Археология необычайно расширила пространственный и временной горизонт истории. До начала развития археологии историческая наука, опиравшаяся исключительно на письменные источники, охватывала приблизительно 3000 лет. В конце 18 в. археологи открыли новые письменные источники; расшифровка египетских иероглифов (1819) и вавилонской клинописи (1837) прибавила еще 2000 лет письменной истории.
Вся предшествующая история человечества (а оно существует по приблизительным подсчетам около 800 тыс. лет) известна только на основании археологических данных. Но и когда письменность уже была изобретена, она существовала первоначально в очень немногих странах, в то время как человечество жило на обширных пространствах земли. 5 тыс. лет назад письменность существовала только в Египте и Месопотамии, затем появилась в Малой Азии, Индии и Китае и, наконец, в Европе, сначала в Италии и Греции, а затем и в других странах. История человечества на большом отрезке времени и на огромных территориях может быть изучена только с помощью археологии. Она может дать ценные материалы, дополняющие письменные источники, и для поздних периодов истории, сравнительно близких к нам, например, для истории средних веков. Письменность возникает в классовом обществе и, как правило, является привилегией господствующего класса. Письменные источники носят отпечаток личного отношения их автора к событиям, в них сильны элементы субъективизма. Вещественные источники дают объективные сведения для освещения жизни и быта данного общества и притом не только господствующих классов, но и производителей материальных благ – трудящихся масс.
Археология помогает изучать историю хозяйства и культуры, позволяет восстановить в какой-то мере и социальную историю бесписьменных эпох. Советские и зарубежные ученые-марксисты считают, что поскольку существуют определенные закономерности развития производительных сил и производственных отношений, на любой ступени развития общества существует определенная закономерная связь между материальной культурой и социально-экономической жизнью. Отсюда вытекает возможность исторической реконструкции по археологическим данным. Взгляды ученых-марксистов и их противников особенно резко расходятся в вопросе о закономерностях исторического процесса. Буржуазные ученые, отрицающие их существование и представляющие себе историю как собрание отдельных, случайных фактов, приходят к ограничению задач археологии, сводят их только к изучению истории культуры или даже только истории искусства. Советские ученые рассматривают археологию как единую науку, обладающую общими методами изучения различных исторических эпох. Они изучают первобытное общество наравне с античным, феодальным и т. д. Археологи-марксисты выясняют для первобытной истории лишь важнейшие изменения в развитии производительных сил и устройстве общества. Картина получается общей, но основные закономерности исторического развития выступают очень наглядно. Советские археологи совместно с учеными стран народной демократии, прогрессивными учеными капиталистических стран борются против характерного для некоторой части буржуазных археологов национализма, расизма, против попыток считать бесписьменные народы «неисторическими», выступают за признание вклада каждого, даже самого маленького народа, в развитие мировой культуры.
Как наука, обладающая своими особыми методами исследования, археология сложилась не многим более 100 лет назад, хотя первые попытки археологических раскопок, отмеченные в истории, относятся еще к 6 в. до н. э., когда вавилонский царь Набонид искал надписи древних царей в фундаментах построек. Термин «Археология» впервые употребил в 4 в. до н. э. Платон в диалоге «Гиппий Больший», имея в виду науку о древностях в самом широком смысле слова. В императорское время в Риме употребляли другой термин, но с тем же значением: antiquitates – древности. В средние века термин «Археология» был вытеснен термином «древности», а в 1767 г. был возрожден профессором Геттингенского университета X. Г. Хейне, понимавшим под археологией только описание и классификацию памятников классического искусства. Современное понимание термина «Археология», как оно изложено выше, сложилось только в 19 в., а широкое, но не повсеместное признание получило только в 20 в. Исторически сложилось так, что археология развивалась в виде 4 отдельных отраслей – классической археологии, изучающей письменный период истории Древней Греции и Рима; восточной археологии, изучающей историю стран древнейших цивилизаций (Египет, Передняя Азия); средневековой археологии и первобытной археологии, шедших в своем развитии разными путями, постепенно сближаясь по мере определения единства задач, и только к началу 20 в. слившихся в единую науку, обладающую общими принципами и методами. В то же время возросла специализация внутри археологии: отдельные специалисты изучают эпохи палеолита, мезолита, неолита, бронзовый век, ранний железный век. Есть и другие системы специализации: по этническим признакам (археология славяно-русская, галло-романская, бритто-романская и т. д.) и по отдельным странам (археология Египта, Китая, Индии, Америки, Африки, Океании и т. п.). Особым разделом археологии в некоторых странах является изучение христианских древностей. Различные разделы археологии объединяются общими методами науки. С археологией, как и с историей, тесно связаны вспомогательные исторические дисциплины – нумизматики, сфрагистика, эпиграфика. Археологи добывают в раскопках материалы для вспомогательных исторических наук и с помощью данных этих наук датируют свои материалы и объясняют исторические явления.
Объекты археологических исследований, как их называют иногда – археологические памятники, как правило, скрыты под землей. Поиски их называют археологической разведкой. Обнаруженные памятники описываются и наносятся на археологическую карту. Следующим этапом работы археологов являются раскопки обнаруженного памятника. Один из важнейших методов археологического исследования – стратиграфический – наблюдение за чередованием культурных слоев, отложившихся в результате продолжительного обитания в данном месте человека в различные исторические периоды, и установление хронологического соотношения этих слоев. Этот метод позволяет установить относительную хронологию следов отдельных поселений, отложившихся в одном месте, а также культурно-стратиграфические разрезы обширных территорий. Если определенные типы вещей встречаются только в определенном слое на данном поселении, то можно ожидать, что они встретятся в том же слое на других поселениях. Указанный метод основан на том, что ненарушенные отложения в верхних слоях более поздние, чем в нижних. Для датировки важно установить порядок расположения культурных слоев и древних погребений не только по отношению друг к другу, но и по отношению к геологическим напластованиям. Так была обоснована хронология и периодизация каменного века.
Первым этапом научного исследования добытых в раскопках вещей является их классификация. Существуют три основы классификации: определение функциональное (назначение вещей), хронологическое (время изготовления) и хорологическое (место изготовления), Для классификации и датировок археология выработала свои методы или заимствовала их из других наук. Важнейший метод — сравнительный. Он возник первоначально в первобытной археологии из сопоставления сведений о различных этапах (стадиях) культурного развития человечества с данными этнографии о современных отсталых народах. Постепенно этот метод был распространен на все области археологии и стал служить не только для определения назначения вещей, сооружений, но и для хронологизации материалов и для изучения взаимовлияний племен и народов. В последнее время получил распространение предложенный советскими учеными метод изучения функции орудий по следам работы на них. Для хронологической классификации служит типологический, или, как его иногда называют, формально-типологический метод, сущность которого заключается в том, что вещи распределяются по материалу, форме и назначению. Первоначально вещи делятся на группы по материалу и назначению, например железные мечи, каменные топоры. Затем внутри этих групп выделяются подгруппы, объединяющие близкие по форме вещи, вещи одного типа, которые располагаются в ряды от более простых к более сложным или наоборот. Труднее всего при составлении рядов решить, как шел процесс развития типа – была это прогрессивная эволюция или дегенерация. Для решения этого вопроса типы вещей из одной группы сопоставляются с типами вещей из другой группы по принципу синхронизма, т. е. по одновременности изготовления, которая устанавливается главным образом по совместным находкам в процессе раскопок. Так составляются новые ряды, в которых вещи, принадлежащие к различным типология, рядам, оказываются связанными по их синхронизму. Формально-типологический метод является важнейшим собственно археологическим методом датировки. Если в комплексе находок найден хотя бы один предмет определенного хронологического типа, то мы получаем опорную точку для датировки целого комплекса. Метод синхронизации имеет значение не только при составлении типологических серий. Он может служить для датировки наблюдаемых культурных явлений, проникших в первобытные общины из одновременно существовавших центров древней цивилизации. Так, даты европейского неолита и бронзового века в значит, мере основываются на хронологии древних государств Средиземноморья и Ближнего Востока. Для датировок служат также методы, заимствованные археологией у естественных наук. Метод датировок органических остатков по содержанию в них радиоактивного углерода С-14 основан на том, что количество С-14, усваиваемого из атмосферы растениями, а затем и животными, является величиной постоянной. После смерти растения или животного в результате распада С-14 его количество в мертвых тканях начинает убывать. Измеряя величину распада С-14, исследователь, обладающий образцами биологического происхождения, взятыми из археологических памятников, может оценить возраст этих памятников. Другой метод установления относительных и абсолютных дат – дендрохронологический – по годичным кольцам древесин, найденных в археологических памятниках. Большие перспективы в археологической хронологии открывает палеомагнетизм. Измеряя остаточную намагниченность подвергшихся обжигу изделий из глины и сопоставляя ее с магнитным полем земли в ту или иную эпоху, можно определить абсолютный возраст предмета. Археологи используют также геологические методы датировки – по отложениям ленточных глин и т. д.
При изучении древних вещей обращает на себя внимание значительная разница их форм даже в тех случаях, когда вещи служили для одной и той же цели и относятся к одной и той же эпохе. Картографирование, как правило, показывает, что распространение различных форм вещей одного и того же типа концентрируется в определенных районах. При этом одинаковые типы вещей встречаются в постоянных сочетаниях с другими вещами, а также с определенной формой поселения, жилища, обряда погребения и т. п. Отсюда возникло понятие археологической культуры – группы памятников, объединенных одним временем, общей территорией и общими характерными чертами. Причиной такого единства могут быть одинаковые географические условия (в которых развивалось общество, создавшее данную археологическую культуру), исторически сложившиеся хозяйственные и культурные достижения или единство происхождения. Чаще всего за археологическими культурами скрываются древние племена и народы. Очень важным методом исследования является археологическая картография. Основа этого метода – нанесение на археологическую карту всех археологических памятников той или иной страны. На базе одной или нескольких таких карт составляются карты, суммирующие исторические выводы и обобщения: географическое размещение археологических культур; взаимосвязи и взаимовлияния археологических культур и этнических групп; размещение и распространение отдельных типов вещей; размещение и распространение отдельных видов производств, сельскохозяйственных культур и т. п.; определение торговых путей и экономических связей и т. п.
Особо важной темой является установление и изображение взаимосвязи общественных явлений прошлого с географическими факторами. Природное окружение влияло на человеческую деятельность, и в свою очередь человек изменял природу. Археологи изучают историю человеческих поселений в зависимости от истории климата, топографии, флоры и фауны территорий, где эти поселения возникли. Археолог должен изучать историю поселения на фоне древнего ландшафта, реконструкция которого производится на основе различных данных, в т. ч. и добытых археологами. Так, например, пыльца деревьев обладает редкостной устойчивостью и сохраняется в течение тысячелетий. Лучшими хранилищами пыльцы являются болота, но сохраняется она и в земле, в особенности хорошо в пустынях и полупустынях. Систематические наблюдения за стратиграфией болот и изучение найденной здесь пыльцы (пыльцевой анализ) дают возможность проследить эволюцию растительности, а вместе с тем и эволюцию климата в данной области. Археология, таким образом, связана с палеоклиматологией.
Изучение находимых на поселениях костей домашних и диких животных позволяет установить обстановку, в которой жили люди, объекты их охоты, развитие животноводства и историю того или иного вида животных, историю их приручения, «одомашнения» и изменения породы. По зернам злаков, а также по зернам сорняков, сопровождавших культурные растения, удается определить уровень развития земледелия различных эпох и даже системы земледелия – подсечную, переложную, залежную, трехпольную и др. Палеозоология, палеоботаника и палеоантропология тесно связаны с археологией. Палеоантропология изучает останки древнего человека, дает представление о физическом типе человека минувших эпох, об изменении этого физического типа под влиянием различных социальных и природных условий.
Для классификации большое значение имеет статистический метод. Значительная часть археологических материалов представляет массовые находки, и для того чтобы установить хронологическую и хорологическую корреляцию одних типов вещей по отношению к другим, а также отделить важные явления от второстепенных, необходимо применить законы математической статистики
Последний этап работы археолога над добытыми материалами – исторические выводы из них и реконструкции.
Реконструкция отдельных элементов быта и общественной жизни в особенности сложна для дописьменных эпох, когда археолог имеет дело только с немыми источниками. Для подобных реконструкций существенное значение имеет этнография, описание отсталых в своем развитии племен, сохранивших до наших дней первобытнообщинный строй, а также описание тех пережитков докапиталистических формаций, которые сохранились в быту современных народов.
Экономическая жизнь древнего общества, производительные силы, формы ведения хозяйства, развитие собирательства, охоты, рыболовства, земледелия, скотоводства, формы поселений и построек, одежда и пища, межплеменной обмен, транспорт, орудия труда и технология их изготовления, оружие и военные столкновения – все это может быть изучено на основании археологических данных. Сложнее реконструкция явлений социальной и духовной жизни, а также решение вопроса об этнической принадлежности выявляемых по археологическим данным групп населения. При одинаковом уровне развития производительных сил в сходной географической среде у разных народов и в разных, даже в отдаленных друг от друга областях могут возникнуть сходные явления социальной и духовной жизни. Сходные, но не одинаковые, поэтому прямая реконструкция по аналогии может быть ошибочной. Особенности орудий труда, оружия, украшений, жилищ, погребальных; обрядов и ритуальных объектов позволяют предположить, что они являются конкретным выражением общих социальных традиций, которые всегда связывают народ. Но бывает трудно, а иногда и невозможно ответить на вопрос, имеет исследователь здесь дело с родственной по происхождению и близкими по языку группами или с разноязычными группами, выработавшими в результате длительного исторического контакта общие черты в своей культуре. Археолог должен быть очень осторожен, решая на основе изучения материальной культуры вопросы социальной и этнической истории. Тем не менее решение таких вопросов возможно и история археологии дает ряд примеров этого.
История археологии. Зарубежная археология. Интерес к древним памятникам искусства возник еще в античном мире (Фукидид. Павсаний, Плиний), снизился в средневековье и вновь возрос в эпоху Возрождения. Однако до начале 17 в. раскопки и коллекционирование древностей еще не имели научной основы. Только начиная с этого времени, когда увлечение античностью и собирательством древностей уже охватило всю Европу, обильный накопившийся материал пытаются классифицировать. Объектами внимания антиквариев остаются главным образом памятники искусства, но к ним прибавляются и надписи. В нач.18 в. вышел в свет десятитомный свод античных древностей французского палеографа Б. Монфокона, сильно повлиявший на развитие археологического собирательства. К этому же времени относятся первые опыты раскопок с научными целями. Особое значение для развития археологии имели раскопки погибших при извержении Везувия в 79 н. э. городов Геркуланума и Помпей (близ Неаполя). Первоначально раскопки носили хищнический характер, но в конце 18 в. были научно организованы. Помпейские раскопки, имели большое значение, т. к. привлекли внимание к бытовым древностям. В 19 в. начинается эпоха «великих археологических открытий». Освободительные идеи французской революции, рост национального самосознания в странах Европы вызывали усиленный интерес к прошлому. Французская буржуазия с особым интересом относилась к античности. Египетский поход Наполеона и расширяющееся влияние английской Ост-Индской компании открыли археологам доступ в страны Востока.
Научная археология началась с классификации ее материалов. Для первобытной археологии и прежде всего для хронологического разделения первобытных древностей большую роль сыграла теория «трех веков», разделение человеческой истории по материалу, из которого изготовлялись орудия труда, на каменный, бронзовый и железный века. Впервые высказанная в 1 в. до н. э. великим римским поэтом и мыслителем Лукрецием гипотеза о трех веках была возрождена в 18 и в начале 19 вв. многими авторами, в т. ч. А. Н. Радищевым в России. Впервые ее обосновал археологическим материалом датский археолог К. Ю. Томсен в 1836 г. Подтвердил и углубил классификацию Томсена другой датский археолог Е. Я. Ворсо.
Открытие палеолита связано с именем франц. археолога-любителя Буше де Перта, собравшего коллекцию орудий древнего каменного века и выступившего с утверждением, , что человек, создавший эти орудия, был современником мамонта и других вымерших животных. Это утверждение нашло доказательства в работах геолога и археолога Э. Парте, с 1837 г. изучавшего древние пещеры и установившего хронологию их геологических отложений. В 1853–1854 гг. после падения уровня воды в озерах Швейцарии были открыты свайные поселения эпохи позднего каменного и бронзового веков, в которых были представлены детали повседневной жизни их обитателей. Это позволило обосновать отличия в развитии человечества в разные периоды каменного века, и в 1865 г. англичанин Дж. Леббок впервые ввел в обиход термины «палеолит» и «неолит».
Под влиянием теории Ч. Дарвина об эволюционном развитии в природе возникает в 70-х гг. 19 в. эволюционистская школа в этнографии, главной заслугой которой было создание теории единства исторического развития человечества. Археологи также попытались отождествить развитие орудий труда и вообще всех вещей, созданных человеком, с эволюционным процессом развития организмов в природе. Хотя такое отождествление было в целом ошибочным, оно сыграло в то время прогрессивную роль в археологии, т. к. привело к историческому объяснению археологических данных и внесло из области естественных наук материалистические взгляд на эти данные. Естественноисторическое направление в археологии дало мощный толчок ее развитию. Убежденный дарвинист французский археолог Г. де Мортилье установил в 1869–1883 гг. хронологическую классификацию палеолита, поныне сохранившую свое значение. Стремился применить дарвинизм к археологии и шведский ученый О. Монтелиус, один из создателей типологического метода. Хотя он ошибался, полагая, что вещи развиваются в силу какого-то внутреннего закона изменения форм, и но понимал, что это происходит вследствие изменения условий жизни человеческого общества, ему удалось много сделать для применения типологического метода как метода хронологизации.
Усовершенствование способов раскопок, переход к научным методам осуществился уже во 2-й пол. 19 в. Он выразился в тщательной фиксации положения каждой находки, участии в раскопках фотографов и архитекторов, применении стратиграфического метода и, наконец, комплексного метода, при котором в экспедиции участвуют специалисты в разных областях знания: эпиграфисты, топографы, реставраторы, палеозоологи и т. п. Усовершенствованию методов раскопок содействовали немецкий ученый Э. Курциус (вел раскопки в Олимпии), английские ученые Питри Флиндерс (в Египте) и А. Питт-Риверс (в Англии), русский ученый Б. В. Фармаковский (в Ольвии). В области техники открытия археологических памятников огромное значение приобрела после 1-й мировой войны аэрофоторазведка.
В начале 20 в. археологические исследования, связанные с первобытной историей, распространились из Западной Европы в Центральную и Восточную, а также в Африку и Азию. Хронологическая классификация, предложенная французскими археологами, оказалась непригодной для вновь открытых в археологическом отношении территорий. Периодические системы, созданные в 19 в., устаревали. Создатели этих систем, механически перенося положения эволюционной теории на развитие общечеловеческой культуры, полагали, что последняя развивается в различных условиях, а следовательно, и в разных местах земного шара параллельно и одинаково. По мере накопления материала стало очевидно, что даже у стоящих на одинаковом уровне развития локальных групп формы культуры различны. Картографирование этих различий привело к возникновению современного понятия археологической культуры, за которой скрываются этнические, социальные или хозяйственно-экономические общности. Идея о том, что за археологическими культурами скрываются древние племена и народы, была сформулирована германскими учеными в период между двумя мировыми войнами. Но их формулировки, облеченные в националистическую и расистскую оболочку, были абсолютно неприемлемы для науки и охотно использовались фашистской Германией для милитаристической пропаганды. Прогрессивные ученые, в т. ч. советские археологи, вели решительную борьбу против шовинистического извращения идеи археологической культуры, правильной в своей основе, за очищение ее от националистического налета.
В 1-й четверти 20 в. в археологии и в изучении первобытного общества распространились также идеи диффузнонизма, виднейшим пропагандистом которых был английский археолог Г. Чайлд. Диффузионисты исходили из того, что великие открытия в области культуры были сделаны на протяжении истории лишь однажды и затем путем заимствований, миграций или просто распространением (диффузией) передались другим пародам. Т. о., возможность эволюционного развития отдельных обществ, самостоятельно достигающих того или иного уровня культуры, отрицается, а роль заимствований и миграций в истории человечества непомерно преувеличивается. Первобытная археология, возникшая и развивавшаяся в Европе, в 20 в. распространилась во всем мире. Ученые убедились, что явления европейской археологии не могут считаться универсальными, что, так же как Европа по отношению ко всему миру составляет лишь небольшую часть, явления ее культурной и социальной истории в первобытную эпоху представляют явления местные и ограниченные. Большие успехи сделала первобытная археология в Америке, Африке, Китае, Индии, Океании, Австралии.
Великие археологические открытия в 19 и 20 вв. были сделаны в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. В Греции велись раскопки в Афинах и других городах, были раскрыты знаменитые общеэллинские святилища в Дельфах Олимпии; в Италии, кроме Геркуланума и Помпеи, велись большие раскопки в Риме и Остии; в Малой Азии раскапывались важные ионийские центры Милет и Эфес и эллинистические города Приена и Пергам, в Сирии – Гелиополь и Пальмира и мн. др. Особенно большое научное значение имело открытие культуры бронзового века в эгейском мире во 2-м тыс. до н. э. и раскопки
Кносса (А. Эванс) и Феста на о. Крите, Трои в Малой Азии, Тиринфа и Микен в континентальной Греции (Г. Шлиман и В. Дерпфельд ). В Малой Азии была открыта хеттская культура и раскопана столица хеттов в Богазкее близ Анкары (Г. Винклер). Исследования в Финикии, Сирии и Египте (О. Мариет, Г. Масперо, Питри Флиндерс) открыли тысячелетние культуры этих стран, восходящие еще к эпохе неолита. Раскопки в Сузах (Ж. де Морган) и Персеполе дали обильный материал по культуре Древнего Ирана (Р. Гиршман, Э. Херцфельд), а раскопки в Месопотамии открыли ассирийские города Дур-Шаррукин (П. Э. Ботта), Ниневию (О. Г. Лейард) и др. Раскапывались Вавилон и Ашшур (Р. Колдуэй и В. Андре). Была открыта древнейшая в мире шумерская цивилизация и ее центры Ур (Л. Вулли), Лагаш (Э. деСарзек), Ургук и др. Исследования на Востоке охватили постепенно огромные территории: были изучены древние культуры Китая (Ю. Г. Андерсон, Го Мо-жо, Го Бао-цзюнъ, Ляп Сы-юн, Ван Го-вэй и др.), Японии и Индии (Д. Маршалл, Р. Банерджи, М. Вилер, М. Вэт и др.). В Западном полушарии археологи сконцентрировали внимание на изучении памятников доколумбовой Америки: ацтеков в Мексике, майя в Центральной и Южной Америке (Д. Л. Стефенс, А. Модели), инков в Перу и т. п.
Больших успехов достигла наука в изучении раннего железного века, поздней античности и средневековья в Европе. Открытие в середине 19 в. гальштатской культуры и латенской культуры, а затем лужицкой культуры познакомило с жизнью племен и народов железного века. Изучение римских провинций в Европе привело к открытию остатков культуры «варварских» племен. Собран огромный материал по эпохе «великого переселения народов», стали известны древности германцев, аваров, гуннов и др. племен. Исследованы средневековые города, их архитектурные памятники и произведения искусства. Больших успехов достигла славянская археология. В начале 20 в. появился гигантский свод славянских древностей, изданных чешским археологом Л. Нидерле. Это время вообще отмечено появлением ряда археологических сводов исследований и синтетических работ. Среди них следует отметить исследование Ж. Дешелета («Manuel d”archeologie prehistorique celtique et galloromain», t. 1–6,1908–34), словарь Даранбера и Сальо («Dictionnaire des antiqui-tes grecques et romaines», Bd 1–5, 1877–1919) и энциклопедию, под редакцией Макса Эберта («Reallexikon der Vorgeschichte», Bd 1–15, 1924–32). Позже появилась важная сводка Г. Чайлда («Заря европейской цивилизации», 1-е изд. 1925).
Археология в дореволюционной России. Как и в Западной Европе, в России интерес к древностям зародился рано. Созданная еще в начале 16 в. Оружейная палата в 17 в. уже располагала замечательными коллекциями оружия и предметов декоративного искусства. Петр I, создавая музеи, в своих указах о сборе редкостей обратил внимание на археологические материалы. Видный русский историк В. Н. Татищев в 1739 г. издал одну из первых в мире инструкций археологических раскопок. Во 2-й пол. 18 в. в России развился интерес к античным древностям. В 1763 г. генерал А. П. Мельгунов произвел первые большие раскопки скифского кургана. В конце 18 в. П. И. Сумароков начал исследование древнегреческих городов в Крыму. В начале 19 в. возникает ряд местных музеев, куда поступают коллекции древностей (в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи и др.). Вслед за созданным «Московским обществом истории и древностей» возникают археологические общества в Прибалтике, Одессе, Петербурге. В 80-х гг. 19 в. начинаются систематические археологические исследования древних городов на Юге России, па территории Боспорского царства (И. А. Стемпковский). Курганные раскопки дают науке замечательные образцы античного ювелирного искусства. В 1849–1853 гг. под руководством А. Н. Оленина издаются монументальные «Древности Российского государства». В 1859 г. был создан государственный орган по руководству археологией – Археологическая комиссия. Большую роль в развитии археологии играли общественные организации: археологические общества и губернские архивные комиссии. Крупнейшими были Русское археологическое общество и Московское археологическое общество. Последнему принадлежала инициатива созыва периодических всероссийских археологических съездов. Крупные представители русской археологической науки – А. С. Уваров, И. Е. Забелин, Д. Я. Самоквасов, Л. К. Ивановский, Н. Е. Бранденбург, В. И. Сизов, Н. И. Веселовский, В. В. Хвойка, Д. Н. Анучин, А. А. Спицын, Б.В. Фармаковский, В. А. Городцов – прославились открытием многочисленных памятников разных эпох. Однако археология в царской России не получила должного развития. Большинство археологических исследований было личным делом узкого круга любителей науки, по существу не пользовавшихся государственной поддержкой.
Археология в СССР. После Октябрьской революции начинается новый период развития русской археологии. Исторический материализм становится ее идейной основой, а мощная материальная база, созданная Советской властью для развития науки, содействует развертыванию работ на широком фронте. В 1919 г. была создана Российская (в дальнейшем Государственная) академия истории материальной культуры (РАИМК-ГАИМК), которой было поручено изучение и охрана памятников археологии и искусства на территории страны. Раскопки, прежде случайные, проводившиеся по инициативе отдельных лиц, приобрели теперь более планомерный целеустремленный характер. Разрабатывалась методика раскопок и последующего освоения материала с помощью новейших достижений науки. Менялся не только метод, но и самый отбор объектов исследования, среди которых первое место заняли поселения, а не могильники. При разработке теоретических основ советской археологии были допущены некоторые ошибки. В ходе борьбы против реакционных традиций буржуазной науки пытались отвергнуть и ту часть научного наследства, которая составляет золотой фонд науки: типологический, сравнительно-исторический и другие методы. Другой важной ошибкой было распространение социологического схематизма, которому способствовало влияние на археологию теорий Н. Я. Мара. Но в целом археология в СССР развивалась успешно. Исследовались археологические памятники на больших территориях, углубилась специализация археологии, развились отдельные ее разделы, раньше почти не существовавшие. Центральным археологическим научно-исследовательским учреждением в СССР является Институт археологии АН СССР. Этот институт ведет большую исследовательскую работу, планирует и координирует работу других научных учреждений страны, выдает разрешения на производство раскопок и собирает и хранит отчеты о них. Археологические институты имеются во многих союзных республиках, а там, где их нет, работа по археологии включена в планы институтов истории. Значительную роль в археологической работе играет разветвленная сеть музеев, которые являются не только хранилищами вещественных источников истории, но и центрами исследовательской работы в самых отдаленных уголках страны. Свыше 500 музеев имеют археологические отделения. Большое развитие получило высшее археологическое образование. Подготовка археологов производится на археологических отделениях или при археологических кафедрах на исторических факультетах многих университетов. Общее число археологов в СССР в несколько раз больше, чем в дореволюционное время. Раскопки в СССР производятся только по открытым листам, выдаваемым АН СССР (в отношении памятников, находящихся на территории РСФСР, или памятников общесоюзного значения), АН союзных республик (в отношении памятников республиканского значения). Самовольные раскопки запрещены. Важнейшие археологические памятники занесены в государственные списки СССР и охраняются государством. Советскими археологами прослежена древняя история СССР начиная с первого появления человека на его территории. Эпоха палеолита представлена множеством (более 800) вновь открытых памятников. В советское время открыта древнейшая на территории СССР стоянка шелльского времени – Сатани-Дар (в Армении), замечательные мустьерские памятники Киик-Коба (в Крыму) и Тешик-Таш (в Средней Азии), многочисленные позднепалеолитические памятники в Костенках (близ Воронежа) и мн. др. В СССР впервые открыты и исследованы палеолитические жилища и установлен факт оседлости населения в эту отдаленную эпоху. Многочисленные орудия труда позволили проследить эволюцию техники и реконструировать трудовые процессы первобытного человека. Находки палеолитических статуэток, рисунков и орнаментов дают представление о древнем искусстве. Находки костей палеолитического человека подтвердили представление советских ученых о фазах, через которые прошло развитие человека от обезьяны до появления современного человека. Советские археологи много сделали для исследования общественного строя, хозяйства и идеологии эпохи палеолита. Обобщающие труды советских археологов решают не только проблемы палеолита СССР, но и ставят эти проблемы во всемирном масштабе. Кроме ряда монографий по отдельным вопросам (П. И. Борисковского, С. Н. Замятнина, Г. A. Бонч-Осмоловского, К. M. Поликарповича, А. П. Окладникова, Г. К. Ниорадзе и др.), важным обобщающим марксистским трудом явилось исследование П. П. Ефименко «Первобытное общество» (в 1953 г. вышло 3-е изд.). Археология эпохи неолита и бронзового века относится к тем разделам науки, которые в дореволюционное время почти не существовали. Естественно, что на огромной территории СССР еще остались большие области, где мало изучены памятники этих эпох (в Белоруссии, на Украине, на Кавказе и в Средней Азии). Однако большая часть Европейской территории СССР изучена настолько хорошо, что уже сделана попытка дать сводную историю неолитических племен, живших на этой территории (книга А. Я. Брюсова «Очерки по истории племен Европейской части СССР в неолитическую эпоху»). Неолит Севера Европейской части СССР хорошо изучен в работах М. Е. Фосс, неолит Прибайкалья – А. П. Окладниковым. Жилища, быт и хозяйство древнейших в Восточной Европе земледельческих племен, т. н. «трипольских», изучены С. Н. Бибиковым, Т. С. Пассек и другими исследователями. Большая заслуга в деле изучения и систематизации памятников бронзового века принадлежит советскому археологу В. А. Городцову. Б. А. Куфтин раскопал в Триалети курганы, свидетельствующие о высоком уровне культурного развития Грузни в бронзовом веке. Для изучения энеолита и бронзового века Южной Сибири много сделал С. В. Киселев, воссоздавший в своих трудах историю этой области почти на протяжении 4 тыс. лет. Большое значение имеют работы А. А. Иессена по древнейшей металлургии Кавказа. Бронзовый век в истории народов СССР – это время значительных социальных сдвигов, время консолидации племен и возникновения крупных социальных общностей. К концу бронзового века даже во многих северных районах были известны металлургия, скотоводство и земледелие. Культуры бронзового века на территории СССР развивались своеобразно, но во взаимодействии с другими культурами тогдашнего мира и с использованием важнейших достижений передовых цивилизаций древности. Все эти важные исторические выводы являются результатом работ археологов в последние годы.
Ранний железный век принадлежит уже в значительной степени к истории, имеющей письменные источники, однако археологические открытия существенно дополняют исторические данные. История скифов и скифской культуры является традиционной темой русских ученых. Раскопки богатейших курганов составили огромные коллекции в музеях страны. Работы М. И. Ростовцева помогли подвести итог дореволюционного периода изучения Скифии. В советское время основное внимание было обращено на раскопки бедных, рядовых курганов и городищ, что давало материал для истории жизни и быта не скифских царей, а их бедных соплеменников. Интересные результаты принесли раскопки Каменского городища на Днепре, столицы Скифии 3 в. до н. э. (работы Б. Н. Гракова) и г. Неаполя (Скифского) близ Симферополя, столицы крымских скифов (работы П. Н. Шульца). Замечательными открытиями ознаменовались раскопки курганов на Алтае (С. И. Руденко), в урочищах Пазырык и Башадар. Благодаря особым условиям вечной мерзлоты здесь сохранились многочисленные вещи, ярко характеризующие культуру горноалтайских племен в конце 1-го тысячелетия до н. э.
Изучение античности советскими археологами дало ценный материал для характеристики хозяйства и культуры рабовладельческого общества. Выдающиеся исследования по истории и археологии античных государств Юга СССР оставил С. А. Жебелев. Ценные работы по результатам и по разработке методики раскопок античного города вел в Ольвии Б. В. Фармаковский. На основе археологических открытий В. Ф. Гайдукевич дал социально-экономическую историю Боспорского царства. В. Д. Блаватский вел большие раскопки в древнем Пантикапее и написал ряд важных обобщающих работ по античной культуре и искусству. Заслугой советских археологов является то, что они, изучая античные города Северного Причерноморья, обратили особое внимание на взаимосвязи античных городов с местным населением, изучали жизнь непосредственных производителей материальных благ, определили роль античных городов в развитии культуры и во всем историческом развитии нашей страны. Особо следует отметить археологическое изучение клеров гераклейского полуострова.
Советские археологи широко развернули археологические обследования и раскопки в различных частях Кавказа. Б. Б. Пиотровский провел обширные раскопки урартского города Тейшебаини на холме Кармир-Блур близ Еревана и написал историю государства Урарту. Армянский археолог Б. Н. Аракелян ведет раскопки крепости Гарни, дающие богатый материал о развитии местной армянской культуры и связи ее с античной цивилизацией. Раскопки И. А. Джавахишвили, С. Н. Джанашиа и других грузинских археологов близ Мцхеты дали важнейшие материалы для воссоздания истории Грузии. В Азербайджане обширные археологические материалы получены в результате раскопок могильников близ Мингечаура. Интересны результаты раскопок средневековых закавказских городов: Двина – в Армении, Дманисн – в Грузии, Ганджи и Байлакана (городище Орен-Кала) – в Азербайджане и др.
Большие масштабы приобрели археологические исследования в Средней Азии. Хорезмская экспедиция под руководством С. П. Телешова открыла в низовьях Аму-Дарьи совершенно новую для науки древнюю цивилизацию. Раскопками А. Ю. Якубовского, М. М. Дьяконова, А. М. Беленицкого вскрыты замечательные памятники культуры, в т. ч. многочисленные фрагменты живописи в домах и храмах древнего Пянджикента (на Зеравшане, близ Самарканда). В южной части Туркменистана М. Е. Массоном раскопана одна из столиц Парфянского царства – Ниса. А. Н. Бернштамом проведены большие работы по изучению среднеазиатских кочевых обществ. Археологические открытия в Средней Азии позволили изучить рабовладельческую эпоху, охватывавшую здесь почти тысячелетний период и почти не известную до работ советских археологов; по феодальной эпохе, изучавшейся еще в дореволюционное время, получено много новых данных.
Археологические памятники различных пародов, населявших Восточную Европу в средние века, имеют важное значение для изучения истории этих народов. Так, раскопки городов Волжской Болгарии (А. П. Смирнов) позволили подробно проследить ряд важнейших фактов по истории ремесла, возникновения феодализма и т. п. Раскопки хазарской крепости Саркела (М. И. Артамонов) дали интересные материалы по истории культуры хазар. Большие исследования велись по изучению финно-угорских племен на Волге и на Урале и по археологии народов Прибалтики (работы X. А. Моора и др.). В вопросе о происхождении и ранней культуре восточных славян много сделал И. П. Третьяков, связавший ряд археологических памятников с древними славянами. Древнерусское ремесло специально изучил Б. А. Рыбаков: он подробно проследил его технические приемы, выяснил социальную организацию и доказал высокий уровень развития. Важной обобщающей работой является коллективный труд «История культуры Древней Руси», изданный Институтом истории материальной культуры.
Много внимания уделяется изучению древнерусских городов. Археологическая экспедиция под руководством А. В. Арциховского ведет раскопки Новгорода Великого. Ведутся раскопки также в Киеве (М. К. Каргер), Старой Рязани (А. Л. Монгайт), Владимире (Н. Н. Воронин), Москве (А. Ф. Дубинин и М. Г. Рабинович) и многих других городах. Доказано, что русские средневековые города не имели специфического торгового или административного характера, а были (подобно средневековым городам других стран Европы и Азии) прежде всего ремесленными центрами. Раскопки в городах позволили установить высокий уровень развития древнерусской культуры.
Открытия советских археологов дают возможность в исторических исследованиях опираться на обширные археологические источники, подчас заставляющие по-новому смотреть на кажущиеся общеизвестные факты. Успехи археологической науки в настоящее время достигли такого уровня, что они позволяют воссоздать с достаточной полнотой древнюю историю большинства народов и стран.
Литература: Амальрик А. С., Монгайт А. Л., В поисках исчезнувших цивилизаций, М., 1959; Арциховский А. В., Основы археологии, М., 1955; Бузескул В. П., Открытия XIX и нач. XX в. в области истории древнего мира, ч. 1–2, П., 1923–24; Жебелев С. А., Введение в археологию, ч. 1–2, П., 1923; Монгайт А. Л., Археология в СССР, М., 1955; Чайлд Г., Прогресс и археология, пер. с англ., М., 1949; Сhi1dе V, G., Piecing together the past. The interpretation of archaeological data, L., [1956]; Glare G., Archaeology and society, [3 ed.], L., [ 1957]; Daniel G. E., A hundred years of archaeology, L., 1950; De Laet S. J., L”archeologie et ses problemes, Berchem – Brux., 1954; Laming A., La decouverte du passe. Progres recents et techniques nouvelles en prehistoire et en archeologie, P., 1952; Wheeler M., Archaeology from the earth, L., [1956].
А. Л. Монгайт. Москва.
Археологические институты. За рубежом стали возникать в середине 19 в. главным образом как научные центры, способствовавшие изучению памятников археологии и искусства в странах классической древности, позднее также с целью организации и проведения археологических раскопок. С педагогическими функциями они связывались лишь в той мере, в какой к ним прикомандировывались молодые ученые для приобретения специальных навыков, а также для каких-либо исследований, связанных с определенным археологическим материалом. Некоторые же из современных археологических институтов, входящих в системы университетов, имеют частично, а иногда и исключительно педагогические функции. Старейшим археологическим институтом являлся созданный на общественные средства в качестве международного научного центра в 1829 г. в Риме Институт археологической корреспонденции (Istituto di corrispondenza archeologica), осуществивший публикацию весьма знаменитых в свое время изданий; «Monumenti inediti» (t. 1–12, 1829–85), а также «Annali del “Istituto di corrispondenza archeologica» (t. 1–57, 1828–85) и «Bulletino» (1828–85), в которых печатались материалы и исследования по вопросам античной археологии и искусства и которые не утратили своего научного значения и поныне. Позднее этот институт стал финансироваться Пруссией и превратился в Германский археологический институт (
Archäologisches Institut des deutschen Reiches).
Важнейшие функционирующие зарубежные археологические исследовательские институты (перечисляются в алфавитном порядке по странам).
Австрия. Австрийский археологический институт (Österreichisches archeologiches Institut) с отделением в Афинах, основанный в Вене в 1898 г.
Албания. Археологические работы осуществляются Государственным университетом в Тиране, им же публикуются результаты археологических исследований.
Англия. С 40-х гг. 19 в. существует археологический институт Великобритании и Ирландии (Archeological Institute of Great Britain and Ireland), основанный в 40-x гг. 19 в. Издавал «Archaeological Journal» (1844), содействовал преимущественно проведению раскопок в замках, поселениях и могильниках средневековой эпохи. Британская школа в Афинах (British School at Athens), основанная 1886 г. Британская школа в Риме (British School at Roma), основанная в 1901 г. Британская археологическая школа в Ираке (British School of Archeology in Iraq), основанная в 1932 г., публикующая ежегодник «Iraq». Британский археологический институт в Анкаре (British Institute of Archaelogy at Ankara), основанный в 1948 г. для совместных с Турцией археологических исследований в Анатолии. Археологический институт имеется (с 1934 г.) при Лондонском университете. Издает «Annual Reports».
Бельгия. Археологический институт (Institut Archéologique du Luxemburg) в Арлоне, основанный в 1847 г. Археологический институт (Institut Archéologique Liégeois) в Льеже, основанный в 1850 г. Изучает преимущественно местные памятники.
Бирма. Археологический департамент (Archaeological Department) в Рангуне Осуществляет археологические раскопки и этнографические исследования.
Болгария. С 1921 г. существует (ныне в составе Болгарской АН) археологический институт, являющийся центром полевой и исследовательской деятельности в области балканской археологии.
Бразилия. Пернамбуканский археологический, исторический и географический институт (Institute Arqueológico, Historico е Geografico Pernambucano) в Ресифи, основанный в 1802 г.
Венгрия. Исследовательская археологическая деятельность сосредоточена в Секции гуманитарных наук Венгерской АН.
Вьетнам. Археологические исследования в ДРВ осуществляет Сектор археологии Института истории Вьетнама в Ханое. Издает «Исторические исследования» («Nghien Cuu Lien Su»).
Германская Демократическая Республика. Институт доистории и ранней истории при Берлинской АН в Берлине (Institut fur Ur- und Frühgeschichte der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin). Издает «Ausgrabungen und Funde». Институт восточных исследований в Берлине (Institut für Orientforschung der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin). Институт греко-римских древностей в Берлине (Institut für griechisch-romische Altertumskunde der Deutschen Akademie der Wissenschaften zu Berlin). Институт доистории и ранней истории при Университете Гумбольдта в Берлине (Institut für Ur- und Frühgeschichte der Humboldt-Universität zu Berlin). Издает «Ethnologisch-archäologische Zeitschrift». Институт доистории и ранней истории при университете в Лейпциге (Universitätsinstitut für Vor- und Frühgeschichte, Leipzig). Издает «Forschungen zur Vor- und Frühgeschichte».
Дания. Институт археологии и доистории (Vorhistorisch-archäologiscbes Institut) при университете в Орхусе.
Западный Берлин. Германский археологический институт (Deutsche Archäologisches Institut) с представительствами в Риме, Афинах, Стамбуле, Мадриде, Каире и Багдаде, а также с Римско-германской комиссией во Франкфурте-на-Майне в качестве его отделения.
Индия. Правительственный археологический департамент (Department of Archaeology) в Нью-Дели, основанный в 1902 г., осуществляет основные археологические и эпиграфические публикации. Восточный институт (Oriental Instituted) в Бароде, основанный в 1915 г.
Индонезия. Археологический институт Индонезии (Dinas Purbakala Republik Indonesia) в Джакарте. Издает: «Laporan Tahunan» (ежегодник), «Prasasti Indonesia» («Надписи Индонезии») и др.
Испания. Археологическая исследовательская деятельность сосредоточена в Генеральной комиссии по археологическим раскопкам (Comisaria General de Excavationes arqueologicas), основанной в 1939 г. Издает «Acta arqueológica», «Noticiario Arqueologico Hispanico» и др. Археологический институт в Мадриде (Institute Arqueológico del Ayuntamientn de Madrid). Комиссия археологических раскопок в провинции (Comisaria Provincial de Excavationes Arqueológicas), основанная в 1946 г.
Италия. В 1909 г. была открыта Итальянская археологическая школа в Афинах, производившая археологические исследования главным образом на о. Крите и островах Эгейского моря. В настоящее время археологические исследования концентрируются в Итальянском антропологическом институте в Риме (Istituto ltaiiano di Antropologia), основанном в 1893 г., и в Институте этрусских и италийских исследований во Флоренции (Istituto di Studi Etruschi ed Italici), основанном в 1926 г. Имеются Институт археологии и истории греческого и римского искусства (Istituto di Archeologia е Storia dell”arte greca e romana) при факультете литературы и философии Туринского университета. Институт археологии (Istituto di Archeologia) при факультете литературы и философии Паданского университета и подобные же институты при университетах в Милане и Катании. Институт помпеянской и геркуланской археологии (Istituto di Archeologia е di Antichita porapeiane et ercolanensi) при факультете литературы и философии Неаполитанского университета.
Китай. Археологический институт в Пекине, основан в 1950 г. Руководит раскопочной деятельностью по всей стране и осуществляет публикации добываемых памятников. Археологический институт в Синьцзяне. Отчасти также Палеонтологический институт в Нанкине, Геологический институт и 1-й институт истории, основанный в 1954 г. в Пекине.
Колумбия. Археологическими исследованиями занимаются 2 научных учреждения в Боготе: Колумбийский антропологический институт (Instituto Colombiano de Antropologia), основанный в 1952 г., при котором имеется археологический музей, и Колумбийская академия истории (Academia Colombiana de Historia), основанная в 1902 г., публикующая «Boletm de Historia у Antiguedades».
Корея. Археологические исследования в КНДР ведет Институт археологии и этнографии АН КНДР.
Мексика. Мексиканский национальный институт антропологии и истории (Instituto Nacional de antropologia e Historia), основанный в 1850 г. в Мехико. Имеет в своем составе отделение доиспанских памятников (Monumentos Prehispanicos).
Нидерланды. Археолого-исторический институт (Archaologish-historischer Institut) при университете в Амстердаме и при университете в Лейдене.
Объединенная Арабская Республика. Египетский район. В настоящее время исследовательская работа и публикации письменных памятников преимущественно более поздних периодов производятся в Институте Египта в Каире (Institut de”Egypte), основанном в 1852 г., имеющем Сектор литературы, изящных искусств и археологии. Раскопочной деятельностью в области классической и первобытной археологии Египта руководит Археологическая служба (Service des Antiguites de l”Egypte) в Каире.
Перу. Государственный департамент археологии (Patronato Nacional de Arquelogia). Институт и музей археологии (Instituto у Museo Arqueiogicos) при Национальном университете в Куско.
Польша. Институт истории материальной культуры (Instylut Istorii Kultury Materialnej) Польской АН в Варшаве, занимающнйея исследованиями в области отечественной археологии от первобытности до средневековья, основан в 1952. Центр средиземноморской археологии, производящий раскопки в странах классической древности, в частности в Египте. Археологические институты при гуманитарных факультетах университета в Торуни и при университете в Лодзи. При Ягеллонском университете в Кракове – Институт первобытной археологии.
Португалия. Институт археологии, истории и этнографии (Instituto Portugues de Arquelogia, Historia e Etnografia) в Лисабоне.
Румыния. Археологический институт (Institutul de Arheologie), входящий в систему AH PHP и реорганизованный из соответствующего дореволюционного учреждения, основанного в 1864 г.
США. Американский археологический институт (Archaeological Institute of America), основан в 1879 г. в Нью-Йорке (возник в качестве общественной организации); открыл свои отделения (школы) в Афинах (American School of Classical Studies of Athens), основанная в 1881 г., и Риме (American Academy in Rome), основанная в 1897 г. Американская археологическая школа в Афинах ведет многолетние и обширные раскопки в Коринфе и на Афинской агоре (продолжающиеся и поныне), а также значительные работы по изучению древне-элладийской и микенской культуры, частично совместно с греческими археологическими организациями Римская американская школа (.Американская академия в Риме) осуществила целый ряд археологических и искусствоведческих публикаций, основанных на древне-италийском материале, через посредство своих «Memoires» (t. 1–18, 1917–1941) и «Papers and Monographs» (t. 1–11, 1919–1939). Позднее была создана также Американская школа восточных исследований (American Schools of Oriental Research, с 1900 г.) в Нью-Хейвене, с отделениями в Иерусалиме и Багдаде, предпринимавшая археологические раскопки на Ближнем Востоке (изд. «Bulletin»).
Тунис. Национальный институт археологии и искусств (Institut National d”Arclieologie et Arts) в г. Тунисе. Издает Notes et Documents (v. 1–14).
Турция. Турурецкое историческое общество (Turk Tarih Kurumu) в Анкаре, основанное в 1931 г. Издает свой «Bulleten». Британский институт археологии в Анкаре (British Institute of Archeology at Ankara), основанный в 1948 г. Совместно с турецкими археологическими учреждениями ведет раскопки в Анатолии. Издает с 1951 г. «Anatolian Studies». Институт археологии при университете в Анкаре.
Федеративная Республика Германии. Институт доистории и ранней истории при университете в Мюнхене (Universitätsinstitut für Vor-und Frühgeschichte, München). Издает «Münchener Beiträge zur Vor- und Frühgeschichte». Институт доистории и ранней истории при университете в Эрлангене (Institut für Ur-und Frühgeschichte der Universität Erlangen).
Франция. Первобытной археологией занимается Французский институт антропологии (Institut Français d”Anthropologie), основанный в 1911 г. В 1846 г. на правах археологического института открылась «Французская школа в Афинах» (Ecole française d”Athenes), посвятившая свою деятельность классической и византийской археологии. С 1877 г. издает «Bulletin de correspondance hellénique». С конца 70-х гг. действует также «Французская школа в Риме», посвятившая свою деятельность италийской и сицилийской археологии. Издает непериодические сборники «Mélanges d”aréheologie et d”histoire», выходящие с 1881 г. Подобные же французские научные учреждения существуют в настоящее время и на Ближнем Востоке: в Ливане – Французский археологический институт (Institut Français d”Archéologie) в Бейруте, в Сирин – Французский институт в Дамаске (Institut français de Damas), основанный в 1928 г. Институт искусства и археологии (Institut d”Art et d”Archéologie) при Парижском университете. Институт классической археологии (Institut d”Archéologie classique) при гуманитарном факультете Лионского университета.
Чехословакия. Археологический институт Чехословацкой АН в Праге (с отделением в Брно). Археологический институт Словацкой АН в Нитре.
Швеция. Археологическими исследованиями в скандинавских странах, а также на Ближнем Востоке занимается Академия литературы, искусства и древностей (Vitterhets-Historie och Antikvitets-Akademien) в Стокгольме, основанная в 1753 г. Институт классической археологии и древней истории при университете в Упсале.
Югославия. Исследовательская работа по археологии ведется главным образом археологическим институтом в Белграде, входящим в состав Сербской АН и издающим ежегодник «Старинар». Археологические работы производят также институты по охране памятников истории в Белграде, Любляне, Сплите, Загребе, Сараево.
Археологические институты в дореволюционной России и СССР.
Старейший археологический институт в России был основан Н. В. Калачовым в 1877 г. на частные средства в Петербурге. В число его слушателей принимались лица с высшим образованием. Помимо палеографии, археографии и архивоведения, в институте преподавались археология, нумизматика, метрология, история права, этнография и др. В числе преподавателей были И. И. Срезневский, А. И. Соболевский, С. Ф. Платонов, Н. П. Лихачев, Н. И. Веселовский и др. Институт издавал «Сборники», а с 1885 г. «Вестник археологии и истории». С 1905 г. он перешел на государственные средства. В 1907 г. на частные средства был создан археологический институт в Москве с двумя отделениями – археологическим и архивным. По окончании 3 лет обучения и защите диссертации слушатели получали звание ученых археологов или архивариусов. В институте читали лекции В. А. Городцов, С. И. Соболевский и др. С 1909 институт издавал «Записки». В 1895 г. был открыт русский археологический институт в Константинополе с целью изучения византийской истории и археологии, а также археологии и истории соседних балканских стран: институт производил раскопки в древней столице Болгарии Абобе-Плиске и других местах. Директором института был Ф. И. Успенский. В 1896–1912 гг. институт выпускал «Известия». В 1914 г. был организован Кавказский археологический институт в Ани для изучения памятников древних культур народностей Кавказа и прилежавших стран. После Октябрьской революции все названные выше археологические институты были ликвидированы. С 1918 г. организационным и научным центром археологии стала Академия истории материальной культуры в Ленинграде, имевшая отделение в Москве. Помимо этих центральных учреждений, возникли многочисленные местные институты, такие, как Казанский северо-восточный археологический и исторический институты (с 1917 г.), Киевский археологический институт (с 1918 г.), Северокавказская ассоциация научно-исследовательских институтов и др.
Всесоюзным центром в области археологии является Институт археологии АН СССР в Москве (с отделением в Ленинграде), издающий «Краткие сообщения», «Материалы по археологии СССР» и журн. «Советская археология». Объединяет и направляет полевую и научную работу родственных местных учреждений. Институт археологии имеется при АН УССР, при АН Армянской ССР – Институт археологии и этнографии; при АН Казахской ССР, Туркменской ССР и Таджикской ССР – Институты истории, археологии и этнографии; при АН Узбекской ССР – Институт истории и археологии. В некоторых союзных и автономных республиках имеются отделы или секции археологии в составе исторических институтов. Подготовка археологических кадров осуществляется археологическими отделениями или кафедрами во всех крупнейших республиканских университетах и через аспирантуру в институтах археологии.
Лит.: The World of Learning, 1960–61, L., [1961]; Minerva. Jahrbuch der gelehrten Welt, Bd 1–2 (Tl 1–2), В., 1952–56.
Л. А. Елъницкий. Москва.
Археологические общества – общественные организации, ставящие своей целью изучение и охрану памятников материальной культуры. Начали создаваться еще в 16 в., но особенно большое распространение получили в 19–20 вв. С течением времени многие из них превратились в важные исследовательские организации, систематически осуществляющие раскопки, реставрацию и охрану памятников древности и публикующие результаты работ в своих специальных изданиях.
Археологические общества за рубежом.
Англия. Общество лондонских антиквариев (Society of Antiquaries of London), основанное в 1572 г. Издает «Vetusta monumenta» (с 1747 г.), сборники «Archaeologia» (с 1777 г.) и выходящий 4 раза в год «The Antiquaries Journal». Британская археологическая ассоциация в Лондоне (British archaeological Association), основанная в 1843 г. Издает свой ежемесячник «News Bulletin». Британское нумизматическое общество (British Numismatic Society), основанное в 1903 г. Издает «British Numismatic Journal» (ежегодник). Общество антиквариев Шотландии (Society of Antiquaries of Scotland) в Эдинбурге, основанное в 1780 г. Издает «Proceedings» (ежегодно). Кембрийская археологическая ассоциация (Cambrian Archaeological Association), основанная в 1846 г. Издает «Archaeologia Cambrensis». Общество антиквариев Ирландии (Royal Society of Antiquaries of Ireland) в Дублине, основанное в 1849 г. Общество доисторической археологии (Prehistoric Society) в Оксфорде, основанное в 1908 г. Издает «Proceedings».
Бельгия. Археологическое общество в Брюсселе (Société Royale d”archéologie de Bruxelles), основанное в 1887 г. Издает «Bulletins». Археологическое общество в Намюре (Société archéologique de Nemure), основанное в 1845 г. Издает «Annales de la Société Archeologique».
Болгария. На основе существовавшего ранее Болгарского археологического общества (Българско археологическо дружество) был создан в 1921 г. Болгарский археологический институт, входящий ныне в систему Академии наук. Имеется также Болгарское историческое общество, имеющее и археологические цели, публикующее «Историческое обозрение» («Исторически Преглед»).
Боливия. Археологическое общество Боливии (Sociedad Arcueólogica de Bolivia). Издает «Annales de la Arqueologia de Bolivia».
Венгрия. Венгерское этнологическое общество (Orszagos Neptanulamanyi Egyesület), основанное в 1913 г. в Будапеште. Венгерское общество археологии, истории, изящных искусств и нумизматики (Magyar Régészeti Müveszettörténeti és Eremtani Társulat). Издает «Аrchaеоlógiat Ertesito» и др.
Греция. Афинское археологическое общество, основанное в 1837 г.
Дания. Общество археологии Севера (Det Kongelige Nordiske Oldskriftselskab) в Копенгагене, основанное в 1825 г. Издает «Aabögerfor Nordisk Oldkyndighed og Historie» и «Nordiske Fortidsminder».
Западный Берлин. Немецкое восточное общество (Deutsche Örientgesellschaft), основанное в 1898 г. Издает: «Mitteilungen», «Wlssenchaftli-che Veröffenttichungen».
Индия. Бомбейское археологическое общество (Bombay Archeological Society), основанное в 1886 г. Общество исследования Ассама (Assam Research Society), основанное в 1912 г. Издает «Journal of Assam Researcu Society».
Исландия. Исландское археологическое общество (Islanzka fornleifafélag Hig) в Рейкьявике, основанное в 1879 г. Издает «Arbon» («Ежегодник»).
Испания. Генеральный комиссариат археологических раскопок (Comisaria General de Excavationes Arqueoiogicas) в Мадриде, основанный в 1939 г. Издает «Informes у Memorias», «Noticiario Arqueológico Hispánico».
Италия. Римское археологическое общество (Assoziazione Archeologica Romana), основанное в 1902 г. Неаполитанское общество отечественной истории (Soeieta Napoletana di Storia Patria), основанное в 1876 г. В Генуе и других городах существовали местные исторические общества, принимавшие на себя отчасти и археологические задачи.
Канада. Общество древностей и нумизматики Монреаля (Antiquarian and Numismatic Society of Montreal), основанное в 1862 г. Издает «Canadian Antiquarian and Numismatic Journal of Montreal».
Китай. Китайское археологическое общество в Пекине, основанное в 1951 г.
Нидерланды. Королевское общество древностей (Кoninklijl Oüdheidkundig Genootscliap) в Амстердаме, основанное в 1858 г. Издает « Jaarverslagen».
Норвегия. Общество охраны памятников древности в Норвегии (Foreningen til norske Fortidsminnesmerkers Bevaring) в Осло, основанное в 1844 г. Издает «Arbok for Foreningen til norske Fortidsminnesmerkers Bevaring».
Объединенная Арабская Республика. Египетский район. Археологическое общество в Александрии (Société Archeologique d”Alexandrie), основанное в 1893 г. Издает «Bulletins», «Memoires», «Monuments de l’Egypts Greco-Romaine» и др. Общество коптской археологии (Society of Coptic Artie Archaeology), основанное в 1932 г. Издает «Bulletin», «Fouilles», «Bibliotheque d”Art et d”Archeologie», «Textes et Documents».
Польша. Варшавское научное общество (Towarzystwo Naukowe Warszawskie), основанное в 1907 г.; при нем существовали: Антропологический институт (Instytut Nauk Antropologicznych), Археологический музей им. Маевского (Museum Archeologiczny im. Majewskiego) и Лаборатория доисторической археологии (Praeownia Archeologji Predhistorycznej). С 1953 г. существует Польское археологическое общество (Polskie Towarzystwo Archeologiczne). Издает «Z otchtani wiekow», «Zapiski Archeologiczne», «Wiadomosci Numizmatyczne» и др.
Португалия. Общество археологов Португалии в Лисабоне (Associaçâo dos Arqueologos Portugueses Lisbon), основанное в 1863 г. Издает «Arqueologia e Historia».
Румыния. Общество исторических и филологических наук PHP (Societatea di Stiinte Istorice si filologice din RPR), а также Нумизматическое общество (Societatea Numismatics) в Бухаресте.
США. Американский археологический институт (Archaeological Institute of America), основанный в 1879 г. Является по существу обществом, имеющим 44 филиальных общественных организации в различных городах; содержит 6 археологических школ и издает несколько журналов. Американское нумизматическое общество в Нью-Йорке (American Numismatic Society), основанное в 1858 г. Издает «Numismatic Notes and Monographs», «Nuinisinatio Studies» и др. Кроме того, в различных городах США имеются общества по изучению местной археологии, напр. в Бостоне, Мэриленде, Мадисоне и др.
Федеративная Республика Германии. Германское общество по изучению стран Востока в Майнце (Deutsche Morgenländische Gesellschaft, Mainz). Издает «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», Wiesbaden, с 1847 г.
Финляндия. Финское археологическое общество (Suomen Muinaismuistoyhdistys-Finska Fornminnesforeningen) в Хельсинки, основанное в 1870 г.
Франция. Национальное общество антиквариев Франции (Société Nationale des Antiquaires de Françe), основанное в 1803 г. Издает «Mémoires de la Société des Antiquaires de Françe» (c 1817 г.), «Bulletins» и др. Французское общество нумизматики (Société Française de Numismatique), основанное в 1866 г. Издает «Revue Numismatique» и «Bulletin mensuel». Азиатское общество (Société Asiatique), основанное в 1822 г. Издает «Journal asiatique» и «Cahiers». Французское археологическое общество в Орлеане (Société Française d”Areheologie), основанное в 1834 г. Издает «BulIetin mensuel» и «Congres archeologique de Françe ».
Чехословакия. Общество Hapодного музея (Společnost Narpdniho Musea), основанное в 1854 г., отчасти с археологическими задачами. Издает Časopis narodniho musea. В 1919 г. в Праге был основан Чехословацкий государственный археологический институт (ČSL Statni Archeologicky Üstav), ныне входящий в систему Академии наук, с отделением в Брно.
Швейцария. Общество древностей (Antiquarische Gesellschaft) в Цюрихе, основанное в 1832 г. Общество истории и археологии (Societe d”Histoire et . d”Areheologie) в Женеве, основанное в 1838. Издает «Bulletin» и «Memoires et Documents».
Швеция. Академия литературы, истории и древностей (Vitterhets-Historie-och Antikvitets-Akademien) в Стокгольме, основанная в 1753 г.
Южно-Африканская Республика. Южно-Африканское археологическое общество (South African Archeological Society) в Кейптауне, основанное в 1945 г. Издает «South African Archaeological Bulletin».
Япония. Японское археологическое общество (Nihon Kokagakkai) в Токио, основанное в 1895 г. Японское этнологическое общество (Nippon Minzokugaku Kyokai). основанное в 1935 г.
Археологические общества в дореволюционной России и СССР.
В 1804 г. в России было создано «Московское общество истории и древностей», ставившее себе, в частности, археологические задачи; оно существовало до конца 1810 г. и возродилось в 1811 г. Затем археологические общества стали возникать в Прибалтийском крае, где в некоторых городах появились общественные организации по изучению местного прошлого, принимавшие на себя также и археологические задачи. Наиболее старым из них было Курляидское общество литературы и искусства, основанное в г. Митаве в 1817 г. (Kurläudisehe Gesellschaft für Literatur und Kunst), предпринимавшее начиная с 70-х гг. также и археологические исследования и издававшее «Sitzungsberichte». В 1834 г. в Риге было основано Общество истории и древностей Прибалтийских провинций России (Gesellschaft für Geschichte und Altcrtumskunde der Ostseeprovinzen Russlands), с 1873 г. издававшее «Sitzungsberichte» и «Mitteilungen aus dem Gebict der Geschichte Liv-Hst-und Kurland»). В Дерпте (Тарту) в 1838 г. было основано Ученое эстонское общество (Gelehrte Estnische Gesellschaft), отчасти занимавшееся археологией и издававшее «Sitzungsberichte» и «Vегhandlungen». В 1861 г. основано Нарвское общество древностей (Narwische Altertumsgesellschaft), издававшее «Sitzungsberichte». В 1839 г. в Одессе образовалось Одесское общество истории и древностей, развившее благодаря энергии таких его вице-президентов, как Н. Н. Мурзакевич, В. Н. Юргевич, А. Л. Бертье-Делагард, Э. Р. Штерн, активную деятельность по археологическому изучению северо-западного Причерноморья. На его средства производились раскопки на о. Левка, в Ольвии, и в Крыму. При обществе в 1846 г. был создан археологический музей и предпринято издание «Записок» (вышло 33 тома). В 1846 г. по почину Б. В. Кёне было создано Русское археологическое общество в Петербурге, довольно быстро распространившее свою деятельность не только на отечественные, но и на зарубежные археологические объекты. Оно производило раскопки в Причерноморье, в центральных губерниях, а также в Петербургской и Новгородской губерниях. Общество распадалось па 3 раздела, позднее (в 80-е гг.) оформившихся как отделения: 1) славяно-русской археологии, 2) классическо-византийской и западноевропейской и 3) восточной. Позднее (официально с 1905 г.) образовалось еще и нумизматическое отделение. Изданиями общества первоначально являлись его «Memoires» и «Записки», которые с 1859 г. были переименованы в «Известия» С 1886 г. вновь стали издаваться «Записки» (новая серия). Среди активных деятелей общества были такие крупные ученые, как А. Ф. Бычков, И. И. Толстой, В. Г. Дружинин и Б. В. Фармаковский. В 1864 г. было основано Московское археологическое общество, на средства которого и трудами его членов производились раскопки в центральных губерниях, а также на Кавказе. Периодическими изданиями являлись: «Древности» (1865–1916) и «Археологические известия и заметки» (1893–1899). Оно имело славянскую, восточную и археографическую комиссии. Обществом издавались также «Материалы по археологии Кавказа» и «Материалы по археологии восточных губерний». Общество являлось центром организации всероссийских археологических съездов. Его руководителями были: А. С. Уваров и П. С. Уварова, а в числе активных членов – Д. Н. Анучин, М. В. Никольский, В. А. Городцов и др. В 1873 г. в Тифлисе было создано Общество любителей кавказской археологии, производившее раскопки и осуществлявшее охрану древних памятников Кавказа. Оно издавало «Записки», а потом «Известия» и просуществовало до 1881 г. Позднее (в 1901 г.) в Тифлисе (было открыто «Кавказское отделение Московского археологического общества», также издававшее свои «Известия». В 1878 было учреждено Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, занимавшееся преимущественно изучением приволжских древностей, а также древних поселений на берегах Камы и Вятки. Оно издавало «Известия», выходившие регулярно вплоть до 1916 г. Активными деятелями общества являлись И. Н. Смирнов, Н. Ф. Катанов и др. В 1880 г. основано Псковское археологическое общество, производившее раскопки в Псковском крае и заботившееся об охране находящихся на поверхности земли памятников древности. Оно издавало свои «Труды». В 1894 г. возникло Новгородское общество любителей археологии, занимавшееся изучением древних памятников Новгородской губернии и издававшее с 1909 г. свои «Сборники». С 1898 г. существовало Тверское общество любителей истории, археологии и естествознания, издававшее с 1903 г. «Сборники». С 1895 г. в Ташкенте – Туркестанский кружок любителей археологии, производивший раскопки в различных местах Средней Азии и издававший свои«Протоколы». Существовали провинциальные церковно-археологические общества занимавшиеся иногда изучением не только церковных памятников, но и раскопками городищ, курганов и т. п. и имевшие свои периодические издания: например, общество при Киевской духовной академии, издававшее с 1883 г. «Чтения», Воронежское общество, издававшее с 1902 г. «Воронежскую старину», и Калужское общество, издававшее с 1901 г. «Калужскую старину». В настоящее время центрами археологической деятельности являются научно-исследовательские археологические и исторические институты АН СССР и союзных республик, музеи (Эрмитаж в Ленинграде, Исторический музей и Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и др.), исторические факультеты университетов и педагогических институтов, а также краеведческие музеи во многих городах страны. В 1959 г. возобновило свою деятельность Одесское общество истории и древностей, которое теперь называется «Одесское археологическое общество».
Лит.: Веселовский Н. И., История рус. археол. об-ва за первое 50-летие его существования. 1846–96, СПБ, 1900; Список изд. Московского археол. об-ва, М., 1913; The World of learning. 1960—61, 11 ed., L., 1961; Minerva. Jahrbuch der gelehrten welt, Bd 1-2 (Tl 1-2), В., 1952–56.
Л. А. Ельницкий. Москва.
Советская историческая энциклопедия. – М., 1961. – Т. 1. Аалтонен – Аяны. – Стб. 824–840.
размещено 26.02.2010