1958. Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М., (28.72 Kb) 

26 мая, 2019

АРХИТЕКТУРА (от латинского architecture и греческого άρχιτεχτων), или зодчество, — проектирование и строительство зданий и других сооружений и их комплексов, удовлетворяющих материальные и идейно-эстетические потребности общества; архитектурой называют также сами эти здания и сооружения, создающие необходимую, отличную от природной, материально-организованную пространственную среду, в которой люди живут, осуществляют многообразную трудовую, общественную, культурную и другую деятельность. Являясь одним из важнейших видов общественного производства материальных благ, архитектура теснейшим образом связана с экономикой общества, с уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений, с уровнем развития науки и техники. Вместе с тем произведения архитектуры не только служат практическим целям, но и эстетически формируют окружающую человека среду, в т. ч. образно выражают то или иное идейное содержание, обусловленное как назначением сооружения, так и идеологическими и эстетическими потребностями общества. Таким образом, архитектура в целом является одновременно областью материальной культуры и видом искусства и в свою очередь активно воздействует на материальную жизнь общества и на формирование его эстетических взглядов. Эти особенности архитектуры, специфическая для неё совокупность требований удобства, эстетической (в т. ч. образно-художественной) выразительности, технической целесообразности и экономичности отличают произведения архитектуры от произведений техники и от таких видов искусства, как скульптура, живопись и др.

Многообразие практических потребностей общества определило развитие различных отраслей и видов архитектурного творчества, строительство разнообразных по назначению сооружений. Важнейшими из них являются производственные сооружения (в т. ч. промышленные здания), жилые дома, разнообразные общественные здания (в т. ч. занявшие большое место в истории архитектуры культовые здания и сооружения). Из этих архитектурных сооружений образуются комплексы населённых мест — города, сёла, посёлки и др.

Возведению зданий и сооружений, а также застройке населённых мест предшествует этап проектирования, выполнение необходимых чертежей, расчётов и т. д. При проектировании архитектор и инженер предусматривают использование строительных материалов, конструктивных систем, соответствующих практическому назначению данного сооружения и технико-экономическим, территориальным и климатическим условиям, разрабатывают объёмное решение, планировку здания, поэтажные планы и разрезы, фасады, интерьеры и т. д., применяя законы и средства архитектурной композиции. В соответствии с решением функциональных, конструктивно-технических и экономических задач архитектор одновременно решает и художественные задачи, используя для этого те же средства архитектурной композиции: объёмно-пространственную структуру сооружения, тектоническое построение, масштаб, пропорциональные и ритмические соотношения, пластическую разработку объёма и его частей, цвет и фактуру материалов, синтез искусств и т. д.

Историческое развитие архитектуры и её многообразие у разных народов в разные эпохи обусловлены изменениями социально-экономического строя общества, особенностями социально-бытового уклада, развитием строительной техники и методов организации строительства, природными (климатическими и др.) условиями, развитием культуры, духовной жизни и эстетических вкусов народов.

Зарождение архитектуры относится к периоду первобытнообщинного строя, когда создаются примитивные хозяйственные и жилые постройки, культовые сооружения. Возникают простейшие приёмы планировки (построек и поселений) и конструктивные системы (опора, ограждение — стена, перекрытие, каркас). Применяются естественные природные материалы — камень, дерево, начинает изготовляться кирпич-сырец, а затем и обожжённый кирпич, которые на протяжении тысячелетий остаются основными строительными материалами. Постепенно накапливается строительный опыт, осознаются возможности художественного воздействия архитектуры.

От простейших жилищ — шалаша, землянки, полуземлянки — в различных местах земного шара приходят к строительству больших и малых общинных домов, свайных построен, в дальнейшем начинают отроиться дома для одной семьи; создаются культовые мегалитические (возведённые из больших глыб камня) сооружения –– менгиры, дольмены и имеющие уже сложную композицию кромлехи.

С образованием классового антагонистического общества и сосредоточением власти и огромных материальных ресурсов в руках господствующих классов появляется и сохраняется на протяжении тысячелетий резкое различие между высококачественными сооружениями, предназначенными для верхушки общества, и убогими постройками для эксплуатируемых масс трудящихся, создаваемыми часто лишь как «голодная норма» существования. Сооружения, призванные удовлетворять потребности господствующих классов, а также монументальные сооружения общественного назначения возводятся из ценных, долговечных материалов, с применением прогрессивных для данного времени строительно-технических приемов. Создаваемые творческой мыслью зодчего, руками народа, эти дворцы и богатые жилые дома, храмы и монастыри, замки и крепости и т. д. обычно выражают характерные черты общественного уклада и общественного сознания своей эпохи, часто отражают прогрессивные тенденции развития общества и объективно приобретают широкое общественное значение и глубокий идейно-художественный смысл, придающий им непреходящую общеисторическую ценность. В этих постройках наиболее ярко проявляются особенности архитектурных стилей, связанных с изменениями в социальной (материальной и идеологической) жизни общества и являющихся обобщённым выражением архитектурной практики различных народов в те или иные исторические периоды. В существующем наряду с архитектурой господствующих классов народном зодчестве, в создаваемых народом для себя хозяйственных, жилых и культовых постройках, большей частью из местных материалов, проявляются устойчивые для данных бытовых, культурных, природных и других условий самобытные, простые и глубоко целесообразные архитектурные типы, строительные приемы, художественные формы, оказывающие большое воздействие на развитие архитектуры в целом.

Концентрация средств и даровой рабочей силы — рабов— в руках правящих классов первых классово-антагонистических государств, известные успехи в пауке и технике позволили создать грандиозные ирригационные системы, оборонительные сооружения, а также монументальные храмовые, дворцовые и погребальные комплексы, призванные утверждать незыблемость и могущество власти божества и обожествленных правителей. Создание таких сооружений, как величественные пирамиды (в Гизе) и храмы (в Луксоре, Карнаке и др.) Древнего Египта, украшения, дворцы, украшенные скульптурой, ступенчатые башни — зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы Ирана, дворцы, пещерные храмы, полусферические сооружения — ступа Индии, сооружения Китая, укрепления, храмы-пирамиды, дворцы раннеклассовых культур древней Америки и мн. др., знаменовало огромный шаг вперёд в овладении человеком природой, в накоплении им строительного опыта, в разработке новых конструкций. Эти сооружения свидетельствовали о сложившихся принципах композиции здания, ансамбля, о понимании симметрии, ритма, об умении воплотить в архитектурном произведении определённое идейное содержание. Архитектура Древнего Востока характеризуется обобщённостью и геометричностью форм, господством массивных объёмов, обильным применением скульптуры, росписей и др. С уникальными монументальными сооружениями, созданными из камня и кирпича, дорогих пород дерева, резко контрастировали рядовые жилые и хозяйственные постройки бедного свободного населения и рабов, выполненные из дешёвых недолговечных материалов — глины, тростянка, кирпича-сырца и т. п.

В условиях рабовладельческой демократии и развитой общественной жизни городов-государств Древней Греции велось широкое строительство укреплений, гаваней, маяков, водопроводных устройств, сырцовых и других жилых домов. Большое значение получила архитектура общественных зданий и сооружений: ансамбли акрополей (напр., Афинский), различные типы храмов с колоннадами (напр., классически завершённый тип периптера, к которому относится знаменитый Парфенон, и др.), театры, замечательные удобством планировки и выдающимися акустическими показателями (напр., театры в Эпидавре, Афинах и др.), стадионы, портики, библиотеки и др. Была создана система регулярной планировки городов. Архитектура Древней Греции опиралась на принципы гармонии, соразмерности, соответствия размерам и пропорциям человека, что особенно ярко выразилось в создании классической ордерной системы, представляющей собой художественное осмысление стоечно-балочной конструкции. В связи с потребностями огромного государства Древнего Рима расширяется круг инженерных сооружений [мосты, акведуки (напр., в Ниме), виадуки, порты-гавани и др.], достигающих большого совершенства. Широкое развитие приобретает строительство жилых зданий. Возводятся дома с атрием, перистилем (дома в Помпеях), сооружаются виллы; увеличение и классовое расслоение городского населения вызывает резкие контрасты в архитектуре жилища, порождает новый тип жилого дома — многоэтажную инсулу с отдельными квартирами и комнатами. В городах обширного республиканского и потом императорского государства создаются городские ансамбли (напр., общественные центры — форумы) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: цирки (напр., Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки и др., а также храмы, в связи с чем интенсивно разрабатываются арочные, сводчатые, купольные конструкции (для которых, кроме кирпича, применяется новый материал — бетон), перекрывающие большие пространства (напр., храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным для того времени куполом). Высокого уровня достигает качество строительства, разрабатываются целесообразные, продуманные методы композиции, планировки. Распространяется строительство мемориально-триумфальных сооружений (триумфальные арки, колонны и др.). Поставленная на службу мощному военному государству, древнеримская архитектура от ранних строгих и целесообразных форм приходит к тяжеловесным, пышным, часто преувеличенным по масштабам формам, усложнённым планам, усиливаются элементы декоративности, сказывающиеся, напр., в использовании ордера в качестве элемента пластического оформления зданий. Архитектура Древней Греции и Древнего Рима оказала огромное воздействие на европейскую архитектуру последующих веков.

В феодальную эпоху рабский труд сменяется трудом коллективов ремесленников-строителей, передающих из поколения в поколение традиционные строительные и художественные приёмы и разрабатывающих новые конструкции и композиции.

На основе местных условий и традиций формируется многообразная архитектура феодальных государств, решающая общие для феодального общества строительные проблемы. Наиболее массовый вид архитектуры составляют крестьянские жилые и хозяйственные постройки, простые по конструкциям и материалам. Отражая частные особенности бытового уклада, они вместе с тем во многом сходны у различных народов (срубные постройки народов России и Прибалтики, каменные жилища Испании, некоторых народов Балканского полуострова и Кавказа, глинобитные дома с внутренними двориками, плоскими кровлями и глухими внешними стенами у народов Средней Азии и Ближнего Востока, лёгкие и прочные деревянные дома Японии и ряда др. стран Дальнего Востока, и т.д.). Широкое развитие получают фортификационные сооружения (Великая Китайская стена, крепости и др.). Возводятся укреплённые замки и дворцы феодалов, кремли и др. [замки Хорезма, дворцы в Нисе и др. в Средней Азии, замки Закавказья, дворцовые комплексы в Китае (напр., Запретный город в Пекине), замки и дворцы Франции, Испании и других европейских стран, кремли в городах России и других славянских стран (в Москве, Праге и др.)]. Мощными укреплениями обносятся города (напр., стены г. Каркассонна во Франции, Смоленска в России, Бухары в Средней Азии.). С ростом городов и развитием ремесла и торговли увеличивается строительство городских жилых домов (кирпичных, каменных, деревянных, фахверковых), в первых этажах которых часто располагаются мастерские, лавки; создаются новые типы сооружений — ратуши, здания цехов и гильдий, торговые галереи и ряды — в Европе, купольные торговые сооружения, караван-сараи — в Средней Азии, странах Ближнего Востока. Большие средства и лучшие строительные материалы направляются на возведение культовых зданий и сооружений. Народы арабского Востока и Средней Азии строят мусульманские мечети различных типов, духовные школы — медресе, купольные и башенные мавзолеи, высокие башни-минареты и др. с характерной для них богатой, часто полихромной, орнаментацией (мечети в Дамаске, Каире, Кордове, ансамбль медресе на пл. Регистан в Самарканде и мн. др.). В странах Восточной и Юго-Восточной Азии (в Китае, Корее, Японии и др.) возводятся буддийские пагоды — многоярусные башни из дерева, камня, металла, храмовые и монастырские комплексы («Храм Неба» в Пекине, храмовый ансамбль Хорюдзи в Японии и др.). Богатством пластических решений, насыщенностью скульптурными изображениями отличаются храмы Индии (храмы в Элуре, Бхуванешваре, Каджурахо), Индонезии (Боробудур) и др.

Разрабатываются типы христианских храмов (центрально-купольные, базиликальные, крестово-купольные) в Византии (Софии храм в Константинополе и др.), в славянских государствах Балкан (Болгарии, Сербии), в Закавказье (храмы Армении, Грузии); архитектура Древней Руси и затем русского, украинского и белорусского народов создаёт на протяжении веков замечательное деревянное зодчество, различные типы каменных купольных церковных зданий (монументальные соборы Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка, изящные храмы Владимиро-Суздальского княжества, соборы и церкви Москвы, Ярославля и др.), шатровых храмов, колоколен, комплексы монастырей и т. д. В церковной архитектуре стран Западной и Центральной Европы (Франция, Испания, Германия и др.) в 10—12 вв. господствовали тяжеловесные каменные сооружения романского стиля. С подъёмом городов и ростом городского населения сооружаются городские соборы с всё большим внутренним пространством. Возведение таких соборов стало возможным благодаря созданию смелой конструктивной системы (каменный каркас из столбов и стрельчатых арок, позволивший делать более тонким и лёгким заполнение стен, прорезанных большими оконными проёмами, а также сводов, перекрывающих огромное пространство), послужившей основой и художественных форм готической архитектуры (соборы в Париже, Реймсе, Амьене — Франция, во Фрейбурге — Германия, в Линкольне — Англия, в Бургосе — Испания, в Праге — Чехия, Кракове — Польша, и мн. др.).

Одним из важнейших этапов развития архитектуры является архитектура эпохи Возрождения, связанной с зарождением и формированием в 15 в. в странах Западной и Центральной Европы буржуазных отношений. Начиная с этого времени в странах Европы, наряду с сохраняющими устойчивость традиционных форм массовой сельской архитектурой и архитектурой бедного городского жилища, особенно большое значение приобретает архитектура общественных зданий, дворцов, парадных ансамблей в городах и загородных усадьбах. Главным образом в этих постройках находит выражение смена стилей Возрождения, барокко, рококо, классицизма. Отражая изменения в социально-экономической и идеологической жизни общества, эти стили приобретают в различных странах отчётливый национальный характер. Цехового мастера-строителя сменяет образованный специалист-архитектор, опирающийся в своей практике на достижения точных и гуманитарных наук. В противоположность средневековью, определяющее значение в архитектуре эпохи Возрождения приобретает строительство светских зданий. В трактатах и на практике разрабатываются принципы регулярной застройки городов. Сооружаются укрепления, мосты. Значительные успехи делает строительная техника, использующая достижения науки, совершенствуются конструкции куполов огромных пролётов (собор во Флоренции) и т д. Широкое использование наследия античной архитектуры сказалось в архитектуре новых типов городских дворцов — палаццо, общественных зданий — синьорий, госпиталей и др. Гуманистичность архитектурно-художественного образа, гармоничность, логическая ясность форм, простота и чёткость членений и пропорций характеризуют как светские, так и церковные здания этой эпохи в различных странах. Архитектура Возрождения в ряде стран сменяется с конца 16 в. стилем барокко, связанным с дворянской культурой времени расцвета абсолютизма и борьбы за национальное единство. Для архитектуры этого стиля характерны сложные планы, пышная пластическая и декоративная отделка зданий, резкие контрасты объёмов. Получают развитие большие дворцово-парковые ансамбли, церковные и монастырские комплексы (в Италии, Германии, Австрии, в странах Латинской Америки; яркие своеобразные памятники архитектуры барокко были созданы в 18 в. в России — в Петербурге и его пригородах). В дальнейшем в централизованных абсолютистских и буржуазных государствах конца 18 — нач. 19 вв. (во Франции татке и в 17 в.) развивается главным образом архитектура классицизма, основывающаяся на творчески переработанных принципах архитектуры античности и Возрождения. Разрабатываются различные архитектурные типы городских жилых домов, общественных зданий, городских и загородных усадеб, дворцов, хозяйственных утилитарных сооружений (склады, таможни и т. д.). Ведётся (особенно в России) большая работа по планировке и застройке городов. Строительство эпохи Возрождения, барокко, классицизма дало классические образцы решения больших градостроительных задач, формирования целостных ансамблей обществ, и жилых зданий (ансамбли Петербурга, Парижа, Вены, Рима и т. д.).

Развитие капиталистического общества обусловило разработку во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. новых типов производственных торговых, транспортных и других сооружений (фабрик, заводов, электростанций, вокзалов, ангаров, гаражей, элеваторов, холодильников и др.), а также зданий банков, бирж, фирм и компаний часто образующих в городах специфические «деловые» районы. Наряду с частными особняками, возводятся заселяемые поквартирно и покомнатно многоэтажные жилые дома, в значительной мере определившие собой массовую застройку современного города. Массовая потребность в жилье использовалась в целях наживы буржуазными владельцами этим т. н. «доходных домов». Ведётся строительство административных и различных общественных зданий — театров, больниц, музеев, учебных заведений, клубов и др. Частнособственнический характер строительства, стихийный рост городов особенно усиливает резкие контрасты богатых кварталов и районов трущоб. Развитие капитализма в сельском хозяйстве порождает тип усадьбы-фермы с благоустроенным домом владельца и усовершенствованными хозяйственных сооружениями наряду с помещениями барачного и другого типов для сельскохозяйственных рабочих.

Успехи строительной техники во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв., широкое применение металла, стекла, железобетона, новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов, стальной каркас и т. п. определили новые возможности для совершенствования функциональных, технических и художественных качеств архитектуры, для возникновения новых тектонических систем. Технические достижения этого времени находят выражение в ряде инженерных и транспортных сооружений (Эйфелева башня в Париже, виадук в Гараби, вокзал в Гамбурге), в создании т. н. небоскрёбов в США и др., в некоторых общественных зданиях (Хрустальный дворец в Лондоне, Центральный рынок в Париже). Однако идейное оскудение буржуазного общества в целом, господство пошлых буржуазных вкусов, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технической основы, подчинение архитектуры задаче извлечения прибыли не давали возможности создания большого архитектурного стиля и приводили к эклектичному декорированию зданий, к стилизаторству, к появлению вычурного стиля модерн.

В 20 в. во многих странах мира с их разветвлёнными общественно-хозяйственными потребностями расширяется строительство и увеличивается количество типов промышленных и транспортных зданий и сооружении; с ростом населения городов усиливается значение жилищного строительства. Прогрессирует инженерно-строительное дело, вводятся новые конструкции –– крупнопанельные, крупноблочные, купола-оболочки и т. д., создаются новые тепло- и звукоизоляционные и отделочные материалы. Глубокий переворот в архитектуре вызвала индустриализация строительного дела, превращающая строительство здания в сборку, в монтаж изготовленных на заводе элементов. Стремление создать новую художественную тектоническую систему на основе новых конструкций и материалов порождает течения: конструктивизм («новая архитектура», Функционализм) и «органическую архитектура». Дав положительное решение ряда технических, функциональных и эстетических вопросов, эти течения, однако, зачастую приходят к формализму, к отказу от национального своеобразия архитектуры и т. д.

Расширение строительства и достижения строительной техники в ряде капиталистических стран не снимают коренных противоречий буржуазной архитектуры, непосредственно зависящей от частной собственности на землю и орудия и средства производства. Градостроительные работы, возведение различных зданий и сооружений и их комплексов, достижение того или иного уровня благоустройства и т. д. осуществляются в буржуазном обществе в той форме и в той мере, в какой они отвечают интересам владеющего необходимыми средствами заказчика — частного лица, фирмы, монополии, тех или иных органов капиталистического государства, а не всего общества в целом.

Условия развития архитектуры коренным образом изменяются в социалистическом обществе, где она приобретает общенародное, государственное значение, направляется на удовлетворение непрерывно возрастающих материальных и духовных запросов широких масс народа, всего общества. Задачи, поставленные перед архитектурой в СССР и других странах социалистического лагеря, решаются на основе единых народнохозяйственных планов силами главным образом крупных государственных и кооперативных организаций и самого населения. Интенсивный рост социалистического народного хозяйства вызывает быстрое и повсеместное строительство промышленных и транспортных зданий и сооружений. Как важнейшее государственное и общественное дело осуществляется жилищное строительство, имеющее целью обеспечить всех трудящихся благоустроенным жильём (огромное строительство жилых зданий в СССР и странах народной демократии). С жилищным строительством тесно связано массовое строительство культурно-бытовых зданий (детские сады и ясли, школы, столовые, магазины, физкультурные площадки, прачечные и другие хозяйственно-обслуживающие здания). Развитие общественной и культурной жизни народа определяет массовое строительство культурно-просветительных, зрелищных, лечебных, санаторно-курортных, спортивных и других зданий и сооружений, сопровождающееся переработкой старых и созданием новых типов построек (напр., дома и дворцы культуры). Происходящий в связи с развитием промышленности рост городов, увеличение городского населения, возникновение новых промышленных центров, задачи создания повсеместно одинаково благоприятных условий жизни обусловили огромный размах социалистического градостроительства, реконструкцию большого числа старых и строительство новых городов (напр., Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Новая Каховка, Ангарск — в СССР, Новая Гута — в Польше, Острава-Поруба — в Чехословакии, и т. д.). Развитие социалистического сельского хозяйства создаёт небывалые ранее возможности реконструкции и планового строительства сельских населённых мест, возведения в них усовершенствованных производственных и хозяйственных сооружений и общественных зданий (школы, клубы, больницы, сельсоветы и т. д.), благоустроенных жилых домов. Невиданный массовый характер строительства при социализме резко повысил значение темпов и экономичности возведения зданий. Переход к индустриализации строительства на основе типового проектирования, применение технически и экономически целесообразных конструкций (сборных железобетонных, крупноблочных, крупнопанельных, прокатных и др.), богатое техническое оснащение и правильная организация строительных работ, комплексная застройка больших, рационально распланированных участков, широкое использование местных материалов — всё это является важнейшим условием осуществления стоящих перед социалистической архитектурой задач. Для решения их особенно важен 40-летний опыт архитектуры СССР. Начавшая с восстановительных работ, советская архитектура уже с сер. 20-х гг. и в годы первой пятилетки (до 1932) характеризуется значительным объёмом промышленного строительства (ряд гидроэлектростанций, среди которых Днепрогэс имени В. И. Ленина — Днепровская ГЭС, Магнитогорский и Кузнецкий металлургия, комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и мн. др.), созданием новых городов и посёлков. В борьбе различных творческих течений зарождались принципы новой, социалистической архитектуры.

В последующий период развития советской архитектуры (до 1954) велись огромные работы по реконструкции старых (Москвы, Еревана, Алма-Аты, Фрунзе и др. столиц и промышленных центров республик) и строительству новых городов, возводилось множество промышленных, транспортных, жилых и общественных зданий (комплексы Московского метрополитена, канала им. Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, многочисленные дворцы культуры, библиотеки, в т. ч. Библиотека СССР им. В. И. Ленина в Москве, театры — напр. Театр оперы и балета в Ташкенте, дома правительства — в Киеве, Ереване, Тбилиси и др., стадионы — напр. в Ленинграде, Тбилиси, Баку и мн. др.). Стремление усилить идейно-художественную выразительность возводимых сооружений, основываясь на использовании классического архитектурного наследия и национальных художественных традиций, наряду с положительными результатами, нередко вследствие механического, нетворческого применения элементов зодчества прошлых эпох и неправильно понятых задач, стоящих перед советской архитектурой, приводило к излишествам, недостаточному вниманию к практической целесообразности решений, к слабому развитию типизации и стандартизации строительства.

Всесоюзное совещание строителей в 1954 г., вскрывшее серьёзные недостатки в советской архитектуре, положило начало новому этапу её развития, характеризующемуся широким применением типового проектирования, индустриализацией строительства, а также поисками новых прогрессивных художественно выразительных решений. Бурный рост строительной техники и укрепление материально-технической базы в СССР позволяют успешно осуществлять грандиозную строительную программу, намеченную XX съездом КПСС и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР» (от 31 июля 1957). Советская архитектура имеет большое и многостороннее значение в строительстве коммунистического общества. При реконструкции старых и создании новых городов и других населённых пунктов предусматривается ликвидация скученности населения в больших городах и неблагоустроенности сельских поселений. Новые типы производственных и промышленных зданий и сооружений, отвечающие новой организации производства, обеспечивают условия, способствующие происходящему сближению физического и умственного труда. Возведение благоустроенных жилых домов в комплексе с культурно-бытовыми и общественными зданиями помогает перестройке быта на социалистических началах и формированию идеологии и эстетических воззрений человека коммунистического общества.

Выражая новое прогрессивное общественное содержание, эстетически осмысливая новые материалы и конструкции, осваивая и перерабатывая традиции национальной архитектуры и изучая архитектуру других народов, зодчие СССР и стран народной демократии решают задачу создания нового, социалистического архитектурного стиля.

Лит.: Всеобщая история архитектуры, т. 1—2, М., 1944—49 (изд. продолжается); Флетчер Б. и Ф., История архитектуры, составленная по сравнительному методу, вып. 1—3, 2 изд., СПБ, 1913—14; Шуази О., История архитектуры, пер. с франц., т. 1—2, M., 1935—37; Lurcat A., Formes, composition et lois d’harmonie, t. 1—5, P., 1958; История русской архитектуры, 2 изд., М., 1956; Советская архитектура 1917—1957, М., 1957; Вопросы теории архитектуры, сб. 1—2, М., 1955—57.

 

Опубл.: Малая советская энциклопедия / гл. ред. В. А. Введенский. – 3-е изд. – М., 1958. – Т. 1. – Стб. 570–578.

 

 

 

размещено 8.10.2011


(0.8 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 28.72 Kb
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции