1960. Малая советская энциклопедия. 3-е изд. М. Т. 10 (19.33 Kb) 

5 июня, 2019

Этнографическая группа — локальное подразделение народности или нации, сохранившее те или иные особенности языка, культуры и быта (напр., поморы, во Франции — нормандцы). Термином «Этнографическая группа» нередко обозначают также ассимилирующиеся или уже ассимилированные с основной народностью или нацией небольшие народности, напр.: бретонцы во Франции, валийцы в Англии, терюхане (в прошлом одна из мордовских групп) в СССР (Горьковская обл.). От этнографической группы следует отличать этническую группу — более широкое и неопределённое понятие, подразумевающее нередко всякую этническую общность.

Этнография (от греч. εθνος — племя, народ и …графия) — историческая наука, изучающая быт и культуру народов земного шара, их происхождение, расселение и культурно-исторические связи. Имея объектом своего изучения в первую очередь современные народы, этнография применяет главным образом метод непосредственного наблюдения, основывается на описаниях бытующих форм материальной культуры, социальных институтов, идеологии, народного искусства и т. д. Как всякая историческая наука, этнография не ограничивается фиксацией современных явлений, а рассматривает их в становлении и развитии, пользуясь для этого и письменными источниками. Большое значение в этнографических исследованиях имеет изучение пережитков, т. е. тех явлений в современной жизни народов, которые, возникнув в предыдущие эпохи, продолжают сохраняться, утратив в значит, степени своё первоначальное содержание и значение.
Этнография связана с историей, археологией, языкознанием антропологией,  фольклористикой и географией.
Зачатки этнографических знаний восходят к глубокой древности. В древнейших, дошедших до нас письменных источниках Древнего Египта, Ассирии, Вавилона, Древней Индии, Китая и других центров мировой цивилизации содержатся разнообразные этнографические данные. В античной литературе имеются не только описания различных народов, но и попытки осмыслить известный тогда этнографический материал (Геродот Страбон, Лукреций Кар и др.). Традиции античной литературы сохраняются и развиваются в период средневековья историками и географами Византии (Маврикий, Прокопий Кесарийский, Константин Багрянородный и др.), а также в средневековой литературе на персидском и арабском языках (Ибн-Хордадбех, аль-Масуди, Якут, Ибн-Баттута и др.). Богатейшим этнографическим источником изучения многих древних народов Восточной, Южной и Средней Азии являются китайские хроники и описания китайских историков и путешественников (Сыма Нянь, Чжан Цянь и др.).
Великие географические открытия конца 15—17 вв. неизмеримо расширили этнографические знания европейской науки, познакомили европейскую науку с народами, стоявшими на разных ступенях культурного развития. Возникли различные теории, объяснявшие это разнообразие. Одни ошибочно видели в отсталых народах результат деградации, другие рассматривали их как представителей «золотого века», сохранивших якобы добродетели, утраченные цивилизованным человеком.
Оформление этнографии как самостоятельной дисциплины относится к сер. 19 в., когда в разных странах создаются этнографические учреждения и общества, начинают выходить специальные журналы. В это время складывается эволюционная школа в этнографии. Эта школа объясняла сходство материальной культуры, обычаев, религии у народов разных областей земного шара единством человеческой психики, которая развивается по общим законам и по одному пути, что обусловливает независимое возникновение у разных народов одинаковых представлений, одних и тех же элементов материальной и духовной культуры. Эволюционное направление в этнографии получило законченное выражение в трудах Э. Тайлора. Основная мысль его состоит в том, что все явления человеческой культуры — в области материального производства, социальной организации, религии — развиваются постепенно от простых форм к сложным. Исходя из этого, Тайлор строит линии развития для отдельных элементов культуры, развивающихся независимо друг от друга; связь явлении, их взаимная обусловленность остаются, таким образом, вне рассмотрения. Защищая передовые идеи о единстве человеческого рода, о прогрессивном развитии культуры, представители эволюционной школы оставались на идеалистических позициях, поскольку движущую силу этого развития видели в совершенствовании психики. Этот порок эволюционистского направления был преодолен (19 в.) в учении Л. Г. Моргана. В отличие от других эволюционистов, Морган видел причины прогресса не в сфере психики, а в материальных условиях, в развитии производства. Описав социальный строй американских индейцев, выявив сущность родовой организации, стадии развития рода и его место в племени, исторические этапы в развитии брака и семьи, Морган вскрыл значение рода как основной ячейки первобытного общества и показал господство в родовом обществе коллективной собственности.
Ф. Энгельс в своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) широко использовал материал книги Моргана «Древнее общество» (1877), принял его периодизацию, его схему развития семьи и брака. Но основные вопросы истории первобытного общества получили у Энгельса новую трактовку, они освещены с позиций исторического материализма. Важные методологические указания, связанные с проблемами этнографии, содержатся в совместном произведении К. Маркса и Ф. Энгельса «Немецкая идеология», в трудах К. Маркса «Введение (Из экономических рукописей 1857—1858 годов)», «Капитал», «Формы, предшествующие капиталистическому производству», Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», а также в трудах Ф. Энгельса «Марка», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и др.
Эпоха империализма знаменуется возникновением в этнографии ряда реакционных школ, отражавших стремление буржуазной науки увековечить капиталистический строй, объявить частную собственность, классы, моногамную семью изначальными, неизменными институтами человеческого общества. Используя ошибки эволюционистского направления, эти школы выступают против основных его положений и вместе с тем против самой идеи единства и поступательно-прогрессивного развития исторического процесса. В 1880—1890-е гг. появляются работы, пытающиеся опровергнуть учение Ф. Энгельса и противопоставить ему положения о патриархальной семье как древнейшей ячейке общества, об изначальности моногамной семьи и т. п.
Антиэволюционистское направление в этнографии приняло резко выраженную форму в работах представителей т. н. культурно-исторической школы (немецкий этнограф Ф. Гребнер, австрийский этнограф В. Шмидт и др.), выступавших в начале 20 в. с «теорией культурных кругов». Они утверждали, что каждое явление культуры возникает однажды, в одном центре; если оно встречается в разных областях, то это объясняется распространением (миграцией) его из первоначального центра. Вся история культуры в работах культурно-исторической школы сводится к пространственному перемещению и напластованиям нескольких «культурных кругов», оторванных от истории конкретных народов — создателей культуры. Представление о заимствованиях как основном факторе изменения культуры характерно для школы американских диффузионистов, которая, выступая против идеи о единстве человеческой истории, объясняла сходные явления культуры у разных народов диффузией (проникновением) из того или иного центра. Крайне реакционное течение в новейшей буржуазной этнографии представлено т. н. функциональной школой, выдвигающей на первый план прикладное значение этнографии как дисциплины, призванной изыскивать способы наилучшего управления колониальными народами. Задачу этнографии представители этой Школы видели в изучении роли (функций) местных обычаев и традиций (отсюда название этой школы), которые колониальное управление должно знать и сохранять, чтобы не нарушать «равновесия» в туземном обществе.
В США в 1930—1940-е гг. большое влияние имела т. н. психологическая школа. Изучая колониальные народы методами психоанализа, последователи психологической школы рисуют эти народы в извращённом свете, пытаясь таким образом оправдать колониальный режим как способ приобщения отсталых народов к более высокой «культурной модели».
Реакционным течениям в зарубежной этнографии противостоят в разных странах прогрессивные учёные, отстаивающие идеи равенства народов и единства исторического процесса. В трудах многих этнографов буржуазных стран всё более сказывается влияние марксизма.
Накопление этнографических знаний в России было связано с открытием новых земель и путешествиями в далёкие страны. Присоединение Сибири к Русскому государству повлекло за собой значит, расширение этнографических сведений о народах этой огромной территории и сопредельных стран. К нач. 18 в. относится одна из первых в мировой литературе этнографических монографий на русском языке «Краткое описание о народе остяцком» (1715) Григория Новицкого. Выдающуюся роль в развитии русской этнографии сыграл В. Н. Татищев. 18 век знаменуется в истории русской науки организацией крупных экспедиций в различные районы страны. В 1755 г. вышла классическая этнографическая монография «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова. В 1776—1777 гг. был издан первый обобщающий труд И. Георги по этнографии России «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ и прочих достопамятностей» (3 чч.).
К первым десятилетиям 19 в. относятся многочисленные русские кругосветные путешествия, давшие богатейший этнографический материал, особенно по народам тихоокеанских островов. В 1845 г. было основано Русское географическое общество (РГО) с отделением этнографии.
В 70—90-е гг. 19 в. в русской этнографии получает распространение эволюционное направление. Влияние марксизма нашло своё отражение в работах Н. И. Зибера и в известной степени М. М. Ковалевского. Крупная роль в развитии русской этнографии этого периода принадлежит Д. Н. Анучину, для работ которого характерно сочетание материалов этнографии, антропологии и археологии и строгий историзм. Деятельность Анучина была тесно связана с основанным в 1863 г. Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. Обществом в 1867 г. была организована Всероссийская этнографическая выставка. С 1889 г. им издавался журнал «Этнографическое обозрение», отличавшийся от другого дореволюционного журнала «Живая старина» (начал выходить в 1890 г.) своей в целом более прогрессивной направленностью.
В накоплении этнографических материалов большую роль сыграла деятельность политических ссыльных в Сибири (И. А. Худяков, В. Л. Серошевский, Д. А. Клеменц, В. Г. Богораз-Тан, В. И. Иохельсон, Л. Я. Штернберг и др.). Широко развернулось в последние десятилетия 19 в. изучение русской общины, обычного права русского народа, собирание фольклорного материала. Путешествия в Центральную и Восточную Азию, Африку, Индию доставили обильный этнографический материал. Большое научное значение имели исследования Н. Н. Миклухо-Маклая на Новой Гвинее и в других областях Океании и Юго-Восточной Азии. В дореволюционной русской этнографии 20 в. усилился интерес к изучению материальной культуры русского народа, развернулась деятельность этнографических музеев (в 1901—1902 гг. был создан этнографический отдел Русского музея в Петербурге).
Выдающуюся роль в развитии марксистской этнографии 20 в. сыграли труды В. И. Ленина, посвященные критике народничества, его высказывания, относящиеся к вопросам истории первобытного общества, и особенно его работы по национальному вопросу и по национальной политике Советского государства.
Уже с первых лет существования Советской власти началось широкое развёртывание этнографических работ и усиленная подготовка кадров этнографов. Были созданы многочисленные этнографические учреждения на местах, вовлечены в научную этнографическую работу местные кадры.
Этнография в СССР основывается на методологии исторического материализма, которая становится господствующей и в странах народной демократии. Для этнографической науки в странах социалистического лагеря характерна связь с задачами и практикой социалистического строительства. Исследуя культуру любого народа, вскрывая в ней черты этнического своеобразия, советские этнографы стремятся проследить различные исторические этапы её формирования и развития. Советская этнография рассматривает культуру того или другого народа как выражение конкретно-исторических условий развития общества, что предполагает глубокое изучение истории сложения этой культуры, происхождения отдельных её элементов. Отвергая миграционистские теории культурно-исторической школы, сводящие все изменения культуры к распространению отдельных элементов, советская этнография не отрицает роли миграций и заимствования культурных ценностей в истории, но обязательно связывает изучение любого культурного явления с историей тех обществ, где данное явление прослеживается. Центральное место в деятельности советских этнографов занимают работы по этнографии отдельных народов СССР в связи с социалистическими формами хозяйства. Опубликованы работы, посвященные культуре и быту колхозного крестьянства различных народов СССР. Советские этнографы значительно расширили исследования быта рабочего класса в его национальной специфике. Важнейшей задачей советской этнографии является изучение изменений в бытовом и культурном укладах народов СССР в период развёрнутого строительства коммунизма. Построение коммунистического общества в СССР требует знания и учёта форм национальной культуры, её особенностей и традиций, изучения путей преодоления религиозных и бытовых пережитков, особенно у народов, в общественном строе которых до Великой Октябрьской социалистической революции сохранялись родовые пережитки и патриархально-феодальные отношения. Большое теоретическое и практическое значение имеют исследования национальных проблем, касающихся формирования социалистических наций, процессов национальной консолидации у групп, которые еще в недавнем прошлом сохраняли племенную и территориальную раздробленность, а также процессов слияния мелких этнических групп с соседними крупными народами.
В области этнографии зарубежных стран большое значение имеют исследования, посвященные национальному вопросу в колониальных странах и в странах, недавно освободившихся от колониального гнёта: сложение наций и другие этнические процессы, вызванные новой исторической обстановкой. Большой круг исследований советских этнографов связан с изучением вопросов этногенеза.
С начала 50-х гг. значительно продвинулась разработка методов этнической картографии; составлен и опубликован ряд этнографических карт по СССР и зарубежным странам.
Центральным научным этнографическим учреждением в СССР является Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. В состав института входит Музей антропологии и этнографии (в Ленинграде). Обширнейшие этнографические собрания по народам СССР представлены в Музее этнографии народов СССР (Ленинград). Этнографические учреждения имеются в академиях наук союзных республик, во многих республиканских и областных центрах. Издаётся журнал «Советская этнография».
Литература: Ратцель Ф., Народоведение, [пер. с нем.], т. 1 — 2, 4 изд., СПБ. [1904]; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., [Л.], 1935; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Xарузина В. Н., Введение в этнографию. Описание и классификации народов земного шара, М., 1941; Толстов С. П., Советская школа в этнографии, «Советская этнография», 1947, № 4; Токарев С. А., Вклад русских ученых в мировую этнографическую науку, там же, 1948, № 2; Происхождение человека и древнее расселение человечества. [Сб. статей], М., 1951; Англо-американская этнография на службе империализма. Сб. статей. М., 1951; Косвен М. О.. Очерки истории первобытной культуры, М., 1953; Народы Африки, М., 1954; Народы Сибири. М.—Л., 1956; Народы Австралии и Океании, М., 1956; Народы Передней Азии. М., 1 957; Народы Америки, [т.] 1—2, М., 1959; Очерки общей этнографии [вып. 1—3] М., 1957—60.
Этнография музыкальная (музыкальная фольклористика) — научная дисциплина, изучающая народное музыкальное творчество. Предметом исследования этнографии музыкальной как отрасли музыкознания и одновременно отрасли фольклористики (науки о народном творчестве) являются народная песня, народный инструмент, музыка, народный музыкальный быт в их историческом развитии. Этот круг явлений этнография музыкальная изучает путём непосредственных наблюдений и точных, научно документированных описаний; записей образцов народной музыки (с 90-х гг. 19 в. — с помощью звукозаписывающих аппаратов с последующим переводом в нотную запись); теоретических анализов напевов и песенного стиха; определения и уточнения звуковых систем народной вокальной и инструментальной музыки, а также строя народных музыкальных инструментов посредством акустических приборов. Задачами этнографии музыкальной являются: изучение национальных художественных стилей, а также отдельных произведений народного музыкального искусства со стороны идейно-эстетической, музыкально-стилевой и композиционной (мелодика, ритмика, ладовое строение, многоголосие, хоровая и инструментальная фактура и т. п.); выяснение роли народной музыки в общественной жизни и быту, определение форм её взаимосвязи с народной поэзией, танцами, взаимодействия народной музыки с творчеством композиторов. Народное музыкальное искусство начало изучаться с древних времён. С 18 в. оно занимает всё большее место в общих этнографических описаниях и трудах; появляются специальные работы по музыкальному фольклору. Как самостоятельная научная дисциплина этнография музыкальная сложилась во 2-й пол. 19 в.
Литература: Маслов А., Библиографический указатель книг и статей по музыкальной этнографии, в кн.: Труды Музыкально-этнографической комиссии…, т. 1—2, М., 1906—11; Гиппиус Е. В., Чичеров В. П., Советская фольклористика за 30 лет «Советская этнография», 1947, № 4; Groves Dictionary of music and musicians, 5 ed. by E. Blom, v. 3, L.— N. Y., 1954 (литература при статье «Folk Music».
Этнология (от греч. εθνος — народ и …логия) — термин, под которым некоторые учёные понимали исследование общих законов развития культуры народов в отличие от этнографии, которая, по их мнению, только описывает быт и нравы народов. В советской науке этот термин, как условный и неопределённый, отвергнут. Разрыв между описанием явлений и их обобщением неправомерен.
Опубл.: Малая советская энциклопедия / гл. ред. Б. А. Введенский. – 3-е изд. – М., 1960. – Т. 10. Хайхэ – Яя. – Стб. 1011–1016.
 
 
 
 
размещено 17.08.2010

(0.5 печатных листов в этом тексте)
  • Размещено: 01.01.2000
  • Автор: pavel
  • Размер: 19.33 Kb
  • © pavel
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции
© Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов). Копирование материала – только с разрешения редакции