1892, 18 июня. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета о местностях, объявляемых состоящими на военном положении

31 января, 2025

1892, 18 июня. Высочайше утвержденное мнение Государственного совета (Собрание узаконений. 1892 г. Августа 25, ст. 925). — О местностях, объявляемых состоящими на военном положении.

Государственный совет в Соединенных департаментах законов, государственной экономии и гражданских и духовных дел и в Общем собрании, рассмотрев представление военного министра по проекту постановлений о местностях, объявленных на военном положении, мнением положил:

В изменение и дополнение подлежащих узаконений издать следующие постановления о местностях, объявляемых состоящими на военном положении:

  1. О порядке введения военного положения и прекращения оного
  2. Губернии, области, уезды, округа или отдельные населенные места, входящие в район театра военных действий и имеющие особо важное значение для интересов государственных или специально военных, могут быть объявляемы состоящими на военном положении.
  3. Военное положение вводится или одновременно с объявлением мобилизации, или впоследствии. В первом случае военное положение может быть объявляемо не иначе как по высочайшему повелению, а во втором — принятие сей меры предоставляется также власти Главнокомандующего или командующих армиями в пределах подведомственных им районов.
  4. В повелениях и распоряжениях о введении военного положения указываются в точности те местности: губернии, области, уезды, округа или отдельные населенные места, к которым относится эта мера.
  5. Распоряжение о введении военного положения сообщается немедленно подлежащим генерал-губернаторам и пользующимся их властью лицам. В случаях спешных, при затруднительности сношений с упомянутыми начальствующими лицами, распоряжение сие сообщается непосредственному административному начальству подлежащей местности. Если военное положение введено властью главнокомандующего или командующего армиею, то лицо, принявшее эту меру, сообщает о сем министру внутренних дел для представления Правительствующему Сенату и распубликования в общее сведение установленным порядком.
  6. Безотлагательное и повсеместное объявление жителям о введении военного положения и разъяснение им значения сей меры возлагается на обязанность местной административной власти.
  7. Военное положение вступает в силу: 1) в городских поселениях и в местах нахождения волостных и равных им правлений — одновременно с объявлением в этих местах о его введении, и 2) в прочих местах, состоящих в ведении сельской полиции, — со дня, следующего за днем объявления о введении военного положения в месте нахождения подлежащего волостного правления.
  8. Военное положение прекращается по высочайшему повелению. Если же оно введено властью главнокомандующего или командующего армиею, то может быть отменено этими лицами.
  9. О правах военного начальства в местностях,
    состоящих на военном положении
  10. С введением в местности военного положения в ней прекращается действие Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия (Устав предупреждения и пресечения преступлений. Ст. 1, примеч. 2, прил. 1) и высшее направление действий по охранению в ней государственного порядка и общественного спокойствия переходит к главнокомандующему и командующим армиями.
  11. В местностях, подчиненных непосредственно главнокомандующему, от него исходят все те распоряжения, принятие коих, в силу нижеследующих статей, предоставляется командующему армиею.
  12. Командующему армиею предоставляется в местностях, объявленных на военном положении:

1) воспрещать удаляться из места жительства таким лицам, которых по их знанию, ремеслу или занятию предполагается привлечь к работам для достижения целей войны;

2) назначить общие и частные реквизиции;

3) воспрещать вывоз необходимых для работ орудий и материалов, а также продовольственных и перевозочных средств, фуража, дров и тому подобных предметов, могущих потребоваться для войск, и

4) уполномочивать на принятие мер, означенных в пунктах 2 и 3 сей статьи, подчиненных ему военных начальников.

Примечание. Лицам, упомянутым в пункте 1 сей статьи, если они не имеют собственных запасов продовольствия, может быть назначаемо таковое наравне с чинами армии.

  1. Каждый военный начальник под личною своею ответственностью вправе распорядиться уничтожением строений и истреблением всего того, что по военным соображениям может затруднить движение или действие наших войск или благоприятствовать неприятелю.

Примечание. За все, уничтоженное и истребленное на основании настоящей статьи, частным лицам и учреждениям производится по их заявлениям вознаграждение, определяемое особою комиссиею путем опроса под присягою понятых людей, знавших состоящие имущества до его истребления. Означенная комиссия образовывается по распоряжению губернатора под председательством местного уездного предводителя дворянства из следующих членов: уездного воинского начальника, местного мирового или городского судьи либо земского начальника, податного инспектора, где должность сия учреждена, и сверх того в городах: из начальника полиции и члена городской управы, а вне городов: из уездного исправника, члена уездной земской управы и местного волостного старшины. В Прибалтийских и Западных губерниях в состав комиссии не входит член уездной земской управы, а в первых взамен уездного исправника в ней участвует уездный начальник. В губерниях Царства Польского комиссия составляется под председательством уездного начальника из следующих членов: председателя мирового съезда, уездного воинского начальника и сверх того в городах — представителя от местного городского управления, а вне городов — местного комиссара по крестьянским делам. Заключения комиссии о количестве вознаграждения представляются для разрешения уплаты денег в Военно-окружной совет, участвующий в этих случаях на общем основании пункта 15 статьи 62 книги II Свода военных постановлений 1869 года.

  1. Если в местности, объявленной на военном положении, будет признано необходимым для охранения государственного порядка или успеха ведения войны, принять такую чрезвычайную меру, которая не предусмотрена в настоящих постановлениях, то Главнокомандующий, непосредственно или по представлению командующего армией, делает распоряжение о принятии сей меры собственною властью, донося о том государю императору.

III. Об отношениях гражданских властей к военному начальству

  1. В районе действий армии командующему оной подчиняется местный генерал-губернатор или лицо, коему присваиваются права последнего (ст. 18), причем командующий армиею пользуется правом отменять их распоряжения, касающиеся охранения государственного порядка и общественного спокойствия, и давать им предписания по сему предмету.
  2. Полицейские начальства местностей, объявленных на военном положении, оказывают военному начальству всякое содействие по исполнению лежащих на нем обязанностей, а равно распоряжений, указанных в статьях 10 и 11.
  3. Все гражданские власти, а равно городские и земские управы обязаны оказывать полное содействие военному начальству в его требованиях, касающихся доставления сведений о благонадежности населения и отдельных лиц и о средствах края. Эти сведения собираются по возможности путем устных расспросов и переговоров без лишней переписки и сохраняются в секрете.
  4. В районе, подведомственном этапному коменданту или начальнику этапного участка, все чины городской и сельской полиции, земской стражи, а также городские и земские установления и местные обыватели обязаны беспрекословно подчиняться требованиям и распоряжениям этапного участка во всем, что касается исполнения военно-полицейских мер, квартирной и подводной повинностей, а равно поставки припасов, наряда рабочих и перевозочных средств, сохраняя за собою право обжалования этих требований и распоряжений впоследствии.
  5. О подсудности военным судам не принадлежащих к армии лиц
    гражданского ведомства в местностях, состоящих на военном положении
  6. Не принадлежащие к армии лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, подлежат военному суду и наказанию по законам военного времени: 1) за бунт против верховной власти и государственную измену; 2) за умышленный поджог или иное умышленное истребление либо приведение в негодность предметов воинского снаряжения и вооружения и вообще всего принадлежащего к средствам нападения или защиты, а также запасов продовольствия и фуража; 3) за умышленное истребление или важное повреждение в районе театра войны, водопроводов, мостов, плотин, гатей, шлюзов, водоспусков, колодцев, дорог, бродов или иных средств, назначенных для передвижения, переправы, судоходства, предупреждения наводнений или необходимых для снабжения водою; 4) за умышленное истребление или важное повреждение служащих там же для правительственного пользования: а) телеграфного, телефонного или иного снаряда, употребляемого для передачи известий, и б) железнодорожного пути, подвижного состава оного или предостерегательных знаков, установленных для безопасности железнодорожного движения или судоходства, и 5) за нападение на часового или военный караул, за вооруженное сопротивление военному караулу или чинам военной и гражданской полиции, а равно за убийство часового или чинов караула и полиции.
  7. Об особых правах и обязанностях
    административных органов гражданского ведомства
    по охранению государственного порядка и
    общественного спокойствия в местностях,
    состоящих на военном положении
  8. В местностях, состоящих на военном положении, права и обязанности по охранению государственного порядка и общественной безопасности возлагаются на местного генерал-губернатора или главноначальствующего (примеч. 1 к ст. 13 Положения о полевых управлениях войск). А местностях, не подведомственных генерал-губернатору или главноначальствующему или состоявших в ведении генерал-губернатора либо главноначальствующего, назначенного командовать армиею, означенные права и обязанности возлагаются на начальника военно-окружных управлений, который в этих случаях пользуется всеми полномочиями генерал-губернатора.
  9. Генерал-губернаторы или облеченные их властью лица имеют право:

1) Издавать обязательные постановления по предметам, относящимся к предупреждению нарушения общественного порядка и государственной безопасности, как то: относительно обязанности владельцев недвижимых имуществ и их управляющих по внутреннему наблюдению в границах их владения относительно способов сего наблюдения, порядка определения и смещения лиц, на которых будут возложены владельцами упомянутые обязанности, и т. п.

2) Установлять за нарушение таковых обязательных постановлений взыскания, не превышающие заключения в тюрьме или крепости на три месяца или денежного штрафа до трех тысяч рублей.

3) Подвергать собственною властью виновных в нарушении обязательных постановлений, изданных на основании пункта 1 сей статьи, взысканиям, означенным в пункте 2, или уполномочивать на разрешение подобных дел подчиненных им губернаторов, градоначальников и обер-полицмейстеров.

4) Обращать к административному разрешению с предварительным объявлением о том во всеобщее сведение дела о таких преступлениях и проступках, подлежащих в общем порядке рассмотрению суда, которые влекут за собою наказания, не превышающие указанных в пункте 2 сей статьи размеров.

5) Требовать от прокурорского надзора представления для просмотра на срок не свыше двух недель каждого отдельного следственного производства или дознания, не переданного еще в судебное установление.

6) Передавать на рассмотрение военного суда отдельные дела о всяких преступлениях, общими уголовными законами предусмотренных, для суждения виновных по законам военного времени и по правилам, определенным в статье 20.

7) Исключать из общей подсудности с предварительным объявлением о том во всеобщее сведение целые категории дел об известного рода преступлениях и проступках, не предусмотренных в статье 17, с передачею таковых дел к производству военного суда на основаниях, указанных в предыдущем пункте.

8) Требовать рассмотрения при закрытых дверях в судах гражданского ведомства судебных дел, публичное рассмотрение коих может послужить поводом к возбуждению умов и нарушению порядка, — с тем, чтобы в судебные заседания по таким делам с разрешения председателя суда допускались сверх лиц, указанных в статьях 622 (по Продолжению 1890 г.) и 623 Устава уголовного судопроизводства, должностные лица административного ведомства, служебные обязанности коих представляют надлежащее к тому основание.

9) Требовать рассмотрения дел о государственных преступлениях или в порядке, указанном в предшедшем пункте, или с особыми ограничениями, состоящими: а) в производстве всех судебных действий при закрытых дверях присутствия с устранением применения статей 621—624 и 1056 Устава уголовного судопроизводства (по Продолжению 1890 г.), и б) в недопущении в залу заседания никого постороннего, за исключением должностных лиц, в пункте 8 сей статьи указанных, а равно супругов и восходящих и нисходящих по прямой линии родственников подсудимых и потерпевших и не иначе как по заявленной со стороны последних просьбе о допущении означенных лиц.

10) Окончательно утверждать приговоры военных судов по делам, указанных в пунктах 6 и 7 сей статьи.

11) Воспрещать всякие народные, общественные и частные собрания.

12) Делать распоряжения о закрытии всяких вообще торговых и промышленных заведений на известный срок или на все время объявленного военного положения.

13) Разрешать чрезвычайные, приостанавливать и закрывать очередные собрания сословных, городских и земских учреждений и в каждом отдельном случае определять вопросы, подлежащие устранению из обсуждения означенных собраний.

14) Приостанавливать периодические издания на все время объявленного военного положения.

15) Закрывать учебные заведения на срок до одного месяца, а с разрешения командующего армиею — и на все время объявленного военного положения с сообщением о том подлежащему начальству заведения.

16) Воспрещать отдельным лицам пребывание в местностях, объявленных на военном положении.

17) Высылать отдельных лиц во внутренние губернии Империи с извещением о том министра внутренних дел для учреждения за ними полицейского надзора на время не свыше продолжения военного положения, а иностранцев высылать и за границу.

18) Налагать на срок объявленного военного положения секвестр на недвижимые и арест на движимые имущества и доходы с них, когда путем распоряжения такими имуществами или доходами с оных владельцами достигаются преступные цели или когда упущения по управлению таковыми влекут за собою опасные для общественного порядка последствия.

19) Устранять от должности на время объявленного военного положения чиновников всех ведомств, не занимающих должностей первых трех классов, а также лиц, служащих по выборам в сословных, городских и земских учреждениях.

Примечание. Управление недвижимыми имуществами, упомянутыми в пункте 18 сей статьи, поручается местным учреждениям ведомства государственных имуществ, причем издержки по управлению покрываются из доходов с означенных имуществ, остающийся же чистый доход возвращается владельцу не ранее освобождения имущества от секвестра.

20) Рассмотрение и решение дел о преступлениях, исчисленных в статье 17, а равно дел, изъятых из общей подсудности на основании пунктов 6 и 7 статьи 19, производится в военных судах по правилам, установленным в разделе IV Военно-судебного устава, но с тем: 1) чтобы лицам, виновным в вооруженном сопротивлении властям или нападении на чинов войска и полиции и на всех вообще должностных лиц при исполнении ими обязанностей службы или же вследствие исполнения сих обязанностей, коль скоро преступления эти сопровождались убийством или покушением на убийство, нанесением ран, увечий, тяжких побоев или поджогом, — определялось наказание, предусмотренное в статье 279 Воинского устава о наказаниях; 2) чтобы полагаемые в военных судах временные члены были назначаемы военным начальством каждый раз особо исключительно из штаб-офицеров; 3) чтобы дела о лицах, обвиняемых в государственных преступлениях, рассматривались всегда при закрытых дверях, и 4) чтобы избрание или назначение защитников подсудимых производится согласно правилам, изложенным в статьях 736, 737 и 739 Военно-судебного устава.

21) Кроме прав, перечисленных в статье 19, генерал-губернатору или облеченному его властью лицу предоставляется подчинять по гражданскому управлению некоторые из местностей вверенного ему края, объявленных на военном положении, особо для сего назначенным лицам на основаниях, тогда же определяемых специальною инструкциею.

22) Губернаторам и градоначальникам, в расширение прав, указанных в статье 511 Общего губернского учреждения, предоставляется, при замещении всех вообще должностей по земским, городским и судебно-мировым установлениям, изъявлять свое несогласие на замещение, если лицо, предназначаемое на открывшуюся должность, будет признано ими неблагонадежным. Независимо от сего по этой же причине вследствие требования губернатора или градоначальника немедленно удаляются от должностей служащие по упомянутым установлениям, а равно лица, определенные на службу либо к должностям административными губернскими местами и учреждениями (Общие учреждения губернии. Ст. 511). Действие настоящей статьи не распространяется однако на лиц, служащих в земских и городских общественных учреждениях по выборам, а также на мировых судей (п. 19 ст. 19).

22) Местным начальникам полиции, а также начальникам жандармских управлений и их помощникам предоставляется делать распоряжения: 1) о предварительном задержании, не долее однако двух недель, всех лиц, внушающих основательное подозрение в совершении преступлений государственных или нарушающих существенные интересы армии или в прикосновенности к сим преступлениям, а равно в принадлежности к противозаконным сообществам, и 2) о производстве во всякое время обысков во всех без исключения помещениях и о наложении ареста, впредь до распоряжения подлежащего начальства, на всякого рода имущество, указывающее на преступность действий или намерений заподозренного лица.

Примечание. О всяком задержании и освобождении от оного чины полиции и жандармского корпуса составляют немедленно надлежащее постановление, копию с которого сообщают лицу прокурорского надзора, безотлагательно донося о задержании местному губернатору или градоначальнику, по письменному распоряжению которых срок предварительного ареста может быть продолжен до одного месяца со дня задержания.

24) На действия учреждений, подчиненных генерал-губернатору или заступающему на его место лицу, жалобы могут быть приносимы в порядке подчиненности в двухнедельный срок.

25) В случае бездействия власти административных лиц при исполнении ими обязанностей в местностях, объявленных на военном положении, лица сии могут быть по определению суда подвергаемы определенным в законе взысканиям не только в высшей оных мере, но даже одною и двумя степенями выше.

Резолюция. Его императорское величество воспоследовавшее мнение в Общем собрании Государственного совета по проекту постановлений о местностях, объявляемых состоящими на военном положении, высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.

ПСЗ. Собр. 3. Т. 12. № 8757.

© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции