ЦЕНЗУРА (лат. censura, от censeo — оцениваю, высказываю мнение) и русская литература. В дореволюц. России развитие лит-ры протекало в условиях самодержавного гoc-ва, одним из полптич. институтов к-рого являлась Ц.— сначала в осн. предварительная, а с сер. 1860-х гг. преим. карательная (рассмотрение произв. по выходе в свет). Если, напр., в Англии предварит. Ц. была официально ликвидирована в 1794, во Франции — в 1830, в ряде др. стран Европы — после Революции 1848—49, то Россия вплоть до 1917 оставалась страной с жестоким цензурным режимом, что непосредственно сказывалось на состоянии лнт-ры и характере лит. процесса.
До нач. 18 в. в России не существовало спец. цензурного законодательства и органов Ц. Правительственным указом 1720 и регламентом Духовкой коллегии 1721 Ц. богословских соч. была поручена Синоду, к-рый оставался высшим органом духовной Ц. до 1917 Указ о вольных типографиях от 15.1.1783, дозволивший «каждому по своей собственной воле заводить… типографии», поручал предварит. Ц. печатаемых книг управам благочиния (органам полицейского надзора), к-рые обязывались не пропускать «ничего противного законам божьим и гражданским или же к явным соблазнам клонящегося». С нач. Великой франц. революции пр-во усилило цензурные преследования. В 1790 арестован и сослан на 10 лет в Сибирь А. Н. Радищев, его кн. «Путешествие из Петербурга в Москву», изд. с разрешения петерб. обер-полицмейстера, уничтожена. В 1792 арестован и посажен в Шлиссельбургскую крепость Н. И. Новиков, его издания (св. 18 тыс. экз.) опечатаны в моск, книжных лавках и сожжены. Тогда же изъята и уничтожена трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Указом 16.10.1796 вольные типографии были закрыты, в 1800 запрещен ввоз в Россию иностр. книг и нот.
С воцарением Александра I эти стеснения были отменены. 9.6.1804 утвержден первый Устав о Ц., в соответствии с к-рым ни одна книга или др. соч. «не должны быть напечатаны… ни пущены в продажу, не быв прежде рассмотрены цензурой». Запрещению подлежали соч., «противные закону божию, правлению, нравственности и личной чести какого-либо гражданина»,— с оговоркой, что «сомнительные места» должны толковаться в выгодном для сочинителя смысле. За выпуск книг без Ц. автор и издатель несли ответственность перед судом. Общее управление Ц. осуществляло Гл. правление уч-щ (с 1817— Департамент нар. просвещения), к-рому подчинялись цензурные к-ты в Петербурге, Москве, Дерпте, Казани и Вильне. Вскоре последовали многочисл. дополнения к Уставу, запрещавшие касаться мн. вопросов внутр. и внеш. политики, в т. ч. крест, вопроса. В 1811 вновь отменена свобода устройства типографий. После 1815 цензурные преследования усилились, мн. цензоры были отстранены от должности за допущенные «послабления».
Новый устав о Ц. (10.6.1826), составленный под непосредств. впечатлением от восстания декабристов и прозванный современниками «чугунным», ставил лит-ру под полный контроль пр-ва. Он содержал множество мелких ограничений, дававших цензорам право запретить любое соч. Формально менее стеснит, устав был принят 22.4.1828. Однако предписание исходить «из явного смысла» сочинения парализовалось запрещением высказывать суждения о мерах пр-ва, тяжебных и уголовных делах и др. запретит, статьями. Местные цензурные к-ты подчинялись Гл. управлению цензуры Мин-ва нар. просвещения, но фактически высшим органом Ц. стало 3-е отделение Собств. его имп. величества канцелярии, куда цензоры обязывались сообщать о «вольнодумных сочинениях». Гл. объектом внимания Ц. стала периодич. печать. В 1832 закрыт журн. «Европеец», в 1834 — «Московский телеграф», в 1836 — «Телескоп». На прошение В. Ф. Одоевского и А. А. Краевского о дозволении издавать журн. «Русский сборник» Николай I наложил резолюцию: «И без того много». Многочисл. распоряжения по Ц. затрудняли деятельность самих цензоров: в 1832 уволен С. Т. Аксаков, разрешивший книгу В. А. Проташинского «Двенадцать спящих бутошников» (гама книга уничтожена), в 1834 посажен на гауптвахту А. В. Никитенко. В 1832 уничтожен составленный В. И. Далем сб. «Русские сказки». После разгрома в 1847 Кирилло-Мефодьевского об-ва запрещены, изъяты и уничтожены книги Н. И. Костомарова, П. А. Кулиша, Т. Г. Шевченко (в т. ч. «Кобзарь», изд. 1840).
Период 1848—55 вошел в историю рус. литры как эпоха цензурного террора. Напуганный революцией 1848—49, Николай I учредил 2.4.1848 «Негласный к-т» (или «бутурлинский»— по фамилии первого пред. Д. П. Бутурлина) для надзора за лит-рой и Ц. К-т рассматривал вышедшие в свет соч. и докладывал царю обо всем, противоречащем «видам правительства». По докладам к-та в 1848 сослан в Вятку М. Е. Салтыков-Щедрин, в 1852 выслан в Спасское-Лутовиново И. С. Тургенев, подверглись гонениям славянофилы (см. Славянофильство). После дела петрашевцев (1849) спец. циркулярами запрещено публиковать труды по истории нар. движений, фольклору и др. Резко сократилось количество издаваемых книг, газет, журналов, пришла в упадок книжная торговля.
Общее оживление обществ, жизни после Крымской войны 1853 — 1856 и смерти Николая I (1855), широкое распространение бесцензурной рукописной лит-ры, основание А. И. Герценом в 1853 «Вольной русской типографии» в Лондоне обусловили изменение политики пр-ва в области Ц. 6.12.1855 упразднен «Негласный к-т», в 1856—65 разрешен выход 66 газет и 156 журналов. Однако за тот же период И. вырезала из журн. «Современник» св. 400 печатных листов. 6.4.1865 изданы «Временные правила о цензуре и печати»; высшим органом Ц. стало Гл. управление по делам печати Мин-ва внутр. дел. От предварит. Ц. освобождались в Петербурге и Москве оригинальные соч. объемом св. 10 листов и переводные св. 20 листов, а также периодич. издания (с разрешения министра внутр. дел), издания АН и ун-тов. Для провинц. изданий предварит. Ц. сохранялась. Устанавливалась ответственность авторов и издателей перед судом за нарушение цензурного законодательства. Министр имел право давать «предупреждение» органам печати за «вредное направление»; после 3-го предупреждения Сенат мог приостановить издание на 6 месяцев или запретить его (в 1866 запрещены «Современник» и «Русское слово»).
Многочисл. распоряжения пр-ва вскоре свели на нет мн. положения «Временных правил»; в 1868 министр внутр. дел получил право запрещать розничную продажу перподнч. издании, с 1872 дела о конфискации изданий решались в адм. порядке К-том министров, с 1882 решения о запрещении периодич. изданий выносило Совещание в составе министров внутр. дел, юстиции, нар. просвещения и обер-прокурора Синода. С воцарением Александра III (1881) цензурные преследования резко усилились: был закрыт журн. «Отечественные записки» (1884), мн. газеты и журналы прекратились, не выдержав преследований Ц. (газ. «Голос», журн. «Слово» и др.), были запрещены и уничтожены нек-рые издания произв. Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, В. А. Гиляровского, непрерывным нападкам Ц. подвергались соч. Салтыкова-Щедрина. В 1865—1904 изъято и уничтожено 218 назв. книг (в т. ч. из обществ, библиотек изымались собр. соч. Н. А. Добролюбова, Н. К. Михайловского, Д. И. Писарева, Л. Толстого, журн. «Дело», «Начало», «Нопое слово», «Отечественные записки» и др.), за тот же период, по неполным данным, 173 перподнч. издания получили 282 предупреждения, 218 раз запрещалась розничная продажа, 27 издании прекращены.
С нач. Революции 1905—07 Ц. была отменена явочным порядком; возникли десятки местных и центр, изд-в, выпускавших книги, ранее запрещенные Ц., в т. ч. соч. Радищева, Герцена, Н. Г. Чернышевского и др. Манифестом 17.10.1905 пр-во провозгласило «свободу печати»; отмена предварит. Ц. была распространена на псе виды изданий, восстановлена ответственность авторов и издателей перед судом. Однако система чрезвычайной охраны, введенная после подавления Декабрьского вооруж. восстания 1905, вновь дала простор адм. произволу. В 1906—12, по неполным данным, наложен арест на 1821 книгу. С нач. 1-й мировой войны 1914 —18 особое значение приобрела воен. Ц. После Февр. бурж.-демократнч. революции 1917 органы царской Ц. и цензурное законодательство были упразднены, однако большевист. печать продолжала подвергаться гонениям.
Особую отрасль Ц. составляла театр. Ц. В 1811 —19 пьесы, намеченные к постановке, рассматривались в Мин-ве полиции, в 1819— 1828 — в Канцелярии министра внутр. дел, в 1828—65 — в 3-м отделении. В 1865 театр. Ц. передана в ведение Гл. управления по делам печати Мин-ва внутр. дел. В 1835—36 театр. Ц. запретила три ред. драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад», ок. 30 лет действовал запрет на постановки «Царя Федора Иоанновича» А. К. Толстого и «Смерти Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина.
Ущерб, нанесенный Ц. рус. лит-ре, чрезвычайно велик. Мн. произв. вышли в свет изуродованными рукой цензора (в т.ч. «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Мертвые души» Н. В. Гоголя и др.); купюры и поправки зачастую искажали смысл текста и противоречили авторскому замыслу (напр., в ст. Добролюбова «Луч света в темном царстве» св. 300 цензорских изъятий). Опасаясь цензурных гонений, авторы прибегали к самоцензуре, исключая, а иногда и уничтожая «неудобные» с точки зрения Ц. места (уничтожение Пушкиным полностью или частично готовой X главы «Евгения Онегина»; исключение Ф. М. Достоевским из «Бесов» «Исповеди Ставрогина» по требованиям М. Н. Каткова), еще чаще авторский текст в топ или иной степени изменялся редакторами (переделка В. А. Жуковским «Медного всадника» и «Сказки о попе и работнике его Балде» Пушкина). Выявление цензурных изъятий и переделок с целью восстановления первонач. текста — одна из задач текстологии.
В борьбе с Ц. прогрес. рус. писатели и публицисты выработали своеобразный эзопов язык. Растущее стремление освободиться от цензурного гнета привело к возникновению вольной и нелегальной печати (см. «Колокол», «Полярная звезда»). В 18—1-й пол. 19 вв. ей предшествовала «рукописная» лит-ра (списки «Путешествия…» Радищева, «Горя от ума» Грибоедова, письма Белинского Гоголю, вольнолюбивых стихов Пушкина, поэтов-декабристов и др.; см. Вольная русская поэзия). Особую роль в распространении запрещенной лит-ры сыграли Герцен и Н. П. Огарев, выпустившие в Лондоне сб-ки «Голоса из России» (в. 1—9, 1856—60), «Исторический сборник» (в. 1 — 2, 1859—61), «Русская потаенная литература XIX столетия» (1861) и др. Во 2-й пол. 19 в. в Зап. Европе действовало неск. изд-в, специализировавшихся на выпуске запрещенной рус. лит-ры. Образ цензора стал в рус. лит-ре традиц. объектом сатиры: послания к цензору Пушкина (1822 и 1824), «Над цензурою, друзья,…» В. С. Курочкина (1861—62), «Газетная» Н. А. Некрасова (1865), «Отголоски о цензуре» Д. Д. Минаева (1881) и др.
Несмотря на почти 200-летний гнет Ц., пр-ву не удалось задушить передовую рус. лит-ру, к-рая выиграла сражение за умы читателей и явилась одной из самых гражданственных среди европ. лит-р 19 в. Великая Окт. социалистич. революция положила конец царской и бурж. Ц.
Опубл.: Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.
размещено 3.06.2009
(0.4 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000
- Автор: pavel
- Размер: 12.57 Kb
- © pavel
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции