Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний

27 апреля, 2019

Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон): в 3 т. – СПб.: Ф. Толль, 1863–1864. Т. 3. П – V / сост. под ред. В. Р. Зотова и Ф. Толля. – 1864. (5.46 Kb)

Человек, в естественно-историческом отношении: первое, самое разумное млекопитающее животное, обладающее теми же органами, как и прочие млекопитающие и в одинаковом с ними числе. Он отличается от них только высшею или низшею степенью развития отдельных органов или особенным видом их. Особенно поразительно сходство его, даже в числе зубов (всех 32: 4 резца, 2 клыка и 10 коренных зубов в каждой челюсти), с высшими бесхвостыми обезьянами, именно: с оранг-утангом (Simia Satyrus) и в особенности с чимпансом (Sinia troglodites). При всем том он обладает значительным количеством весьма отличительных признаков от всех прочих животных, как особен. порядок, таковы: большой лоб, углы отверстия рта лежат прямо под внутренними углами глаз, передние члены (руки) расходятся и с большим пальцем могут соединяться все остальные; таз очень широк, пальцы на ногах коротки и составляют 1/3 целой ноги (у орангов же они больше половины), причем большой не отделен, что составляет существенное отличие от обезьян. Человеческий скелет состоит из 212 костей, из коих 136 соединены между собою подвижно, прочие посредством швов. Головной мозг и в особенности большой мозг, сравнительно с хребетным мозгом и нервами, отличаются наибольшим объемом между всеми животными, нервы тоньше, чувство осязания в ручной кисти необыкновенно развито. Прямое хождение и вследствие того высокое положение головы доставляют ч. значительный круг зрения и позволяют ему с одинаковой легкостью смотреть вверх, вниз и по сторонам. Замечательно устройство кисти человека, способствовавшее развитию искусств, а через письмо наук. Все люди разделяются на многочисленные племена и народы, но Блюменбаль соединил их в пять главных групп или племен. Независимо от Моисеева учения, научные исследования еще не решили вопроса: произошло ли человечество первоначально от одной четы, или с самого начала были разные племена, в какую пору жизни земного шара возникло человечество, состоит ли оно из одного вида, подразделенного на типы и племена, или из многих видов одного рода. Дитерици определил людей на земном шаре, в 1288–1300 милл., из коих 375 кавказских, 528 монгольских ; 200 малайских, 196 негритянских и 1 милл. американских племен. В социальном отношении человечество составляет общество существ, кои совокупно стремятся к возможному человеческому совершенству. Инстинкт самосохранения в виду остальной природы образовал из человечества семьи, народы, государства; ассоциации, с религиозными, образовательными, воспитательными и др. целями. Успехи социальной жизни ч. составляют предмет истории человечества, коей краеугольный камень положил Гердер  в своих «Ideen zur Philosophie d. Gesch. d. Mensch.», послуживших основанием философии истории Гегеля. Философия истории устанавливает основные воззрения и положения преуспевающей жизни человечества. Ее подробною разработкою может почитаться история культуры. См. К. Бэра: «Ч. в естественно-историческом отношении», Спб.. 1853 г., его же: «О первоначальном состоянии ч. в Европе» (в Месяцеслове за 1864 г.); К. Фохта: «Ч. и его место в природе» (перев. на русск., Спб., 1863 г.); Катрфажа: «Метаморфозы ч. и животных земного шара»; Хана: «О племенах земного шара» Спб., 1863; Лейель: «Древность рода человеческого» (пер. на русск., Спб., 1864 г.); Бишофа: «Entwickelungsgesch. der Säugethiere und des Menschen» (Лпц., 1842); Пришара: «Naturgeschichte des Menschen geschlechtes» (перев. с англ. Р. Вагнера, 4 т., Лпц., 1840–48); Валентина: «Handbuch der Entwickelungsgesch. des Menschen» (Берл., 1855); Келликер: «Entwickelungsgeschichte des Menschen und der höheren Thiere» (1861); Циммерман: «Ч. таинств. явления нравств. и физич. его природы» Спб., 1863–64. В духовном отношении – ч. почитается посредствующим звеном между двумя мирами: природою и духом, в противоположность животному, может руководиться своими инстинктами. Познание общего и подчинение частного общему в мышлении, доказывает разумность ч. Отсюда инстинкт хотения у ч. превращается в разумную волю. Разумная воля набирает доброе, нравственно-прекрасное, духовное. Нравственное действование возносит ч. в область чисто-духовного, высочайшего разума, по законам коего движется весь мир, область, до полного познания коей, человеческий дух надеется достигнуть по окончании земной жизни. Учение это, имеющее источником своим библейское учение о двойственности человеческой природы, в первоначальном виде своем изложено в священном писании ветхого завета и в связи с учением новозаветным стало основанием всего догматического христианского учения о ч.
 
 
Настольный словарь для справок по всем отраслям знаний (на первом томе: Справочный исторический лексикон): в 3 т. – СПб.: Ф. Толль, 1863–1864.
Т. 3. П – V / сост. под ред. В. Р. Зотова и Ф. Толля. – 1864. – 2, 1172 с.
 
 
При перепечатке сохранен стиль и орфография документа.
Подг.: И. Г. Горностаева.
 Размещено 29 мая 2007 г.

(0.2 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Размер: 5.46 Kb
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции