АРХИТЕКТУРА (от греч. architecton – мастер-строитель), наиболее монументальное из пространственных искусств: организует пространство, заключая его в объемную форму таким образом, чтобы форма отвечала назначению сооружения. Архитектура тесно связана с наличием тех или иных строительных материалов, с уровнем развития техники и организации труда и с физическими особенностями страны (климат, землетрясения и т. п.). Все это непосредственно влияет и на характер строительных заданий и на самые строительные формы.
В природе нет такого общедоступного и массового материала, способного более или менее длительно удерживать приданную ему форму, который не был бы использован для строительных целей: на постройку идут все виды древесной растительности (от свежей ветки или сухого хвороста до громадных бревен), все виды ископаемых (от песка, глины, извести до самых твердых пород камня), металл, стекло, тростник, солома, звериные шкуры, а в исключительных случаях – лед, каменная соль, навоз и т. д. Любой материал может быть, однако, употреблен в дело лишь при условии, чтобы он мог быть добыт, обработан и доставлен к месту постройки, т.-е. только при наличии соответствующих орудий, технических навыков и знаний и высокой организации труда; общество, обладающее всем этим, среди болот будет строить из тех именно материалов, которые пожелает использовать, хотя бы их пришлось привозить издалека, — первобытное же общество не сумеет пустить в работу и те материалы, которые в изобилии и ежедневно имеет у себя под руками. — Влияние климатических и прочих естественных условий на строительство не нуждается в доказательствах: в очень холодных и очень странах здания массивны, чтобы защищать от мороза и от солнца, а в умеренных климатах мы встречаем здания более легкого типа; там, где часты землетрясения, применяются преимущественно негрузные и связные материалы; там, где часты бури, здания приземисты и т. д.
Обслуживая непосредственно материальные нужды человека, архитектура находится, естественно, в прямой зависимости от его общественности и культурных запросов. Первобытное общество довольствуется или случайными жилищами (пещерами и полупещерами), или легко возводимыми и непрочными шалашами, навесами от дождя, стенками от ветра, жилыми ямами и т. д.; семейно-родовое общество (матриархальное и патриархальное) создает более прочные жилища — юрты, становища юрт, если оно пастушеско-кочевое; дома для коллективного жилья (неолитические свайные постройки, постройки Океании и др.), если оно оседлое, при чем комплексы жилищ могут разрастаться до крупных скоплений (шумерские «города» Месопотамии, кавказские аулы, американские «пуэблос»); усложнение и дифференциация общества, рост производительных сил влекли за собой изменения размеров, плана и характера построек — от хижины, вмещавшей одну семью, до современного небоскреба, обслуживающего потребности нескольких тысяч жителей. Развитие производительных сил, высота техники, классовое строение общества находят свое отражение в архитектурных сооружениях.
Таковы материальные, технические и общественные рамки, в пределах которых проявляется архитектура, как искусство, ритмически оформляющее пространство: уровень общественного (т.-е., в конечном счете, экономического) развития диктует задания, уровень техники и организации труда диктует выбор строительного материала, материал определяет собой строительные формы. Поэтому на ранних ступенях развития, пока общественность мало дифференцирована, а организация труда и техника не позволяют широко выбирать материал по собственному произволу, — и архитектурное творчество дает мало простора для личного творчества зодчего, и история архитектуры более, чем история какого-либо иного искусства, есть история стихийно возникающих и развивающихся стилей. Индивидуальность художника сказывается ярче всего в наружной (фасады) и внутренней отделке здания и в планировке архитектурных ансамблей. Обыкновенно, даже когда говорится об архитектурных стилях, на самом деле имеется в виду та или иная совокупность декоративных форм, конструктивных приемов и доминирующих типов зданий. — Исторически, первые яркие архитектурные стили дало только кастовое общество в Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае, а позднее — государство-город Греции и Рима. Европейское общество, проходя через те же организационные формы в фазовом порядке, дало последовательно: прероманское (нам по памятникам мало известное) зодчество, романское (с конца 9 в. до начала 12 в.), готическое (12—14 вв.), Ренессанс (15—17 вв.), барокко (17—18 вв.) и целый ряд «стилей-фальшивок» 19-го, переходного века: ампир, неогреческий, неоготический, неороманский, «модерн» и т. д.
Архитектура есть искусство не изобразительное (т.-е. не репродуктивное), а конструктивное, и стилистическая художественная сущность архитектуры — ритмическая. Эта сущность выражается в плане — в соотношениях длины и ширины, в прямолинейности, округлости или иной форме вертикальных ограждений, а также в разрезе — в соотношениях площади и высоты, в плоскости или сводчатости перекрытий. Огромное значение для художественного эффекта имеет освещение, а также живописная и лепная отделка стен и перекрытий, то подчеркивающая их материальность и солидность, то, напротив, уничтожающая или, во всяком случае, ослабляющая монументальный эффект, раздвигая стены и проламывая перекрытия (каждая фаза развития начинает с утверждения строительных форм и кончает их отрицанием). Наконец, что касается наружного оформления, оно может или строго выражать внутреннюю структуру, или преувеличенно подчеркивать, или, напротив, маскировать ее: в русском деревянном зодчестве северных церквей мы имеем снаружи нагромождение вышек, шатров и купольных луковиц при максимально-простом оформлении внутренней части, имеющей вид полой призмы. Известны в истории примеры отсутствия какого бы то ни было наружного оформления здания, и известны чисто-декоративные фасады, за которыми нет здания.
Лит.: О ритмически-моторной природе архитектуры см. Шмит, Ф. И., Живопись, ваяние, зодчество, «Печать и Революция», 1924, кн. 3, стр. 130; Султанов, Н. В., История зодчества и памятники зодчества у народов древнего и нового мира, СПБ, 1890; W. Н. White, Tne Arcitecture and his Artists, L., 1892; W. Lübke, Geschichte d. Architektur von den altesten Zeiten bis auf die Gegenwart, Lpz., 1886; А. Сhоisy, Historire de 1’architecture, P., 1899; J. Joseph, Geschichte der Baukunst, Berlin. 1924.
Ф. Шмит.
Смена архитектурных форм. Первым заданием архитектуры было устройство жилища, в котором человек мог бы удобнее укрываться от непогоды и внешних опасностей: таким сооружением был, вероятно, шалаш из ветвей, стволов и земли, Обилие подходящих камней дало каменную архитектуру: ее памятники –– отдельно поставленные камни-менгиры или их столовидные комбинации — дольмены или, наконец, кромлехи — сложные группы сооружений, дающие момент зарождения колонны и балки, главнейших элементов конструкции. Стремление первобытного человека обезопасить себя от диких зверей и приблизиться к стихии, кормившей его, дало свайные поселения; к тому же первоначальному периоду архитектуры относятся и курганы. Перечисленными выше сооружениями исчерпался перечень первых памятников архитектуры.
Законы равновесия заставляют замыкать объем в вертикально стоящие стены или стойки, на которые ложится горизонтальная конструкция перекрытий, и поэтому главной задачей архитектуры становится достижение наиболее рационального решения этих моментов постройки в их материале и в их устойчивости. Балка, лежащая на столбах, есть основная, т.н. архитравная или балочная конструкция, доселе применяемая в архитектуре. Ясно, что архитектура с таким способом уравновешивания частей организма получили и в плане, и в фасаде, и в разрезе исключительное господство вертикали и горизонтали. Таковы формы монументальной архитектуры Египта, с огромными залами храмов, заполненными лесом колонн, с положенными на них толстыми каменными балками, покрытыми каменными же плитами. Бездождие страны не требовало покатых кровель; окна были не нужны. Отсюда призмовидные здания с огромными гладями стен, использованными, как страницы гигантской книги, под графическую или скульптурную пропаганду. Главные памятники — храмы в Карнаке, Фивах, Медине-Абу, Луксоре а также монументальные надмогильные сооружения — пирамиды, усыпальницы и гробницы в скалах. Местом возникновения других великих строительных культур древности, Халдеи и Ассирии, была долина Тигра и Евфрата, болотистая почва которой требовала особых террас для возведения сооружений. Обилие глины делало кирпич (сырой или обожженный) главным строительным материалом. Недостаток леса и крупного камня — причина появления свода. Культ поклонения звездам заставляет строить храмы в виде высоких башен, сплошной кладки, уступчатых по силуэту, со спиральным, мало наклонным всходом на верхнюю площадку — алтарь (Хорсабад, Нимруд и др.).
Великая греческая архитектура является важнейшей после архитектуры Египта и Ассиро-Вавилонии. Строительными материалами служили здесь дерево, камень, кирпичи и мрамор. Обычная схема планов — прямоугольное здание с колоннами. Основная схема конструкций — вертикальная стена или опора-колонна и горизонтальное перекрытие с двускатной кровлей. При постройке зданий греки строго придерживались особых, опытным путем определенных пропорций, чем и объясняется гармоничное впечатление от всего архитектурного организма храма. Система опоры и балки, ставшая основной конструкцией греков, выработала с течением времени, в различных условиях, свои каноны относительных размеров частей этой конструкции и их украшения. Различают в зависимости от этого четыре типа т. н. архитектурных ордеров Греции.
Архитектура Рима, следующей великой культуры древности, дала так много конструктивных приемов и особенностей декоровки, что до последнего времени архитектура Европы пользуется ее наследием. Грандиозные задачи, поставленные Римом в области архитектуры, потребовали и грандиозных разрешений. Быстрое овладение техникой свода привело к сооружению невиданных по размерам сводов и арок, легко и мощно повисших над огромными залами терм и пропастями. Блестящим примером разрешения конструктивной задачи перекрытия огромного пространства сводом является купол Пантеона, сооруженный почти без кружал, с применением нового материала –– бетона. Введение арки и свода дало архитектуре новые возможности: она получила иные масштабы, иные массы, иные силуэты. Декорация, в основе греческая, тоже претерпевает глубокое перерождение. Она становится пышной, богатой. Памятники архитектуры Рима — храмы, дворцы, термы, базилики, цирки, театры, амфитеатры, триумфальные арки, мосты и акведуки. Христианский культ дал некоторый новый импульс архитектуре, но ранне-христианская архитектура дала мало нового в конструктивных разрешениях.
Византийская архитектура разработала центральный мотив храмового здания. План его — равноконечный крест при больших размерах среднего центрального квадрата, перекрытого куполом, лежащим частью на стенах, частью в углах, на особых треугольных сферических сводах — парусах. В архитектуре Византии колонна не имела того конструктивного значения, как в Греции или Риме; она здесь скорее декоративна. Св. София в Константинополе является лучшим памятником византийской архитектуры. После падения Константинополя, ее центра, она долго держалась в Грузии, Армении. Сербии, Черногории и России, дав там ряд своеобразно решенных памятников-храмов.
Мусульманская архитектура хотя и не имеет в основе самобытных форм, подпадая всегда под влияние архитектуры покоренных мусульманами стран, дает тем не менее много ценного в деталях конструкций и декоровки.
В период средневековья архитектуру можно разделить на период формирования — романскую архитектуру и период расцвета — готическую архитектуру. Романская архитектура может считаться продолжением римских традиций в строительстве. Как материал, употребляется почти исключительно тесанный камень. Главные постройки — храмы и замки. К концу эпохи опыт строителей увеличивается, знания уточняются. Тяжелое вначале здание становится легче. Увеличивающаяся ширина нефов вызывает необходимость погашения распора сводов, их перекрывающих, а это в свою очередь дает их весьма возвышенное, «стрельчатое» начертание и подпорные конструкции снаружи. Результатом уменьшения нагрузок от сводов и передачи от них лишь вертикальных давлений — является утончение столбов. С увеличением ширины оконных проемов стена постепенно как бы исчезает; остаются столбы и стекло окон. От камня берут все, что он может дать, — здание делается скелетным и в сводах и в общей структуре, являющейся триумфом логики в искусстве. Самая пышная декорация не нарушает ясности конструкции. Главные памятники этой эпохи: соборы Парижской Богоматери (Notre Dame), Сеи-Жермен де Пре, Лаона, Реймса — во Франции и соборы Кельна, Фрейбурга, Майнца — в Германии. Готика в Англии — уход в своеобразную сложную декорацию деталей чисто конструктивного происхождения. Протест против готической архитектуры впервые родился в Италии, где архитектура эта казалась варварской по сравнению с античной. Архитекторы принимаются за изучение творений греков и римлян. Новых материалов не появлялось, зато появились новые идеи.
Родина новой архитектуры Возрождения — Флоренция. Купол ее собора — лучшее достижение в области новых оформлений, конкретизация новых задач, уже ранее намеченных. Его творец — Брунеллески (1377—1446), гениальный основоположник стиля. Целый ряд выдающихся мастеров создает эпоху раннего Возрождения, сочетающего античное наследство с средневековьем. Художественная практика и глубокие размышления великих теоретиков архитектуры (Альберти, 1404—72, Браманте, 1444—1514, Палладио, 1508—80 и др.) привели к разрешению конструктивных и эстетических задач стиля. — Завершает эту эпоху и начинает новую мощный гений Микеланджело. Стремясь к необычайному и осуществляя его колоссальной выразительностью контрастов, он создал новый стиль — барокко. От простых и утонченных приемов декорации, архитектура, эволюционируя, пришла к торжеству масс, к безудержному размаху сильных движений. Уход от конструктивной основы столько велик, что архитектура сделалась как бы скульптурой. Сам план здания стал чрезвычайно сложным: почти все в нем криволинейно. Весь гений строителей тратился на изобретение формы. Лучшие мастера барокко: Фонтана, Мадерна и Бергнини.
Архитектура Возрождения и барокко распространилась и в другие страны, приобретя местные особенности во Франции, Англии, Германии, России и др. Но торжество барокко сменилось возвратом к античности, чему отчасти способствовали первые раскопки в Геркулануме. Во Франции поднялась новая волна возрожденных античных форм, совпавшая с эпохой Людовика XVI, именем которого этот классический стиль называют. Великая французская революция еще более утвердила идею классицизма, сильно упрощенного даровитым архитектором Леду, давшего формы нового стиля «империи» (Ампир). Другие страны, идя вслед за Францией, создали свои собственные варианты классицизма. В дальнейшем Европа и Америка строят «во всех стилях». Только в конце 19 в. произошло некоторое объединение, получившее название стиля модерн и стремившееся выводить свои формы, мотивы и конструкции из характера материала. Архитектура модернизма — переход к современной архитектуре 20 в. — Последние два десятилетия, вызвавшие в жизнь тип новых заданий, в идеях, в материалах и в конструкциях, сблизили архитектуру с чисто инженерным искусством (таковы, напр., современные американские постройки).
Литература: Султанов, Н., Теория архитектурных форм, СПБ, 1903; I. Вühmann, Die Architectur des klassischen Altertums und der Renaissance, Stuttgart, 1893; M. Müntz, La Renaissance en France, P., 1885; Joseph, Geschichte der Architektur, Berlin, 1924.
C. Торопов.
Архитектура новая. Условия жизни нового общества нашли себе яркое отражение в новой архитектуре. Может быть, ни одно из искусств в такой степени не отразило уклад жизни, продиктованный или мощью капитализма, или борьбой с ним, как архитектура. Рост фабрично-заводского строительства в Западной Европе, Северной Америке и отчасти Японии поставил архитектуре новые задачи. Ее объектами являются в настоящее время уже такие сооружения, как элеваторы, вокзалы, склады товаров, фабрики, холодильники, разного рода депо и пр. Эти сооружения, слившие в одно понятие пользу и красоту, вкрапливаются в площади городов и пригородов и связываются с ними в одно целое. Проблемы нового жилища, рационально и гигиенически распланированного в связи с новыми распланировками городов и плана из застройки, создают для современной архитектуры грандиозные перспективы. Новая точка зрения на пейзаж застройки с высоты летательной машины даст возможность выявлять план города в единении с окружающей природой и тем самым расширит задачи проектирования. В настоящее время архитектурная мысль обыкновенно принимает характер коллективного творчества, и наиболее сложные задачи разрешаются при помощи конкурса. Конкурсы Московского Архитектурного Общества на Дворец Труда в Москве, Иваново-Вознесенске, Екатеринославе, Ростове н/Д. начинают выявлять у нас сложные плановые решения крупнейших зданий общественного назначения. Постройка сельскохозяйственной выставки в Москве, проект здания Госбанка, Аркос, Центрального телеграфа, Дома Текстилей, проект грандиозной прядильной фабрики для Иваново-Вознесенска –– подчеркивают техническо-экономические принципы новой архитектуры. Прием каркасных сооружений, применяемый для постройки небоскребов Америки, является сам по себе настолько интересным в архитектурном отношении, что затемнение его украшающими деталями для настоящего времени является совершенно излишним. Красота сооружения достигается в наши дни ритмическими соотношениями и пропорциями. Тип городов ближайшего будущего и Европы и Америки ясно наметился: центральные и деловые части города могут расти по вертикалям, как отдельно стоящие сооружения, обмываемые светом и воздухом среди зеленых парков и бульваров, тогда как жилые части города должны распространяться в горизонтальном направлении по преимуществу, лишь частично воплощаясь в дома-башни. Такая планировка способствует высшему виду архитектуры — архитектуры города, как целого. Создается возможность двигаться по горизонтальному направлению, не образуя пробок и сгустков движения. Проблема подобной застройки Москвы была задумана еще в 1919 г. в Архитектурной Мастерской Моссовета.
А. Щусев.
Большая советская энциклопедия / гл. ред. О. Ю. Шмидт. – М., 1926. – Т. 3. – Стб. 560–570.
размещено 10.09.2011
- Размещено: 01.01.2000
- Автор: Щусев А.
- Размер: 19.01 Kb
- © Щусев А.
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции