[285]
Цензура, – так называлась в Древнем Риме должность цензора (см.). В католической церкви Ц. стали называть меры взыскания, налагаемые церковными властями за более мелкие провинности против церковных уставов. С XVIII в. название Ц. стало применяться к учреждениям, созданным церковной и светской властью для контроля над соответствием печатаемых произведений догматам религии и государственному порядку. Это значение термина Ц. сохранилось и поныне, охватит собою не только названные учреждения, но и деятельность его по даче разрешения на право печатания. С развитием способов распространения человеческой мысли Ц. распалась на ряд специальных форм: Ц. произведений печати, Ц. драматическая (публичных представлений и выступлений), кино-цензура, радио-цензура и пр. По органам Ц. и характеру подлежащих контролю сведений выделяют Ц. государственную общую, духовную, военную, придворную и пр. По способу осуществления контроля Ц. разделяется на предварительную, или разрешительную, при которой распространяемое произведение или сведение может быть пущено в обращение с разрешения их, и Ц. административно-карательную, при которой Ц. органы наделены правом ознакомления с выходящими произведениями, а также возможностью изъятия их из обращения и наложения административных взысканий.
История Ц. тесно связана с историей развития печатного слова (см. периодическая печать, XXXI, 567, сл.; книга, XXIV, 368). Законодательство о Ц. может быть разбито на 5 периодов: 1) эпоха, предшествующая изобретению книгопечатания, когда в руках церковных властей и университетов сосредоточивались права по наблюдению за правильностью переписки
[286]
церковных и юридических книг, 2) эпоха расцвета местной и ведомственной Ц., 3) эпоха государственно-полицейской Ц., 4) период замены предварительной Ц. – карательной и 5) период замены Ц. ответственностью по суду за преступления печати.
Ц. зародилась задолго до появления книгопечатания, главным образом как средство предупреждения развития ересей и искажения богослужебных книг. При папе Урбане VI в XIV в. было предписано просматривать и одобрять к употреблению лишь те книги, которые переписаны верно и не содержат в себе ничего противного догматам церкви. Мартин V в 1418 г. создал особую коллегию церковных судей – депутатов из числа епископов. У нас аналогичная мера принимается Стоглавым собором (1551). Университетская Ц., существовавшая в тот период во Франции и Англии, следила за деятельностью присяжных книгопродавцев и переписчиков книг, проверяя не только правильность переписки, но и добросовестность продажных цен.
Изобретение книгопечатания привело к необходимости дать более прочную организацию Ц. учреждениям и определить их права. Уже в 1471 г. папа Сикст IV предписал, чтобы ни одна книга духовного содержания не печаталась без предварительного рассмотрения и одобрения церковных властей. Отдельные архиепископы постепенно стали вводить у себя предв. Ц. Усилению строгостей Ц. во многом способствовала реформация. С XVI века Ц. начинает проводиться и органами светской власти (впервые при Карле V), и к концу этого века она существует во всех странах З. Европы, где только имелись типографии. Чаще всего светская Ц. сосредоточивалась в руках князей и университетов. В Англии закон 1542 г. при Генрихе VIII сохранил духовную Ц. в руках короля и его прелатов, печатание же книг светского содержания было объявлено свободным. Однако, с началом XVII в. суд Звездной палаты присвоил себе право налагать значительные штрафы и подвергать личным наказаниям «мятежных» издателей и авторов. Декрет 1
[287]
637 г. объявил свободными от преследования только те издания, которые напечатаны с разрешения соответствующих цензурных органов (лорда главного судьи, государственных секретарей, канцлера университета или архиепископов). Закрытие Звездной палаты в 1640 г. побудило передать общий надзор за печатью парламенту, который выделил для этой цели особый комитет. При Кромвеле Ц. работала довольно энергично. С реставрацией в 1661 г. был издан статут о предупреждении печатания возмутительных книг, подтвердивший необходимость предоставления рукописей в Ц. Закон этот был издан на срок, и действие его было несколько раз продолжаемо, пока, наконец, после «славной» революции 1688 г., в 1693 г. он не потерял силы, так как парламент, по ходатайству лондонских книгопродавцев, отказался продолжить его действие. С этого года Ц. в Англии была отменена, а нарушения правил печати стали подведомственны суду присяжных. Во Франции духовная Ц. до конца XVII в. принадлежала профессорам теологии парижского университета, книги же светские проверялись особыми чиновниками короля (maitres de requêtes); деятельность их была подробно регламентирована орд. 1629 г. Лишь в 1741 г. образовалась самостоятельная Ц. коллегия из королевских цензоров по различным специальностям. Она прекратила свое существование незадолго до революции (1787). Декларация прав провозгласила свободу печати, но преследования авторов и книгопродавцев в эпоху революции были частым явлением. В период консулата печать была подчинена дискреционной власти правительства. Империя восстановила предварительную Ц. (1803), с реставрацией она была опять упразднена (1814) для того, чтобы быть через несколько лет вновь восстановленной. Окончательная отмена предв. Ц. во Франции произошла в 1830 г., однако и после этого, особенно в период Второй империи (декрет 1852 г.) печать подчинялась правилам Ц карательной, оказавшейся во многих отношениях еще более стеснительной. Современное положение печати во Франции
[288]
определяется законом 1881 г., подчинившим печать всецело суду. В германских государствах в течение XVII и первой половины XVIII вв. Ц. имела ведомственный характер; лишь в 1749 г. в Пруссии и в 1769 г. в Баварии создались королевские Ц. коллегии, объединившие в своих руках все виды Ц. Попытка упразднения предв. Ц. была сделана в Германии в 1815 г., но она удержалась лишь в течение четырех лет. Окончательный удар существованию предв. Ц. нанесла революция 1848 г. До герм. революции 1918 г. положение печати определялось имп. уставом 1874 г. В настоящее время, по Веймарской конституции, печать объявлена свободной, но могут быть принимаемы ограничения в целях защиты молодежи от развращающих влияний. Эта оговорка дала возможность издать в 1920 г. закон о кино-Ц. и в 1927 г. – о борьбе с распространением порнографических произведений. Отмерла в течение XIX в. и особая духовная Ц. Вместо имевшихся в каждой стране духовных Ц. комитетов, при коллегии кардиналов в Риме папой была организована комиссия для просмотра вновь появляющихся книг, и те из них, которые признаются кощунственными и еретическими, включаются в особые списки (index librorum prohibitorum), которые рекомендуют верующим воздерживаться от чтения их. В странах Нового Света Ц. всегда отсутствовала.
В России до последней четверти XVIII в. печатание книг было правительственной монополией. Петр указом 1721 г. ввел у нас предв. Ц. богословских сочинений; в последующие царствования стала постепенно развиваться светская Ц., которая после учреждения Академии Наук была возложена на нее; ей же подлежал и просмотр книг, ввозимых из-за границы. Толчок к установлению большей свободы печати был дан указом 1771 г.. разрешившим устройство первой вольной типографии для печатании книг на немецком языке. В 1776 г. были разрешены и русские вольные типографии, а в 1783 г. типографское дело было объявлено свободным занятием. Впрочем, в 1796 г. вольные типогра-
[289]
фии были закрыты, а указом 1797 г. предписано все сомнительные книги, до разрешения их Ц., представлять на просмотр государева совета. Лишь со вступлением на престол Александра I типографский промысел стал вновь вольным. Указ от 14 июня 1801 г., однако, подтвердил необходимость соблюдения Ц. и предписал обозначать на заглавных листах дату и место разрешения печатания. Ц. в эту эпоху находилась в руках управ благочиния и только в 1802 г. передана была в руки губернаторов, могущих приглашать для этой цели директоров народных училищ. Ц. академических и научных изданий была оставлена в руках соответствующих ученых организаций. В 1804 г. был издан первый Ц. устав, ставивший себе целью (ст. 2) «доставить обществу книги и сочинения, способствующие истинному просвещению ума и образованию нравов». Ц. была поэтому передана в министерство народного просвещения. Но уже в 1810 г. она перешла в министерство полиции и затем в мин. внутр. дел. В 1811 г. В 1811 г. был введен разрешительный порядок открытия типографий. Значительное усиление Ц. мы наблюдаем при Николае I. Изданный им, при содействии Шишкова, Ц. устав 1826 г. содержит множество чрезвычайно мелочных и стеснительных правил выпуска печатных произведений, которые должны были обеспечить за созданными в четырех городах (Петербурге. Москве, Вильне и Дерпте) Ц. комитетами все руководство литературой. Правила Ц. устава 1826 г. были смягчены изданием Ц. устава 1828г., который попытался дать подробные инструкции цензорам. Ц. была возвращена в ведомство нар. просв., и во главе ее было поставлено Главное Управление по делам печати. Для издания газет и периодических изданий требовалось выс. разрешение. Новым этапом в развитии Ц. законодательства явились временные правила о Ц. и печати, изданные 6 апреля 1865 г.. представившие собой попытку несколько ослабить строгость Ц. запретов и ввести у нас. по примеру Франции, карательную Ц. на ряду с предварительной. Ц. устав 1828 г. оста-
[290]
вался в основании всего законодательства о печати до конца 1905 г., дополненный и видоизмененный правилами 1865 г. и последующих лет. Большинство этих дополнительных правил 70-х и 80-х годов значительно расширяли полномочиями администрации в отношении органов печати. Так, в 1872 г. комитету министров было предоставлено право конфискации книг, освобожденных от предв. Ц. без суда, в 1873 г. министру внутр. дел предоставлено право воспрещать обсуждение в печати вопросов государственной важности, в 1882 г. особому совещанию дано было право окончательного запрещения периодических изданий за вредное направление и т.д. Система Ц. длилась в России до октября 1905 г., когда, пользуясь подъемом революционного настроения, издатели фактически перестали представлять свои издания на разрешение Ц. Восстановить действие прежней Ц. оказалось невозможным, и правительство Витте издало 24 ноября 1905 г. временные правила о повременной печати, которыми отменялась предв. Ц. и система административных взысканий. Последняя, однако, фактически не вымерла в виду возможности применения штрафов и закрытия периодических изданий на основании закона 1881 г. об исключительном положении, которое тогда было распространено на значительную часть территории России. В значительно лучшем положении оказались лишь непериодические издания, для которых оставалась лишь ответственность в судебном порядке, правда весьма серьезная по условиям того времени. На преступления печати были распространены статьи угол. улож. 1903 г. о смуте. Одновременно с изданием временных правил была образована комиссия под председательством Д. Кобеко для выработки постоянных правил о печати, но составленные ею проекты остались без движения. Когда в Гос. Думе стало наблюдаться течение в пользу пересмотра постановлений об исключительном положении и правительство вынуждено было внести законопроект по этому вопросу в 1909 г., одновременно с этим возникла и по-
[291]
требность в выработке нового устава о печати. Правительственный проект, опубликованный в 1913 г., однако, встретил энергичную оппозицию и не стал законом. Таким образом, врем. правила просуществовали до самой Октябрьской революции, хотя фактическое действие их прекратилось уже после Февральской революции 1917 г.
Советское законодательство о Ц. стало складываться с конца 1918 г. Оно получило, однако, свое оформление лишь в 1922 г. в Положении о Главлите (Главном управлении по делам литературы) от 6 июня 1922 г. Главлит учрежден при Нар. ком. по просвещению, его задачи и деятельность определяются ныне Положением о НКП от 5 октября 1925 г. Основная задача Главлита – проведение в жизнь классового контроля на идеологическом фронте. Декретом СНК от 19 декабря 1922 г. Главлиту предоставлены права фото- и кино-Ц. Инструкцией НКП, НКВД и НКЮ 1923 г. регулировано его право дачи разрешений на публичное исполнение и демонстрирование драматических и иных произведений; декретом ВЦИК и СНК от 21 апреля 1924 г. ему предоставлен контроль над печатанием объявлений в периодических изданиях. В отношении сообщений, передаваемых по радио, в 1926 г. установлен контроль Главлита в виде последующего просмотра текста радиовещательного материала. В руках Главлита находится также регулирование частной книжной торговли и издательств и просмотр литературы, привозимой из-за границы. В отдельных губерниях и областях действуют местные комитеты по делам литературы (губ- и облиты). Типографское дело также находится под контролем органов государства. Правила для открытия и эксплоатации типографий и литографий изложены в пост. СТО от 2 декабря 1922 г. и изданной в его развитие инструкции НКВД от 5 февраля 1923 г. Для контроля за репертуаром при Главлите образован особый комитет (пост. СНК от 9 февраля 1923 г. и инструкция к нему от 30 марта 1923 г.). Нарушение правил о выпуске в свет печатных произведений и правил фото-кино-Ц.
[292]
влечет за собою по ст. 185 УК 1926 г. принуд. работ до 3 мес. или штраф до 300 руб.
П.Люблинский.
//Энциклопедический словарь Русского библиографического института Гранат. Седьмое издание. Т. 45. Часть 3. Христианстад-Чети. М. [б.г.] Стлб. 285-292.
(0.4 печатных листов в этом тексте)
- Размещено: 01.01.2000
- Автор: Люблинский П.
- Размер: 13.87 Kb
- © Люблинский П.
- © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
Копирование материала – только с разрешения редакции