2005. Большая российская энциклопедия. М., (49.6 Kb) 

26 мая, 2019

АРХИТЕКТУРА (лат. architecture, от греч. άρχιτεχτων, букв. – главный строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, организующие пространственную среду жизнедеятельности человека. Относится к пластическим искусствам. Произведениями архитектуры являются здания, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие для оформления открытых пространств (монументы, террасы, мосты, набережные, эстакады и виадуки, ретрансляционные башни и др). К отдельным областям архитектуры относятся архитектура малых форм и ландшафтная архитектура. Традиционно архитектура включала выполнение планов для строительства и развития поселений, однако по мере усложнения современной городской инфраструктуры (включая инженерные коммуникации) создание или реконструкция городов, тем более регулирование систем расселения в масштабе регионов, выделились в особую, граничащую с архитектурой область – градостроительство.

Специфической особенностью архитектуры является неразрывная связь утилитарного и художественного начал, что отличает её, с одной стороны, от строительства, с другой – от неизобразительных произведений скульптуры (в то же время граница между архитектурой, строительством и монументальной скульптурой условна и исторически изменчива).

Как вид искусства архитектура использует такие средства создания художественного образа, как архитектоника сооружения и его элементов, геометрическое построение формы, её пропорции; соразмерность архитектуры человеку (масштабность); соотношение объёма и пространства, массы и плоскости, симметрии и асимметрии; цвет, фактура, светотень. В то же время архитектура непосредственно зависит от конструкций и строительной техники, развитие и совершенствование которых обусловлено научно-техническим прогрессом. К основным типам архитектурны конструкций относятся стоечно-балочная система из вертикальных стоек-опор и несомых ими горизонтальных балок (одна из древнейших строительных конструкций, образцом которой является греческий ордер) , арочно-сводчатая система, решавшая задачу перекрытия больших пролётов (была распространена в архитектуре Древнего Рима). Использование с сер. 19 в. металла и стекла способствовало появлению принципиально новых типов конструкций (в т.ч. подвесных или стержневых), которые первоначально расценивались как сугубо техническое достижение. В 20 в. появились оригинальные конструктивные системы – безбалочные перекрытия (где опора и плита работают как единое целое) и т. н. оболочки; получили распространение складчатые железобетонные и вантовые конструкции, оболочки двоякой кривизны, пространственные системы из металлических стержней типа «геодезических куполов» Р. Б. Фуллера, навесная стена на металлическом каркасе. Развитие техники и расширение набора строительных материалов открывают новые возможности конструктивных решений (в т.ч. заимствованных из области высоких технологий). Происходят серьёзные качественные изменения; в частности, компьютерные программы позволяют создавать пространственные формы недостижимой ранее сложности.

Техника строительства и материалы имеют принципиальное значение для художественной выразительности архитектурных произведений. Пластические свойства глины, смешанной с рубленой соломой, в совершенстве используются в традиционных сооружения: племён Западной Африки. Строители Шумера смогли создать грандиозные комплексы, выкладывая мощные стены и своды из необожжённых кирпичей. Образный строй архитектуры анонимных японских мастеров раскрывает художественное богатство текстур дерева и соломенной кровли. В Древнем Египте были освоены различные возможности кладки из тщательно отёсанных блоков гранита и песчаника, затем древнегреческие мастера довели до совершенства использование блоков из мрамора. Древние римляне овладели техникой строительства из бетона и кирпича, тогда как мастера европейского Средневековья в стремлении возвысить своды соборов разрабатывали различные варианты каркасных конструкций. Модернизм 20 в. сделал попытку создать новый язык архитектуры, но к концу столетия под влиянием философии и эстетики постмодернизма возобладали тенденции свободного сочетания сложных конструктивных решений с многообразием исторических форм зодчества.

Возведению архитектурных объектов предшествует архитектурный проект, воплощённый в чертежах и нередко в объёмных моделях. Наиболее древние из известных ныне чертежей выполнены на египетских папирусах эпохи Среднего царства, однако изучение более ранних сооружений, в т.ч. древнейших из пирамид, позволяет предположить, что уже их создатели имели представление об архитектурных проекциях: планах, фасадах, разрезах. История архитектурных моделей также восходит к глубокой древности (по меньшей мере, они были известны в античной Греции), тогда как начало современной традиции их применения было положено в эпоху Ренессанса (Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберт, А. да Сангалло Младший, Микеланджело и др.).

Архитектура входит в систему монументальных искусств и нередко включается в пространственно-пластический синтез искусств, в котором могут участвовать также станковые произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Исторически положение архитектуры в рамках этого синтеза менялось: в Древнем Египте она подчиняла себе другие виды искусства, в буддийских постройках Индии и стран Юго-Восточной Азии, наоборот, почти растворялась в скульптуре; в античности, в эпоху Возрождения и в классицизме архитектура играла объединяющую роль при равноправии скульптуры и живописи; в готике и барокко все виды искусства образовывали нерасторжимое целое. В искусстве Нового времени важной задачей становится художественное оформление жилой среды при определяющем участии архитектуры.

В архитектуре выделяются национальные школы и художественные стили (или исторические эпохи). При устойчивости формальных особенностей и идейно-содержательной программы архитектуры возникает некоторая историческая общность, определяемая как стиль (барокко, классицизм, ампир, модерн, интернациональный стиль, ар деко и др.). Представление об архитектурных стилях служит важным инструментом осмысления исторического наследия архитектуры, однако представители модернистской архитектурной теории 20 в., критически оценивая возможность формирования современного стиля, предпочитали пользоваться такими понятиями, как направление или движение (напр., т.н. современное движение в архитектуре).

Произведения архитектуры окружают человека на протяжении всей его жизни, оказывая значительное воздействие на его личность и поведение, и во многом предопределяют эстетическую культуру общества. Не случайно в списке семи чудес света архитектурные сооружения играют определяющую роль. Произведения архитектуры нередко становятся символами места – города или всей страны (Парфенон в Афинах, римский Колизей, Московский Кремль, Эйфелева башня в Париже). Представление о произведениях архитектуры складывается из сопоставления зрительных впечатлений, получаемых при обозрении постройки снаружи и изнутри, в динамике перемещения и смене освещенных частей и тени. Постепенность восприятия придаёт выдающимся сооружениям как древней, так и новейшей архитектуры качества драматургически выстроенного произведения. Именно этим отличаются великие архитектурные ансамбли, напр. комплекс пирамид в Гизе, афинский Акрополь, форумы Рима, Ангкор-Ват в Камбодже, центр г. Бразилиа, знаменитые площади в Москве, С.-Петербурге, Париже, Лондоне, Венеции и др. городах.

Принадлежа как сфере точных наук и техники, так и искусству, произведения архитектуры являются надёжными свидетельствами своего времени, способствуя изучению истории даже в тех случаях, когда письменные свидетельства отсутствуют. Так, комплекс менгиров Стонхенджа раскрывает систему астрономических знаний древних обитателей Англии, постройки зернохранилищ Мохенджо-Даро позволяют сделать вывод об экономическом потенциале этого города-государства, на основе изучения египетских пирамид вычисляется реальный объём труда, затраченного на их создание, анализ памятников древнерусского зодчества даёт возможность выяснить, каким образом их создатели использовали систему двойных мер при разбивке плана на строительном участке.

Типы зданий и сооружений. Основные типы сооружений – жилые, оборонительные и культовые – появились ещё на заре существования человечества. В среднем палеолите древние люди от использования естественных укрытий перешли к сооружению примитивных жилищ. В неолите возникли также и зачатки оборонительных сооружений (рвы, земляные насыпи, ограды); появились большие общинные жилища и культовые сооружения из гигантских камней, распространившиеся в бронзовом веке: менгиры, дольмены, кромлехи, бетили и др.

Традиционное жилище наиболее тесно связано с природными условиями, доступностью строительных материалов и бытовым укладом, поэтому для него характерны, с одной стороны, значительное разнообразие в зависимости от типа культуры, а с другой – большое типологическое постоянство в рамках одной культурной традиции. Для Средиземноморья – это жилой дом с помещениями, сгруппированными вокруг внутреннего двора (атриума), его разновидности: эллинистическая вилла, древнеримский доходный «домус», уличная сторона которого занята лавками, сдающимися в аренду. Другой тип древнеримского жилища – инсула, предшественник современных многоквартирных домов с первым этажом для обществ, заведений (лавки, таверны, туалеты), вторым – для дорогих апартаментов (к нему вели отдельные лестницы); верхние этажи занимали мелкие квартиросъёмщики (образцы сохранились в Остии близ Рима, 1–4 вв. н. э.).

При расслоении общества жилище представителей социальной верхушки постепенно перерастало утилитарные требования, приобретая черты репрезентативного сооружения. Таковы дворцы правителей, средневековые замки, ренессансные палаццо. На протяжении 19 в., с изменением структуры общества, постепенно отходят в прошлое городские дворцы и дворцовые постройки усадеб, более распространёнными становятся городской особняк и вилла, позже – коттедж; значительное место в городской застройке занимают доходные дома (напр., в С.-Петербурге и Москве). В 20 в. развилось массовое строительство на основе индустриального производства с типизацией планов и стандартизацией отдельных конструктивных узлов. Специфическим видом является коллективное жилище, в т.ч. постоялые дворы и гостиницы, военные и рабочие казармы, общежительные монастыри, в 20 в. – комплексы кемпингов, кампусов и др.

Оборонное зодчество в древности представлено укреплениями круглой (с наибольшей площадью при наименьшем периметре; характерны для ранних славянских поселений) и прямоугольной формы (известны на территориях, где сказывалось влияние древнеримских лагерей-кастеллумов, и в др. регионах). Многие города средневековой Европы, Византии, Руси, Ирана, Турции, государств Средней Азии имели стены неправильных очертаний, следующих рельефу местности. Оборонительные постройки могли обеспечивать укрытие для одной семьи (жилые башни, средневековые замки), для населения целого города (германские бурги, русские кремли, крепости Закавказья). Совершенствование системы укреплений было неразрывно связано с развитием военной техники. В эпоху Возрождения возникли многоугольные (звездчатые) крепости с выступающими бастионами вместо башен. В 17 в. вместо каменных крепостных стен стали сооружать земляные укрепления из эскарпов. Эта система укреплений, усовершенствованная С. де Вобаном, просуществовала вплоть до сер. 19 в. С началом возведения систем долговременных огневых сооружений и бомбоубежищ материалы (в т. ч. бетон) и методы военного строительства внедряются в гражданскую архитектуру.

Архитектура культовых сооружений значительно меньше обусловлена практическими потребностями, чем жилая или оборонительная, поэтому она наиболее адекватно откликается на изменения в мировоззрении и художественных идеалах эпохи. Среди культовых построек выделяются сооружения, где ритуал совершается снаружи: кромлехи, храмы бога Ра в Египте с обелисками во внутреннем дворе, вавилонские зиккураты, пирамиды тольтеков и ацтеков, античные храмы и алтари, зороастрийские чортаки – купольные павильоны для священного огня, одновременно служившие маяками, буддийские ступы и их китайская модификация – пагоды (в некоторых храмах Мьянмы почти всё внутреннее пространство было заполнено гигантскими статуями Будды, здания служили им лишь своеобразными футлярами). Другой тип сооружений – храмы и святилища с внутренним пространством, предназначенным для совместных молений верующих: некоторые древнеегипетские храмы с залами для высших социальных слоев, синагоги, христианские церкви, капеллы и часовни, мечети, буддийские и индуистские постройки типа чайтья и мантапам, таиландские боты. Особо выделяются постройки, связанные с заупокойным культом (наиболее известны древнеегипетские пирамиды, погребальные комплексы китайских императоров династии Мин, античные мавзолеи и исламские усыпальницы, напр. Тадж-Махал).

По мере развития общества и усложнения его организации стали возникать постройки, обслуживающие более дифференцированные потребности: административные здания, торговые, учебные, культурно-просветительные, спортивные, инженерные, транспортные, промышленные и др.

Некоторые типы общественно-административных зданий развились из культовых построек или жилищ (античные булевтерии для заседания совета старейшин, пританеи со священным очагом, где принимали послов и устраивали обществ, трапезы, экклесиастерии для собрания народных представителей). В свободных городах средневековой Европы возникают здания городского самоуправления (ратуши). В монархических государствах роль правительственных учреждений выполняли дворцы, в состав которых включались залы для государственных приёмов. Начал формироваться облик здания для различного рода представительств – сената, королевского совета, Боярской думы и т.п., основой которого, как и в античности, стал зал для собраний (нередко увенчанный куполом). В 18 в. появляются крупные самостоятельные комплексы правительственных зданий; к административным относятся здания судебных учреждений, казначейств, почт, посольств, таможен и пр. Формирование их как самостоятельных архитектурных типов относится к Новому времени, хотя ещё в античности существовали базилики, где происходило судопроизводство; в средние века известны подворья – комплексы, предназначенные для проживания представителей иноземных государств.

Специфическим видом общественных сооружений были античные термы, совмещавшие банные помещения с местами для гимнастики и отдыха (палестры, нимфеи, библиотеки, залы для бесед). Термы выполняли роль залов для общественных собраний и были широко распространены по всей территории Римской империи. В восточных банях также имелись помещения для отдыха, но всё же основной функцией была санитарно-гигиеническая (имевшая, впрочем, сакральный оттенок в связи с ритуальными омовениями, предусмотренными исламом).

Торговые сооружения являются одним из наиболее древних видов общественных зданий и обладают относительно устойчивой типологией, общей для многих культур. Предпочтительной архитектурной формой для мелкой торговли издревле была крытая аркада в разных вариантах (античные таберны, средневековые европейские лавки, восточные базары, русские торговые ряды и т.н. гостиные дворы, современные пассажи). С ростом товарооборота потребовались особые помещения для заключения оптовых сделок – биржи, ранее всего появившиеся в промышленно развитых городах Средиземноморья и Нидерландов (15–16 вв.). Развитие денежного обращения вызвало к жизни специальные финансовые учреждения – ссудные и меняльные конторы, банки, сберегательные кассы, но как особый архитектурный тип они сложились только в кон. 18 – нач. 19 вв.

Наиболее ранние больничные постройки известны в архитектуре юга Азии (в т.ч. Шри-Ланки, с 4 в.). При средневековых европейских монастырях нередко устраивали приюты, богадельни и больницы (госпитали). В Новое время функции здравоохранения и общественного призрения взяло на себя государство, что отразилось в строительстве самостоятельных зданий для этих целей. Приюты для сирот и подкидышей в эпохи Возрождения и Просвещения возводились в монументальных формах под влиянием идей о воспитании совершенной гармонической личности.

Одним из первых специализированных учебных заведений был Мусейон в эллинистической Александрии. В его состав входили библиотека, музей, аудитории для занятий, жилые помещения для преподавателей и студентов, открытые дворы и сады. Учебные заведения Средневековья обычно имели религиозный характер и поэтому располагались при храмах, монастырях, мечетях. Крупномасштабное строительство учебных зданий начинается в эпоху Просвещения, а в 19–20 вв. приобретает массовый характер.

Здания культурно-просветительного назначения – театры, библиотеки – возникли в античности, были почти полностью забыты в Средневековье и возродились в Новое время. На рубеже 19–20 вв. к театрам и циркам добавляются здания синематографов (кинотеатров). В 19 в. появляются и общедоступные музеи. Поскольку генетически они происходили от частных дворцовых собраний, первоначально их облик напоминал дворцы. Современная архитектура предлагает нетрадиционные формы музейных зданий. По функции к музеям близки выставочные павильоны, строительство которых началось в 19 в. Однако их архитектурный облик модернизировался более динамично в связи с достижениями в строительной технологии (Хрустальный дворец в Лондоне, 1851, арх. Дж. Пакстон).

Ранние образцы спортивных сооружений – греческие стадионы, ипподромы, палестры и гимнасии. Особые площадки для игры в мяч имелись также у инков, хотя игра носила не столько спортивный, сколько ритуальный характер. В Константинополе ипподром был важнейшим центром городской жизни. Исчезнув в европейское Средневековье, стадионы заняли прежнее важное место в архитектуре и жизни общества только в 20 в., с массовым развитием спорта. Типологически они восходят к античным образцам с ареной для спортсменов и трибунами для зрителей. Для разных видов спорта стали строить специализированные сооружения – лыжные станции и трамплины, плавательные бассейны, велотреки и пр.

Инженерные сооружения известны с глубокой древности: китайские и римские мосты, акведуки, резервуары для воды (цистерны), плотины, набережные, дамбы и др. С началом промышленной революции, когда стали широко использовать металлические конструкции, их строительство развивается быстрыми темпами. В 20 в. к традиционным видам сооружений добавились новые, порождённые индустриальной эпохой (напр., ретрансляционные мачты, прообразом которых стала первоначально не имевшая утилитарного назначения Эйфелева башня в Париже, 1887–89, инж. А. Г. Эйфель).

Промышленная архитектура на этапе индивидуального ремесленного и сельскохозяйственного производства была утилитарна и относительно мелкомасштабна, хотя и обладала своей выразительностью (мельницы, кузницы, сукновальни). Переход к фабричному производству, ранее всего совершившийся в Англии, вызвал строительство крупных зданий, впечатлявших своеобразной эстетикой утилитаризма. Постепенно пришло осознание выразительных возможностей технических решений, но параллельно с этим проявилось стремление облечь производственные здания в привычные формы различных исторических стилей. В архитектуре 20 в. промышленные сооружения обрели специфические, лаконичные формы. К транспортным сооружениям относятся портовые здания, появившиеся в 19 в. железнодорожные вокзалы и станции метрополитена, авто- и аэровокзалы, гаражи, эстакады и др. Промышленная архитектура оказала влияние на архитектурную стилистику 20–21 вв., проявившись в своеобразном лаконизме обнажённых конструкций.

Исторический очерк. Первые поселения, составленные из постоянных жилищ, возникли в эпоху т. н. неолитической революции 10–8-го тыс. до н.э., когда в Средиземноморье начался переход от охоты и собирательства к системному земледелию. В Кирокитии на о. Кипр округлые в плане дома плотно прижаты друг к другу (стены и толстые столбы, поддерживавшие 2-й этаж, выложены из камней; кровля, вероятно, представляла собой шатёр из жердей). Посёлок в Чатал-Хююке (на территории современной Турции, не позднее 7-го тыс. до н.э.) с тесно сгруппированными жилищами (прямоугольными в плане) подобен многоквартирному дому; жилища (куда входили с плоской кровли по приставной лестнице) имеют два помещения: общую комнату и семейное святилище (в одном из святилищ найдено изображение – план посёлка с окружающим ландшафтом). К этой же эпохе относится древнейший из известных ныне посёлков-крепостей в библейском Иерихоне. Здесь обнаружена оборонительная башня с лестницей в толще каменной стены, также остатки храма с кровлей на двух дерев, столбах и входом в виде примитивного портика из 6 дерев, стоек.

С возникновением государств сложилась новая форма поселения – город, отличавшийся от крупных посёлков тем, что в его центре устраивалась площадь, к которой примыкал дворец правителя, а размеры и устройство жилых домов явственно указывали на расслоение общества по статусному и имущественному положению. В Месопотамии, Египте, Китае успехи ирригации создали предпосылки для возведения колоссальных комплексов оборонительных, храмовых, дворцовых сооружений. Строгая ориентация по сторонам света, сложность конструкций и пространственных композиций указывают на глубокие знания древних астрономов, математиков и инженеров, а согласование специализированного труда множества людей – на достижения в административной области. Все эти черты легли в основу дальнейшей эволюции архитектуры, приведшей к созданию египетских пирамид, храмов в Карнике и Луксоре; дворцов на платформах и зиккуратов Двуречья, каменных террас и многоколонных залов в дворцах древней Персии, ступ Индии, храмов и дворцов империй инков и ацтеков, Великой Китайской стены.

Минойская империя с центром на о. Крит, защищенная могучим флотом, могла позволить себе отказ от городских укреплений и породила тип дворца-города (Кносс, Фест) со сложной системой жилых и сакральных помещений вокруг многочисленных дворов и лестниц. В Древней Греции создаётся и воспроизводится образец города-государства (полиса). Культовым центром города был храм, который возводился на вершине защищённого стенами акрополя. Средоточием полисной демократии стала площадь собраний – агора, обстроенная портиками со скульптурой и живописью. По гигиеническим соображениям вводится система регулярной планировки города с прямоугольной сеткой улиц и площадей – центров торговой и общественной жизни. Развитая общественная жизнь полиса породила новые типы сооружений: гимнасий, театр, стадион, арсенал, зал собраний –булевтерий. Был усовершенствован традиционный для Средиземноморья тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему дворику: сложилась вилла. Классически завершённым типом храма стал «оперённый» колоннадой периптер. В эпоху эллинизма появляются такие сооружения, как улицы-колоннады (напр., в Пальмире) и загородные парки увеселений.

В Древнем Риме развивались традиции греко-эллинистической архитектуры, основное внимание уделялось городским постройкам, выражавшим могущество республики (позже империи). Сложился тип провинциального города – с обязательным форумом и храмами, термами, амфитеатром, жилыми кварталами плебса и кварталами вилл (Помпеи и Геркуланум сохранили это устройство под слоем пепла). Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов, акведуков, гаваней. Получили широкое применение сводчатые и купольные конструкции (Пантеон в Риме). Применение бетона и кирпича позволило использовать дорогой камень для облицовки стены, греческие ордера служили основой декора. В самом Риме ансамбли форумов в сочетании с Колизеем, Большим цирком, театром Марцелла и гигантскими термами, загородные виллы и дворцово-парковый комплекс императора Адриана создали образец, к которому стремились государства следующих веков.

Пока в средневековой Европе рядом с руинами римских городов строились деревни и защищенные усадьбы, традиция античного строительного искусства сохранялась в Византии, изменяясь под влиянием христианской доктрины. В отличие от античного христианский храм должен был служить местом собрания прихожан что повлекло за собой формирование просторных интерьеров, отделённых от внешнего пространства. Византийская архитектура использовала более ранние типы купольных построек, базилики, терм с крестово-купольной конструкцией залов. Византийские мастера соединили форму базилики с подкупольным пространством. В результате сложился тип крестово-купольного храма, наиболее совершенным выражением которого стал Святой Софии храм в Константинополе. Здесь главный купол и разгрузочные полукупола опираются на мощные столбы, создавая грандиозное пространство, освещенное сверху, из кольца проёмов в невысоком барабане. Церковная и отчасти дворцовая архитектура Византии оказала решающее влияние на зодчество государств на Балканах, в Закавказье и Киевской Руси, где сформировались региональные школы.

В Новгороде и Киеве соборы отличаются внушительностью и лаконизмом крупных форм, небольшие церкви и звонницы Пскова словно вылеплены непринуждённой рукой, свободно и живописно; соборы и церкви Владимиро-Суздальской земли уверенно вычерчены и украшены резными рельефами. Небольшая церковь Покрова на Нерли, высящаяся над огромным заливным лугом, остаётся несомненным шедевром архитектуры домонгольского периода истории России.

В странах Западной и Центральной Европы феодальные войны вызывали динамичное развитие фортификационных сооружений, защищавших города и замки. В архитектуре соборов и монастырей складывается романский стиль: комплексы замкнутых дворов, окружённых аркадами (клуатры), базилики с высокими сводами, покоящимися на могучих столбах, капители которых приобретают характер сложных скульптурных композиций. С возрождением к 10 в. городской жизни в Европе развивается тип каменного жилого дома в 2–3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Возникает типичная структура кварталов, плотно застроенных по периметру, но сохраняющих сады и огороды внутри.

В сер. 12 в. во Франции зародилась архитектура готики, первым произведением которой стал собор Сен-Дени; автором его программы был аббат Сугерий. Массивные конструкции романских построек сменила каркасная система стройных столбов и рёбер крестовых сводов, поднятых на головокружительную высоту. Просторный интерьер заполнен теперь светом, окрашенным во все цвета радуги огромными витражами, среди которых особое значение имеют т. н. розы на фасадах. Всё более наполняющаяся жизненной силой скульптура образует с архитектурными деталями единое целое. Сохраняя общность структуры, готика приобретает яркие региональные особенности во Франции (соборы в Париже, Реймсе и Амьене), в Великобритании (Уэльс, Кентербери), в Германии (Фрейбург, Кёльн), в Польше (Краков), в Чехии (Прага), в Испании (Бургос) и др. Готический стиль распространяется и на новые типы общественных зданий: ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий. В жилищном строительстве, наряду с каменными конструкциями, широко применяется фахверк – деревянный каркас, заполненный камнем, кирпичом или глиной, смешанной с соломой.

Существенный вклад в развитие архитектуры внесли зодчие арабского Востока. Величина и строгая симметрия композиции выделяла купольные мечети и медресе, мавзолеи, караван-сараи и крытые рынки среди однообразных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек. Монументальные здания Багдада, Дамаска, Бухары, Хивы, Самарканда возводились преимущественно из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке резной мозаики и многоцветных керамических изразцов. Архитектура Юго-Восточной Азии формировалась под влиянием индийской, включая предельную пластичность её монументальных сооружений, в которых архитектурные элементы и скульптура неразделимы.

В Китае регулярная планировка городов дополнялась строгой симметрией зданий-павильонов. Здание мыслилось в единстве с ландшафтом, на организации которого по правилам «естественности» были сосредоточены все усилия зодчих. Под влиянием китайской сложилась утончённая японская архитектура, где предельно упрощённое внутреннее пространство в деревянных каркасных конструкциях компенсировалось игрой фактур материалов, текстур поверхностей и немногочисленных предметов обстановки.

Важнейший этап развития архитектуры связан с эпохой Возрождения. Итальянские гуманисты, отвергая Средневековье как варварство «тёмных веков», искали опору в наследии античности. Не случайно контуры новой архитектуры сначала возникали на досках живописцев: мастера, владевшие строительным искусством предыдущей эпохи, были не в состоянии освоить художественный язык, основанный на опыте обмеров и зарисовки римских руин. На первый план выдвигается художник-универсал, в кружке гуманистов изучавший трактат римского архитектора Витрувия. Путанице кварталов и объёмов старого города Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, Микелоццо ди Бартоломмео и др. противопоставили ясный, симметричный, завершённый в себе геометрический порядок. Новые дома-дворцы – палаццо наследуют структуру прежних, сохраняя внутренний двор, но теперь их стены оформлены по системе ордеров, своды лоджий опираются на тонкие колонны вместо прежних мощных столбов.

Наиболее полно идеалы архитектуры Возрождения выразились в палаццо Флоренции и в ряде загородных вилл, спроектированных А. Палладио; грандиозный ансамбль площади собора Св. Петра в Риме сочетает элементы ренессансной и барочной архитектуры (купол создан по модели Микеланджело, колоннада, охватывающая овальную площадь, – по проекту Дж. Л. Бернини). Новая архитектура нуждалась в теоретическом обосновании, и эпоха Возрождения стала временем трактатов, написанных Альберти, А. Филарете, Палладио.

Упадок итальянской экономики в сер. 16 в., когда первенство в этой области переходит к Франции, Нидерландам и Англии, в самой Италии изменил характер развития её архитектуры. Логичность спокойных композиций Возрождения сменяют характерные для архитектуры барокко сложные системы взаимосвязанных пространств, большая пластичность объёмов, обильное применение декоративной скульптуры и иллюзионистических эффектов живописи, зрительно разрушающих материальность стен и потолков. Стиль барокко был востребован в столицах крупных, средних и малых государств Европы, в колониальных владениях Испании и Португалии. Именно барокко стало первым большим стилем новой архитектуры в России 18 в.

С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля, созданный при ведущей роли архитектуры Фиораванти и других итальянских мастеров, стал образцом для кремлей других городов. Ярок и своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском), уникален Василия Блаженного храм в Москве. Русская архитектура 17 в. сохраняет античные традиции пропорционирования, унаследованные от Византии, дополняя их многообразием форм, живописностью декора. Совершенства достигает глубоко оригинальное деревянное зодчество (Преображенская церковь на Кижском погосте, Успенская церковь в с. Кондопога и др.). Радикальные изменения в русской культуре при Петре I и его наследниках вызвали отход от этих своеобразных традиций, приобщив отечественную архитектуру к общеевропейскому процессу.

Торжество абсолютизма во Франции 17 в. способствовало повторному (после Возрождения) обращению к образам античности и возникновению архитектуры классицизма. В её основе – строгость геометрических композиций; система архитектурных ордеров использовалась как декоративный мотив. Принцип регулярной композиции распространялся на устройство садов, парков и городских площадей (в творчестве Л. Лево, Ж. Ардуэн-Мансара, А. Ленотра). Сквозные перспективы пронизывали анфилады помещений, городские массивы, парки загородных резиденций (Во-ле-Виконт, Версаль). После кратковременного расцвета стиля рококо архитектура классицизма продолжает своё развитие во Франции (Ж. А. Габриель, К. И. Леду); в период правления Наполеона она приобретает холодную парадность ампира. Ведущая роль Франции в европейской культуре сказалась и на распространении архитектуры классицизма в других странах, включая Великобританию и США, где строгость классицистических зданий сочеталась с живописностью парковой архитектуры.

Главной задачей русской архитектуры 18 в. было строительство С.-Петербурга. В структуре города регулярная планировка гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличаются простотой и утилитарностью. В сер. 18 в. работают такие яркие мастера барокко, как Б. Ф. Растрелли, СИ. Чевакинский, Д. В. Ухтомский. Эпоха Екатерины II отмечена резким изменением вкуса и переходом к классицизму, своеобразную интерпретацию которого создали А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М.Ф. Казаков, И. Е. Старов. В нач. 1830-х гг. русскую архитектуру характеризуют монументальные городские ансамбли в С.-Петербурге и его пригородах, в Москве, Ярославле, Костроме, Полтаве и др. городах (среди их создателей – А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. Жилярди). Экономические возможности абсолютизма обеспечили размах пространственных композиций, торжественность и парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи эпохи. Благодаря «образцовым проектам», обязательным для использования в строительстве, классицизм распространился на рядовую застройку городов.

К сер. 19 в. развитие промышленности и торговли обусловило стремительный рост городов, возникновение новых типов заводских торговых, транспортных и конторских сооружений. Города разделяются на богатые и бедные части, в равной мере страдавшие от отсутствия гигиены. Наряду с частными особняками строятся многоэтажные «доходные» жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост объёмов строительства привёл к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Возведение гигантского Хрустального дворца всего за 11 месяцев к открытию Всемирной выставки (1851) в Лондоне становится символом новой архитектуры. Стандартизация строительных деталей, применение металла и стекла преображают архитектуру. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и стальные каркасные конструкции многоэтажных зданий. Как только был изобретён безопасный лифт, архитекторы т.н. чикагской школы в США создают первые небоскрёбы. Также Эйфелева башня с её 300-метровой высотой обозначила новые перспективы строительства. В целом, однако, вкусы заказчиков оставались вполне консервативными, диктуя архитектуре эстетику историзма. Вследствие этого единое искусство архитектуры оказалось расчленено: рациональные конструкции создавались инженерами, тогда как на долю архитектора выпадало прежде всего декоративное оформление построек. Обычно для этого использовались формы исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, заданных инженерным решением. Иногда в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей, не исключая экзотические мотивы китайской, индийской или мексиканской архитектуры.

Протест против эклектизма, инициированный в Великобритании «Союзом искусств и ремёсел», способствовал формированию в кон. 19 в. творческого направления в архитектуре, получившего названия сецессион в Австрии и Германии, ар нуво во Франции, либерти в Италии, модерн в России. Мастера этого направления, стремясь одновременно передать дух эпохи и национальный характер культуры, создали глубоко оригинальные произведения, среди которых Школа искусств в Глазго (1898–1909, арх. Ч. Р. Макинтош), здание Сецессиона в Вене (1897–98, арх. И. Ольбрих), дома в Брюсселе (1890-е гг., арх. В. Орта), особняк С. П. Рябушинского в Москве (1900-02, Ф. О. Шехтель). Работая над отдельными заказами, архитекторы тем не менее стремились охватить весь предметный мир единым творческим подходом, основанным на полной свободе формообразования. Крайний индивидуализм, свойственный всему искусству модерна, характерен и для такого крупного мастера, как А. Гауди, обладавшего неисчерпаемой изобретательностью пластических форм.

В нач. 20 в. искусство модерна исчерпало свой потенциал. О. Перре во Франции, О. Вагнер и А. Лоэ в Австрии, П. Беренс в Германии вели поиски новых архитектурных форм на основе достижений строительной техники в сочетании с классическими принципами композиции. В то же время делались попытки прямого возрождения форм классики (И. А. Фомин, В. А. Щуко, И. В. Жолтовский – в России; Э. Лаченс – в Великобритании; X. Бейкон, автор мемориала А. Линкольна в Вашингтоне, – в США и др.). После 1-й мировой войны в разорённой Европе начался подъём архитектурного творчества, проекты ставили целью тотальное преобразование жилища и города в целом на демократических принципах.

Опираясь на достижения техники, представители новой архитектуры стремились к лаконизму и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его рациональной организации. В Германии и Нидерландах складывался функционализм, лидеры которого выдвинули принцип максимальной целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов (В. Гропиус, основавший знаменитую школу архитектуры и дизайна – Баухауз, Г. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ, Я. Й. П. Ауд и др.). Во Франции Ле Корбюзье на основе принципов пуризма и идей журнала «Эспри нуво» («L’Esprit Nouveau») разрабатывал своп вариант эстетики современной архитектуры. Среди построек новой архитектурной эстетики – т. н. белые виллы и Общежитие швейцарских студентов в Париже Ле Корбюзье, рабочие посёлки и здание Баухауза в Дессау Гропиуса, фешенебельные стеклянные особняки Мис ван дер Роэ.

В первые послереволюционные годы советская архитектура носила характер утопического проектного творчества. Создавались проекты дворцов культуры, новых жилых домов, новых городов, целых регионов. С началом НЭПа, в 1920-е гг. стали возводиться жилые дома и рабочие клубы, фабрики-кухни, детские сады и ясли. Строились жилые дома с обобществлённым бытовым обслуживанием (т. н. дома-коммуны, представлявшие собой студенческие общежития либо кооперативы). В создании новой архитектуры наиболее активно участвовали творческие группы конструктивистов с братьями Весниными и М. Я. Гинзбургом во главе (Объединение современных архитекторов), рационалистов (Н. А. Ладовский и др.; Ассоциация новых архитекторов), К. С. Мельников, стоявший вне группировок. Одновременно работали зодчие старшего поколения (А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др.), сумевшие освоить новую творческую манеру. Индустриализация страны в годы первых пятилеток вызвала массовое строительство крупных промышленных комплексов, жилых массивов и целых городов (Магнитогорск, Комсомольск-на-Амуре, Запорожье и др.). В планировке укрупнённых кварталов Харькова, Запорожья, Ленинграда разрабатывались схемы с развитой системой обслуживания. В создании новых промышленных центров активное участие приняли европейские и американские архитекторы, чья работа на родине была скована депрессией после кризиса 1929-33.

Архитектура США до сер. 1930-х гг. развивалась достаточно обособленно от европейской. Наряду с пышной эклектикой здесь интенсивно разрабатывался вариант модернистского направления, получившего название ар деко. К числу крупных достижений этого стилевого направления относятся комплекс Рокфеллер-центра, Эмпайр-стейт-билдинг и небоскрёб «Крайслер» в Нью-Йорке. Особое место занимает творчество Ф. Л. Райта, создавшего собственную версию современного стиля, которую он назвал органической архитектурой. Основные принципы его творчества: очаг как центр жилища, интерьеры, перетекающие один в другой, «растворение» как плана, так и силуэта здания в ландшафте (осуществлены в «Доме над водопадом», 1936, и в др. произведениях).

Победа тоталитарных режимов перед 2-й мировой войной привела к популярности неоклассицизма с его преувеличенно монументальными формами, господством симметрии и осевых композиций, тяготением к военно-спортивным мотивам в декоре, гигантизмом памятников. Это тяготение захватило не только нацистскую Германию (партийный центр в Нюрнберге, рейхсканцелярия в Берлине), Италию (Виа Имперо, выставка фашистской революции в Риме), но и Японию, Финляндию, отчасти и США (здание Архива и министерств в Вашингтоне). В СССР доктрина неоклассицизма также была на практике смягчена тенденциями ар деко (проект Дворца Советов, советские павильоны на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке, часть станций Московского метрополитена).

В послевоенные годы современное движение в архитектуре получило истолкования, соответствующие местным условиям и культурным традициям (в Финляндии постройки А. Аалто, в Японии – К. Тангэ, в Бразилии – О. Нимейера). В США, куда в 1930-е гг. переехали из Германии В. Гропиус и Л. Мис ван дер Роэ, лидерство модернизма закрепляется на десятилетия. Универсализм эстетики простейших призматических объёмов и гладких плоскостей породил реакцию отчуждения как у критики, так и у широкой публики. Однако долгое время один лишь Ф. Л. Райт противостоял распространению заимствованных из Европы схем – неожиданная в сравнении со стеклянными небоскрёбами Мис ван дер Роэ и его последователей пластика Музея Гугенхейма в Нью-Йорке содержала в себе определённый вызов. К кон. 1960-х гг. архитектор Э. Стоун начинает новый этап, который можно назвать смягчённым или декоративным модернизмом. Л. Кан и П. Рудолф развили это направление, сочетающее обнажённость технических приёмов с симметричной композицией и нарочито грубой поверхностью бетона. К этому же пришёл Ле Корбюзье (дом в Марселе, правительственный комплекс в Чандигархе), тяготевший к усложнённой пластике объёмов (капелла в Роншане); подобные тенденции характерны и для творчества Э. Сааринена того времени. С одной стороны, обмен идеями становится более интенсивным, что позволяет оправданно говорить об интернационализме архитектуры, с другой – очевидна возрастающая роль персонального почерка мастера.

Британские архитекторы, супруги А. и П. Смитсоны, выдвинули концепцию брутализма, в которой большое значение придавалось организации общественной жизни в жилых районах, обнажённости конструкций и использованию грубого бетона в качестве основного материала. Японские мастера разрабатывают доктрину метаболизма, сутью которой является подражание естественным силам природы, и переходят к более сложным объёмно-пространственным композициям (К. Курокава). Архитекторы-конструкторы П. Л. Нерви в Италии, Ф. Кандела в Мексике и Испании и др. приступили к экспериментам со сложными пространственными формами железобетонных оболочек и вантовых покрытий.

В СССР архитектура в послевоенное время эволюционировала в обратном направлении в сторону усиления декора не только общественных, но и жилых зданий (ул. Крещатик в Киеве, центр Сталинграда и др.). Вместо строительства Дворца Советов в Москве были возведены высотные здания, в образном строе которых соединилась конструктивная схема американских небоскрёбов и композитный декор, совместивший некоторые признаки древнего монастырского зодчества и мотивы победы в Великой Отечественной войне (Д. Н. Чечулин, Л. М. Поляков и др.). Те же черты стали решающими в оформлении Кольцевой линии Московского метрополитена, комплекса ВСХВ и в особенности шлюзов канала Волга – Дон. В столицах союзных республик возводились крупные сооружения, в которых принципы ордерной архитектуры соединялись с мотивами национальных культур.

Обращение к массовому жилищному строительству в 1957 произвело в советской архитектуре глубочайший переворот: главным видом работы стало проектирование типовых домов в простейших конструкциях и по минимальным стандартам комфорта. Типовое проектирование было распространено и на общественные сооружения: магазины, кинотеатры, театры. Тем самым социальная задача была в значительной степени решена, однако разнообразие и тем более индивидуальность архитектурного образа утрачены (решение этих задач допускалось в исключительных случаях). До кон. 1980-х гг. все усилия были направлены на постепенное улучшение планировки жилых домов и микрорайонов; в редких ситуациях индивидуального проектирования авторы варьировали элементы архитектурного наследия 1920-х гг. с новым декоративизмом (дворцы пионеров в Москве и Киеве, Дворец искусств в Ташкенте, градостроительный комплекс Нового Арбата в Москве, пионерский лагерь «Артек» в Крыму и др.).

Сложение постмодернизма в 1970-1980-х гг. и его дальнейшее развитие на рубеже 20–21 вв. было ознаменовано признанием полной свободы формотворчества (поздние проекты Ф. Джонсона и др.). Его концепция сочетала увлечение поп-культурой и ироничное освоение архитектурного наследия (Р. Вентури, Ч. Дженкс, Ч. Мур и др.), сюрреалистическую интерпретацию образов классицизма (Р. Бофилл). Одновременно формировалось неорационалистическое направление в архитектуре Швейцарии (М. Ботта и др.), Италии (К. Скарпа, А. Росси), Франции, Германии (О. М. Унгерс) и США (Р. Мейер и др.). Освоение высоких технологий породило крупные достижения в области архитектуры хай-тек (работы Н. Фостера, Пиано) и других архитектурных направлений; высокие профессиональные позиции продолжала занимать японская архитектурная школа (Т. Андо). В тот же период сходные тенденции проявились в творчестве мастеров отечественной архитектуры (М. В. Посохина, Е. Г. Розанова), серьёзные изменения произошли в архитектурной тематике (на первый план выдвинулись задачи культового зодчества), в подходах к организации и оформлению городской среды (в т.ч. в проектах реконструкции здания Генерального штаба в С.-Петербурге, московских мостов).

Литература: Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. М., 1924; Алпатов М.В., Аркин Д.Е., Брунов Н.И. История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935; Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. М.; Л., 1935-1937. Т. 1-2; Шуази О. История архитектуры. М., 1937. Т. 1-2; Аркин Д.Е. Образы архитектуры. М., 1941; Panofsky Е. Gothic architecture and scholasticism. N. Y., 1957; Габричевский А. Г. Вопросы теории архитектурной композиции. М., 1958; Banham R. Theory and design in the first machine age. L., 1960; Pevsner N. Pioneers of modern design. Harmondsworth, 1960; idem. A history of building types. N. Y., 1976; Кириллова Л. И. Масштабность в архитектуре. М., 1961; Summerson J’. The classical language of architecture. L., 1966; Всеобщая ис­тория архитектуры: В 12 т. Л.; М., 1966-1977; Кринский В. Ф., Ламцов И. В., Туркус М.А. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М., 1968; Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972; Ёдике Ю. История современной архитектуры. М., 1972; Мастера советской архитектуры об архитектуре: В 2 т. М., 1975; Kostof S. The architect: chapters in the history of profession. N. Y., 1977; Гидион З. Пространство, время, архитектура. 3-е изд. М., 1984; Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М., 1985; Виппер Б. Р. Архитектура // Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985; Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. М., 1985; он же. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986; он же. Архитектура XX века: Утопии и реальность: В 2 т. М., 2001-2002; Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М., 1990; Рядушин А.В. Новые горизонты архитектурного творчества, 1970-1980-е годы. М., 1990; он же. Архитекторы рубежа тысячелетий. М., 2005; Шакурова А. Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М., 1990; Габричевский А. Г. Теория и история архитектуры. К., 1993; Fletcher В. A history of architecture on the comparative method. 20th ed. Oxf.; Boston, 1996; Хан-Магомедов C.O. Архитектура советского авангарда: В 2 кн. М., 1996-200 . Wittkower R. Architectural principles in the age of humanism. 5th ed. L., 1998; Зубов B.П. Труды по истории и теории архитектуры. М., 2000; Глазычев В.Л. Архитектурная энциклопедия. М., 2002; Хайт В.Л. Об архитектуре, ее истории и проблемах. М., 2003.

И.Л. Бусева-Давыдова, В.Л. Глазычев

 

Большая российская энциклопедия. – М., 2005. – Т. 2 Анкилоз – Банка. – С. 334–343.


(1.3 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 25.06.2013
  • Автор: Бусева-Давыдова И.Л., Глазычев В.Л.
  • Ключевые слова: архитектура, зодчество
  • Размер: 49.6 Kb
  • © Бусева-Давыдова И.Л., Глазычев В.Л.
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции