях, им неподчиненных, — губернаторам и градоначальникам предоставляется также:

а) разрешать в административном порядке дела о нарушениях изданных ими обязательных постановлений; причем генерал-губернаторы могут уполномочивать на разрешение сих дел подчиненных им начальников губерний, градоначальников и обер-полицмейстеров;

б) воспрещать всякие народные, общественные и даже частные собрания;

в) делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений как срочно, так и на все время объявленного положения усиленной охраны, — и

г) воспрещать отдельным личностям пребывание в местностях, объявленных в положении усиленной охраны.

Примечание. Высылка в определенную местность, хотя бы и на родину, но с обязательством безотлучного там пребывания, допускается не иначе как по предварительному сношению с министром внутренних дел. Порядок такой высылки определяется в последнем отделе сего положения.

  1. От генерал-губернаторов, а в губерниях, им подчиненных, — от министра внутренних дел, зависит: а) передавать на рассмотрение Военного суда отдельные дела о преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, когда они признают это необходимым в видах ограждения общественного порядка и спокойствия, для суждения их по законам военного времени и б) требовать рассмотрения при закрытых дверях всех тех судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка.

Примечание. В сих видах им предоставляется право требовать от прокурорского надзора представления для просмотра на срок не свыше двух недель каждого отдельного следственного производства или дознания, не переданного еще в судебное установление.

  1. Рассмотрение и решение упомянутых дел в военно-окружных и временных военных судах производится согласно правилам, установленным в главе 3 раздела V, кн. XXIV Свода военных постановлений издания 1879 года, но с тем: а) чтобы лицам, виновным в вооруженном сопротивлении властям или нападении на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц при исполнении ими обязанностей службы или же вследствие исполнения сих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев или поджогом, — определялось наказание, предусмотренное статьею 279 Воинского устава о наказаниях издания 1879 года; б) чтобы полагаемые в военных судах временные члены были назначаемы военным начальством каждый раз особо исключительно из штаб-офицеров от войск, расположенных в том военном округе, в котором должен производиться суд, и в) чтобы дела о лицах, обвиняемых в государственных преступлениях, рассматривались всегда при закрытых дверях.

Примечание. Избрание или назначение защитников подсудимых производится согласно правилам, изложенным в статьях 672—674 кн. XXIV Свода военных постановлений.

  1. Утверждение всех приговоров военного суда по делам сего рода принадлежит генерал-губернаторам, а в местностях, им не подчиненных, — командующим войсками, в военном округе расположенными, которым присваиваются по сему предмету права, предоставленные статьями 1234, 1238 и 1241 кн. XXIV Свода военных постановлений Главнокомандующему в военное время.
  2. Действие статьи 511 т. II ч. I издания 1876 года распространяется в пределах местностей, объявленных в положении усиленной охраны, на замещение всех вообще должностей по земским, городским и судебно-мировым установлениям, утверждение в каковых должностях не постановлено действующим законом в прямую зависимость от губернаторов или градоначальников и министра внутренних дел, с тем, чтобы, независимо от сего, по требованию губернатора или градоначальника были немедленно удаляемы от должностей по упомянутым установлениям все те лица, которые признаны будут неблагонадежными в силу статьи 494 т. II, ч. I. Правило это не распространяется однако на мировых судей и лиц, служащих в земских и городских общественных учреждениях по выборам.
  3. Местным начальникам полиции, а также начальникам жандармских управлений и их помощникам предоставляется делать распоряжения: а) о предварительном задержании, не долее однако двух недель, всех лиц, внушающих основательное подозрение в совершении государственных преступлений или в прикосновенности к ним, а равно в принадлежности к противозаконным сообществам, и б) о производстве во всякое время обысков во всех без исключения помещениях, фабриках, заводах и т. п. и о наложении ареста, впредь до распоряжения подлежащего начальства, на всякого рода имущество, указывающее на преступность действий или намерений заподозренного лица.

Примечание. О всяком заарестовании и освобождении от оного чины полиции и жандармского корпуса составляют немедленно надлежащее постановление, копию с которого сообщают лицу прокурорского надзора, безотлагательно донося о заарестовании местному губернатору или градоначальнику, по письменному распоряжению которых срок предварительного ареста может быть продолжен до одного месяца со дня задержания.

  1. В случае бездействия власти административных лиц при исполнении ими обязанностей по охранению государственного порядка и общественного спокойствия лица сии могут по определению суда быть подвергаемы определенным в законе взысканиям не только в высшей оных мере, но даже одною и двумя степенями выше.
  2. Все статьи положения усиленной охраны сохраняют свою силу и при положении чрезвычайной охраны, поскольку они не изменяются нижеследующими правилами.
  3. Генерал-губернаторам присваиваются изложенные ниже права главноначальствующих, а в случае надобности по особым каждый раз высочайше утвержденным положениям Комитета министров и права Главнокомандующих армиею в военное время.
  4. В местностях, не подчиненных генерал-губернаторам, указывается высочайшею властью то лицо, на которое возлагаются права главноначальствующего.
  5. Главноначальствующему, независимо от прав, указанных в отделе II настоящего положения, предоставляется в пределах подведомственной ему местности:

а) право подчинять некоторые из местностей вверенного ему края особо для сего назначенным лицам и относить к предметам ведомства сих последних не только гражданское управление, на основаниях, определенных специальною инструкциею, но и командование войсками в том случае, если упомянутые лица принадлежат к военному званию;

б) право учреждать для содействия существующим органам полиции особые военно-полицейские команды с кругом прав и обязанностей, указываемых при самом их учреждении;

в) право изъятия из общей подсудности дел об известного рода преступлениях и проступках, с передачею оных к производству Военного суда в порядке, установленном статьями 17 и 18 сего положения, или с подчинением их административному разрешению в пределах карательной власти, предоставленной ему на основании пункта д этой статьи;

г) право налагать на срок объявленного положения чрезвычайной охраны секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества и доходы с них в тех случаях, когда путем распоряжения такими имуществами или доходами с оных достигаются преступные цели или когда упущения по управлению таковыми влекут за собою опасные для общественного порядка последствия.

Примечание. Управление имуществом, на которое наложен секвестр, поручается местным учреждениям ведомства государственных имуществ; причем издержки по управлению покрываются из доходов с этого имущества; остающийся же чистый доход с секвестрованного имущества возвращается владельцу не ранее освобождения имущества от секвестра;

д) право подвергать в административном порядке лиц заключению в тюрьме или крепости на три месяца или аресту на тот же срок или денежному штрафу до 3000 рублей как за нарушение обязательных постановлений, так и за проступки, об изъятии коих из ведомства судом будет заранее объявлено;

е) право устранять от должности на время объявленного положения чрезвычайной охраны чиновников всех ведомств, а также лиц, служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях; из сего исключаются только лица, занимающие должности первых трех классов;

ж) право разрешать экстренные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных, городских и земских учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения означенных собраний;

3) право приостановлять периодические издания на все время объявленного чрезвычайного положения, — и

и) право закрывать учебные заведения на срок не долее одного месяца.

Примечание. О причинах принятия этой меры главнокомандующий обязывается сообщить подлежащему начальству учебного заведения, а также министру внутренних дел, который, если бы признавал настоятельно необходимым продлить срок закрытия учебного заведения, вносит о том представление в Комитет министров.

  1. На действия подчиненных главноначальствующему учреждений жалобы могут быть приносимы в порядке подчиненности в двухнедельный срок.
  2. Правила для местностей,
    не объявленных в исключительном положении
  3. Одновременно с объявлением какой-либо местности в одном из видов исключительного положения могут быть введены, по особым каждый раз указаниям высочайше утвержденного положения Комитета министров, в некоторых точно определенных смежных губерниях в областях или даже во всех остальных местностях государства следующие правила.
  4. Местным начальникам полиции, а также начальникам жандармских управлений и их помощникам предоставляется: подвергать лиц, подозреваемых в совершении государственных преступлений или в прикосновенности к ним, а равно в принадлежности к противозаконным сообществам предварительному аресту на срок не более семи дней и производить у таких лиц обыски и выемки.

Примечание. О всяком заарестовании и освобождении от оного чины полиции и жандармского корпуса составляют немедленно надлежащее постановление, копию с которого сообщают лицу прокурорского надзора, безотлагательно донося о заарестовании местному губернатору или градоначальнику.

  1. Губернаторам и градоначальникам присваиваются права, указанные в статье 20 сего положения.
  2. Министру внутренних дел по соглашению с министром юстиции предоставляется за преступления государственные, а также за вооруженное сопротивление властям, от правительства установленным, или нападение на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц при исполнении ими обязанностей службы или же вследствие исполнения сих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев или поджогом, предавать военному суду лиц гражданского ведомства для суждения их по законам военного времени и определения виновным наказания, установленного статьею 279 Воинского устава о наказаниях издания 1879 года.
  3. Правила об административной высылке
  4. Высылка частного лица административным порядком в какую-либо определенную местность Европейской или Азиатской России с обязательством безотлучного пребывания в течение назначенного срока может иметь место не иначе как при соблюдении нижеследующих правил.
  5. Подлежащая власть, убедившись в необходимости высылки частного лица, представляет об этом министру внутренних дел с подробным объяснением оснований к принятию этой меры, а также предположений о сроке высылки.

Примечание. Предварительный арест лиц, предназначенных к высылке в определенную местность, может по распоряжению министра внутренних дел быть продолжен впредь до разрешения вопроса о высылке их.

  1. Представления этого рода рассматриваются в особом совещании, образуемом при министре внутренних дел под председательством одного из товарищей министра из четырех членов — двух от Министерства внутренних дел и двух от Министерства юстиции. Постановления сего совещания представляются на утверждение министра внутренних дел.
  2. При обсуждении представлений о высылке упомянутое совещание может потребовать необходимых дополнений и разъяснений, а в случае надобности — вызвать для личных объяснений предназначенное к высылке лицо.
  3. Для безвыездного пребывания в месте, для высылки определенном, устанавливается срок в размере от одного года до пяти лет.

Примечание. Назначенное для высылки время может быть в порядке, установленном статьею 34, сокращено или продолжено до указанных в статье 36 размеров.

ПСЗ. Собр. 3. Т. 1. № 350.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции